Об утверждении Минфином РФ специального перечня офшоров, применяемого для отдельных целей налогообложения в 2024 - 2026 гг. в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.12.2023 № 595-ФЗ

Информируем о Приказе Минфина России от 28.03.2024 № 35н "Об утверждении Специального перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)".

Данный Приказ и утвержденный им Специальный перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (далее также - Приказ МФ РФ № 35н, Специальный перечень офшоров) были официально опубликованы на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27.04.2024, вступили в силу с этой же даты и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01. 2024.

Необходимость утверждения Специального перечня офшоров обусловлена положениями Федерального закона от 19.12.2023 № 595-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ", статья 4 которого предусматривает в отношении налоговых периодов 2024 - 2026 годов применение указанного Специального перечня офшоров для следующих целей:

1) освобождение от налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), признаваемых активными в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 25.13-1 НК РФ;

2) право в соответствии с положениями статьи 25.15 НК РФ осуществить корректировку прибыли КИК не на величину дивидендов (распределенной прибыли) этой КИК, а на сумму, равную прибыли указанной компании, рассчитанной по правилам статьи 309.1 НК РФ, если в отношении налогоплательщика или его КИК были введены ограничительные меры (санкции) и распределение прибыли (выплата дивидендов) не осуществлялось;

3) право на освобождение от налога на прибыль дохода в виде имущества, имущественных прав, полученных российской организацией безвозмездно от иностранной организации, если получающая имущество, имущественные права организация прямо и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале (фонде) передающей имущество, имущественные права иностранной организации, и доля такого участия составляет не менее 50% (подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ);

4) право на применение ставки налога на прибыль 0% к дивидендам, полученным российскими организациями от иностранной организации, при условии, что получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды иностранной организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов (подпункт 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ);

5) право на применение ставки налога на прибыль 0% к дивидендам, полученным международной холдинговой компанией от иностранной организации, при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов международная холдинговая компания в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 15-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды иностранной организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 15% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Все перечисленные выше положения предусматривают право на их применение при условии, что соответствующие иностранные организации (в том числе упомянутые выше КИК) не должны иметь постоянное местонахождение на территориях, включенных в утверждаемый Минфином РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). На сегодня такой перечень утвержден Приказом МФ РФ от 05.06.2023 № 86н.

Однако, как указано выше, для перечисленных целей (и только для них, так как в целом утверждаемый Минфином РФ перечень офшоров упоминается в НК РФ и для иных целей, о чем чуть подробнее будет указано ниже), на период 2024 - 2026 гг. Федеральный закон от 19.12.2023 № 595-ФЗ предусмотрел применение Специального перечня офшоров. Ранее в наших комментариях к этим положениям Федерального закона от 19.12.2023 № 595-ФЗ мы указывали на то, что не очень понятно, в чём именно будет заключаться его "специальность".

Понять это стало возможным только после публикации рассматриваемого Приказа МФ РФ № 35н. Утвержденный им Специальный перечень офшоров гораздо меньше перечня офшоров, который должен был бы применяться без его появления (в него включены 40 против 91 государства и территории). Сравнение этих двух перечней представлено в таблице ниже, где мы выделили страны, "отсутствующие" в Специальном перечне. Из этого сравнения можно убедиться, что в Специальный перечень офшоров не попали все те страны, которые обобщенно можно назвать "недружественными" (к ним же, полагаем, можно отнести многочисленные заморские территории Великобритании (кроме тех из них, которые и ранее признавались офшорными и были включены в соответствующий перечень)).

Более того, на самом деле можно убедиться, что Специальный перечень офшоров полностью совпадает с тем перечнем офшоров, который применялся для целей НК РФ до вступления в силу Приказа МФ РФ от 05.06.2023 № 86н, т.е. до 01.07.2023, когда для целей налогообложения включение в перечень офшоров стало в том числе зависеть от того, является ли соответствующее государство дружественным по отношению к РФ или нет (применявшийся до 01.07.2023 перечень офшоров был утвержден Приказом МФ РФ от 13.11.2007 № 108н).

 

Перечень офшоров, утв. Приказом МФ РФ от 05.06.2023 № 86н Специальный перечень офшоров на 2024 - 2026 гг.
1. Австралия;

2. Австрийская Республика;

3. Ангилья;

4. Антигуа и Барбуда;

5. Аруба;

6. Белиз;

7. Бермуды;

8. Британская Антарктическая территория;

9. Британская территория в Индийском океане;

10. Британские Виргинские острова;

11. Бруней-Даруссалам;

12. Великое Герцогство Люксембург;

13. Венгрия;

14. Гибралтар;

15. Гренада;

16. Греческая Республика;

17. Ирландия;

18. Итальянская Республика;

19. Канада;

20. Специальный административный район Макао (Аомынь) Китайской Народной Республики;

21. Княжество Андорра;

22. Княжество Лихтенштейн;

23. Княжество Монако;

24. Королевство Бахрейн;

25. Королевство Бельгия;

26. Королевство Дания;

27. Королевство Испания;

28. Королевство Нидерландов;

29. Королевство Норвегия;

30. Королевство Швеция;

31. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);

32. Латвийская Республика;

33. Литовская Республика;

34. Остров Лабуан Малайзии;

35. Мальдивская Республика;

36. Монтсеррат;

37. Новая Зеландия;

38. Объединенные Арабские Эмираты;

39. Острова Кайман;

40. Острова Кука;

41. Острова Теркс и Кайкос;

42. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

* Остров Мэн;

* Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);

43. Питкерн;

44. Португальская Республика;

45. Республика Албания;

46. Республика Болгария;

47. Республика Вануату;

48. Республика Исландия;

49. Республика Кипр;

50. Республика Корея;

51. Республика Либерия;

52. Республика Маврикий;

53. Республика Мальта;

54. Республика Маршалловы Острова;

55. Республика Науру;

56. Ниуэ;

57. Республика Палау;

58. Республика Панама;

59. Республика Польша;

60. Независимое Государство Самоа;

61. Республика Сан-Марино;

62. Республика Северная Македония;

63. Республика Сейшелы;

64. Республика Сингапур;

65. Республика Словения;

66. Республика Хорватия;

67. Румыния;

68. Святая Елена, остров Вознесения, Тристан-да-Кунья;

69. Сент-Винсент и Гренадины;

70. Сент-Китс и Невис;

71. Сент-Люсия;

72. Словацкая Республика;

73. Содружество Багамы;

74. Содружество Доминики;

75. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии;

76. Соединенные Штаты Америки;

77. Остров Анжуан Союза Коморы;

78. Суверенные базовые районы Акротири и Декелия;

79. Тайвань (Китай);

80. Украина;

81. Федеративная Республика Германия;

82. Федеративные Штаты Микронезии;

83. Финляндская Республика;

84. Фолклендские острова (Мальвинские);

85. Французская Республика;

86. Черногория;

87. Чешская Республика;

88. Швейцарская Конфедерация;

89. Эстонская Республика;

90. Южная Джорджия и Южные Сандвичевы острова;

91. Япония.

1. Ангилья;

2. Антигуа и Барбуда;

3. Аруба;

4. Белиз;

5. Бермуды;

6. Британские Виргинские острова;

7. Бруней-Даруссалам;

8. Гибралтар;

9. Гренада;

10. Княжество Андорра;

11. Княжество Лихтенштейн;

12. Княжество Монако;

13. Королевство Бахрейн;

14. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);

15. Мальдивская Республика;

16. Монтсеррат;

17. Независимое Государство Самоа;

18. Ниуэ;

19. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

* Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);

* Остров Мэн;

20. Объединенные Арабские Эмираты;

21. Остров Анжуан Союза Коморы;

22. Остров Лабуан Малайзии;

23. Острова Кайман;

24. Острова Кука;

25. Острова Теркс и Кайкос;

26. Республика Вануату;

27. Республика Либерия;

28. Республика Маврикий;

29. Республика Маршалловы Острова;

30. Республика Науру;

31. Республика Палау;

32. Республика Панама;

33. Республика Сан-Марино;

34. Республика Сейшелы;

35. Сент-Винсент и Гренадины;

36. Сент-Китс и Невис;

37. Сент-Люсия;

38. Содружество Багамы;

39. Содружество Доминики;

40. Специальный административный район Макао (Аомынь) Китайской Народной Республики.

Из приведенного сравнения, как нам кажется, можно установить смысл того, что на 2024 - 2026 гг. законодатель предусмотрел использование для определенных целей в рамках НК РФ не общего, а Специального перечня офшоров: фактически на указанные 3 года были нивелированы те отрицательные налоговые последствия, которые возникли для резидентов РФ из-за наличия у них контролируемых иностранных компаний, являющихся резидентами недружественных государств.

Но при этом еще раз хотели бы обратить внимание, что Специальный перечень офшоров применяется не для всех предусмотренных в НК РФ целей.

Например, для целей отнесения сделок с нерезидентами, постоянным местопребывания которых являются "офшоры", к контролируемым сделкам по правилам статьи 105.14 НК РФ не предусмотрено применение Специального перечня офшоров. В данном случае должен применяться перечень офшоров, утвержденный Приказом МФ РФ от 05.06.2023 № 86н (который, в том числе включает все недружественные государства).

Также следует отличать то, что для целого ряда норм, в том числе связанных с правилами налогообложения КИК, применяется вообще иной перечень стран и территорий, хотя его наименование очень похоже на перечни, рассмотренные выше: "перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ". Самое главное отличие этого перечня - это то, что его утверждает не Минфин РФ, а ФНС РФ. На сегодня этот перечень утвержден Приказом ФНС России от 01.12.2023 № ЕД-7-17/914@, он также, как и перечень, утвержденный Приказом МФ РФ от 05.06.2023 № 86н, включает все недружественные государства. Примерами, когда применяется именно этот перечень являются следующие:

- освобождение от налогообложения прибыли КИК по критерию величины эффективной ставки налога на прибыль, уплачиваемого по законодательству страны постоянного местонахождения КИК, либо по критерию отнесения КИК к банкам, страховым организациям, либо в случае, когда КИК является эмитентом обращающихся ценных бумаг (подпункты 3, 5, 6 пункта 1 статьи 25.13-1 НК РФ) - для возможности такого освобождения КИК не должна быть резидентом страны, включенной в перечень ФНС РФ;

- возможность определения размера прибыли КИК для целей налогообложения на основе данных финансовой отчетности такой КИК без представления аудиторского заключения по ней (или без необходимости применения "альтернативного" способа определения прибыли КИК - по правилам определения прибыли в соответствии с главной 25 НК РФ) (статья 309.1 НК РФ).

В отношении данного перечня и целей, для которых он применяется, никаких особенностей на период 2024 - 2026 гг. не предусмотрено.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено