Рекомендации МФ РФ по аудиту отчетности за 2015 год

Информируем о Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 года (доведены письмом МФ РФ от 22.01.2016 №07-04-09/2355).

 

Настоятельно рекомендуем ознакомиться с этим документом, поскольку в нем Минфин РФ сформулировал вопросы, на которые, по его мнению, аудиторы обязаны обращать особое внимание при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2015 года. А значит, речь идет о вопросах, на которые, в первую очередь, такое особое внимание должны обращать сами аудируемые лица, как впрочем и те, кто не подлежит обязательному аудиту, поскольку изложенные Минфином РФ требования (особенно в части вопросов техники ведения учета и формирования отчетности в отдельных конкретных ситуациях и по отдельным конкретным вопросам) не зависят от того, подлежит или не подлежит та или иная организация обязательному аудиту.

Сразу следует отметить, что в этом году подготовленные Минфином РФ Рекомендации по аудиту годовой бухгалтерской отчетности не содержат каких-либо революционных и кардинально меняющих практику выводов.

 

Тем не менее, часть затронутых вопросов может оказаться для Вас важной и интересной, т.к. общей характеристикой таких вопросов можно назвать "отсутствие прямого нормативного регулирования в нормативных актах по бухгалтерскому учету по тем или иным вопросам".

Как обычно, Рекомендации состоят из нескольких разделов, из которых основными являются:

  • раздел, касающийся непосредственно вопросов проведения аудита и требований к аудиторским процедурам. Для аудируемых лиц этот раздел может оказаться интересным, в первую очередь, для понимания причин, по которым в ходе аудита со стороны аудитора появляются те или иные запросы, на первый взгляд прямо не касающиеся вопросов проверки данных бухгалтерской отчетности;
  • раздел, посвященный отдельным вопросам составления бухгалтерской отчетности, и, как, на наш взгляд, было бы правильнее сказать в отношении рассмотренных в этом году Минфином РФ вопросов – посвященный техники ведения бухгалтерского учета в конкретных ситуациях. Причины, по которым Минфином РФ при составлении рассматриваемых Рекомендаций были выбраны именно те вопросы, которые попали в итоговый текст документа, нам не до конца ясны. Но, как уже указано выше, объединяет эти вопросы отсутствие однозначного нормативного регулирования или однозначной практики применения;
  • в отдельные разделы выделены вопросы составления отчетности кредитными, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами.

Среди тех вопросов, на которые мы бы хотели обратить Ваше особое внимание, стоит отметить следующие:

1. Принятие во внимание влияния экономической ситуации в стране.

 

Уже не первый раз Минфин РФ начинает свои Рекомендации по аудиту годовой отчетности с указания на необходимость принятия во внимания "особой" экономической ситуации в нашей стране. И хотя напрямую в тексте это не говорится, очевидно, что подразумевается ее "сложность". Именно этим объясняются указанные Минфином РФ возросшие аудиторские риски, что должно быть учтено аудитором при рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе внутреннего контроля и при осуществлении прочих аудиторских процедур.

 

Никакой конкретики, как именно должна быть учтена сложная экономическая обстановка при формировании отчетности и при её аудите, как и в прошлые разы, Минфин РФ прямо не указал.

 

Однако, как нам кажется, в этом году основным вопросом на повестке дня может стать вопрос проверки одного из основных принципов учетной политики – соблюдения принципа допущения непрерывности деятельности организации. По крайней мере, именно этому вопросу в Рекомендациях в этом году Минфин РФ уделил особое внимание (в то время как в предыдущих аналогичных документах, посвященных проверкам отчетности за 2014 и более ранние годы такие вопросы напрямую вообще не упоминались).

 

В качестве дополнительных процедур, которые должны быть выполнены аудитором для проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности, среди прочего Минфин РФ указал на следующие:

 

  • анализ и обсуждение с руководством аудируемого лица прогнозов в отношении движения финансовых потоков, доходов и др.;
  • ознакомление с протоколами собраний акционеров, заседаний совета директоров и комитетов с целью выявления в них упоминания о финансовых трудностях;
  • проверка наличия, правомерности и возможности обеспечения выполнения договоренностей о начале или продолжении финансирования со стороны аффилированных и третьих лиц, а также оценка способности указанных лиц предоставить дополнительные средства;
  • изучение планов аудируемого лица, касающихся невыполненных заказов его клиентов[1].

 

Обращаем внимание на приведенные Минфином РФ процедуры, в том числе в качестве объяснения, почему в рамках проведения аудита со стороны аудитора могут быть Вам адресованы соответствующие запросы, и почему получение от Вас соответствующей информации является для аудитора столь важным.

 

Хотим напомнить, что в течение последнего времени произошло несколько крупных скандалов, связанных с банкротством и невозможностью исполнения своих обязательств тех или иных крупных компаний (в первую очередь, общественный резонанс имели дела, касающиеся компаний, оказывающих услуги населению), и все эти скандалы сопровождались обращением к аудиторам соответствующих компаний на предмет того, были ли аудитором в должной мере проведены аудиторские процедуры и выявлены риски, касающиеся допущения непрерывности деятельности.

 

И тот факт, что в своих Рекомендациях аудиторам в этом году Минфин РФ поставил проверку соблюдения этого принципа на одно из первых мест, означает, что этой теме действительно теперь необходимо уделять повышенное внимание.

 

2. Создание резерва по сомнительным долгам по выданным займам.

 

Минфин РФ обратил внимание на выданные организацией займы, учитываемые в составе финансовых вложений: в случае наступления признаков обесценения данного вида финансовых вложений (например, в связи с нарушением срока возврата со стороны заемщика) по нему не может формироваться резерв под обесценение финансовых вложений, как по всем прочим видам финансовых вложений. По этому виду финансовых вложений с учетом его правовой природы должен формироваться резерв по сомнительным долгам.

 

Дополнительно мы хотели бы от себя добавить, что создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете является обязательным, в то время как создание резерва под обесценение финансовых вложений – нет (обязательной является проверка на обесценение, но не создание самого резерва).

 

Таким образом, при формировании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете следует "не забывать" про ту дебиторскую задолженность, которая отражается в отчетности по иным статьям, например, дебиторскую задолженность по договорам займа, отражаемым в составе финансовых вложений.

 

Напомним также, что в налоговом учете дебиторская задолженность по договорам займа не может быть признана сомнительной в смысле статьи 266 НК РФ и создание резерва по ней для целей налогообложения прибыли невозможно.

 

3. Признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год.

 

МФ РФ обратил внимание на тот факт, что в случае, когда в организации установлена система премирования работников, предусматривающая выплату премии в следующих за отчетным периодах при достижении соответствующих показателей (условий) в отчетном году (например, премия по результатам работы за год), организация на основе оценки вероятности достижения таких показателей (условий) в отчетном году признает оценочное обязательство.

 

Таким образом, хотим обратить внимание всех тех организаций, в постоянной практике которых имеется выплата годовых премий по результатам работы за год в соответствии с положениями локальных трудовых актов о необходимости формирования по итогам 2015 года резерва на расходы по выплате такой премии в 2016 году. И если в Вашей практике в предыдущие годы такое резервирование не осуществлялось (особенно в случае существенности соответствующих величин), то в данной части необходимо осуществить исправление выявленных ошибок в соответствии с правилами ПБУ 22/2010, т.е. в том числе с представлением в ретроспективе данных по прошлым периодам так, как если бы расходы на выплату годовой и иной аналогичной премии резервировались всегда. И в том числе так, чтобы в отчетности за 2015 год не присутствовали одновременно в составе расходов на оплату труда затраты на выплату премий за 2014 год и резервирование расходов по такой премии за 2015 год.

 

4. Учет наличия и движения отходов производства.

 

Становящаяся все более актуальной тема, связанная с контролем за отходами производства, нашла отражение и в Рекомендациях Минфина РФ по аудиту отчетности за 2015 год. Ничего революционно нового контролирующий орган при этом не указал.

 

По сути единственное, на что обращено внимание, это необходимость проверки МПЗ на предмет отражения в их составе наличия и движения отходов производства (обрубков, обрезков, стружки и т.п.). МФ РФ напомнил, что такие отходы учитываются на субсчете 10-6 "Прочие материалы" счета 10 "Материалы", а их стоимость определяется исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи). Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

 

5. Раскрытие аудируемым лицом информации о выданных независимых гарантиях.

 

Еще один вопрос, который отражен Минфином РФ в Рекомендациях, скорее как напоминание, нежели установление какого-то правила или нормы.

 

В данном случае Минфин РФ напомнил, что если компания выдала гарантии (полагаем, что аналогичный вывод можно сделать и о выданных поручительствах), то она должна оценивать вероятность наступления условий, при которых она будет вынуждена исполнить условия этих гарантий и поручительств и предполагаемые суммы такого исполнения. И если соответствующая вероятность высока, и сумма может быть обоснованно определена, то в учете организации должны быть сформированы резервы под соответствующие расходы, как под оценочные обязательства (ПБУ 8/2010). И это означает, что отражаемые за балансом выданные гарантии и поручительства вполне могут "оказаться" уже на балансовых счетах организации в виде резерва предстоящих расходов.

 

Если же все условия признания оценочного обязательства не выполняются (нельзя определенно утверждать, что организации придется исполнять условия выданных гарантий и поручительств или вероятность этого мала, или достоверно определить сумму предстоящих выплат нельзя), то в бухгалтерской отчетности раскрывается условное обязательство, т.е. фактически приводятся только соответствующие пояснения (и то, в общем случае при условии существенности знания о соответствующих обстоятельствах пользователями отчетности).

 

6. Отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств.

 

Минфин РФ окончательно поставил точку в спорах о том, по какой строке Отчета о движении денежных средств среди потоков от текущих операций подлежат отражению расходы на уплату обязательных страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС: по строке "платежи в связи с оплатой труда" или по строке "прочие расходы" (вместе с налогами и иными обязательными платежами в бюджет, кроме отражаемого отдельно налога на прибыль).

 

Указанный Минфином РФ единственный вариант – по строке "платежи в связи с оплатой труда работников".

 

Обратите внимание, что подобная классификация расходов по ОДДС будет несколько расходиться, например, с классификацией соответствующих затрат в налоговом учете по налогу на прибыль, где взносы в государственные внебюджетные фонды учитываются не в составе расходов на оплату труда (ст.255 НК РФ), а в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ).

 

7. Хранение документов бухгалтерского учета.

 

Минфин РФ обратил внимание, что согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" требования к порядку хранения документов бухгалтерского учета (в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью) должны были бы быть установлены в федеральных стандартах бухгалтерского учета. До утверждения таких стандартов должны применяться:

 

  • Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29.07.1983 №105 (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее);
  • Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Минкультуры России от 31.03.2015 №526 (вступил в силу с 21.09.2015).

 

Таким образом, Минфин РФ подтвердил, что принятые еще в период существования СССР правила документооборота (приказ Минфина СССР от 29.07.1983 №105) по-прежнему продолжают действовать и должны применяться (в не противоречащей принятым позднее документам части).

 

Напомним, что нарушение порядка хранения документов бухгалтерского учета влечет ответственность по статье 15.11 КоАП РФ, а именно: на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 2'000 до 3'000 рублей. Общий срок хранения документов по Федеральному закону "О бухгалтерском учете" составляет 5 лет, однако с учетом действующих правил архивации фактические сроки хранения многих первичных документов превышают эти сроки.

 

Помимо изложенного выше для отдельных организаций может представлять интерес приведенная Минфином РФ позиция о порядке отражения в отчетности (прежде всего в отчете о финансовых результатах) сумм торгового сбора (может быть интересно плательщикам этого сбора, т.е. на сегодня исключительно лицам, стоящим на учете в Москве), отдельные особенности раскрытия информации в отчетности некоммерческими организациями, а также порядок отражения операций по получению ГУП от собственника имущества сверх размера уставного фонда и по изъятию такого же имущества из хозяйственного ведения ГУП.

 

Исп. Леонов А.



[1] Нами приведен неполный перечень процедур, указанных в тексте Рекомендаций Минфином РФ. Мы указали только те процедуры, которые по составу истребуемой информации выходят за рамки аудиторских запросов, которые, например, в рамках деятельности нашей компании и так в любом случае направляются клиентам при проведении аудита (например, выявление наличия судебных исков и правильности оценки их влияния руководством на организацию; анализ выполнения условий возврата займов; проверка промежуточной отчетности и пр.).


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено