924/1826
Новое на сайте

Изменения статьи 169 и 251 НК РФ, внесенные Законом №56-ФЗ

В настоящей статье представлен наш комментарий к изменениям НК РФ, предусмотренным Федеральным законом от 03.04.2017 №56-ФЗ "О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй НК РФ" (далее - Закон №56-ФЗ).

Напомним, что анонс изменений НК РФ, подписанных Президентом РФ 03.04.2017 и официально опубликованных на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 04.04.2017. Напомним, что ранее мы анонсировали эти законы в нашей статье Анонс изменений НК РФ, вносимыми Федеральными законами от 03.04.2017.

При этом, по нашему мнению, ни один из указанных 3-х Законов нельзя назвать существенным, с точки зрения вопросов налогообложения абсолютного большинства налогоплательщиков.

В настоящем сообщении мы рассмотрели Закон №56-ФЗ, который, как прямо следует из его названия, затрагивает положения статьи 169 главы 21 НК РФ "НДС" и статьи 251 главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

1. Изменения статьи 169 НК РФ "Счет-фактура".

Закон №56-ФЗ дополнил пункты 5 и 5.1 статьи 169 НК РФ указанием на новый обязательный реквизит счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры. Таким реквизитом становится "идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии)".

Вступают в силу соответствующие изменения с 01.07.2017 (пункт 2 статьи 2 Закона №56-ФЗ).

В связи с данной корректировкой хотели бы высказать нашу позицию относительно трактовки нового обязательного реквизита счетов-фактур и корректировочных счетов-фактур.

Как указано выше, перечень обязательных реквизитов счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры Законом №56-ФЗ дополняется следующим: "идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии)". Никаких пояснений или дополнительных положений, касающихся данного нового реквизита, в текст НК РФ не внесено. Очевидно, что они могут появиться в изменениях, которые должны быть внесены в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 №1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" в связи с необходимостью изменения формы счета-фактуры и формы корректировочного счета-фактуры. Ведь помимо уточнения форм документов в этом случае придется дополнить порядок их заполнения правилами, касающимися нового реквизита. Таким образом, уточнение того, что именно законодатель подразумевал под сведениями, подлежащими указанию по новому реквизиту счетов-фактур, можно будет получить из ожидаемых изменений Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 №1137. Правда смущает тот факт, что с момента предыдущего дополнения НК РФ новым реквизитом счета-фактуры (код вида товара по ТН ВЭД ЕвразЭС в отношении товаров, вывезенных из РФ в страны ЕвразЭС) прошло уже более 9-ти месяцев (Федеральный закон от 30.05.2016 №150-ФЗ, который вступил в силу с 01.07.2016), а постановление Правительства РФ №1137 в части формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры так до сих пор и не поменялось.

В действующих законодательных актах на сегодня понятие "идентификатор договора (контракта)" встречается в Федеральном законе "О государственном оборонном заказе". В этом законе указано, что идентификатор государственного контракта - это уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки.

Как видно, "идентификатор" - это не просто номер договора (контракта). Это, если можно так выразиться, "сквозной" и "обязательный к указанию" номер в договорных отношениях по конкретному оборонному заказу. Т.е. то, что позволяет отследить исполнение оборонного заказа по цепочке его исполнителей и соисполнителей.

Однако государственный оборонный заказ - не единственная область, в которой на сегодня используются идентификаторы контрактов, договоров, соглашений.

Начиная с 2016 года, ежегодно при утверждении федерального бюджета на календарный год законодатели определяют виды операций (сделок), подлежащих казначейскому сопровождению.

Так, в пункте 2 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" указано, что казначейскому сопровождению подлежат:

1) субсидии юридическим лицам (кроме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, а также:

- взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вклады в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются указанные выше субсидии и бюджетные инвестиции;

- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым юридическими лицами, получающими указанные выше субсидии и бюджетные инвестиции, а также юридическими лицами, которым предоставляются взносы (вклады), указанные выше, с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);

- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов (договоров), указанных выше;

2) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 100 млн. рублей, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов;

3) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 100 млн. рублей федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;

4) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов (договоров), указанных выше;

5) средства, получаемые юридическими лицами по государственным контрактам (контрактам, договорам) в случаях, установленных Правительством РФ (на сегодня таким постановлением является Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 №249, касающиеся расчетов в рамках государственного оборонного заказа).

Еще раз повторим, что перечень операций, подлежащих казначейскому сопровождению, стал утверждаться ежегодными законами о федеральном бюджете, начиная с 2016 года. В законе о федеральном бюджете на 2016 год он (также, как и в законе о федеральном бюджете на 2017 год) был определен в пункте 2 статьи 5.

Почему мы упоминаем об операциях, подлежащих казначейскому сопровождению в контексте вопроса о том, в каких случаях в хозяйственной жизни экономических субъектов может появиться идентификатор контракта, договора, соглашения (а вместе с ним и обязанность заполнять новый реквизит счета-фактуры)?

Мы это сделали потому, что в развитие положений пункта 2 статьи 5 закона о федеральном бюджете на 2016 год Казначейство России утвердило Приказ от 16.02.2016 №4н "Об утверждении Порядка формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения".

На 2017 год аналогичного нового Порядка в доступных нам правовых базах нами не обнаружено. Сам приказ №4н продолжает оставаться действующим. Учитывая идентичность операций, подлежащих казначейскому сопровождению по закону о федеральном бюджете на 2016 год и по закону о федеральном бюджете на 2017 год, можно предположить, что вышеназванный приказ Казначейства №4н продолжает применяться и в 2017 году (хотя в своем названии и в своих положениях ссылается на казначейское сопровождение только в 2016 году).

Это означает, что всем государственным контрактам, договорам, соглашениям, заключаемым как с исполнителями, так и с соисполнителями в рамках перечисленных выше операций, подпадающих под казначейское сопровождение, в обязательном порядке присваивается идентификатор.

Поэтому мы полагаем, что рассматриваемые изменения НК РФ по Закону №56-ФЗ предполагают необходимость заполнения нового реквизита счета-фактуры в следующих случаях:

1) при реализации товаров, работ, услуг в рамках государственного оборонного заказа в качестве основного исполнителя или соисполнителя;

2) а также в рамках осуществления в качестве исполнителя или соисполнителя иных операций по реализации товаров, работ, услуг, подлежащих обязательному казначейскому сопровождению, в частности:

- по договорам по реализации товаров, работ, услуг, источником оплаты по которым выступают бюджетные субсидии и бюджетные инвестиции;

- по предусматривающим авансовые платежи контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения государственных контрактов на сумму более 100 млн. руб.

Во всех остальных случаях (т.е. в случаях, когда действующее законодательство РФ не требует присвоения контракту, договору, соглашению идентификатора) заполнение нового реквизита счета-фактуры (например, путем указания там номера соответствующего договора, соглашения), по нашему мнению, не требуется.

В заключение мы вынуждены еще раз повторить, что однозначно удостовериться в правомерности наших выводов можно будет только после внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 №1137, и вероятность того, что трактовка внесенного Законом №56-ФЗ нового обязательного реквизита счета-фактуры будет иной (более "расширенной") на сегодня в любом случае имеется. Тем не менее, еще раз напомним, что в данной части изменения вступают в силу с 01.07.2017, что позволяет надеяться на то, что в оставшееся до этого время вопрос, для каких ситуаций заполнение нового реквизита будет обязательным, удастся однозначно разрешить.

При этом отметим, что само наличие реквизита в форме счета-фактуры (пусть и с незаполняемыми по нему данными (с проставлением прочерков)) в любом случае будет являться обязательным для всех налогоплательщиков. Единственным "оправданием" отсутствия этого реквизита в данном случае может служить только применение утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137 формы (если к 01.07.2017 в него так и не будут внесены соответствующие изменения).

2. Изменения статьи 251 НК РФ "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы".

В главе 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" Закон №56-ФЗ расширил перечень не облагаемых налогом на прибыль доходов, включив в пункт 1 статьи 251 НК РФ новый подпункт 3.5.

Согласно этому подпункту вводится освобождение от налогообложения доходов в виде имущества (за исключением субсидий), полученных в порядке, установленном Правительством РФ, управляющей компанией, которая является акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, и деятельность которой предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ", т.е. осуществляющих функции по управлению соответствующими территориями.

Как видно, данное уточнение затронет весьма ограниченный круг лиц и направлено на избавление от излишнего налогообложения средств, которые и так принадлежат государству.

При этом Закон №56-ФЗ вводит в действие данное изменение с момента своего официального опубликования (04.04.2017) с распространением его на правоотношения, возникшие с 31.03.2015 (которая фактически является датой вступления в силу положений Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ"). Возможно, это позволит каким-то конкретным налогоплательщикам пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за 2015 и 2016 год.

Абсолютного большинства налогоплательщиков данная правка никак не затронет.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено