Правки понятия валютного резидента для физических лиц (Закон № 427-ФЗ)

Настоящим информируем о Федеральном законе от 28.12.2017 № 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.12.2017 и вступившем в силу с 1 января 2018 года.

В целом, рассматриваемый закон направлен на упрощение валютного контроля в отношении граждан Российской Федерации, преимущественно проживающих за рубежом.

Внесенными правками установлено, что в целях валютного законодательства РФ резидентами являются все граждане Российской Федерации без каких-либо исключений (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.). Напомним, что ранее к резидентам не относились граждане РФ, постоянно проживающие в иностранном государстве не менее 1-го года, в том числе имеющие вид на жительство в иностранном государстве, либо временно пребывающие в иностранном государстве на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее 1-го года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее 1-го года. Однако данное исключение, по сути, не действовало, поскольку, с точки зрения контролирующих органов, даже однодневный визит российского гражданина, постоянно проживающего в иностранном государстве, в Российскую Федерацию возвращал ему статус валютного резидента РФ. С учетом внесенных правок, с 1 января 2018 года, все лица, имеющие российское гражданство, даже годами не бывающие в Российской Федерации, для целей валютного регулирования и валютного контроля признаются резидентами.

Вместе с тем, для граждан РФ, пребывающих за рубежом в совокупности более 183 дней в календарном году, предусмотрен особый порядок валютного контроля.

В частности, валютные операции между физическими лицами - резидентами, пребывающими за рубежом в совокупности более 183 дней в календарном году, совершаемые за пределами Российской Федерации, отнесены к перечню разрешенных валютных операций между резидентами (п. 25 ч. 1 ст. 9 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.).

Кроме того, установлено, что требования к порядку открытия счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней (ч. 8 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.).

При этом статьей 2 рассматриваемого Закона № 427-ФЗ определено, что данные положения применяются и в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за рубежом в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в иностранных банках, если такие счета были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Иными словами на данную категорию лиц не распространена обязанность по уведомлению налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов счетов в иностранных банках в месячный срок, также как обязанность по представлению ежегодных отчетов о движении средств по этим счетам, действующая для остальных физических лиц - резидентов.

Однако если срок пребывания этих лиц за пределами Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности составит 183 дня и менее, они будут обязаны (ч. 8 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.):

- уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов в иностранной валюте и (или) в валюте РФ в иностранных банках, об изменении реквизитов таких счетов, по утвержденной форме в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом;

- представлять в установленном порядке налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам в иностранных банках.

Также внесенными правками установлено, что в целях валютного законодательства налоговым органом по месту учета резидента - физического лица является (ч. 2 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.):

- налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации),

- в случае отсутствия у физического лица на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) - налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у резидента нескольких объектов недвижимости - налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимости по выбору резидента).

В случае отсутствия у физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в иностранных банках, представляются в налоговый орган, определенный ФНС России. На дату подготовки настоящего сообщения информация о выбранном для этих целей налоговом органе отсутствует.

Внесенными правками дополнено, что на счета резидентов, открытые в иностранных банках, могут быть зачислены суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента, а также средства, полученные от операций, совершаемых за пределами территории Российской Федерации, физическими лицами - резидентами, пребывающими за рубежом в совокупности более 183 дней в календарном году (ч. 5 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.).

Кроме того, согласно внесенным правкам с 01.01.2018 на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены также следующие денежные средства, полученные от нерезидентов (ч. 5.1 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.) :

- от продажи нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации;

- от продажи нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства - члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет физического лица - резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

Правки внесены и в части использования физическими лицами - резидентами денежных средств, зачисленных в соответствии с валютным законодательством РФ на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Установлено, что физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием таких средств за исключением запрещенных валютных операций между резидентами (ч. 6 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в нов. ред.). Ранее данные денежные средства могли быть использованы только для осуществления валютных операций, не связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.

В связи с особым порядком валютного контроля граждан РФ, пребывающих за рубежом в совокупности более 183 дней в календарном году, установлено, что в целях осуществления валютного контроля уполномоченные банки в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов документы (копии документов), подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.

Также отметим, что норма абз. 3 ч. 4 статьи 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в соответствии с которой при первом переводе резидентами средств со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета в иностранных банках перевод осуществляется только при предъявлении банку уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета с отметкой о принятии указанного уведомления, ранее действовавшая в отношении всех резидентов, с 1 января 2018 года применяется только в отношении резидентов - юридических лиц.

В заключение еще раз обращаем внимание на то, что все описанные выше правки Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" вступили в силу с 1 января 2018 года.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6