809/1820
Новое на сайте

Последние изменения НК РФ 2017 года (Законы № 430-ФЗ, № 436-ФЗ, № 466-ФЗ)

Настоящим информируем о последнем пакете федеральных законов, вносящих изменения в НК РФ, принятых в 2017 году.

Речь идет о подписанных Президентом РФ 28 и 29 декабря и официально опубликованных на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 29.12.2017 пакете новых федеральных законов, среди которых к правкам НК РФ имеют отношение:

1) Федеральный закон от 28.12.2017 № 430-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее - Закон № 430-ФЗ);

2) Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон № 436-ФЗ);

3) Федеральный закон от 29.12.2017 № 466-ФЗ "О внесении изменений в статью 74.1 части первой и часть вторую НК РФ" (далее - Закон № 466-ФЗ).

Два из упомянутых выше федеральных законов, а именно Закон № 430-ФЗ и Закон № 466-ФЗ, по нашему мнению, не затронут широкий круг налогоплательщиков и не окажут ощутимого влиянии на вопросы налогообложения большей части лиц.

Так, Закон № 430-ФЗ направлен на стимулирование деятельности частных негосударственных музеев. В соответствии с его положениями предусматривается, что от обложения НДС освобождается ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, культурных ценностей при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей (новый подпункт 4.1 статьи 150 НК РФ). До сих пор статья 150 НК РФ "Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" (подпункт 4) предусматривала освобождение от уплаты "ввозного" НДС в отношении ввозимых культурных ценностей только для государственных или муниципальных учреждений.

Кроме того, Закон вносит изменения в главу 25.3 НК РФ "Государственная пошлина", уточняя размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение отдельных юридически значимых действий связанных с вывозом культурных ценностей. Полностью освобождаются от уплаты госпошлины негосударственные музеи федерального значения.

Как указано в самом Законе № 430-ФЗ, он вступает в силу по истечении 1-го месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 30.01.2018. Однако, по нашему мнению, в отношении НДС (даже в случае когда речь идет об установлении дополнительных оснований для освобождения от уплаты налога при ввозе товаров на территорию РФ) такой порядок введения в действие изменений НК РФ не может быть признан обоснованным. Мы полагаем, что с учетом статьи 5 НК РФ в части правок главы 21 НК РФ Закон № 430-ФЗ может считаться вступившим в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, т.е. только с 01.04.2018.

Закон № 466-ФЗ вносит изменения в статью 74.1 "Банковская гарантия" части первой НК РФ и в часть вторую НК РФ (а именно - в главы 21 и 25 Кодекса) в части использования в налоговых правоотношениях банковских гарантий, выдаваемых государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Так, Внешэкономбанк наделяется правом на предоставление банковских гарантий в порядке, предусмотренном ст. 74.1 НК РФ. Причем, к таким банковским гарантиям не будут применяться требования, установленные в пункте 3 данной статьи, включая требования о том, чтобы банк, выдающий гарантию, был включен в соответствующий список Минфина РФ, или требования по величине собственного капитала банка. Выдаваемые в соответствии со статьей 74.1 НК РФ банковские гарантии используются в случае изменения для налогоплательщиков сроков исполнения обязанностей по уплате налогов или, например, при использовании налогоплательщиками заявительного порядка возмещения НДС по правилам статьи 176.1 НК РФ.

Во второй части НК РФ внесены правки в главу 21 НК РФ "НДС", освобождающие от обложения НДС банковские операции, которые вправе осуществлять вышеназванная государственная корпорация (новая редакция подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

По налогу на прибыль (глава 25 НК РФ) уточнено, что от данного налога освобождаются не только доходы самого Внешэкономбанка, но и доходы в виде прибыли контролируемых им иностранных компаний (подпункт 34 пункта 1 статьи 251 НК РФ). В статье 269 НК РФ дополнительно указано, что непогашенная задолженность налогоплательщика - российской организации по долговым обязательствам этого налогоплательщика перед Банком развития не признается контролируемой задолженностью.

В части правок первой части НК РФ Закон № 466-ФЗ вступает в силу с 30.01.2018.

Что касается изменений главы 21 НК РФ, то они вступят в силу с 01.04.2018, а правки главы 25 НК РФ - с 30.01.2018, но с распространением своего действия:

- в отношении положений статьи 251 НК РФ - на отношения, возникшие с 01.01.2016;

- в отношении положения статьи 269 НК РФ - на отношения, возникшие с 01.01.2017.

Наиболее интересным для более широкого круга налогоплательщиков, по нашему мнению, может стать третий из упомянутых выше законов, а именно - Закон № 436-ФЗ.

Его положения можно условно разбить на 3 самостоятельные группы:

1) уточнение порядка налогообложения контролирующих лиц, контролируемых иностранных компаний и особенностей, связанных с ликвидацией иностранных компаний в рамках ранее проведенной амнистии капиталов и налогообложением физических лиц, попавших под санкции иностранных государств;

2) реализация поручений Президента РФ, данных им в декабре 2017 года в отношении необходимости списания "старых" налоговых долгов граждан и освобождения отдельных категорий граждан от обложения земельным налогом земельных участков площадью в пределах 6 соток;

3) незначительная корректировка ранее принятых законов (в том числе, принятых во второй половине 2017 года и еще не вступивших в силу на момент принятия Закона № 436-ФЗ), вносящих изменения в НК РФ.

Рассмотрим эти положения подробнее.

1. Изменения, касающиеся налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК).

1.1. Изменения статьи 25.13-1 НК РФ "Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании".

Закон уточняет порядок освобождения от налогообложения прибыли КИК, участвующих в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с заключаемыми с государством (территорией) или с уполномоченными правительством такого государства (территории) организациями соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска (подпункт 7 пункта 1 статьи 25.13-1 НК РФ).

Кроме того, Закон также уточняет правила определения показателя "Н" (сумма налога с дохода (прибыли), исчисленного иностранной организацией и ее обособленными подразделениями в соответствии со своим личным законом, и налога на доходы, удержанного с доходов (прибыли) такой организации у источника выплаты таких доходов), участвующего в определении величины эффективной ставки налога на прибыль, для случаев, когда контролируемая иностранная компания входит в состав консолидированной группы налогоплательщиков, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства. Напомним, что значение эффективной ставки налога на прибыль и её сравнение с величиной 75% от общей налоговой ставки налога на прибыль по главе 25 НК РФ (т.е. 75% от ставки 20%) имеет значение для определения обязанности налогообложения в РФ доходов КИК контролирующим её лицом.

Пункт 9 статьи 25.13-1 НК РФ дополнен положениями о том, что налогоплательщик - контролирующее лицо вправе не представлять документы, подтверждающие основания, по которым прибыль его КИК освобождена от налогообложения в РФ, если такие документы были представлены иным налогоплательщиком - контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, являющимся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика, использующего право на указанное освобождение в такой контролируемой иностранной компании. Налогоплательщик - контролирующее лицо сможет воспользоваться таким правом при условии указания им в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, представляемом в налоговый орган, сведений об организации, представившей необходимые документы. Т.е. по сути Закон устраняет "задвоение" обязанности представления в налоговые органы одних и тех же документов разными контролирующими лицами в отношении одной и той же КИК, чья прибыль в РФ освобождена от налогообложения. Помимо статьи 25.13-1 НК РФ это "устранение" также зафиксировано путем уточнения редакции пункта 10 статьи 25.14 НК РФ "Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами".

1.2. Изменения статьи 105.3 НК РФ "Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами".

Во-первых, в данную статью внесена техническая правка, уточняющая единственный случай, когда применение правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием может привести к пересчету налоговых обязательств налогоплательщика в сторону их снижения. Таким случаем являются правила применения симметричных корректировок. Данное уточнение действительно является лишь техническим, так как сами правила применения симметричных корректировок существуют уже довольно давно, но при этом в статье 105.3 НК РФ имелось прямое указание, что любой пересчет налогов по правилам раздела V.I НК РФ может приводить или к доплате налогов в бюджет, или к снижению величины налоговых убытков.

Также в данной статье уточнено, что в рамках налогового контроля за трансфертным ценообразованием налоговый контроль не проверяет ту часть налога на прибыль организаций, которая была исчислена конкретным налогоплательщиком в отношении прибыли КИК (так как это разные виды налогового контроля).

1.3. Изменения статьи 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".

В статье 217 НК РФ Закон уточняет пункт 60, в котором были определены правила освобождения от НДФЛ доходов, получаемых в результате реализации положений Закона об амнистии капиталов. С амнистией капиталов связаны также правки пункта 67 статьи 217 НК РФ, а также корректировки статьи 214.1 НК РФ "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами" (в которой уточнены особенности определения расходов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами в отношении соответствующих активов, полученных налогоплательщиками в рамках амнистии капиталов), статьи 220 НК РФ "Имущественные налоговые вычеты") (в связи с определением возможности учета при заявлении вычетов стоимости имущества, полученного налогоплательщиком (членом его семьи) в связи с реализацией положений Закона об амнистии капиталов).

1.4. Изменения статьи 246.2 НК РФ "Организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ".

Закон уточнил, какие именно виды деятельности, относящиеся к контролю и планированию, сами по себе (и в совокупности с иными видами операций, указанных в пункте 3 статьи 246.2 НК РФ) не признаются осуществлением иностранной организацией деятельности в РФ в смысле возможности её признания для целей налога на прибыль налоговым резидентом.

Так, изменениями уточнено, что к планированию деятельности иностранной организации и контролю за ее деятельностью относятся, в частности, следующие функции, осуществляемые в отношении иностранной организации (организаций):

- стратегическое планирование и бюджетирование;

- подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности;

- анализ деятельности;

- внутренний аудит и внутренний контроль;

- подготовка и организация привлечения финансирования;

- управление инвестиционными, финансовыми, производственными и иными рисками;

- принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на иностранные организации, взаимозависимым лицом которых является российская организация или физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, выполняющие схожие функции или принадлежащие к отдельным операционным сегментам или бизнес-сегментам;

- согласование решений, принимаемых иностранными организациями, в целях осуществления контроля за соответствием таких решений указанным в настоящем подпункте стандартам, методикам и (или) политикам.

Таким образом, осуществление указанных выше функций из РФ само по себе не должно приводить к признанию для иностранной организации факта осуществления ею деятельности в РФ.

До сих пор такой подробной расшифровки понятий "планирование" и "управление" в НК РФ не имелось.

1.5. Изменения статьи 251 НК РФ "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы".

Закон уточнил пункт 53 пункта 1 статьи 251 НК РФ, где определены особенности освобождения от налога на прибыль доходов в виде дивидендов, полученных контролирующим лицом от своих КИК.

Самым основным из таких уточнений, на наш взгляд, является распространение действия этого пункта не только на доходы в виде дивидендов, а вообще на любые виды доходов, полученные контролирующим лицом от КИК. Ведь, по сути, речь идет о том, что если контролирующее лицо заплатило в РФ налог с прибыли КИК, то получая любые виды доходов от этих же КИК он получает доходы, с которых налог в бюджет РФ им уже был уплачен. Тем не менее, напрямую в главе 25 НК РФ до сих пор освобождение можно было применить только к получаемым контролирующим лицом от своих КИК доходам в виде дивидендов.

1.6. Изменения статьи 309.1 НК РФ "Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний".

Закон уточнил виды доходов КИК, которые не учитываются при определении прибыли КИК, подлежащей налогообложению в РФ. Например, новым видом таких не учитываемых доходов стали суммы доходов от реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов и расходов, признанных при выбытии указанных активов в составе прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании до налогообложения.

Также уточнено, как должны влиять на определение прибыли КИК операции, связанные с выбытием финансовых активов такой организации в течение отчетного периода.

Установлено, что доходы иностранной компании признаются доходами от активной деятельности в случаях, если такие доходы получены от реализации товаров на основании договоров (контрактов), по условиям которых осуществляется поставка базисного актива, или такие доходы получены по операциям хеджирования в целях компенсации неблагоприятных последствий, связанных с изменением стоимости соответствующего объекта хеджирования, и к которым требования международных стандартов финансовой отчетности применяются как к производным финансовым инструментам, при условии раскрытия соответствующих сведений в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании (включая примечания к финансовой отчетности).

Доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (производными финансовыми инструментами), указанные в настоящем пункте, признаются доходами от активной деятельности при условии, что в случае реализации соответствующего базисного актива по договору купли-продажи такие доходы не признавались бы доходами от пассивной деятельности.

Также впервые на уровне НК РФ установлено, что в случае, если налогоплательщик прекращает быть контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, он утрачивает право переноса убытка такой компании на будущие периоды в части, не учтенной им ранее при исчислении прибыли контролируемой иностранной компании (что в принципе является логичным, но до сих пор прямо установлено не было).

Вопросы переноса убытков КИК нашли отражение также в новой редакции пункта 8 статьи 309.1 НК РФ. До сих пор в этом пункте было указано только на то, что такие убытки переносятся в случае, если речь идет об убытках, полученных начиная с 01.01.2015. Рассматриваемый Закон существенно расширил эти условия, в частности, подробно описав правила определения финансового результата КИК на 01.01.2015, в том числе с учетом возможных переоценок финансовых активов, имевших место до 01.01.2015.

Кроме этого установлено, как должна определяться налогооблагаемая в РФ прибыль КИК, если сама контролируемая иностранная компания входит в состав иностранной консолидированной группы налогоплательщиков.

В части переноса убытков, полученных КИК, рассматриваемый Закон помимо правок статьи 309.1 НК РФ также предусмотрел правила в своей статье 10 НК РФ, где установил, когда и при каких условиях могут переноситься на будущее убытки, полученные КИК за 3 финансовых года до 01.01.2015.

2. Изменения, связанные с реализацией поручений Президента РФ, данных им во время пресс-конференции, проведенной в декабре 2017 года, в части улучшения положений граждан в отдельных налоговых вопросах.

2.1. Изменения статьи 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".

Закон дополняет статью 217 НК РФ новым пунктом 72, согласно которому не будут облагаться НДФЛ

доходы, полученные налогоплательщиками с 01.01.2015 до (т.е. при буквальном прочтении - не включая) 01.12.2017, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ (т.е. сведения о невозможности удержания НДФЛ). Это освобождение коснется не вообще всех доходов. Оно не будет распространяться на следующие виды доходов (с которых налогоплательщики по-прежнему будут обязаны заплатить НДФЛ):

- в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;

- в виде дивидендов и процентов;

- в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ;

- в натуральной форме, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

- в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Какие же виды доходов с учетом приведенных исключений будут освобождены от НДФЛ?
Очевидно, что в первую очередь речь идет о доходах в виде списанных задолженностях физических лиц перед организациями и предпринимателями (по различным основаниям - в связи с прощением долга, истечением срока исковой давности и пр.). Напомним, что начиная с налогового периода 2017 год, факт списания с баланса организации долга физического лица формирует налогооблагаемый доход такого физического лица только в случае, если речь идет о списании долгов взаимозависимому с организацией лицу, т.е. в том числе, например, работнику.

Кроме списания долгов также можно указать такие виды доходов, как доходы в виде дарения, если речь идет о денежных подарках от организаций и предпринимателей (в размере сверх освобожденного от НДФЛ лимита 4 тыс. рублей в год).

Наверное, также сюда можно отнести доходы от операций с ценными бумагами, по которым налоговый агент (скажем, брокер) не смог удержать при выплате дохода НДФЛ и подал соответствующие сведения в налоговый орган. Как нам кажется, законодатель не собирался освобождать от НДФЛ доходы от операций с ценными бумагами в данном случае, но и в перечне исключений, на которые пункт 72 статьи 217 НК РФ распространяться не будет, они также не приведены.

2.2. Изменения главы 31 НК РФ "Земельный налог".

В соответствии с поручением Президента РФ законодатели ввели в главу 31 НК РФ положения, освобождающие отдельных лиц от уплаты земельного налога с земельных с участков площадью в пределах 6 соток.

Реализовано это путем введения в НК РФ положений о налоговом вычете по земельному налогу. Сам налоговый вычет будет являться не абсолютно самостоятельным видом освобождения, а заменяет собой ранее предусмотренную главой 31 НК РФ "не облагаемую налогом сумму" по земельному налогу. Минимальный размер вычета определен положениями самой главы, но при этом изменениями статьи 387 НК РФ "Общие положения" предусмотрено, что дополнительные основания для его предоставления могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Каков будет механизм самого вычета?

Закон установил, что налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка (т.е. те самые 6 соток), находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из перечисленных в пункте 5 статьи 391 НК РФ "Порядок определения налоговой базы" категорий (подробнее о категориях таких лиц см. ниже).

Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) сможет производиться в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (по форме, утверждаемой ФНС РФ), представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, за который исчисляется налог.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после этой даты (1 ноября года, за который исчисляется налог) представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет должен будет все равно предоставлен налоговым органом в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Кто сможет применить вычет?

1) это категории лиц, которые до сих пор имели право на уменьшение суммы налога на не облагаемую налогом сумму в размере 10'000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков (и вместо чего теперь предоставлено право использования налогового вычета в виде не обложения налогом 6 соток):

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

- инвалиды I и II групп инвалидности;

- инвалиды с детства;

- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

- физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

- физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

- физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

2) новой категорией лиц, специально упоминаемой именно рассматриваемым Законом (по прямому поручению Президента РФ) стали:

- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

На наш взгляд, реализация данного Президентом РФ поручения совсем не обязательно приведет к улучшению положения физических лиц - плательщиков земельного налога.

Например, на территории Санкт-Петербурга пенсионеры и так освобождены от уплаты земельного налога, причем в том числе в отношении земельных участков площадью свыше 6 соток. Соответственно, для них (при неизменности данных положений регионального закона) данное изменение главы 31 НК РФ ничего не привнесет.

Зато те категории лиц (например, инвалиды), которые до сих пор имели право на уменьшение суммы налога на необлагаемую сумму в размере 10'000 рублей вместо этого смогут уменьшить земельный налог только на сумму налога, исчисленного с одного из имеющихся у них земельных участков, и то, только в пределах налога, рассчитанного на площадь этого участка не более 6 соток. Соответственно, реальное улучшение их положения будет иметь место только тогда, когда земельный налог на эти вновь льготируемые 6 соток будет оказываться больше ранее имевшейся возможности уменьшения суммы налога на сумму 10'000 рублей. То есть выгода сможет наступить тогда, когда земельный налог на какие-то отдельные 6 соток в собственности, например, инвалида, приводили к исчислению земельного налога в размере больше 10'000 рублей. Это по нашим оценкам может иметь место в редких или даже исключительных случаях (например, когда речь идет о земельных участках с очень высокой кадастровой стоимостью). А значит, те категории льготных налогоплательщиков, которые ранее имели право на вычет 10 тысяч рублей, с вступлением в силу изменений ничего не выиграют, а очень может быть, что даже проиграют. Фактическое улучшение положения может иметь место только для пенсионеров, проживающих в тех регионах, где для них до сих пор не было льгот по земельному налогу.

Возвращаясь к положениям рассматриваемого Закона в части нового порядка "льготирования" по земельному налогу, также надо отметить положения статьи 13 этого Закона, где установлено, что уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу за налоговый период 2017 года, может быть представлено налогоплательщиком в произвольной форме в налоговый орган по своему выбору и в течение специального срока - до 1 июля 2018 года. После этой даты уточненное уведомление с изменением земельного участка, по которому налогоплательщик хочет получать вычет, уже не удастся. При этом даже если налогоплательщик уведомление вообще не представит, налоговый орган сам предоставит вычет - при наличии у лица нескольких земельных участков - в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Таким образом, устанавливаемые Законом № 436-ФЗ правила применения налоговых вычетов по земельному налогу впервые будут применяться при расчете земельного налога уже за 2017 года. Это подтверждает и статья 14 Закона № 346-ФЗ (пункт 13), где указано, что положения главы 31 НК РФ в редакции данного закона применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 года.

Письмом от 11.01.2018 № БС-4-21/251@ ФНС РФ направила налогоплательщикам для примпенения рекомендуемую форме Уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу.

2.4. Списание долгов по обязательным страховым взносам.

Статьей 6 рассматриваемого Закона внесены дополнения в Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Эти дополнения устанавливают, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФ РФ и ФСС РФ недоимок по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФ РФ и ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом ФНС РФ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ внесено положение о том, что списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам осуществляется органами ПФ РФ и ФСС РФ по основаниям, возникшим до 01.01.2017. В случае утраты на 01.01.2017 возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами

Приведенная норма позволяет ПФ РФ и ФСС РФ списать те долги по страховым взносам, которые не были взысканы ими до передачи дел налоговым органам и которые не могли быть переданы налоговым органам для взыскания после 01.01.2017 в связи с истечением возможности для такого взыскания.

Помимо этого статья 11 рассматриваемого Закона № 436-ФЗ определяет, что непогашенные индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и иными лицами, осуществляющими индивидуальную деятельность (в том числе в случае, если они на сегодня уже утратили соответствующий статус), долги по уплате обязательных страховых взносов (в первую очередь, очевидно, за самих себя в фиксированном размере, но не только, так как никакого однозначного уточнения в данной части в Законе нет), штрафов и пени за периоды, истекшие до 01.01.2017, также признаются безнадежными и подлежат списанию. Таким образом, названной категории плательщиков страховых взносов фактически "прощаются" долги по уплате страховых взносов по периодам до 2017 года.

Вступают в силу указанные выше положения через месяц после официального опубликования Закона № 436-ФЗ, т.е. с 30.01.2018.

2.5. Списание долгов по личным имущественным налогам и налогам индивидуальных предпринимателей.

Статья 12 Закона № 436-ФЗ признаёт безнадежной к взысканию недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшуюся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку (штрафы в данном случае не упоминаются).

Эта же статья предусматривает признание безнадежной и списание недоимки по налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 01.01.2015 за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя к настоящему времени, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Для списания таких видов налоговых долгов участие в этом процессе и согласие самих физических лиц (в том числе, предпринимателей) не требуется. Списание должен будет осуществить налоговый орган по месту учета налогоплательщика самостоятельно.

Надо признать, что фактически речь идет о списании тех долгов, по которым 01.01.2018 в любом случае истекают сроки давности привлечения к ответственности, а также сроки, в течение которых налоговый орган имел возможность обратиться в суд за взысканием указанных выше налоговых недоимок. Хотя в статье 12 Закона № 436-ФЗ указано на списание в качестве безнадежных любых недоимок, т.е. в том числе тех, по которым налоговый орган уже на дату вступления в силу Закона № 436-ФЗ мог успеть реализовать прерывающие течение сроков исковой давности процессуальные действия (например, обратиться в суд), но при этом так и не смог их взыскать. Кстати, именно в этой части вызывает вопрос, почему для индивидуальных предпринимателей Закон установил списание как самих налоговых недоимок, так и начисленных на них пени и штрафов, в то время как для физических лиц (не являющихся предпринимателями) в части списания долгов по их личным имущественным налогам прямо указано только на списание налоговых недоимок и начисленных на них пени (без указания на суммы штрафов)? Ответа на этот вопрос, к сожалению, мы дать не можем.

3. Корректировка ранее принятых законов, вносящих изменения в НК РФ.

Помимо реализации поручений Президента РФ в части списания в качестве безнадежных налоговых долгов (и долгов по страховым взносам) физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), а также корректировки правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, Закон № 436-ФЗ также внес уточнения в ряд принятых ранее в 2017 году (и еще не успевших вступить в силу на дату принятия Закона № 436-ФЗ) законов.

3.1. Например, статья 8 Закона № 436-ФЗ вносит правки в Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (один из самых значимых как по объему, так и по содержанию налоговых законов, принятых в 4-м квартале 2017 года), несколько корректируя предусмотренные этим законом изменения главы 26 НК РФ "НДПИ". В настоящем обзоре мы эти правки рассматривать не будем.

Кроме НДПИ еще одно уточнение затронуло предусмотренный названным Законом № 335-ФЗ и введенный в действие с 01.01.2018 новый порядок восстановления вычетов по НДС в отношении расходов, по которым получены средства из бюджетной системы РФ в виде субсидий или бюджетных инвестиций.

Напомним, что Закон № 335-ФЗ с 01.01.2018 ввёл в главу 21 НК РФ новый пункт (пункт 2.1), который содержит самостоятельные правила, касающиеся одного из случаев, при котором суммы предъявленного НДС не принимаются к вычету, учитываются в стоимости приобретаемых товаров работ, услуг (имущественных прав), а в случае принятия к вычету, подлежат восстановлению.

Этот новый пункт 2.1 касается случаев приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ.

Напомним, что пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ и без учета Закона № 335-ФЗ содержал указание на невозможность применения вычетов и необходимость их восстановления (с учетом предъявленных сумм налога в составе стоимости приобретаемых товаров, работ, услуг) в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ. Закон № 335-ФЗ его также излагает в новой редакции.

Таким образом, на наш взгляд, новый пункт 2.1 лишь ввёл правила, касающиеся уточнения, какие именно последствия возникают при получении налогоплательщиком соответствующих средств из бюджетной системы РФ в форме субсидий и бюджетных инвестиций.

Что устанавливает новый пункт 2.1?

Во-первых, как указано выше, он определяет, что он применяется при получении из бюджета как субсидий, так и бюджетных инвестиций.

Он также уточняет, что его положения применяются, в том числе, при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет указанных источников, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Во-вторых, он говорит, что налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций. По идее, это требование также не должно рассматриваться как новое.

Далее пункт определяет, что предъявленные налогоплательщику сумы НДС, фактически профинансированные из бюджета, включаются в расходы при исчислении налога на прибыль (в текущие или в виде амортизации (если согласно положениям главы 25 НК РФ приобретаемые за счет бюджетных средств товары, работы, услуги, права могут быть учтены при налогообложении)). В этом правиле также, на наш взгляд, нет ничего нового. Но дополнительным и впервые вводимым условием возможности учета не принимаемых к вычету сумм НДС в расходах по налогу на прибыль становится факт ведения раздельного учета. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, в расходы при исчислении налога на прибыль организаций согласно новому пункту 2.1 статьи 170 НКРФ не включаются.

На наш взгляд, именно факт "увязки" права на включение не принимаемых к вычету сумм налога (в данном случае - по основанию получения финансирования в форме субсидий или бюджетных инвестиций) с ведением налогоплательщиком раздельного учета и есть основное новшество, предусматриваемое пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ.

В чем заключается основная суть новой редакции упомянутого выше пп. 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ?

1) помимо субсидий в нем теперь упоминаются также бюджетные инвестиции;

2) его положения отныне будут применяться независимо от включения суммы НДС в саму субсидию или бюджетную инвестицию. Т.е. неважно, получил налогоплательщик субсидию на приобретение товара стоимостью 118 руб. (в том числе НДС 18 руб.) в размере всех 118 рублей (т.е. субсидия в том числе покрыла сумму НДС) или только 100 рублей, предъявленный при приобретении такого товара НДС (в нашем примере в размере 18 руб.) в любом случае не сможет быть полностью принят к вычету;

3) описан механизм определения подлежащей восстановлению суммы вычетов по НДС в случае, если полученные из бюджета средства профинансировали лишь часть расходов на приобретение товаров, работ, услуг, прав. Не принимаемая к вычету величина НДС будет определяться в доле, соответствующей полученному бюджетному финансированию. В нашем примере, когда на приобретение товара стоимостью 118 руб. (в том числе НДС) из бюджета было выделено 100 руб., такая доля составит 100/118, что в итоге сформирует не принимаемую к вычету и включаемую в прочие расходы по налогу на прибыль сумму налога в размере примерно 15,25 руб. (остальная часть в размере примерно 2,75 руб. сможет быть принята к вычету).

Что в отношении описанного выше порядка предусмотрел Закон № 436-ФЗ?

Он определил, что все описанные выше положения в отношении вычетов НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным организациями - субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ, применяются с 01.01.2019.

В данном случае, на наш взгляд, не совсем понятно - а как именно должны будут поступать в течение 2018-го года субъекты естественных монополий при получении из бюджета субсидий на финансирование каких-то своих затрат? Закон № 436-ФЗ прямо установил, что тот порядок, который с 01.01.2018 в этой части предусмотрен в статье 170 НК РФ, для субъектов естественных монополий начнёт применяться только с 2019 года. Может ли это значить, что до 2019 года при получении из бюджета субсидий субъекты естественных монополий вообще не должны восстанавливать НДС? Или это означает, что они должны его восстанавливать (ведь такое требование при получении бюджетных субсидий в статье 170 НК РФ существовало и до принятия Закона № 335-ФЗ), но только в "прежнем" порядке (т.е. без учета правок по Закону № 335-ФЗ)? Если верно последнее, то в чем основная суть в данном случае неприменения новых правил до 2019 года? В возможности неосуществления восстановления вычетов по НДС при получении из бюджета субсидий на сумму, соответствующую величине профинансированных расходов без учета НДС? Ведь, на наш взгляд, только это указание кардинально меняет что-то в общих правилах восстановления НДС при получении бюджетных средств в связи с принятием Закона № 335-ФЗ. Однозначного ответа на данные вопросы в настоящее время, к сожалению, не существует.

3.2. Статья 9 Закона № 436-ФЗ вносит правки в Федеральный закон от 27.11.2017 № 354-ФЗ, который ранее установил новые правила исполнения обязанностей по уплате НДФЛ в отношении выигрышей от участия в различных азартных играх и лотереях.

Напомним, что в этой части Закон № 354-ФЗ с 01.01.2018 впервые предусмотрел введение необлагаемой налогом суммы дохода в виде выигрышей в азартных играх и лотереях (4 тыс. руб.), установив, что:

- доходы в пределах 4 тыс. руб. не облагаются НДФЛ;

- по доходам свыше 4 тыс. руб., но не более 15 тыс. руб. физическое лицо должно само исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ (не имея при этом прав на уменьшение полученного дохода на сумму расходов, связанных с участием в соответствующей лотерее, тотализаторе и т.п.);

- по доходам от 15 тыс. руб. и выше НДФЛ исчисляется и уплачивается источником выплаты дохода - налоговым агентом, который при исчислении налога может учесть расходы в виде затрат физического лица на участие в розыгрыше, стоимость его ставки и т.п.

Что в этих правилах еще до введения их в действие уточнил Закон № 436-ФЗ?

Закон уточнил, что выигрыши в азартных играх размером свыше 15 тыс. руб. облагаются НДФЛ у источника выплаты (налогового агента), если речь идет не вообще о любых выигрышах в азартных играх, а только если речь идет о выигрышах в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе. Если же речь идёт о выигрыше в азартных играх, не относящихся к азартным играм в букмекерской конторе и тотализаторе, с суммы полученного дохода в размере свыше 4 тыс. руб. физическое лицо должно будет исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ самостоятельно, даже если сумма полученного выигрыша превысит 15 тыс. руб. (и без права при этом уменьшить сумму полученного дохода на расходы, связанные с участием в самом розыгрыше).

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено