Изменения в порядок ведения кассовых операций, а также введение порядка предоставления информации в кабинете ККТ

В настоящей статье мы рассмотрим два документа, которые связаны с отдельными изменениями, внесенными в порядок ведения кассовых операций, а также с новшествами в части применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), а именно в отношении нового порядка, регулирующего взаимодействие пользователей ККТ и налоговых органов через кабинет ККТ.

1) Указание Банка России от 19.06.2017 № 4416-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание № 4416-У).

Указание № 4416-У было опубликовано на официальном сайте Банка России www.cbr.ru 08.08.2017 и вступило в силу 19.08.2017.

Ниже мы рассмотрим, какие именно изменения были внесены в Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (далее - Порядок ведения кассовых операций).

В пункт 4.1 Порядка ведения кассовых операций введено положение о том, что кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера) могут оформляться по окончании ведения кассовых операций на основании фискальных документов, то есть на основании кассового чека, бланка строгой отчетности или иного аналогичного документа, предусмотренного законодательством РФ о применении ККТ. А также закреплена обязанность платежного агента, банковского платежного агента (субагента) оформлять отдельный приходный кассовый ордер на наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента). Однако по сути аналогичные положения и ранее были прописаны в п. 5.2 Порядка ведения кассовых операций (соответственно в новой редакции Порядка ведения кассовых операций данный пункт исключен).

Напомним, что в соответствии с п.4 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" под банковским платежным агентом подразумевается юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций. Понятие же платежного агента закреплено в Федеральном законе от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Под платежным агентом подразумевается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключивший с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).

Согласно новой редакции Порядка ведения кассовых операций записи в кассовой книге по каждому приходному и расходному кассовому ордеру, оформленному на полученные или выданные наличные деньги, теперь могут осуществляться не только кассиром, но и иным сотрудником организации.

В Порядке ведения кассовых операций ранее было предусмотрено, что в конце рабочего дня кассир должен сверить данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, вывести в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставить подпись, теперь же указано, что в конце рабочего дня кассиром сверяется фактическая сумма наличных денег в кассе с данными кассовых документов и с суммой остатка наличных денежных средств, отраженного в кассовой книге, и после этого он заверяет записи в кассовой книге своей подписью.

По тексту Порядка ведения кассовых операций дополнены отдельные положения в отношении оформления кассовых документов в электронном виде.

Так, предусмотрено, что при оформлении приходного кассового ордера в электронном виде квитанция к этому ордеру может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты.

В случае, когда вносимая сумма наличных денег не соответствует сумме, указанной в приходном кассовом ордере, оформленном в электронном виде, и при этом вноситель отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир а электронном документе проставляет отметку о необходимости переоформления приходного кассового ордера.

При оформлении же расходного кассового ордера в электронном виде получатель наличных денег в свою очередь может поставить электронную подпись.

Пожалуй, самые интересные, на наш взгляд, изменения, внесенные Указанием № 4416-У, затронули порядок выдачи наличных денежных средств работнику под отчет.

В частности из Порядка ведения кассовых операций был исключен пункт о том, что выдача наличных денег под отчет может производиться только при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

Это означает, что с 19.08.2017 для того, чтобы выдать очередную сумму наличных денег под отчет, бухгалтеру нет необходимости проверять, погашена ли подотчетным лицом задолженность сумма по ранее выданным под отчет средствам.

Однако, на наш взгляд, с точки зрения организации внутреннего контроля компании за суммами, выдаваемыми по отчет, было бы эффективнее либо как и ранее не выдавать наличные деньги под отчет при наличии задолженности по предыдущим подотчетным суммам или тщательно отслеживать непогашенные подотчетными лицами суммы наличных денег, выданных под отчет, что, на наш взгляд, может существенно усложнить работу бухгалтера.

Полагаем, что ввиду отмены в Порядке ведения кассовых операций рассматриваемого положения, следует зафиксировать во внутренних документах организации порядок, который будет применяться при выдаче наличных денег под отчет - останется ли прежний порядок (невозможность выдачи под отчет сумм при наличии непогашенной задолженности по предыдущим подотчетным суммам) либо будет закреплен иной порядок. Ведь на практике зачастую возникают ситуации, когда необходимо выдать наличные денежные средства под отчет сотруднику, который еще не отчитался по ранее выданной подотчетной сумме. Так, в своем внутреннем регламенте Вы, к примеру, можете предусмотреть предельную (максимальную) сумму долга по подотчетным наличным суммам, которые могут иметь сотрудники, для беспрепятственной выдачи им новых подотчетных сумм. В любом случае, по нашему мнению, какой бы вариант не выбрала организация, он должен быть закреплен внутренними документами компании.

В дополнение также обращаем Ваше внимание на то, что даже когда норма о невозможности выдавать наличные деньги под отчет в случае задолженности сотрудника по ранее полученной под отчет сумме была закреплена в Порядке ведения кассовых операций, никаких санкций за нарушение данного требования российским законодательством не было предусмотрено. В судебной практике были прецеденты, когда налоговые органы пытались штрафовать организации за нарушение данного требования по статье 15.1 КоАП РФ, однако суды были на стороне налогоплательщиков, поскольку было признано, что действия организации в данном случае не образуют объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (например, постановление ВС РФ от 30.09.2015 № 307-АД15-11670).

Еще одним привнесенным новшеством является следующее: если раньше для выдачи наличных денег работнику под отчет расходный кассовый ордер оформлялся только согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме, которое содержит сведения о сумме наличных денег, о сроке, на который выдаются деньги, подпись руководителя и дату, то теперь помимо данного заявления основанием для оформления расходного кассового ордера может также являться любой распорядительный документ юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, с 19.08.2017 организация вправе упростить документооборот с подотчетными лицами, в частности для выдачи наличных денег под отчет в качестве аванса не запрашивать с подотчетного лица соответствующее письменное заявление.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Порядке ведения кассовых операций не уточняется, о каком именно "распорядительном документе" идет речь. Полагаем, что это может быть приказ, распоряжение и иные распорядительные документы, подписанные руководителем организации.

Эту же позицию выразил и Центробанк РФ в своем письме от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ/20642 в ответе на вопрос от газеты "Учет. Налоги. Право"  (опубликовано в разделе "Официальные документы" газеты "Учет. Налоги. Право" № 33 12-18 сентября 2017 года). Так, на вопрос о форме распорядительного документа на выдачу наличных денег под отчет Центробанк сообщил, что распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денежных средств с указанием ФИО подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются,  также он должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер документа. При этом при подготовке распорядительного документа организация вправе руководствоваться перечнем документов, отнесенных к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, включенной в Общероссийский классификатор управленческой информации ОК 011-93.

По нашему мнению, можно издавать один распорядительный документ на выдачу подотчетных наличных денег сразу нескольким сотрудникам, поскольку Порядком ведения кассовых операций это прямо не запрещено.

Самое главное, чтобы данный распорядительный документ содержал в себе все необходимые сведения, в частности это:

- сумма наличных денег, выдаваемых под отчет;

- срок, на который выдается подотчетная сумма;

- цель выдачи денежных средств под отчет;

- дата составления распорядительного документа;

- подпись руководителя организации.

Как и раньше сотрудник должен будет отчитаться по выданной под отчет сумме наличных денег в течение 3-х дней после дня истечения срока, на который деньги были выданы под отчет. Окончательный расчет по авансовому отчету осуществляется в срок установленный организацией самостоятельно (согласно внутренним регламентам). Если же сотрудник своевременно не вернул в кассу остаток неиспользованных подотчетных средств, сумма его задолженности подлежит удержанию из его заработной платы, при этом работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее 1-го месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, если работник не оспаривает основания и размеры удержания (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 09.08.2007 № 3044-6-0).

В случае же, если наличные деньги выдаются под отчет работнику, направляемому в командировку, необходимость издавать отдельный распорядительный документ на выдачу подотчетных сумм вообще может отпасть, поскольку, к примеру, все необходимые сведения помимо прочего могут быть приведены непосредственно в приказе о направлении сотрудника в командировку.

Однако, оформляя выдачу наличных денег путем издания распорядительного документа, можно столкнуться с тем, что в результате сотрудник не будет знать или попросту забудет, на какой срок ему выданы подотчетные суммы и в какой срок по ним следует отчитаться, ведь в распорядительном документе подпись подотчетного лица не предусмотрена. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее целесообразным было бы организовать документооборот таким образом, чтобы сотрудник в обязательном порядке был ознакомлен с распорядительным документом под роспись.

2) Приказ ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@ "Об утверждении случаев, порядка и сроков предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники" (далее - Приказ № ММВ-7-20/483@).

Напомним, что обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, предоставлять информацию и документы в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ в налоговые органы через кабинет ККТ предусмотрена пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 22.03.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон № 54-ФЗ).

В свою очередь Порядок ведения кабинета ККТ утвержден приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/232@.

Рассматриваемым же Приказом № ММВ-7-20/483@ регулятор утвердил случаи, порядок и сроки предоставления необходимой информации и документов.

В частности, предусмотрены следующие случаи и сроки обязательного предоставления информации и документов через кабинет ККТ:

1) при регистрации ККТ - необходимые документы (информация) представляются одновременно с заявлением на регистрацию;

2) при перерегистрации ККТ - необходимые документы (информация) представляются в срок не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, содержащихся в журнале учета ККТ и карточке регистрации ККТ;

3) при снятии ККТ с регистрационного учета - необходимые документы (информация) предоставляются одновременно с заявлением о снятии ККТ с регистрационного учета;

4) при снятии ККТ с регистрационного учета в случае хищения или потери ККТ - необходимые документы (информация) предоставляются в срок не позднее 1-го рабочего дня со дня обнаружения факта хищения или потери;

5) отчет о регистрации предоставляется в срок не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера;

6) отчет об изменении параметров регистрации предоставляется вместе с заявлением о перерегистрации ККТ в связи с установкой в ККТ нового фискального накопителя;

7) отчет о закрытии фискального накопителя предоставляется вместе с заявлением о перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии ККТ с регистрационного учета (за исключением снятия с регистрационного учета в случае хищения или утраты ККТ);

8) документы (информацию), необходимые для включения ККТ в реестр ККТ, предоставляются одновременно с заявлением о соответствии модели ККТ требованиям законодательства РФ о применении ККТ;

9) документы (информация), необходимые для включения фискального накопителя в реестр фискальных накопителей, предоставляются одновременно с заявлением о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства РФ о применении ККТ;

10) документы (информация) в электронной форме по запросу налогового органа предоставляются в срок не позднее 3-х рабочих дней с момента размещения налоговым органом соответствующего запроса в кабинете ККТ;

11) заявление организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих расчеты, о совершении ими действия (бездействия), содержащего признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч.2, ч.4 и ч.6 статьи 14.5 КоАП РФ "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники" предоставляется в срок не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем добровольного исполнения ими до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой они и привлекаются к административной ответственности;

12) признание (непризнание) организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими расчеты, наличия события вменяемого административного правонарушения после проведения автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение ими действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предоставляются в течение 1-го рабочего дня с момента размещения налоговым органом таких данных в кабинете ККТ, но не позднее дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

При этом предусмотрено, что информация, указанная в пп.1-9, может быть представлена через кабинет ККТ, а также в любой налоговый орган на бумажном носителе.

Организации и индивидуальные предприниматели для реализации своих прав и обязанностей, установленных законодательством РФ о применении ККТ могут предоставлять и иную информацию и документы при возникновении такой необходимости.

Информация и документы, предоставляемые в налоговые органы через кабинет ККТ в электронной форме должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя. При этом датой подачи такой информации (документов) считается дата их размещения в кабинете ККТ, если иное не предусмотрено рассматриваемым Приказом № ММВ-7-20/483@. Подтверждением же факта принятия налоговым органом соответствующей информации (документов) является квитанция о приеме информации и документов, размещенная в кабинете ККТ или же в случае выявления несоответствия предоставляемых сведений требованиям законодательства РФ о ККТ, в кабинете ККТ будет размещена квитанция об отказе в приеме и сведения не будут считаться принятыми налоговым органом.

Приказ № ММВ-7-20/483@ был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 08.08.2017 и вступил в силу 19.08.2017.

Исп. Борисова Ю.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено