Изменения НК РФ (организация Олимпийских игр; азартные игры)

Среди большого количества различных федеральных законов, принятых по итогам работы весенней сессии 2013 год Государственной Думы, подписанных Президентом РФ и официально опубликованных в конце июля, в том числе, есть два "спортивных" закона (назовем их так), которые своими правками затронули нормы Налогового кодекса РФ.

В частности, речь идет о:

  1. Федеральном законе от 23.07.2013 №198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ" и отдельные законодательные акты РФ в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" (далее - Закон №198-ФЗ; документ направлен на борьбу с договорными матчами);
  2. Федеральном законе от 23.07.2013 №216-ФЗ "О внесении изменений в статью 83 части первой и главу 21 части второй НК РФ" (далее - Закон №216-ФЗ; документ связан с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи).

Рассмотрим указанные нормативные акты подробнее.

1. Закон №198-ФЗ.

Как уже было указано, Закон №198-ФЗ направлен на борьбу с договорными матчами, в связи с чем вносятся правки в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ", Уголовный кодекс РФ, УПК РФ, КоАП РФ. Однако, как оказалось, "бороться с договорными матчами" можно и методами изменения налогового законодательства - только этим можно объяснить причину, по которой помимо указанных выше нормативных Закон №198-ФЗ также внес изменения в НК РФ.

На самом деле, конечно, изменениями НК РФ проблему договорных матчей решить нельзя, и предусмотренные Законом №198-ФЗ правки касаются корректировок положений, касающихся порядка налогообложения деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр, а также налогообложения доходов, получаемых в результате участия в них.

Сразу отметим, что Закон №198-ФЗ был официально опубликован на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru на следующий день после своего подписания - 24.07.2013. В целом он вступает в силу по истечении 180 дней после этой даты, т.е. с 21.01.2014. Однако для норм, вносимых в НК РФ, документом установлен порядок введения в действие, соответствующий статье 5 НК РФ, и указываемые ниже нами даты определены именно с учетом этого порядка.

1.1. Изменения главы 21 НК РФ "НДС".

До принятия Закона №198-ФЗ подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ было предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями или индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса. Тот факт, что указанная льгота была включена в пункт 3 статьи 149, означал, что налогоплательщик теоретически мог отказаться от применения данного освобождения, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Закон №198-ФЗ:

  • во-первых, перенес эту льготу в пункт 2 статьи 149 (новый подпункт 28), т.е. отнес к категории льгот, обязательных к применению, от которых отказаться налогоплательщик не вправе;
  • во-вторых, переформулировал с учетом правок, внесенных в федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...", саму льготу, установив, что освобождение применяется в отношении всех услуг по организации и проведению азартных игр.

Вступают в силу данные изменения с 01.10.2013.

1.2. Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ".

Изменениями, внесенными в главу 23 НК РФ "НДФЛ", Закон №198-ФЗ впервые установил правила, прямо регулирующие порядок исчисления и уплаты налога с доходов физических лиц, полученных ими в результате принятия участия в различных азартных играх. При этом Закон установил различный порядок налогообложения по НДФЛ в отношении:

  • доходов, источником которых являются букмекерские конторы и тотализаторы;
  • всех прочих доходов, выплачиваемых организаторами лотерей и организаторами азартных игр.

Так, в отношении первой из обозначенных выше групп доходов Закон №198-ФЗ ввел в главу 23 НК РФ новую статью 214.7 "Особенности определения налоговой базы по доходам в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе". Она устанавливает, что при определении налоговой базы по НДФЛ по доходам в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе, учитываются суммы выигрышей за вычетом сумм ставок, служащих условием участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе (до сих пор Минфин РФ в своих разъяснениях не признавал возможность такого уменьшения). Указанные суммы выигрышей подлежат налогообложению у источника выплат, который в отношении них признается налоговым агентом.

В отношении второй группы доходов изменения внесены в статью 228 НК РФ "Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога", в которую внесен еще одна новая категория физических лиц, которые обязаны самостоятельно  исчислить и уплатить НДФЛ, представив в налоговый орган по окончании года (по сроку не позднее 30.04 следующего года) налоговую декларацию. Такой категорией стали физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и организаторами азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе. Исчислять данная группа лиц НДФЛ  должна исходя из сумм своих выигрышей (причем возможности уменьшать эти выигрыши на понесенные в связи с их получением расходы Закон №198-ФЗ в главе 23 НК РФ не предусмотрел). Лица, выплачивающие налогоплательщикам такие выигрыши, в отличие от букмекерских контор и тотализаторов налоговыми агентами по НДФЛ не признаются и к вопросам исчисления и уплаты НДФЛ с выплачиваемых сумм отношения не имеют.

Данные изменения главы 23 НК РФ вступают в силу с 01.01.2014.

1.3. Прочие изменения в НК РФ.

Помимо изложенного выше Закон №198-ФЗ также внес правки в главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)", главу 26.2 "УСН" и главу 29 "Налог на игорный бизнес".

В главах 26.1 и 26.2 предусмотренные Законом №198-ФЗ изменения являются идентичными - они уточняют положения данных глав, запрещающие применять соответствующие специальные налоговые режимы организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. В новой формулировке данный запрет в обоих случаях распространяется на организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр.

Указанные изменения в отношении ЕСХН, и в отношении УСН вступают в силу с 01.01.2014.

В главе 29 НК РФ Закон №198-ФЗ уточнил определение понятия "игорный бизнес" для целей соответствующего налога, указав, что игорный бизнес -  это предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Кстати, Закон №198-ФЗ помимо правок НК РФ и своей основной цели - правок УК РФ и КоАП РФ в связи с борьбой с договорными матчами также внес изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...", в котором установил новое определение деятельности по организации и проведению азартных игр (как деятельности по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры), а также ввел требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении других азартных игр. Одним из основных таких требований является возможность принятия ставки на официальные спортивные соревнования и выплаты соответствующих выигрышей только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, а также ведение букмекерскими конторами и тотализаторами учета всех участников, делающих ставки (порядок такого учета должно будет определить Правительство РФ).

2. Закон №216-ФЗ.

Законом №216-ФЗ законодатели вносят в НК РФ очередную порцию изменений, связанные с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее - Игры).

Документ официально был опубликован на правовом портале www.pravo.gov.ru 23.07.2013. В части отдельных норм Закон №216-ФЗ предусмотрел особый порядок вступления их в силу, о чем мы указали ниже.

2.1. Изменения первой части НК РФ.

Установлено, что при осуществлении организацией, являющейся иностранным организатором Игр, деятельности в связи с организацией и проведением Игр в течение периода, не превышающего 12 месяцев и включающего в себя полностью или частично период проведения Игр, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого в налоговый орган. Форма такого уведомления утверждается ФНС РФ (п. 4.1. ст. 82 НК РФ в новой редакции).

Правка вступает в силу по истечении 1 месяца со дня официальной публикации Закона №216-ФЗ, т.е. с 23.08.2013.

2.2. Изменения главы 21 НК РФ "НДС".

1) В соответствии с новым п. 7 ст. 161 НК РФ не признаются налоговыми агентами по НДС приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги), имущественные права для целей проведения Игр организации, являющиеся:

  • иностранными организаторами Игр;
  • иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета (в том числе их филиалы и представительства в РФ).

Установлено также, что для перечисленных организаций реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для целей организации и проведения Игр, подлежит обложению по ставке 0% (новый пп. 14 п. 1 ст. 164 НК РФ).

2) Пункт 2 статьи 146 НК РФ дополнен новыми подпунктами 9.1 и 9.2, согласно которым для целей НДС не признаются объектами налогообложения:

  • оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" олимпийских объектов федерального значения, перечень которых определяется Правительством РФ;
  • передача на безвозмездной основе олимпийских объектов федерального значения в государственную или муниципальную собственность, а также в собственность Госкорпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

Оговоренные изменения главы 21 НК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования Закона №216-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, т.е. с 01.10.2013. Положения будут применяться до 01.01.2017. Для правок предусмотрены специальные переходные положения.

Исп. Леонов А., Жаворонок С.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено