856/1825
Новое на сайте

Об исключении организации из ЕГРЮЛ при недостоверности сведений. Об установлении срока ликвидации ООО

Предлагаем Вам ознакомиться с изменениями 3-х Федеральных законов:

- № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

- № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

- № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",

отраженными в Федеральном законе от 28.12.2016 № 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон). Рассматриваемый Закон вступил в силу 28 июня 2017 года, а в части отдельных положений - 1 сентября 2017 года.

Кроме того, Закон также регулировал несколько процедурных аспектов привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в рамках ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Однако данные положения действовали чуть более месяца, и в связи с введением с 30.07.2017 новой главы "III.2. "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве", были исключены. Новые правила привлечения к ответственности контролирующих должника лиц в порядке главы "III.2. "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве", заменившей статью 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", описаны в нашей статье Изменения Закона о банкротстве в части субсидиарной ответственности контролирующих лиц (Закон №266-ФЗ).

1. О сроке ликвидации юридического лица

Федеральный закон № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" дополнен новыми положениями относительно предельного срока для завершения процедуры добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО). Ранее законодатель не ставил для организации рамки по длительности процедуры ликвидации ООО. Фактически организация могла находиться в состоянии "процедуры ликвидации" сколь угодно долго. Имеет место и практика "бросания" организации на стадии ликвидации, что приводит к тому, что ООО формально существует, и в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) годами при этом имеется запись "находится в стадии ликвидации".

С 1 сентября 2017 года срок ликвидации общества не может превышать одного года. Если ликвидация не может быть завершена в этот срок, то в судебном порядке можно продлить срок еще максимум на 6 месяцев. Истечение срока для ликвидации, равно как и подача обществом в регистрирующий орган решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации, влечет внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ (по нашему мнению, такая запись фактически должна убрать из ЕГРЮЛ запись "находится в стадии ликвидации"). В последующем новое принятие решения о добровольной ликвидации допустимо, но оно может быть принято не ранее, чем через 6 месяцев после появления вышеуказанной записи в ЕГРЮЛ о прекращении предыдущей ликвидации.

2. Исключение организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

Расширены полномочия регистрирующего органа по самостоятельному принятию решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

До 1 сентября 2017 года по решению регистрирующего органа юридическое лицо могло быть исключено из ЕГРЮЛ, если признавалось фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо), т.е. если в течение более 12 месяцев, организация не представляла документы отчетности и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету.

С 01.09.2017 рассматриваемый Закон закрепил право регистрирующего органа по собственному решению исключить организацию из ЕГРЮЛ еще в 2-х случаях (п. 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):

1) наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи;

2) невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможность возложить эти расходы на его учредителей (участников).

Наибольший интерес вызывает первое основание исключения: наличие записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Напомним, возможность вносить регистрирующим органом запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, была введена Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ и стала реализовываться с 1 января 2016 года. Вне правового поля такая запись часто зовется "черной меткой", т.к. значительно понижает репутацию организации, может свидетельствовать о ее недобросовестности и о необходимости признания ее рискованным партнером с точки зрения проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

Запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений вносится в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ, то есть фактически такая запись может появиться в разделе ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (например, генеральный директор), и в разделе об учредителях (участника) юридического лица. Также запись о недостоверности сведений может появиться в разделе об адресе организации, если у регистрирующего органа появится основания считать организацию отсутствующей в заявленном адресе.

Отметим, что запись о недостоверности не вносится сразу: сперва регистрирующий орган должен направить уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. Если в течение 30 дней такие сведения не будут предоставлены, то регистрирующий орган внесет запись о недостоверности.

До появления рассматриваемого Закона такая запись могла принести организации различные трудности, но одним из самых негативных последствий такой записи, на наш взгляд, являлось то, что контрагенты отказывались от работы с такой организацией как с потенциально ненадежной. Теперь же 6 месяцев наличия такой записи в ЕГРЮЛ дают право регистрирующему органу исключить организацию из ЕГРЮЛ, т.е. фактически ликвидировать организацию без участия самой организации и без судебных тяжб. Такое последствие для "брошенных" организаций может быть выгодно, а для добросовестных организаций, напротив, представляет существенные трудности.

Что касается второго нового основания для исключения: отсутствие средств на расходы по ликвидации организации, то наделение регистрирующего органа таким полномочием представляют собой скорее техническую необходимость. Еще с 1 сентября 2014 года при реализации очередного этапа реформы гражданского законодательства, появился пункт 6 ст. 62 Гражданского кодекса РФ, который установил, что при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Рассматриваемая новелла, отраженная в п. 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, как раз раскрывает содержание "порядка, установленного законом о государственной регистрации юридических лиц".

Говоря о новшествах в части исключения организации из ЕГРЮЛ, также следует обратить внимание на следующее. Рассматриваемый Закон закрепил положения о том, что принятие регистрирующим органом самостоятельного решения о предстоящем исключении организации (вне зависимости от основания) невозможно, в случае если в ЕГРЮЛ внесена информация о том, что организация является должником в банкротном процессе (подробнее см. раздел 3 настоящего Информационного сообщения).

Кроме того, Закон несколько конкретизировал процедуру исключения организации из ЕГРЮЛ по собственному решению регистрирующего органа. Как и ранее, исключение происходит в 2 этапа - принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и принятие самого решения об исключении.

Для предприятий наиболее интересен первый этап, т.к. есть возможность реагирования на действия регистрирующего органа.

Регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении организации, после чего в течение 3-х дней информация о таком решении публикуется для всеобщего ознакомления в журнале "Вестник государственной регистрации". Там же указываются сведения о порядке и сроках направления заявлений исключаемым юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Срок для направления заявлений - в течение 3-х месяцев после публикации. Если такое заявление поступит в регистрирующий орган, исключение организации не может быть осуществлено.

Рассматриваемый закон уточнил, что не любое заявление "отменит" исключение из ЕГРЮЛ, а только мотивированное. Также разъяснено, что заявление может быть направлено почтой, в электронном виде или подано непосредственно в регистрирующий орган.

3. Отражение в ЕГРЮЛ сведений о процедуре банкротства организации

В Федеральные законы № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" внесены взаимообусловленные правки следующего содержания.

С 28.06.2017 Арбитражный Суд обязан направлять в электронной форме определение о принятии заявления о признании организации банкротом в регистрирующий орган.

А на оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ, размещен на сайте http://bankrot.fedresurs.ru) возложена обязанность представлять в регистрирующий орган в течение 3-х дней с момента их появления сведения о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о дате введения соответствующей процедуры, сведения о прекращении производства по делу о банкротстве, сведения об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений.

Для третьих лиц такие нововведения фактически выражаются в единственном последствии: теперь в ЕГРЮЛ можно будет увидеть, что организация находится в процессе банкротства, и не требуется отдельно просматривать сведения картотеки арбитражных дел, размещенной на сайте http://kad.arbitr.ru. Однако такое утверждение действительно при условии, что арбитражные суды и оператор ЕФРСБ будут добросовестно исполнять возложенную на них новую обязанность.

Исп. Коновалова Д.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено