1052/1836
Новое на сайте

Изменения Закона о специальной оценке условий труда

Информируем о принятии 01.05.2016 Федерального закона №136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда", опубликованного на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 01.05.2016 и вступившего в силу с этой же даты (далее – Закон №136-ФЗ, в отношении Федерального закона "О специальной оценке условий труда" – Закон о СОУТ).

Законом №136-ФЗ законодатель уточнил права и обязанности работника и работодателя, дополнив их соответственно правом работника вносить работодателю и обязанностью работодателя передать организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее – СОУТ), предложения по осуществлению на рабочем месте работника идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Тем самым работники включены в процесс проведения СОУТ (с активной инициирующей позиций), как субъекты, на которых оказывают непосредственное влияние на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы.

Дополнительное право получили и сами организации, проводящие СОУТ. С 01.05.2016 они могут обратиться в Федеральную службу по труду и занятости РФ для проведения экспертизы качества СОУТ. Как следует из Порядка проведения экспертизы, утвержденного приказом Минтруда РФ 12.08.2014 №549н, государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения СОУТ, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствия фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

Законом №136-ФЗ получил развитие институт декларирования соответствия условий труда. В силу приказа Минтруда РФ от 07.02.2014 №80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены, и она (декларация) действительна в течение 5 лет. Нормами закона №136-ФЗ закреплено, что с 01.05.2016 Декларация подается не только в отношении указанных выше рабочих мест, но в отношении условий труда, признанных оптимальными и допустимыми (в том случае, если имела место подача Декларации ранее, то требуется подача уточненной Декларации).

Новеллой Закона №136-ФЗ является норма об уведомлении организации, проводившей СОУТ, об утверждении работодателем Отчета о проведении СОУТ. Такое уведомление в течение 3 рабочих дней с момента утверждения Отчета работодателем должно быть направлено им либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, с приложением утвержденного отчета.

При этом у работодателя по-прежнему остается обязанность по ознакомлению работников с результатами проведения СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета и размещение в те же сроки на своем официальном сайте (при его наличии) сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (ч. 5 и ч. 6 ст. 15 Закона о СОУТ).

Дополнительно следует отметить, что в целях соблюдения прав работников и, ориентируясь на использование надлежащих средств защиты жизни и здоровья работников, Закон №136-ФЗ, равно как и положения ст. 212 Трудового кодекса РФ, указывает на такую составляющую Отчета о проведении СОУТ как протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты (если такая оценка проводилась). Дополнением данной нормы ст. 15 Закона о СОУТ является прямое указание Закона №136-ФЗ на использование СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) от 09.12.2011 №878 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты".

Важным изменением Закона о СОУТ является изменение ч. 2 ст. 17, определяющей основания и сроки проведения внеплановой СОУТ. Ранее внеплановая СОУТ проводилась на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 этой статьи случаев. Основания (случаи), с вступлением в силу Закона №136-ФЗ, почти не изменились, а вот сроки увеличились.

Так, с 01.05.2016, если организацией получено предписание ГИТ или имеется мотивированное предложение профсоюза о проведении внеплановой СОУТ, произошло изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, или произошло изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также если имели место несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, то внеплановая СОУТ, как и ранее, должна быть проведена в течение 6 месяцев.

В то же время, если у работодателя осуществлены ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест или замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, то внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение более длительного времени – в течение 12 месяцев со дня наступления указанных событий.

Немаловажное значение имеет и дополнение ст. 17 Закона о СОУТ частью 3, допускающей возможность непроведения внеплановой СОУТ при изменении имени, фамилии или отчества работодателя – индивидуального предпринимателя, при реорганизации работодателя – юридического лица или при изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления некоторых из указанных в данной статье оснований для проведения внеплановой СОУТ. При этом следует обратить внимание на то, что законодатель, признавая результаты "ранее проведенной" СОУТ, не делает никаких специальных оговорок о видах реорганизации (выделение, разделение, слияние, присоединение, преобразование), следуя принципу сохранения трудовых отношений, а следовательно, льгот, гарантий и компенсаций работнику при реорганизации работодателя (ст. 75 ТК РФ).

Прочие изменения в Закон о СОУТ носят технический характер или ориентированы на организации, осуществляющие СОУТ, поэтому нами детально не рассмотрены в рамках настоящего информационного сообщения.

В заключение отметим, что Закон №136-ФЗ также внес уточнения в недавно введенные правила представления в Пенсионный фонд РФ работодателями сведений на ежемесячной основе. Напомним, что данные правила были внесены Федеральным законом от 29.12.2015 №385-ФЗ в текст Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и вступили в силу только с 01.04.2016. Они устанавливают, что страхователи (работодатели) ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляют в ПФ РФ о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы) следующие сведения:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • ФИО;
  • ИНН.

Впервые соответствующие сведения необходимо было представить за апрель 2016 года по сроку не позднее 10.05.2016.

Закон №136-ФЗ уточнил одну из категорий информации в составе подлежащих представлению в ПФ РФ сведений: ИНН работника. Установлено, что сведения об ИНН приводятся только в случае, наличия у работодателя соответствующих данных, т.е. фактически если сам ИНН есть у физического лица, еще раз подчеркнув, что для физических лиц наличие ИНН является по законодательству РФ делом сугубо добровольным (с учетом некоторой противоречащей религиозным представлениям составляющей о процессе присвоения "номеров" физическим лицам).

Указанные изменения вступили в силу в общем порядке с 01.05.2016 (т.е. уже при представлении первых ежемесячных сведений в ПФ РФ за апрель 2016 года информация об ИНН в числе информации о работниках и иных лицах, получающих выплаты от работодателя, не являлась обязательной).

Исп. Москаленко Л.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено