Изменения Инструкции 181-И по учету контрактов по валютным операциям в уполномоченных банках Указанием ЦБ РФ № 6663-У

Информируем Вас об Указании Банка России от 09.01.2024 № 6663-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И" (далее также - Указание № 6663-У).

Подписанное в январе текущего года Указание № 6663-У было зарегистрировано Минюстом только 25.03.2024, после чего 27.03.2024 опубликовано на сайте ЦБ РФ http://www.cbr.ru и почти сразу же вступило в силу - с 01.04.2024, исключением являются лишь положения, затрагивающие участников бюджетного процесса на федеральном уровне, а также федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений (такие изменения вступят в силу с 01.01.2026).

Как прямо следует из названия Указания № 6663-У, оно вносит изменения в Инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее также - Инструкция № 181-И).

Инструкция № 181-И устанавливает порядок постановки на учет в уполномоченных банках контрактов по осуществляемым резидентами валютным операциям - это то, что когда-то раньше предполагало открытие и ведение "паспорта сделки", а теперь является правилами постановки контракта на учет в уполномоченном банке. Такой учет предполагает обязанности представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также определяет единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки представления документов и информации в банк, а также формы, по которым осуществляется валютный контроль со стороны уполномоченных банков.

Внесенные Указанием № 6663-У изменения затрагивают права и обязанности как участников валютных операций, так и уполномоченных банков, порядок осуществления ими контроля (в частности, значительный объем изменений затронул приложения, касающиеся форм и порядка ведения ведомостей банковского контроля).

Ниже мы постарались отметить те изменения, которые прежде всего затрагивают участников валютных операций.

1. Уточнена сфера применения Инструкции № 181-И.

Указание № 6663-У вносит 2 важных изменения в пункт 1.5 Инструкции № 181-И, определяющей сферу применения устанавливаемых ею правил:

1) дополнительно указано, что Инструкция № 181-И распространяется на физических лиц - резидентов при осуществлении ими расчетов по сделкам (операциям) с цифровой валютой.

Порядок представления физическими лицами в банк необходимой информации в этом случае установлен в новом пункте 2.27 Инструкции № 181-И;

2) и наоборот - введено исключение, в соответствии с которым Инструкция № 181-И не распространяется на участников бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений. Это исключение вступает в силу с 01.01.2026. Пункт 2 Указания 6663-У предусматривает, что с 01.01.2026 по 01.02.2026 уполномоченные банки должны будут снять с учета все поставленные на учет до 01.01.2026 контракты резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями (с передачей ведомостей контроля по таким контрактам в ЦБ РФ, ФТС и ФНС).

2. Снижен лимит стоимости договора, по которому у резидента возникает обязанность представления в уполномоченный банк сокращенного объема информации в случаях, предусмотренных Инструкцией № 181-И, например, информации только о коде вида осуществляемой операции по такому контракту, без предоставления иных документов и сведений по ней (пункты 2.7, 2.15, 2.26 Инструкции № 181-И).

Указание № 6663-У снизило указанный лимит с величины, превышающей эквивалент 600 тыс. рублей, до суммы, превышающей эквивалент 1 млн. руб.

Обращаем внимание, что речь не идет о пересмотре величины стоимости валютного договора (контракта), который подлежит постановке на учет в уполномоченном банке, такой лимит остается прежним:

* для импортных контрактов или кредитных договоров - свыше 3 млн рублей;

* для экспортных контрактов - свыше 10 млн рублей.

3. По тексту Инструкции № 181-И внесены положения, уточняющие ситуации, при которых принявший на учет уполномоченный банк может передать его на учет в иной уполномоченный банк (например, в связи с переходом резидента на обслуживание в такой банк), или когда расчеты по валютной операции осуществляются через иной уполномоченный банк, чем тот, в котором контракт поставлен на учет.

Такие изменения внесены, в частности в пункты 2.20, 5.7.2 и др. С этой же темой связан новый пункт 2.22, введенный в Инструкцию № 181-И, устанавливающий, что "При зачислении (списании) иностранной валюты и (или) валюты РФ на транзитный валютный (расчетный) счет (с расчетного счета) резидента, открытый в уполномоченном банке, отличном от банка, где контракт поставлен на учет, резидент по согласованию с банком, где контракт поставлен на учет, в срок не позднее 15 рабочих дней после дня зачисления (списания) средств на транзитный валютный (расчетный) счет (с расчетного счета) резидента в уполномоченном банке, отличном от банка где контракт поставлен на учет, должен представить в банк:

- информацию об уникальном номере договора, присвоенном в порядке, предусмотренном в примечаниях к ведомости банковского контроля, содержащихся в приложении 4 и приложении 5 Инструкции № 181-И;

- выписку по счету о проведенных расчетах в уполномоченном банке, отличном от банка, где контракт поставлен на учет, или любой расчетный документ с отметкой об исполнении, датой зачисления на транзитный валютный (расчетный) счет (списания с расчетного счета) резидента и информацию о коде вида операции.

4. Текст Инструкции № 181-И дополнен новой главой 2(1) "Особенности представления резидентами документов и информации, связанных с расчетами наличными денежными средствами с нерезидентами в случаях, предусмотренных специальными экономическими мерами, а также особенности ведения уполномоченными банками учета и отчетности по соответствующим валютным операциям".

В частности, в этом разделе (т.е. в случаях, предусмотренных специальными экономическими мерами) вводятся положения, предполагающие возможность осуществления по валютным операциям наличных расчетов. Связанные с этим изменения внесены Указанием № 663-У и в другие разделы Инструкции № 181-И.

Например, пункт 5.7 дополнен указанием на то, что резидент-экспортер, резидент-импортер, резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет контракта (кредитного договора) в случае, когда по нему происходит передача наличных денежных средств, в срок не позднее 45 рабочих дней после дня осуществления операции по передаче (получению) таких средств.

Помимо этого, Указание № 6663-У:

* ввело в Инструкцию № 181-И отдельную новую главу 15(1), которая называется "Взаимодействие резидентов с уполномоченными банками при представлении уполномоченными банками документов в связи с осуществлением резидентами расчетов наличными денежными средствами с нерезидентами в случаях, предусмотренных специальными экономическими мерами";

* В Приложение 3 к Инструкции № 181-И внесло особенности указания в документах валютного контроля ожидаемых сроков исполнения по договорам (контрактам), к которым применяется требование о репатриации в соответствии со специальными экономическими мерами (для таких контрактов срок репатриации должен определяться не только из условий самих контрактов, но также с учетом положений постановления Правительства РФ от 12.10.2023 № 1681 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 11.10.2023 № 771").

5. В разделе II Инструкции № 181-И, который называется "Порядок учета договоров, представления резидентом подтверждающих документов по договору, принятому на учет уполномоченным банком, формирования и ведения ведомости банковского контроля по договору, принятому на учет уполномоченным банком, перевода на обслуживание договора, принятого на учет уполномоченным банком, в другой уполномоченный банк", а также в иных разделах Инструкции, посвященных учету валютных контрактов (кредитных договоров), появились отдельные упоминания о таком способе оформления сторонами валютной сделки отношений, как заключение предварительного договора.

Указание № 6663-У по тексту Инструкции № 181-И предусмотрело еще ряд правок, касающихся упоминания в тексте предварительных договоров. Например, в пункт 5.10 внесено положение о том, что в случае если для постановки на учет контракта (кредитного договора) резидентом в банк был представлен предварительный договор резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после дня подписания основного договора должен представить его в банк.

6. В главу 6 "Снятие с учета контрактов (кредитных договоров)" внесены нормы, уточняющие правило такого снятия при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) другому лицу.

В частности, внесенными Указанием № 6663-У правками установлено, что для снятия в этом случае контракта (кредитного договора) необходим не просто факт уступки требования, но и получения встречного предоставления по соответствующему договору уступки требования.

7. В главу 8 Инструкции № 181-И "Представление резидентами подтверждающих документов по контрактам (кредитным договорам), принятым на учет" внесены изменения, касающиеся ситуаций вывоза (ввоза) с территории (на территорию) РФ товаров при отсутствии требований об их таможенном декларировании, а также указано на отсутствие необходимости представления в банк таможенных деклараций или статистических справок, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров.

В частности в пункте 8.8 Инструкции, касающемся вывозе товара с территории РФ на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты или ввоза товара на территорию РФ на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита, указано что при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством РФ резидент должен представить в банк справку о подтверждающих документах, заполненную в соответствии с приложением 6 к Инструкции № 181-И, в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором в таможенные органы подлежала представлению статистическая форма. При этом сама указанная статистическая форма не представляется.

Для ситуаций экспорта (импорта) товаров с оформлением таможенной декларации на условиях отсрочки платежа (с предоставлением коммерческого кредита в форме уплаченного аванса) также установлено, что необходимость в представлении в банк соответствующей таможенной декларации отсутствует.

8. В Приложении 1 к Инструкции № 181-И "Перечень кодов видов операций" ряд ранее применявшихся кодов исключен, ряд - откорректирован, а также введены новые коды.

Например, Указанием № 6663-У введены такие новые коды, как:

020 - обязательная продажа резидентом валютной выручки;

031 - расчеты резидента в пользу лица иностранного государства, относящегося к недружественным государствам, при предоставлении денежных средств по договору займа

032 - Расчеты резидента в пользу лица иностранного государства, не относящегося к недружественным государствам, при предоставлении денежных средств по договору займа

016 - Расчеты резидента в пользу лица иностранного государства, относящегося к недружественным государствам, по возврату основного долга по кредитному договору, договору займа (код 017 - то же самое, но по резидентам из "дружественных" стран);

036 - Расчеты резидента в пользу лица иностранного государства, относящегося к недружественным государствам, по выплате процентов по кредитному договору, договору займа (код 037 - по резидентам из "дружественных" стран);

111 - Расчеты резидента в пользу лица иностранного государства, относящегося к недружественным государствам, при выплате дивидендов по акциям российских акционерных обществ, доходов при распределении прибыли российских обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов (код 112 - по "дружественным" странам).

9. Самые большие по объему изменения, внесенные Указанием № 6663-У, затронули Приложение 4 "Ведомость банковского контроля по контракту" и Приложение 5 "Ведомость банковского контроля по кредитному договору" Инструкции № 181-И.

Предусмотренные данными приложениями ведомости ведутся уполномоченными банками. С точки зрения клиентов банка, можно обратить внимание на то, что с учетом внесенных изменений в ведомости, предусмотренной Приложением 4, появляется отдельная отметка в случае, если нерезидент - сторона по договору, с которым по валютному контракту осуществляются расчеты, является аффилированным лицом по отношению к резиденту, и в обоих ведомостях контроля (и по Приложению 4, и по Приложению 5) появляются сведения о третьем лице, которым (в пользу которого) осуществлен платеж или иное исполнение обязательств по кредитному договору (контракту).

В заключение еще раз хотели бы обратить внимание, что выше мы привели не полный перечень изменений, предусмотренных Указанием № 6663-У. В целом оно является очень объемным документом, и, как нам кажется, для лиц, осуществляющих валютные операции, подлежащие учету в уполномоченных банках, будет полезным изучить его целиком.

Исп.  Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено