Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ", вносимые Законом №58-ФЗ

Сообщаем информацию об основных положениях Федерального закона от 03.04.2017 №58-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 НК РФ" (далее - Закон №58-ФЗ).

Закон №58-ФЗ - один из трех налоговых законов, подписанных Президентом РФ 03.04.2017 и официально опубликованных на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 04.04.2017. Напомним, что ранее мы анонсировали эти законы в нашей статье Анонс изменений НК РФ, вносимыми Федеральными законами от 03.04.2017.

Еще раз повторим, что, по нашему мнению, ни один из этих трех Законов нельзя назвать существенным, с точки зрения вопросов налогообложения абсолютного большинства налогоплательщиков.

В настоящем сообщении мы рассмотрели Закон №58-ФЗ, который, как прямо следует из его названия, затрагивает положения главы 23 НК РФ "НДФЛ", а в средствах массовой информации упоминался в связи с предусматриваемым им освобождением от НДФЛ лиц, попавших под санкции иностранных государств (хотя это и не является единственным положением самого Закона).

1. Освобождение от НДФЛ лиц, попавших под санкции иностранных государств.

В данной части предусмотренные Законом №58-ФЗ изменения затронули статью 207 НК РФ "Налогоплательщики", которая дополнена следующими положениями, распространяющими свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2014.

Данная статья дополнена положением о том, что в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.

Указанное физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ на основании его заявления, представленного в ФНС РФ, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства).

Названное выше заявление представляется в срок представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, т.е. не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. В отношении налоговых периодов 2014 - 2016 годов заявление представляется не позднее 01.07.2017.

Что фактически будут означать данные правки?

В СМИ авторы соответствующего законопроекта комментировали необходимость принятия данных положений для того, чтобы устранить двойное налогообложение доходов лиц, попавших под международные санкции и не имеющих возможности проживания из-за этого за рубежом (т.е. фактически вынужденных проживать в РФ и из-за этого получающих для целей НДФЛ автоматически статус налогового резидента РФ). Такое двойное налогообложение в этом случае возникало в отношении доходов, получаемых названными выше гражданами от источников за пределами РФ и облагаемых налогами за пределами РФ по законодательству страны - источника выплаты (например, в связи с признанием получателя дохода в смысле законодательства иностранного государства налоговым резидентом этого государства не по правилам, применяемым в РФ (т.е. не по числу дней пребывания на территории соответствующей страны), а по иным признакам, например, по месту нахождения жизненных интересов (недвижимость, семья, работа и т.п.)).

Например, если какой-либо гражданин РФ имеет за пределами РФ недвижимость, в которой постоянно проживает его семья, и кроме этого сосредоточение иных жизненных интересов этого лица (источники его доходов и т.п.) также находятся за пределами РФ, то с большой долей вероятности для целей налогообложения доходов этого лица он будет признаваться налоговым резидентом той страны, в которой находится центр его жизненных интересов, т.е. в нашем примере это будет не РФ. Фактическое время нахождения на территории той или иной страны в этом плане значения не имеет (эта особенность характерна для российского налогового законодательства, но далеко не всегда используется в иных налоговых юрисдикциях).

Соответственно, после введения в отношении такого лица санкций, препятствующих его пребыванию на территории той или иной страны, он, не утратив в этой стране центр своих жизненных интересов, может сохранить в ней статус налогового резидента согласно действующему на ее территории законодательству.

Это будет означать, что доходы такого лица будут подлежать налогообложению на территории этой страны.

Одновременно по правилам главы 23 НК РФ "вынужденное" пребывание такого лица в РФ приведет к тому, что оно получит статус налогового резидента РФ. А это будет означать, что доходы такого лица (в том числе те, которые подпадают под налогообложение в стране "его жизненных интересов") должны будут облагаться налогами также и в РФ. Соглашения об избежании двойного налогообложения в этом случае работать не будут, а возможности зачесть суму налога, уплаченную за рубежом, при расчете НДФЛ глава 23 НК РФ не предоставляет.

Таким образом, целью Закона (согласно комментариям его авторов) являлось предоставление возможности лицам, попавшим в указанную выше ситуацию из-за введения в отношении них санкций, избежать двойного налогообложения.

Мы не будем комментировать сам факт введения такой возможности в смысле достижения обозначенных выше целей - как нам представляется, фактическое число лиц, которое сможет ими воспользоваться, является очень ограниченным, а предоставление им налоговых преференций в РФ выглядит несколько странным - речь идет о лицах, с одной стороны, попавших под международные санкции (Правительство РФ должно будет определить, какие именно санкции имеются в виду, но в любом случае понимание того, о чем в целом идет речь, имеется), но с другой стороны, признаваемых налоговыми резидентами других государств по признаку, отличному от числа дней пребывания на их территории (т.е. скорее всего, повторим, речь идет о лицах, чей центр жизненных интересов находится за пределами РФ).

Но мы бы хотели обозначить, к чему фактически, на наш взгляд, приведут рассматриваемые правки.

Итак, единственное, что предусматривает Закон №58-ФЗ - это право определенной категории лиц отказаться от статуса налогового резидента РФ.

Что это будет означать?

Это будет означать, что для целей главы 23 НК РФ они будут рассматриваться в качестве налоговых нерезидентов.

В этом случае получаемые ими доходы от источников за пределами РФ не будут подлежать налогообложению в РФ, и обозначенные выше вопросы двойного налогообложения действительно будут решены.

Но согласно положениям статьи 209 НК РФ доходы налоговых нерезидентов от источников в РФ будут подлежать налогообложению в РФ, но при этом из-за того, что речь будет идти о доходах налоговых нерезидентов, к этим доходам:

1) нельзя будет применить налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные);

2) к этим доходам (исключая доходы в виде дивидендов) будет подлежать применению ставка не 13%, а 30%. По доходам в виде дивидендов должна будет применяться ставка не 13%, а 15%.

Т.е. фактически, лицо, которое воспользуется положениями Закона №58-ФЗ, получит возможность вернуть уплаченный в бюджет РФ за 2014 и 2015 гг. налог с доходов, которые были получены им от источников за пределами РФ (причем, неважно, были ли за пределами РФ уплачены налоги с таких доходов - в данном случае такое подтверждение не требуется, так как эти доходы для налоговых нерезидентов в любом случае не являются объектов налогообложения по НДФЛ), и получит возможность не платить с таких доходов налог за 2016 и последующие периоды.

Но при этом одновременно, по доходам, полученным им с 01.01.2014 от источников в РФ, такое лицо будет должно:

1) пересчитать налоговую базу, отказавшись от применения ранее заявленных налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 НК РФ только для доходов налоговых резидентов РФ;

2) пересчитать сумму подлежащего уплате в бюджет РФ НДФЛ (за исключением доходов в виде дивидендов) исходя из ставки 30% (по доходам в виде дивидендов налог необходимо будет пересчитать исходя из ставка 15%).

Таким образом, по доходам от источников в РФ (отличным от дивидендов) применение права, предоставленного Законом №58-ФЗ, и отказ от статуса налогового резидента РФ фактически приведет к необходимости доплаты как минимум 17% в бюджет РФ (по доходам в виде дивидендов - 2%). И при этом, полагаем, что (помимо доплаты налога) также возникнет вопрос о необходимости  уплаты суммы пени (если лицо воспользуется правом отказа от статуса налогового резидента РФ, как предусматривает Закон №58-ФЗ, с 01.01.2014), так как освобождения от них Закон №58-ФЗ не устанавливает.

Хотя, как нам кажется, приведенные нами выше последствия в принципе законодателями не рассматривались и не предполагались.

На основании изложенного, мы полагаем, что не только сам факт введения рассматриваемых положений, но и последствия их применения являются далеко неоднозначными.

2. Введение особенностей налогообложения доходов по обращающимся облигациям российских компаний, эмитированным в период с 01.01.2017 по 31.12.2020 и номинированным в рублях.

Закон №58-ФЗ с 01.01.2018 уточняет правила определения налоговой базы по НДФЛ по доходам по обращающимся облигациям российских организаций, эмитированным в период с 01.01.2017 по 31.12.2020 и номинированным в рублях. В связи с этим изменения вносятся в статьи 214.1, 214.2, 217, 224, 226.1 главы 23 НК РФ.

Основные правки, на наш взгляд, касаются статьи 214.2, которая после вступления предусмотренных Законом №58-ФЗ изменений будет называться "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам физических лиц в банках, находящихся на территории РФ, а также в виде процента (купона), выплачиваемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях".

Пункт 1 этой статьи с 01.01.2018 дополняется положением, согласно которому в отношении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 01.01.2017 по 31.12.2020 включительно, налоговая база по НДФЛ определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной, исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования ЦБ РФ, +5%, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход. Соответственно, в пределах указанной величины процентный (купонный) доход по указанным выше облигациям облагаться НДФЛ не будет, а сверх нее будет подлежать налогообложению, причем по повышенной ставке - 35% (соответствующие уточнения внесены Законом №58-ФЗ в статью 224 НК РФ).

Налоговый агент (т.е. лицо, на которое возлагается обязанность исчислить, удержать при выплате дохода и перечислить в бюджет сумму НДФЛ) согласно Закону №58-ФЗ в этом случае будет определяться по правилам статьи 226.1 НК РФ. Т.е. им сможет быть российская организация, осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по выпущенным ею облигациям, или, например, депозитарий, учитывающий права на соответствующие облигации и осуществляющий на основании депозитарного договора выплату (перечисление) физического лицу процентного или купонного дохода по ним в денежной форме.

Доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных в период с 01.01.2017 по 31.12.2020 включительно, Законом №58-ФЗ с 01.01.2018 полностью освобождены от налогообложения - соответствующие изменения вносятся в пункт 17.2 статьи 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".

Еще раз повторим, что данная группа правок главы 23 НК РФ вступает в силу с 01.01.2018. При отсутствии каких-либо дополнительных указаний, полагаем, что это означает, что новые правила будут применяться к купонному (процентному) доходу или доходу в виде дисконта, фактически выплачиваемому по облигациям с 01.01.2018. Еще раз напомним, что сами облигации должны быть эмитированы российскими компаниями в период с 01.01.2017 по 31.12.2020, они должны быть номинированы в рублях и являться обращающимися.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено