547/1836
Новое на сайте

Об изменениях НК РФ от 22.04.2020

Сообщаем о подписании и официальном опубликовании на http://www.pravo.gov.ru 22.04.2020 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее также - Закон № 121-ФЗ, рассматриваемый Закон).
Этот закон гипотетически может затронуть достаточно широкий круг лиц и в целом связан с реализацией предложенных Президентом РФ мер по противодействию негативных последствий для экономики в результате распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с этим вступающие с момента его опубликования положения распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2020 (отдельные исключения нами ниже будут отмечены по тексту комментариев).

Рассмотрим положения Закона № 121-ФЗ подробнее:

1. Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ".

Статья 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" дополняется двумя новыми видами освобождаемых от НДФЛ доходов (новые пункты 81 и 82 соответственно):
- доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета;
- доходы в виде субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В данном случае речь идет о выделяемых из бюджета субсидиях субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях (по перечню таких отраслей, установленному Правительством РФ). Как следовало из выступления Президента РФ, объявившего о
необходимости выделения соответствующих субсидий, речь шла о финансировании расходов на оплату труда сотрудников наиболее пострадавших в текущей ситуации субъектов малого и среднего предпринимательства в размере величины федерального МРОТ (12'130 руб. в месяц) на 1 работника для обеспечения возможности выплаты им заработной платы. Соответственно, применительно к главе 23 НК РФ и упоминанию таких субсидий в перечне не облагаемых НДФЛ доходов, полагаем, речь может идти о возможности получения этих субсидий индивидуальными предпринимателями, являющимися работодателями в признанных наиболее пострадавшими отраслях. Но возможно конкретный порядок предоставления субсидий будет предполагать возможность их выделения не только работодателям, но также напрямую физическим лицам (и тогда тем более новое освобождение от НДФЛ будет иметь практическое значение) .

2. Изменения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

2.1. Уточнение перечня не облагаемых налогом доходов упоминанием сумм субсидий, получаемых из бюджета пострадавшими субъектами малого и среднего предпринимательства.

Рассматриваемый закон дополнил пункт 1 статьи 251 НК РФ "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" новым подпунктом 60 с упоминанием субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 01.03.2020 (т.е. по сути - по итогам показателей деятельности в 2018 году) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ. Как указано выше, в выступлении Президента РФ речь шла о финансировании расходов на оплату труда сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее пострадавших отраслей в размере величины федерального МРОТ (12'130 руб. в месяц) на 1 работника для обеспечения возможности выплаты заработной платы. Но по тем правкам, которые вносит в НК РФ Закон №121-ФЗ, можно предположить, что возможные цели получения субсидий будут более широкими.
При этом расходы, осуществленные за счет них, не смогут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (новый пункт 48.26 статьи 270 НК РФ).

2.2. Установление возможности единовременного признания в качестве текущих расходов затрат на приобретение медицинских изделий для диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции.

Перечень прямо упоминаемых в статье 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" расходов, учитываемых при налогообложении прибыли дополнен расходами на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования. Причем, относиться к текущим указанные расходы будут независимо от сроков службы и стоимостных критериев указанных медицинских изделий - об этом свидетельствуют дополнение пункта 2 статьи 256 НК РФ "Амортизируемое имущество" новым подпунктом 11, с учетом которого не будет признаваться амортизируемым имуществом медицинские изделия, расходы на приобретение которых учтены налогоплательщиком в соответствии с указанным выше новым подпунктом 48.12 пункта 1 статьи 264 Кодекса, а также уточнения пункта 5 статьи 270 НК РФ "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" в части случаев, когда расходы на приобретение признаваемого амортизируемым имущества все-таки могут быть единовременно учтены в расходах (также дана ссылка на имущество, учитываемой по правилам нового подпункта 48.12 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
Отметим, что открытый перечень расходов по главе 25 НК РФ и неоспоримая (на наш взгляд) экономическая обоснованность упомянутых в новом подпункте 48.12 пункта 1 статьи 264 НК РФ затрат по сути основной ценностью рассматриваемых правок делает именно закрепление возможности единовременно списывать в расходы затраты на приобретение медицинских изделий, которые по своим характеристикам будут удовлетворять критериям отнесения к амортизируемому имуществу (т.е. иметь срок службы свыше 1 года и стоимость более 100 тыс. руб. за единицу).
Но для практического применения этой возможности необходимо, чтобы Правительство РФ утвердило соответствующий перечень медицинских изделий.
В самом же факте появления упоминания о расходах для диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции в статье 264 НК РФ нам видится следующий нюанс: формально вводимые в НК РФ в данной части нормы не ограничены применением какой-то особой группой лиц. Но с другой стороны, говоря о приобретении медицинских изделий для целей диагностики и лечения заболеваний, мы вынуждены констатировать, что соответствующей деятельностью - диагностикой и тем более лечением могут заниматься только специализированные организации. И в этом плане расходы на приобретение таких изделий, осуществляемые иными лицами, как нам кажется, в любом случае будут иметь признаки экономически необоснованных. И это будет препятствовать возможности их учета при налогообложении прибыли даже при наличии в тексте НК РФ нового подпункта 48.12 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
В этом плане указанные ниже правки представляются нам более применимыми широким кругом налогоплательщиков.

2.3. Уточнение перечня расходов, признаваемых для целей налогообложения прибыли расходами на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности.

Согласно подпункту 7 пункта 1 упомянутой выше статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, для целей налогообложения прибыли относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
По нашему мнению, данная группа затрат по своему содержанию была наиболее близка для учета возникающих в настоящее время у работодателей расходов, связанных с выполнением санитарно-эпидемиологических требований по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
И рассматриваемый Закон №121-ФЗ в этой части нашу позицию подтвердил. Он дополнил указанный подпункт 7 статьи 264 НК РФ указанием на то, что к перечисленным в нём расходам также относятся расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса (т.е. те, которые нельзя признать спецодеждой или средствами индивидуальной и коллективной защиты, прямо предусмотренными законодательством РФ для каких-то профессий и отраслей), для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Безусловно, очень хорошо, что в тексте главы 25 НК РФ появилось прямое упоминание о столь актуальных в настоящее время затратах.
Вместе с тем, еще раз напомним, что перечень расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, является открытым. В той же статье 264 НК РФ есть подпункт 49 пункта 1, упоминающий "другие расходы". И для возможности налогового учета того или иного расхода необходимо не его прямое упоминание в статьях главы 25 НК РФ, а чтобы такой расход соответствовал критериям признания по статье 252 НК РФ (документальное подтверждение и экономическая обоснованность) и не упоминался в закрытом перечне не учитываемых при налогообложении затрат в статье 270 НК РФ.
И с этой точки зрения, на наш взгляд, расходы, связанные с выполнением санитарно-эпидемиологических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции даже в отсутствие прямого упоминания в главе 25 НК РФ могли признаваться при налогообложении прибыли. А рассматриваемый Закон это только закрепил (хотя сделал он это с прямым указанием именно на текущую эпидемиологическую ситуацию, в то время как логичнее было бы это сделать без привязки с каким-то конкретным видом инфекции или эпидемии, которые, к сожалению, возможны к возникновению в будущем).
В части этого нашего комментария, как нам кажется, более актуальным являются предусмотренные рассматриваемым Законом правки главы 26.1 НК РФ "ЕСХН" и главы 26.2 НК РФ "УСН", которые расширили перечень расходов, учитываемых при исчислении единого налога лицами, выбравшими для целей УСН объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и перечень расходов, учитываемых плательщиками единого сельскохозяйственного налога. Перечень расходов по статье 346.5 НК РФ (для целей ЕСХН) и статье 346.16 НК РФ (для целей УСН) дополнен новыми подпунктами 46 пункта 2 и 39 пункта 1 соответственно идентичного содержания (идентичного друг другу и рассмотренному выше дополнению подпункта 7 пункта 1 статьи 264 главы 25 НК РФ). В текстах указанных подпунктов появляется упоминание о "расходах на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции".
Для целей ЕСХН и УСН, на наш взгляд, это уточнение более важно, так как в отличие от главы 25 НК РФ перечни расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по названным спецрежимам, являются закрытыми.

2.4. Введение особых прав перейти в течение 2020 года на исчисление авансовых платежей по налогу на прибыль на ежемесячной основе исходя из фактически полученной прибыли

В статье 286 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" вводится правило, которое изменяет закрепленный в пункте 2 этой статьи общий принцип того, что выбранная налогоплательщиком система уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль не может изменяться в течение налогового периода.
Новый пункт 2.1 статьи 286 НК РФ устанавливает такое исключение, согласно которому налогоплательщики, уплачивающие в 2020 году ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода исходя из предполагаемой прибыли, вправе перейти до окончания 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом указанные налогоплательщики вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с апреля или любого следующего за ним месяца до конца года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет при этом, будет определяться ими с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Такое изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации.
Чтобы воспользоваться таким правом, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.
Например, для того, чтобы перейти на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактически полученной за месяц прибыли с мая 2020 года соответствующее уведомление необходимо направить в налоговый орган не позднее 20.05.2020.
Особые правила установлены для использования права на указанный переход непосредственно с апреля 2020 года - в этом случае налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 08.05.2020.
Никаких требований к формам соответствующего уведомления, их содержанию, способу направления, как и правил о том, что такие формы, форматы и правила утверждает ФНС РФ, рассматриваемый Закон не установил. Формально это может означать, что налогоплательщик в праве использовать любые произвольные формы документа, которые позволят однозначно истолковать его волеизъявление в соответствующей части (определить самого налогоплательщика и период начиная с которого он меняет порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль), а также свободен в выборе способа направления такого уведомления в налоговый орган (в том числе по почте, даже если в части остальных отношений с налоговым органом для налогоплательщика предусмотрена обязательность использования телекоммуникационных каналов связи).
В любом случае ФНС РФ, уверены, в ближайшее время разработает соответствующие формы и порядок, которыми можно будет воспользоваться, в том числе для снятия любых возможных вопросов.

2.5. Увеличение критерия размера выручки от реализации, дающего право уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Пункт 3 упомянутой выше статьи 286 НК РФ определяет, что организации, у которых за предыдущие 4-е квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, (и еще ряд налогоплательщиков по закрытому списку, приведенному в этом пункте, без учета величины полученных ими доходов) уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (без необходимости внесения ежемесячных авансовых платежей).
Пункт 2 статьи 2 Закона №121-ФЗ устанавливает, что при применении в налоговом периоде 2020 года по налогу на прибыль организаций указанного выше правила используется предельная величина доходов от реализации не 15, а 25 миллионов рублей в среднем за каждый квартал из последних 4-х.
Это по сути единственная норма рассматриваемого Закона, для которой не предусмотрено придание обратной силы на отношения, возникшие с 01.01.2020. Соответствующее положение вводится в действие с момента официального опубликования и на отношения, возникшие с 01.01.2020, не распространяется, хотя по своей формулировке и предусматривает применение ко всему 2020 году. В этой связи отметим, что мы полагаем, что отсутствие прямого указание на применение этой нормы к отношениям, возникшим с 01.01.2020, не позволит после принятия Закона №121-ФЗ "оправдать" неуплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в течение 1-го квартала 2020 года теми, у кого среднеквартальный размер выручки от реализации за 2019 год оказался больше 15 млн. руб., но не превысил вводимый рассматриваемым Законом новый критерий - 25 млн. руб.
Также отметим, то действие нового критерия - 25 млн. руб. - напрямую вводится применительно к порядку уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль только в 2020 году.

Исп. Леонов А.

 

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено