Изменения УК РФ по экономическим составам и Письмо ФНС о взыскании ущерба с руководителей на основе позиции КС РФ

Информируем о:

- Федеральном законе от 06.04.2024 № 79-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон № 79-ФЗ). Документ был официально опубликован на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 06.04.2024 и вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, т.е. с 17.04.2024, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки;

- Письме ФНС России от 09.02.2024 № Д-5-18/23@ "О формировании позиции уполномоченного органа при направлении гражданских исков в суд с учетом позиции постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 № 39-П" (далее - Письмо ФНС России № Д-5-18/23@). Документ официально опубликован не был, размещен в информационно-консультационных базах.

1. Законом № 79-ФЗ увеличен размер ущерба и размер преступной деятельности (в том числе дохода), позволяющие квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности, как совершенное в крупном или особо крупном размере с учетом роста инфляции.

Указанное уточнение, согласно пояснительной записке, связано с ростом инфляции в Российской Федерации (последняя индексация сумм была в 2011 году), а также с необходимостью либерализации уголовного законодательства.

Следует отметить, что изначально принятый законопроект предусматривал увеличение размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода) в несколько раз, что подробно освещалось в СМИ. Однако к моменту окончательного принятия этого законопроекта позиция законодателей относительно величины необходимого изменения изменилась. И, например, по обычно самым рассматриваемым налогоплательщиками составам преступлений (правонарушения в области уплаты налогов) итоговый рост значений составил лишь 25%.

Приводим информацию по наиболее часто встречающимся составам преступлений, размер ущерба и дохода по которым изменен Законом № 79-ФЗ:

 

Состав преступления по УК РФ Старая редакция, руб. Новая редакция, руб.
Статья 159. Мошенничество Значительный ущерб - 10'000

Крупный размер - 3'000'000

Особо крупный размер - 12'000'000

Значительный ущерб - 250'000

Крупный размер - 4'500'000

Особо крупный размер - 18'000'000

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов Крупный размер - 15'000'000

Особо крупный размер - 45'000'000

Крупный размер - 18'750'000

Особо крупный размер - 56'250'000

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента Крупный размер - 15'000'000

Особо крупный размер - 45'000'000

Крупный размер - 18'750'000

Особо крупный размер - 56'250'000

Статья 199.3. Уклонение страхователя - физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд Крупный размер - 1'800'000

Особо крупный размер - 9'000'000

Крупный размер - 2'250'000

Особо крупный размер - 11'250'000

Статья 199.4. Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд Крупный размер - 6'000'000

Особо крупный размер - 35'000'000

Крупный размер - 7'500'000

Особо крупный размер - 37'500'000

Статья 193.1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов Крупный размер - 9'000'000

Особо крупный размер - 45'000'000

Крупный размер - 13'500'000

Особо крупный размер - 65'000'000

Также изменено примечание к статье 170.2 УК РФ, применяемое ко всем преступлениям в сфере экономической деятельности, за исключением статьи 169, частей третьей - шестой статьи 171.1, статей 171.2, 171.3, 171.5, 172.3, 174, 174.1, 178, 180, 185 - 185.4, 185.6, 191.1, 193, 193.1, 194, 198 - 199.1, 199.3, 199.4, 200.1, 200.3, 200.5 и 200.7 УК РФ.

Старая редакция - крупный размер 2'250'000 рублей, особо крупный размер 9'000'000 рублей.

Новая редакция - крупный размер 3'500'000 рублей, особо крупный размер 13'500'000 рублей.

Законом № 79-ФЗ также установлено, что незаконное предпринимательство (без регистрации, лицензии, аккредитации), сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, ответственность за которое предусмотрена статьей 171 УК РФ, относится к преступлениям небольшой, а не средней тяжести.

Дополнительно обращаем Ваше внимание, что по общему правилу, закрепленному в УК РФ, закон, смягчающий ответственность, распространяет свое действие на прошлое время.

2. Письмом ФНС России № Д-5-18/23@ рассмотрена правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 № 39-П "По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева" (далее - Постановление № 39-П).

Не совсем понятно, по какой причине ФНС России подготовила подробный обзор по правовой позиции КС РФ, выраженной еще в 2017 году. Можно предположить, что ФНС России прорабатывает все возможные варианты повышения уровня собираемости сумм, доначисленных по результатам контрольных мероприятий.

Рассмотрим наиболее интересные положения, на которые обратила внимание налоговых органов ФНС России:

Налоговые органы наряду с исками, прямо упомянутыми в статье 31 НК РФ, вправе предъявлять иски о возмещении вреда на основании статьи 1064 ГК РФ к физическим лицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Указанное, на наш взгляд, означает, что в случае возбуждения уголовного дела и непогашения недоимки, пени, штрафа налоговый орган (помимо взыскания сумм с организации в рамках НК РФ) будет взыскивать указанные суммы с физических лиц, являющихся руководителями (или контролирующими лицами).

Вред, причиняемый нарушениями законодательства о налогах и сборах, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня суммы неуплаченных налогов (недоимки) и пеней, как компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок (пункт 3.3 Постановления № 39-П).

Штраф в сумму вреда, подлежащего взысканию с физического лица, не включается. При этом применительно к иным механизмам гражданско-правового регулирования, это не исключает права налоговых органов на предъявление к указанным физическим лицам требований о возмещении указанной суммы штрафа в качестве убытков в пользу должника - юридического лица в соответствии с положениями статьи 61.20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица".

ФНС России отдельно подчеркнула, что такое взыскание возможно в том числе и при отсутствии процедуры банкротства (пункт 3 статьи 61.20 Закона о банкротстве, пункт 69 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве").

Таким образом, подводя итог, следует сказать, что налоговые недоимка и пени могут быть взысканы в рамках гражданского иска в уголовном процессе (который будет рассмотрен также в случае прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, например при истечении срока уголовного преследования), а штраф может быть взыскан в рамках банкротства юридического лица или как убытки (при возврате заявления о признании банкротом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства или при прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства).

ФНС России также указала, что в соответствии с пунктом 3.4 Постановления № 39-П необходимо исключать ситуации взыскания ущерба в двойном размере (один раз - с юридического лица в порядке налогового законодательства, а второй - с физического лица в порядке гражданского законодательства).

Также ФНС России отметила, что привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При этом во всех случаях в гражданском иске налоговые органы должны указать одно или несколько оснований исчерпания.

Особо отмечается, что в силу прямого указания Конституционным Судом Российской Федерации правовая позиция о недопущении взыскания вреда с физического лица до исчерпания иных возможностей возмещения вреда не применяется в случаях, если юридическое лицо - налогоплательщик служит лишь "прикрытием" для действий контролирующего его физического лица и фактически не являлось самостоятельным участником экономической деятельности.

Учитывая приведенное выше, при оценке рисков, связанных с проведением мероприятий налогового контроля и возможными доначислениями по их итогам, считаем необходимым принимать во внимание направленные ФНС РФ для применения на местах разъяснения о взыскании налоговой задолженности, пени и штрафов с физических лиц, являющихся руководителями или контролирующими лицами проверяемой организации. Вероятность такого взыскания возникает в случае, когда выявляемое налоговое правонарушение квалифицируется как один из составов уголовного преступления в соответствии с УК РФ. При этом для оценки того, имеются ли основания для признания выявленной недоимки в качестве такого состава, необходимо учитывать измененные Федеральным законом от 06.04.2024 № 79-ФЗ (и указанные выше в настоящем письме) размеры ущерба.

Исп. Шумилина М.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено