О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409

Сообщаем об изменениях, внесенных в Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", которыми были утверждены правила переноса сроков уплаты налогов, страховых взносов для ряда экономических субъектов, порядок переноса установленных в НК РФ сроков представления налоговой и бухгалтерской отчтености для всех налогоплательщиков, правила приостановления до 31.05.2020 мероприятий налогового контроля и продления сроков исполнения обязательных требований о представлении в налоговые органы документов (пояснений), а также "Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов" (для субъектов малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей и стратегических, системообразующих и градообразующих организаций, пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ).

Указанные изменения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 570 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409" (официально опубликовано на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 24.04.2020, далее также - Постановление № 570).

Напомним, что подробную информацию о предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 правилах переноса сроков уплаты налогов, страховых взносов для ряда экономических субъектов, порядке переноса установленных в НК РФ сроков представления налоговой и бухгалтерской отчтености для всех налогоплательщиков, и о приостановлении мероприятий налогового контроля до 31.05.2020 мы информировали ранее.
Об утвержденных этим же постановлением "Правилах предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов" мы проинформировали также ранее.

Рассматриваемое Постановление № 570 внесло корректировки и в ту, и в другую части постановления Правительства № 409.
При этом сразу же отметим, что самый широкий круг налогоплательщиков внесенные изменения в итоге никак не коснутся.
В частности, для тех лиц, кто не относится к осуществляющим деятельность в признанных Правительством РФ пострадавшими отраслях субъектам малого и среднего предпринимательства, т.е. тех, кто по сути мог воспользоваться только предусмотренным пунктом 3 постановления Правительства № 409 переносом сроков представления налоговых деклараций и расчетов (но не переносом сроков уплаты налогов и взносов по ним) и продлением сроков представления в налоговые органы отдельных документов (информации), Постановление № 570 ничего не меняет:
- в пункт 3 Постановления № 409 никаких существенных изменений и дополнений не внесено (дополнительно указано лишь на то, что перенос срока представления декларации по НДС за 1-й квартал 2020 года на 15.05.2020 также касается переноса срока представления в налоговые органы журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (что обязаны делать лица, не признаваемые плательщиками НДС, но работающие по договорам, в рамках которых в соответствии с главой 21 НК РФ они осуществляют "перевыставление" счетов-фактур);
- в пункте 4 этого постановления (где предусмотрено приостановление отдельных мероприятий налогового контроля и вынесения решений по приостановлению операций по счетам в банках до 31.05.2020) внесенные Постановлением № 570 правки, на наш взгляд, носят технический характер, не меняющей первоначальной сути и общего смысла документа.

Среди предусмотренных Постановлением № 570 иных правок отметим следующие:

1. Изменения, внесенные в пункт 1 постановления Правительства РФ № 409 о переносе сроков уплаты отдельных налогов, взносов для осуществляющих деятельность в признанных Правительством РФ пострадавшими отраслях субъектов малого и среднего предпринимательства:

1.1. Исключено ограничение, допускавшее возможность "перенести" сроки уплаты обязательных страховых взносов за март-июль 2020 года исключительно осуществляющими в признанных Правительством РФ пострадавшими отраслях деятельность микропредприятий. С учетом правок, продление сроков уплаты страховых взносов затронет также малые и средние предприятия, при этом условие об осуществлении ими деятельности в признанных пострадавшими отраслях сохранено;

1.2. Дополнительно установлено, что уплата "перенесенных" в соответствии с пунктом 1 постановления № 409 сумм налогов (авансовых платежей), страховых взносов производится равными частями в размере 1/12 указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов (новый пункт 1.1 постановления №409).

2. Изменения "Правил предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов" (приложение к постановлению № 409):

2.1. Лица, имеющие право претендовать на получение отсрочки (рассрочки).

Формально, Постановление № 570 не изменило перечень лиц, имеющих право претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов в соответствии с рассматриваемыми Правилами (заинтересованные лица), это:
- субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях, признанных Правительством РФ пострадавшими (см. постановление от 03.04.2020 № 434 (с изменениями и дополнениями от 10.04.2020 и от 18.04.2020));
- стратегические, системообразующие и градообразующие организации, пострадавшие в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ.

Но при этом фактически для целей определения прав на получение отсрочки (рассрочки) по уплате конкретных налогов (взносов) Постановление № 570 разбивает указанных выше заинтересованных лиц на 2 новые группы:

1 группа: субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность по закрытому перечню видов, приведенному в приложении к Постановлению № 570. Причем, этот указанный в приложении к Постановлению № 570 перечень видов деятельности, по нашим оценкам, соответствует первоначальной редакции перечня пострадавших от коронавирусной инфекции отраслей в соответствии с упомянутым выше постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (т.е. без учета дополнительно внесенных в это постановление позднее стоматологической практики, деятельности по демонстрации кинофильмов, музеев, зоопарков и главное - без учета отдельных видов розничной торговли непродовольственными товарами (признанной "пострадавшей" постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 540, но не упоминаемой в рассматриваемом Постановлении № 570);

2 группа: субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в иных отраслях, признанных пострадавшими Правительством РФ, т.е. в том числе упомянутые выше отдельные виды розничной торговли непродовольственными товарами, а также стратегические, системообразующие и градообразующие организации, пострадавшие в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ.

2.2. Виды налогов (взносов), по которым может быть предоставлена отсрочка (рассрочка):

Для указанной выше 1 группы заинтересованных лиц Постановление № 570 сохраняет виды налогов (взносов), по которым можно получить отсрочку (рассрочку) - т.е. по всем налогам, авансовым платежам по ним, страховым взносам, срок уплаты которых наступает в 2020 году, кроме акцизов и НДПИ.

А вот для более широкой 2-й группы заинтересованных лиц дополнительными исключениями (т.е. видами налогов (взносов), по которым отсрочка (рассрочка) не сможет быть заявлена) указаны:
- НДС;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Безусловно, основным отличием является фактическое исключение возможности в соответствии с рассматриваемыми Правилами для данной группы заинтересованных лиц получить отсрочку (рассрочку) по уплате НДС, при том, что это один из самых ресурсоотвлекающих налогов для налогоплательщиков в текущей экономической ситуации.

2.3. Условия предоставления отсрочки (рассрочки) заинтересованным лицам.

Сами условия предоставления отсрочки (рассрочки) заинтересованным лицам Постановлением № 570 не изменены, это:
а) снижение доходов более чем на 10%;
б) снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10%;
в) снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, более чем на 10%;
г) получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

Но при этом в правилах подтверждения соблюдения заявителем указанных условий появилось следующее уточнение для организаций, применяющих общий режим налогообложения:

- размер доходов определяется на основании данных налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый (отчетный) период;

- размер доходов от реализации товаров (работ, услуг) определяется на основании данных налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период;

- по заявлениям, поданным во II квартале 2020 г., заинтересованное лицо вправе указать на необходимость их рассмотрения с учетом показателей за указанный квартал 2020 г. в пределах сумм, указанных в представленных заинтересованным лицом декларациях и (или) расчетах. Как нам представляется, что речь идет о праве заявить просьбу об отсрочке (рассрочке) по уплате налогов (взносов) в пределах сумм, заявленных заинтересованным лицом в налоговых декларациях за 2-й квартал 2020 года, а не вообще по всем налоговым платежам, срок уплаты которых наступает в 2020 году. Единственное, для указанной возможности, заявление на отсрочку (рассрочку) должно быть подано в пределах 2-го квартала 2020 года (т.е. не позднее 30.06.2020). Интересно, что при этом не изменена норма о том, что проверка соблюдения приведенных выше условий получения отсрочки (рассрочки), например, падение доходов на 10%, всё равно изначально будет подтверждаться данными по итогам 1-го квартала 2020 года к аналогичным периодам 2019 года. А заинтересованное лицо лишь имеет право заявить на необходимость рассмотрения показателей 2-го квартала 2020 года, как свидетельствующих о падении доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого периода более чем на 10%. Как таковую обязанность для налогового органа учесть это, как нам представляется, Постановление № 570 однозначно не сформулировало.

2.4. Порядок рассмотрения налоговым органом заявления об отсрочке (рассрочке) по уплате налогов (взносов).

Общее правило - о подаче заявления до 01.10.2020 - сохранено.
Основной целью уточнения Правил в данной части, как нам кажется, являлось устранение противоречия в том, что прямо по их тексту следовало, что для приятия решения налоговому органу необходимы налоговые декларации за соответствующие налоговые (отчетные) периоды, т.е. в том числе те, срок представления которых пункт 3 постановления Правительства № 409 перенес (на 15.05.2020 по НДС и страховым взносам и на 3 месяца по всем остальным декларациям и расчетам). Получалось, что получение отсрочки (рассрочки) по налогам требовало от налогоплательщика отказаться от права сдать налоговую отчетность в сроки, предусмотренные указанным выше пунктом 3 постановления № 409.
Постановление № 570 в этой связи определило, что в случае если заявление на отсрочку (рассрочку) подано до представления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, в которых исчислены суммы налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, указанные в заявлении, либо до представления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, на основании данных которых устанавливается наличие права на отсрочку (рассрочку), срок рассмотрения заявления исчисляется со дня представления всех необходимых деклараций и (или) расчетов. Т.е. формально от налогоплательщика не требуют сдавать декларации и расчеты "раньше срока". Но и отсрочку (рассрочку) (а точнее решения об их предоставлении) он не получит, пока не сдаст такие декларации и расчеты, так как до этого его заявление просто не будет рассматриваться. В этом связи напомним, что налоговым органом не применяются меры по взысканию задолженности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов с момента подачи заинтересованным лицом заявления до момента принятия решения по нему налоговым органом. Постановление № 570 в этом плане дополнительно подчеркнуло, что в любом случае отсрочка (рассрочка) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов предоставляется с календарной даты, установленной соответствующими положениями НК РФ, регионального и местного законодательства о налогах и сборах (а не с даты принятия налоговым органом решения о предоставлении такой отсрочки (рассрочки).

Аналогичного характера уточнение, снимающее определенные неясности, внесено в порядок рассмотрения заявлений, представляемых налогоплательщиками на УСН. Для них указано, что при подаче ими заявления показатели, являющиеся основанием для получения отсрочки (рассрочки) (например, подтверждающие падение доходов), указываются налогоплательщиком в заявлении без представления подтверждающих документов. Проверка указанных показателей за соответствующий квартал осуществляется налоговым органом после представления налоговой декларации за 2020 год на основании содержащихся в ней данных, т.е. фактически уже в 2021 году. В данном случае можно признать, что для лиц на УСН предоставление отсрочки (рассрочки) будет носить практически заявительный характер, ведь единственное, что сможет на момент подачи заинтересованным лицом заявления проверить налоговый орган, будет то, действительно ли налогоплательщик является субъектом малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли согласно данным ЕРЮЛ .

3. Вступление в силу Постановления № 570.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 570 оно вступает в силу со дня своего официального опубликования, т.е. с 24.04.2020.
При этом установлено, что к заявлениям о предоставлении отсрочки (рассрочки), поданным до этой даты (до 24.04.2020), применяются Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, утвержденные постановлением Правительства РФ №409 в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего постановления.
Т.о., например, стратегические, системообразующие и градообразующие организации, пострадавшие в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ, при подаче заявления на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов до 24.04.2020, независимо от того, было ли такое заявление рассмотрено до 24.04.2020, могли претендовать на получение отсрочки (рассрочки) (и в случае получения смогут продолжать пользоваться такой отсрочкой (рассрочкой)), в том числе, по НДС, в том числе, по суммам уплаты за 1-й квартал 2020 года.
В то же время, поданные до 24.04.2020 заявления на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налогов без представления налоговых деклараций (расчетов), по которым запрашивается отсрочка (рассрочка) очевидно без учета внесенных Постановлением №570 дополнений могут считаться как "неподанные" из-за отсутствия всех необходимых подтверждающих право на отсрочку (рассрочку) документов. Однако на практике, возможно, налоговый орган при возникновения до 24.04.2020 подобного вопроса мог принять и иное решение, которое не будет препятствовать в дальнейшем зафиксировать дату подачи заявления, как дату, начиная с которой налоговый орган до принятия итогового решения не осуществляет меры по взысканию задолженности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов по наступившим срокам уплаты в части тех, что были указаны в поданном налогоплательщиком заявлении.

 

Исп. Леонов А.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6