Правки понятия валютного резидента для физических лиц (Закон № 427-ФЗ)

Настоящим информируем о Федеральном законе от 28.12.2017 № 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.12.2017 и вступившем в силу с 1 января 2018 года.

В целом, рассматриваемый закон направлен на упрощение валютного контроля в отношении граждан Российской Федерации, преимущественно проживающих за рубежом.

Внесенными правками установлено, что в целях валютного законодательства РФ резидентами являются все граждане Российской Федерации без каких-либо исключений (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.). Напомним, что ранее к резидентам не относились граждане РФ, постоянно проживающие в иностранном государстве не менее 1-го года, в том числе имеющие вид на жительство в иностранном государстве, либо временно пребывающие в иностранном государстве на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее 1-го года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее 1-го года. Однако данное исключение, по сути, не действовало, поскольку, с точки зрения контролирующих органов, даже однодневный визит российского гражданина, постоянно проживающего в иностранном государстве, в Российскую Федерацию возвращал ему статус валютного резидента РФ. С учетом внесенных правок, с 1 января 2018 года, все лица, имеющие российское гражданство, даже годами не бывающие в Российской Федерации, для целей валютного регулирования и валютного контроля признаются резидентами.

Вместе с тем, для граждан РФ, пребывающих за рубежом в совокупности более 183 дней в календарном году, предусмотрен особый порядок валютного контроля.

В частности, валютные операции между физическими лицами - резидентами, пребывающими за рубежом в совокупности более 183 дней в календарном году, совершаемые за пределами Российской Федерации, отнесены к перечню разрешенных валютных операций между резидентами (п. 25 ч. 1 ст. 9 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.).

Кроме того, установлено, что требования к порядку открытия счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней (ч. 8 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.).

При этом статьей 2 рассматриваемого Закона № 427-ФЗ определено, что данные положения применяются и в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за рубежом в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в иностранных банках, если такие счета были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Иными словами на данную категорию лиц не распространена обязанность по уведомлению налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов счетов в иностранных банках в месячный срок, также как обязанность по представлению ежегодных отчетов о движении средств по этим счетам, действующая для остальных физических лиц - резидентов.

Однако если срок пребывания этих лиц за пределами Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности составит 183 дня и менее, они будут обязаны (ч. 8 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.):

- уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов в иностранной валюте и (или) в валюте РФ в иностранных банках, об изменении реквизитов таких счетов, по утвержденной форме в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом;

- представлять в установленном порядке налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам в иностранных банках.

Также внесенными правками установлено, что в целях валютного законодательства налоговым органом по месту учета резидента - физического лица является (ч. 2 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.):

- налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации),

- в случае отсутствия у физического лица на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) - налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у резидента нескольких объектов недвижимости - налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимости по выбору резидента).

В случае отсутствия у физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в иностранных банках, представляются в налоговый орган, определенный ФНС России. На дату подготовки настоящего сообщения информация о выбранном для этих целей налоговом органе отсутствует.

Внесенными правками дополнено, что на счета резидентов, открытые в иностранных банках, могут быть зачислены суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента, а также средства, полученные от операций, совершаемых за пределами территории Российской Федерации, физическими лицами - резидентами, пребывающими за рубежом в совокупности более 183 дней в календарном году (ч. 5 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.).

Кроме того, согласно внесенным правкам с 01.01.2018 на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены также следующие денежные средства, полученные от нерезидентов (ч. 5.1 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.) :

- от продажи нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации;

- от продажи нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства - члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет физического лица - резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

Правки внесены и в части использования физическими лицами - резидентами денежных средств, зачисленных в соответствии с валютным законодательством РФ на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Установлено, что физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием таких средств за исключением запрещенных валютных операций между резидентами (ч. 6 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.). Ранее данные денежные средства могли быть использованы только для осуществления валютных операций, не связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.

В связи с особым порядком валютного контроля граждан РФ, пребывающих за рубежом в совокупности более 183 дней в календарном году, установлено, что в целях осуществления валютного контроля уполномоченные банки в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов документы (копии документов), подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.

Также отметим, что норма абз. 3 ч. 4 статьи 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в соответствии с которой при первом переводе резидентами средств со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета в иностранных банках перевод осуществляется только при предъявлении банку уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета с отметкой о принятии указанного уведомления, ранее действовавшая в отношении всех резидентов, с 1 января 2018 года применяется только в отношении резидентов - юридических лиц.

В заключение еще раз обращаем внимание на то, что все описанные выше правки Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" вступили в силу с 1 января 2018 года.

Исп. Кобякова Е.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено