Анонс изменений НК РФ, Закона о бухгалтерском учете и Закона о консолидированной финансовой отчетности от 18.07.2017

Настоящим информируем, о том, что 19.07.2017 на портале правовой информации http://pravo.gov.ru официально опубликован пакет новых федеральных законов, принятых Федеральным собранием в рамках текущей рабочей сессии и подписанных Президентом РФ 18.07.2017.

Среди данного пакета, в том числе, есть изменения, вносимые в Федеральные законы "О бухгалтерском учете" и "О консолидированной финансовой отчетности", а также сразу несколько (а именно - 6) законов, изменяющих Налоговый кодекс РФ.

В настоящем сообщении представлен анонс, посвященный опубликованию указанных законов.

Подробная информация с нашими комментарии к ним, а также к иным законам, подписанным Президентом РФ 18.07.2017 и имеющим существенное значение для осуществления предпринимательской и иной деятельности, будет размещена на нашем сайте в разделе "Статьи и комментарии" в ближайшее время.

1. Федеральный закон от 18.07.2017 №160-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" 

Закон уточняет полномочия ЦБ РФ, как регулятора в области бухгалтерского учета для отдельных экономических субъектов (кредитных и некредитных финансовых организаций).

Что более существенно для самого широкого круга лиц, это то, что закон придает всем ПБУ, принятым Минфином РФ до вступления в силу действующего Закона о бухучете (а на сегодня это вообще все действующие ПБУ), но не ранее 01.10.1998, статус федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Что это фактически означает для пользователей этих ПБУ (стандартов)? На наш взгляд, ничего, кроме повышения статуса действующих документов в результате вступления в силу данных поправок не произойдет. Ведь в любом случае, как и ранее, эти документы будут применяться в части, не противоречащей самому Закону о бухучете и принятым в более поздние сроки нормативным актам Минфина РФ по вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Единственное, что, пожалуй, можно отметить, это то, что формально ПБУ, принятые после 01.10.1998, теперь официально имеют более высокий статус и приоритет по сравнению с документами в области бухучета, принятыми Минфином РФ до этого. Это, например, "снижает вес" Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 №34н), так как оно было принято в июле 1998 года, т.е. ранее 01.10.1998. Как некий обобщающий документ в области бухучета, оно, по идее, должно было бы стоять несколько выше в иерархической лестнице документов Минфина РФ. Но по факту этого и так не было (так как с правовой точки зрения в любом случае речь идет о документах равной юридической силы - приказах МФ РФ, а значит, приоритет имеет тот из них, который был принят позднее), а теперь и не будет в силу прямого указания на это в Законе. Кстати, именно Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, на наш взгляд, на сегодня содержит наибольшее число норм, которые не могут применяться в силу того, что противоречат или Закону о бухучете, или принятым позднее иным нормативным актам МФ РФ.

До 01.10.1998 был принят еще ряд нормативных актов МФ РФ в области бухучета, которые до сих пор продолжают свое действие (например, Положение по учету долгосрочных инвестиций или Указания об отражении в бухучете операций по договору лизинга). Еще раз повторим, что все эти документы продолжат свое действие с принятием Закона №160-ФЗ. Применяться они, как и ранее, будут в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. Но теперь их статус по отношению к остальным ПБУ сильно снижен. И если будут выявлены противоречия между ними и теми ПБУ, которые теперь признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета, применяться должны будут нормы из федеральных стандартов, и, например, нельзя будет указывать на приоритет, скажем Положения по учету долгосрочных инвестиций или Указаний по учету операций лизинга только на том основании, что они являются специальными в соответствующей части по отношению к иным документам бухгалтерского учета.

Вступает в силу Закон №160-ФЗ с момента своего официального опубликования, т.е. с 19.07.2017.

2. Федеральный закон от 18.07.2017 №164-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и статьи 3 и 4 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности".

Данный закон уточняет нормы закона о рынке ценных бумаг относительно ответственности лиц, подписавших отчетность и выдавших аудиторское заключение по отчетности эмитента.

А в части закона о консолидированной финансовой отчетности правки касаются определения того, что ряду лиц предоставлено право устанавливать для себя в качестве отчетного года для консолидированной финансовой отчетности не календарный год, а иной период, что может быть интересно для тех, кто готовит такую отчетность в силу требований иностранных головных (материнских) компаний, у которых отчетным периодом является год, отличный от календарного (например, период с 01 апреля по 31 марта).

Кроме того, в закон вводятся правила определения "первого отчетного периода" для годовой консолидированной финансовой отчетности и просто "отчетного периода" для промежуточной консолидированной финансовой отчетности.

Закон вступает в силу с момента официального опубликования, т.е. с 19.07.2017.

3. Изменения НК РФ федеральными законами от 18.07.17.

В пакет подписанных 18.07.2017 Президентом РФ и касающихся НК РФ законов входят:

1) Федеральный закон от 18.07.2017 №161-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". 

Закон расширяет с 01.10.2017 перечень не облагаемых НДС (освобожденных от НДС) операций, включив в него реализацию билетов в океанариумы, а также услуги по передаче медицинских изделий по договорам лизинга;

2) Федеральный закон от 18.07.2017 №163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Закон вводит в НК РФ новую статью 54.1, в которой сделана попытка определить, что есть обоснованное и допустимое снижение налогоплательщиком суммы налогов и налоговой базы, а что нет. Общим критерием обоснованности выступили, по сути 3 фактора, которые должны выполняться одновременно:

- снижение не основано на искажении налогоплательщиком фактов хозяйственной жизни;

- целью соответствующей операции, приводящей к снижению суммы налога или величины налоговой базы, не являлось именно такое снижение;

- обязательство по соответствующей сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора или тем, кому обязательство перешло на основании закона или договора.

Последнее из перечисленных условий для нас пока является не до конца очевидным (не ясно, что именно под ним подразумевается). В частности, мы не понимаем, как именно можно оценивать этот фактор при условии, что порядок исчисления основных налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, акцизы, НДПИ, страховые взносы) на сегодня не зависит от фактического исполнения обязательств по сделкам, приводящим к формированию налоговой базы (принцип начисления). И что именно понимать под фактом исполнения обязательств применительно к операциям, формирующим не расходную, а доходную часть налоговой базы, также не очень ясно.

Из буквального же толкования можно предположить, что, например, в случае, когда обязательство по оплате приобретенных налогоплательщиком товаров, работ, услуг, будет исполнено третьим лицом, не являющимся стороной договора (например, по письму налогоплательщика - покупателя с просьбой перечислить причитающиеся ему к получению средства за него на счет третьего лица - продавца соответствующих товаров, работ, услуг), возможность учета в расходах покупателя для целей налогообложения прибыли и применение им налоговых вычетов по НДС сразу же будет поставлено под сомнение.

Положительным является прямое упоминание в тексте о том, что ошибки в заполнении первичных документов, недостоверные подписи, проблемы с уплатой налогов у контрагентов - поставщиков сами по себе не могу являться основанием для того, чтобы отказывать налогоплательщику в его праве на уменьшение налоговой базы и суммы налога.

Также положительным является то, что бремя доказывания обстоятельств, не позволяющих налогоплательщику уменьшать свои налоги и налоговые базы, возложено на налоговые органы в рамках проводимых ими мероприятий налогового контроля. Правда, именно в данной части Закон будет применяться только к тем налоговым проверкам, которые будут назначены после вступления его в силу.

А вступает Закон в силу с 20.08.2017.

3) Федеральный закон от 18.07.2017 №166-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Закон установил, что доходы в виде стоимости выявленных в ходе инвентаризации в период с 01.01.2018 по 31.12.2019 имущественных прав на права интеллектуальной деятельности относятся к доходам, не облагаемым налогом на прибыль. Это, очевидно, направлено на стимулирование легализации различного рода подобных прав, которыми может обладать организация, но которые в силу разных обстоятельств отсутствуют у нее в учете.

Кроме этого, Закон в очередной раз уточнил порядок признания при налогообложении прибыли расходов на НИКОР, в том числе состав таких расходов (в частности, за счет упоминания расходов на приобретение различных исключительных прав), а также возможность применения коэффициента 1,5 при их признании для целей налогообложения.

Вступит в силу данный Закон с 01.01.2018.

4) Федеральный закон от 18.07.2017 №168-ФЗ "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа".

Как следует из названия данного Закона, он вводит преференциальные нормы в виде права на применения ставки налога на прибыль 0% для компаний, занимающихся туристско-рекреационной деятельностью на территории Дальневосточного федерального округа. Условия применения данной ставки будут определены в новой статье 284.6 НК РФ.

Помимо этого для участников региональных инвестиционных проектов с 01.01.2018 вводится право не учитывать доходы в виде положительной курсовой разницы при определении доли доходов, подтверждающих право на применение предусмотренной для них статьями 284.3 и 284.3-1 НК РФ ставки налога на прибыль в размере 0%.

5) Федеральный закон от 18.07.2017 №169-ФЗ "О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров".

В очередной раз изложен в новой редакции пункт 3 статьи 264 НК РФ, касающийся учета для целей налогообложения прибыли расходов на обучение и прохождение независимой оценки работников (потенциальных работников).

В частности, уточнены условия принятия в расходы затрат на обучение потенциальных работников, например, в связи с упоминанием расходов по договорам о сетевой форме реализации обучающих программ, расходов на содержание помещений и оборудования для организации процесса обучения сотрудников и иных подобных затрат, ранее не указанных в тексте НК РФ.

Закон вступает в силу с 01.01.2018.

6) Федеральный закон от 18.07.2017 №173-ФЗ "О внесении изменений в статью 55 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Из всех рассмотренных выше законов данный является самым большим по объему, но при этом он вносит правки в одну единственную статью НК РФ - статью 55 "Налоговый период". При этом все изменения посвящены подробному установлению особенностей определения первого и последнего налогового периода для организаций и индивидуальных предпринимателей в самых разных ситуациях их создания и прекращения деятельности. В том числе, значительное внимание уделено вопросам создания и прекращения деятельности организаций в результате реорганизации.

Вступает в силу данный Закон с 20.08.2017.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено