Анонс изменений НК РФ, Закона о бухгалтерском учете и Закона о консолидированной финансовой отчетности от 18.07.2017

Настоящим информируем, о том, что 19.07.2017 на портале правовой информации http://pravo.gov.ru официально опубликован пакет новых федеральных законов, принятых Федеральным собранием в рамках текущей рабочей сессии и подписанных Президентом РФ 18.07.2017.

Среди данного пакета, в том числе, есть изменения, вносимые в Федеральные законы "О бухгалтерском учете" и "О консолидированной финансовой отчетности", а также сразу несколько (а именно - 6) законов, изменяющих Налоговый кодекс РФ.

В настоящем сообщении представлен анонс, посвященный опубликованию указанных законов.

Подробная информация с нашими комментарии к ним, а также к иным законам, подписанным Президентом РФ 18.07.2017 и имеющим существенное значение для осуществления предпринимательской и иной деятельности, будет размещена на нашем сайте в разделе "Статьи и комментарии" в ближайшее время.

1. Федеральный закон от 18.07.2017 №160-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" 

Закон уточняет полномочия ЦБ РФ, как регулятора в области бухгалтерского учета для отдельных экономических субъектов (кредитных и некредитных финансовых организаций).

Что более существенно для самого широкого круга лиц, это то, что закон придает всем ПБУ, принятым Минфином РФ до вступления в силу действующего Закона о бухучете (а на сегодня это вообще все действующие ПБУ), но не ранее 01.10.1998, статус федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Что это фактически означает для пользователей этих ПБУ (стандартов)? На наш взгляд, ничего, кроме повышения статуса действующих документов в результате вступления в силу данных поправок не произойдет. Ведь в любом случае, как и ранее, эти документы будут применяться в части, не противоречащей самому Закону о бухучете и принятым в более поздние сроки нормативным актам Минфина РФ по вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Единственное, что, пожалуй, можно отметить, это то, что формально ПБУ, принятые после 01.10.1998, теперь официально имеют более высокий статус и приоритет по сравнению с документами в области бухучета, принятыми Минфином РФ до этого. Это, например, "снижает вес" Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 №34н), так как оно было принято в июле 1998 года, т.е. ранее 01.10.1998. Как некий обобщающий документ в области бухучета, оно, по идее, должно было бы стоять несколько выше в иерархической лестнице документов Минфина РФ. Но по факту этого и так не было (так как с правовой точки зрения в любом случае речь идет о документах равной юридической силы - приказах МФ РФ, а значит, приоритет имеет тот из них, который был принят позднее), а теперь и не будет в силу прямого указания на это в Законе. Кстати, именно Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, на наш взгляд, на сегодня содержит наибольшее число норм, которые не могут применяться в силу того, что противоречат или Закону о бухучете, или принятым позднее иным нормативным актам МФ РФ.

До 01.10.1998 был принят еще ряд нормативных актов МФ РФ в области бухучета, которые до сих пор продолжают свое действие (например, Положение по учету долгосрочных инвестиций или Указания об отражении в бухучете операций по договору лизинга). Еще раз повторим, что все эти документы продолжат свое действие с принятием Закона №160-ФЗ. Применяться они, как и ранее, будут в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. Но теперь их статус по отношению к остальным ПБУ сильно снижен. И если будут выявлены противоречия между ними и теми ПБУ, которые теперь признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета, применяться должны будут нормы из федеральных стандартов, и, например, нельзя будет указывать на приоритет, скажем Положения по учету долгосрочных инвестиций или Указаний по учету операций лизинга только на том основании, что они являются специальными в соответствующей части по отношению к иным документам бухгалтерского учета.

Вступает в силу Закон №160-ФЗ с момента своего официального опубликования, т.е. с 19.07.2017.

2. Федеральный закон от 18.07.2017 №164-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и статьи 3 и 4 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности".

Данный закон уточняет нормы закона о рынке ценных бумаг относительно ответственности лиц, подписавших отчетность и выдавших аудиторское заключение по отчетности эмитента.

А в части закона о консолидированной финансовой отчетности правки касаются определения того, что ряду лиц предоставлено право устанавливать для себя в качестве отчетного года для консолидированной финансовой отчетности не календарный год, а иной период, что может быть интересно для тех, кто готовит такую отчетность в силу требований иностранных головных (материнских) компаний, у которых отчетным периодом является год, отличный от календарного (например, период с 01 апреля по 31 марта).

Кроме того, в закон вводятся правила определения "первого отчетного периода" для годовой консолидированной финансовой отчетности и просто "отчетного периода" для промежуточной консолидированной финансовой отчетности.

Закон вступает в силу с момента официального опубликования, т.е. с 19.07.2017.

3. Изменения НК РФ федеральными законами от 18.07.17.

В пакет подписанных 18.07.2017 Президентом РФ и касающихся НК РФ законов входят:

1) Федеральный закон от 18.07.2017 №161-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". 

Закон расширяет с 01.10.2017 перечень не облагаемых НДС (освобожденных от НДС) операций, включив в него реализацию билетов в океанариумы, а также услуги по передаче медицинских изделий по договорам лизинга;

2) Федеральный закон от 18.07.2017 №163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Закон вводит в НК РФ новую статью 54.1, в которой сделана попытка определить, что есть обоснованное и допустимое снижение налогоплательщиком суммы налогов и налоговой базы, а что нет. Общим критерием обоснованности выступили, по сути 3 фактора, которые должны выполняться одновременно:

- снижение не основано на искажении налогоплательщиком фактов хозяйственной жизни;

- целью соответствующей операции, приводящей к снижению суммы налога или величины налоговой базы, не являлось именно такое снижение;

- обязательство по соответствующей сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора или тем, кому обязательство перешло на основании закона или договора.

Последнее из перечисленных условий для нас пока является не до конца очевидным (не ясно, что именно под ним подразумевается). В частности, мы не понимаем, как именно можно оценивать этот фактор при условии, что порядок исчисления основных налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, акцизы, НДПИ, страховые взносы) на сегодня не зависит от фактического исполнения обязательств по сделкам, приводящим к формированию налоговой базы (принцип начисления). И что именно понимать под фактом исполнения обязательств применительно к операциям, формирующим не расходную, а доходную часть налоговой базы, также не очень ясно.

Из буквального же толкования можно предположить, что, например, в случае, когда обязательство по оплате приобретенных налогоплательщиком товаров, работ, услуг, будет исполнено третьим лицом, не являющимся стороной договора (например, по письму налогоплательщика - покупателя с просьбой перечислить причитающиеся ему к получению средства за него на счет третьего лица - продавца соответствующих товаров, работ, услуг), возможность учета в расходах покупателя для целей налогообложения прибыли и применение им налоговых вычетов по НДС сразу же будет поставлено под сомнение.

Положительным является прямое упоминание в тексте о том, что ошибки в заполнении первичных документов, недостоверные подписи, проблемы с уплатой налогов у контрагентов - поставщиков сами по себе не могу являться основанием для того, чтобы отказывать налогоплательщику в его праве на уменьшение налоговой базы и суммы налога.

Также положительным является то, что бремя доказывания обстоятельств, не позволяющих налогоплательщику уменьшать свои налоги и налоговые базы, возложено на налоговые органы в рамках проводимых ими мероприятий налогового контроля. Правда, именно в данной части Закон будет применяться только к тем налоговым проверкам, которые будут назначены после вступления его в силу.

А вступает Закон в силу с 20.08.2017.

3) Федеральный закон от 18.07.2017 №166-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Закон установил, что доходы в виде стоимости выявленных в ходе инвентаризации в период с 01.01.2018 по 31.12.2019 имущественных прав на права интеллектуальной деятельности относятся к доходам, не облагаемым налогом на прибыль. Это, очевидно, направлено на стимулирование легализации различного рода подобных прав, которыми может обладать организация, но которые в силу разных обстоятельств отсутствуют у нее в учете.

Кроме этого, Закон в очередной раз уточнил порядок признания при налогообложении прибыли расходов на НИКОР, в том числе состав таких расходов (в частности, за счет упоминания расходов на приобретение различных исключительных прав), а также возможность применения коэффициента 1,5 при их признании для целей налогообложения.

Вступит в силу данный Закон с 01.01.2018.

4) Федеральный закон от 18.07.2017 №168-ФЗ "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа".

Как следует из названия данного Закона, он вводит преференциальные нормы в виде права на применения ставки налога на прибыль 0% для компаний, занимающихся туристско-рекреационной деятельностью на территории Дальневосточного федерального округа. Условия применения данной ставки будут определены в новой статье 284.6 НК РФ.

Помимо этого для участников региональных инвестиционных проектов с 01.01.2018 вводится право не учитывать доходы в виде положительной курсовой разницы при определении доли доходов, подтверждающих право на применение предусмотренной для них статьями 284.3 и 284.3-1 НК РФ ставки налога на прибыль в размере 0%.

5) Федеральный закон от 18.07.2017 №169-ФЗ "О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров".

В очередной раз изложен в новой редакции пункт 3 статьи 264 НК РФ, касающийся учета для целей налогообложения прибыли расходов на обучение и прохождение независимой оценки работников (потенциальных работников).

В частности, уточнены условия принятия в расходы затрат на обучение потенциальных работников, например, в связи с упоминанием расходов по договорам о сетевой форме реализации обучающих программ, расходов на содержание помещений и оборудования для организации процесса обучения сотрудников и иных подобных затрат, ранее не указанных в тексте НК РФ.

Закон вступает в силу с 01.01.2018.

6) Федеральный закон от 18.07.2017 №173-ФЗ "О внесении изменений в статью 55 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Из всех рассмотренных выше законов данный является самым большим по объему, но при этом он вносит правки в одну единственную статью НК РФ - статью 55 "Налоговый период". При этом все изменения посвящены подробному установлению особенностей определения первого и последнего налогового периода для организаций и индивидуальных предпринимателей в самых разных ситуациях их создания и прекращения деятельности. В том числе, значительное внимание уделено вопросам создания и прекращения деятельности организаций в результате реорганизации.

Вступает в силу данный Закон с 20.08.2017.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6