МФ РФ об использовании формы транспортной накладной после 01.01.2013

Информируем о письме МФ РФ от 28.01.13 №03-03-06/1/36, в котором контролирующий орган высказал свое мнение по вопросу необходимости использования после 01.01.2013 унифицированной формы транспортной накладной, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272, в том числе, для целей документального подтверждения расходов при налогообложении прибыли.

Напомним, что "проблематика" данного вопроса обусловлена вступлением в силу с 01.01.2013 нового Закона о бухучете, который в отличие от ранее действовавшего не устанавливает необходимости применения для оформления хозяйственных операций первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам, утвержденным каким-либо органом исполнительной власти, допуская, право хозяйствующих субъектов утверждать для себя названные формы самостоятельно.

До сих пор единственным видом учтенных документов, применение которых после 01.01.2013 согласно позиции Минфина РФ по-прежнему требовало обязательного применения утвержденных нормативными актами унифицированных форм, были документы по учету кассовых операций и обращением российской и иностранной валюты (платежные, кассовые документы). Объяснялось это тем, что в данном случае речь идет о формах документов, утвержденных не в развитие положений старого Закона о бухучете, а установленных Банком России в соответствии с Законом о ЦБ РФ и своими полномочиями в области регулирования денежного обращения в РФ.

Теперь, в указанном выше письме Минфин РФ рассмотрел еще один важный документ, используемый для оформления хозяйственных операций - транспортная накладная.

Письмо подготовлено в ответ на запрос организации, в котором в связи с вступившим в силу с 2013 года новым Законом о бухучете было указано на намерение организации самостоятельно утвердить для себя формы акта оказанных услуг и документа, аналогичного ТТН по форме №1-Т (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 №78), в связи с чем перед Минфином РФ был поставлен вопрос о достаточности таких документов для целей документального подтверждения расходов при налогообложении прибыли.

Минфин РФ в ответе на вопрос указал достаточно спорный, на наш взгляд, вывод, указав, что хотя новый Закон о бухучете и позволяет организациям самостоятельно разрабатывать для себя формы первичных учетных документов, но при этом  согласно п.2 ст.785  ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ), а на основании п.6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.11 №272) оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению №4 к данному документу, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза.

Таким образом, Минфин РФ указал, что, по его мнению, для достаточного документального подтверждения расходов для целей налогообложения прибыли в соответствии со статьей 252 НК РФ после 01.01.2013 по-прежнему необходимо использование формы транспортной накладной (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.11 №272).

В связи с данным выводом обращаем Ваше внимание на следующее:

  1. по сути вывод Минфина, хотя и сделан в качестве ответа на вопрос о документальном подтверждении затрат в налоговом учете, может быть в равной степени распространен и на бухгалтерский учет. Ссылки Минфина РФ на ГК РФ и регулирование Правительством РФ вопросов осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом позволяют нам сделать подобный вывод;
  2. организация в своем вопросе Минфину РФ указывала на намерение самостоятельно разработать и применять аналог другого документа, чем транспортная накладная, о которой в своем письме написал МФ РФ, а именно - о ТТН по форме №1-Т, утвержденной Госкомстатом РФ. На необходимость применения унифицированной формы этого документа после 01.01.2013 Минфин РФ ничего не указал. При этом полагаем, что у ведомства и не было такой возможности, ведь форма №1-Т в отличие от формы транспортной накладной, указанной выше, была утверждена Госкомстатом РФ именно в рамках старого Закона о бухучете, который с 01.01.13 утратил силу. Таким образом, полагаем, что аналог ТТН по форме №1-Т действительно может быть разработан организацией после 01.01.13 самостоятельно. При этом напоминаем, что не смотря на схожие названия и необходимость использования при одних и тех же операциях ТТН и транспортная накладная не заменяют друг друга и являются разными самостоятельными документами. Например, ТТН в большей степени служит для оформления отгрузки материальных ценностей с использованием автомобильного и иного вида транспорта сторонней организации, в то время как транспортная накладная, утвержденная Правительством РФ, в первую очередь, служит для оформления отношений с перевозчиком и подтверждения правомерности нахождения груза в машине перевозчика в пути. Как таковой товарный раздел в ней отсутствует;
  3. однако, на наш взгляд, все указанные выше выводы в основном справедливы для целей оформления хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Говоря о налогообложении прибыли, напоминаем, что согласно статье 252 НК РФ, в которой изложены требования к документальному подтверждению расходов в налоговом учете, помимо унифицированных форм первичных учетных документов также указано на то, что под документально подтвержденными расходами понимаются в том числе затраты, подтвержденные документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. В этой связи применение или неприменение унифицированных форм первичных учетных документов для целей налогообложения прибыли само по себе никогда (ни до, ни после 01.01.2013) не являлось самостоятельным критерием, по которому мог решаться вопрос о возможности признания тех или иных расходов. Об этом свидетельствует многочисленная арбитражная практика, в том числе содержащая большое число дел по вопросам отказа налоговыми органами в признании расходов при неиспользовании налогоплательщиком унифицированных форм ТТН и (или) транспортной накладной. В основном (при отсутствии иных аргументов) суды в данном вопросе занимают позицию налогоплательщиков.

Текст письма МФ РФ от 28.01.13 №03-03-06/1/36 опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" №6, 2013, включен в информационно-правовые базы, может быть дополнительно предоставлен Вам по Вашему запросу.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено