Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем о некоторых существенных изменениях в сфере регулирования трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ, значительная часть из которых вступила в силу с 01.01.2015.
С 13.12.2014 в Трудовой кодекс РФ введена новая глава 50.1 "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства". Новая глава ТК РФ не только закрепила уже сложившуюся практику организации привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, но также ввела некоторые новшества.
В ст. 327.1 ТК РФ подтверждено, что на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (далее - иностранец, работник, работник-иностранец), и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовой договор не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности иностранных работников.
Также установлен перечень документов, которые работник-иностранец должен предъявит работодателю при заключении трудового договора (в дополнение к тем, которые традиционно предоставляются). Среди них:
1) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, обеспечивающий оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
2) один из следующих документов:
Также установлено правило, что работник-иностранец может быть переведен на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя без учета профессии (в случае, если профессия указана в разрешении на работу или патенте) не более чем 1 раз в течение календарного года. Таким образом, работодатель имеет весьма ограниченную возможность использовать труд иностранца не по профессии, указанной в его разрешении на работу или патенте.
Учитывая, что трудовую деятельность работники-иностранцы могут выполнять только при условии соблюдения ряда специальных миграционных правил, то для данной категории работников предусмотрены дополнительные основания для отстранения от работы, а также для прекращения трудового договора (ст. 327.5, 327.6 ТК РФ).
До 2015 года принципиальная схема организации трудовых отношений с участием иностранных граждан выглядела, по общему правилу, следующим образом.
Работодатель (организация, ИП, физическое лицо), желающий заключить с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор, обязан был получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (не требовалось в отношении лиц, прибывающих в РФ в порядке, не требующем получения визы), а иностранный работник обязан был иметь разрешение на работу. Для трудовых отношений с иностранными гражданами, временно прибывающими в РФ в порядке, не требующем получения визы, то есть с так называемыми "безвизовыми иностранцами" (например, граждане Украины, Таджикистана, Кыргызской Республики, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы, Армении)[1], были предусмотрены некоторые законодательные послабления. В частности, безвизовому иностранцу для осуществления трудовой деятельность у физических лиц (привлекающих иностранцев не в целях предпринимательской деятельности, а в целях личных домашних нужд) не требовалось получения разрешения на работу, а необходимо было получить патент (процедура получения которого проще по сравнению с получением разрешения на работу, так как квоты на выдачу патента предусмотрены не были). Физическому же лицу - работодателю в такой ситуации не требовалось разрешение на привлечении и использование иностранных работников.
Таким образом, до 2015 года единственной альтернативой разрешению на работу для иностранного работника был патент, который ввиду относительной легкости его получения пользовался большой популярностью среди трудовых мигрантов. Однако существенным недостатком патента являлась его сфера действия - он позволял законно трудиться только у физических лиц при выполнении, как правило, "разовой" работы (для личных нужд физических лиц).
С 01.01.2015 года в законодательстве о трудовой деятельности иностранных граждан закреплен принципиально иной подход к организации трудовых отношений.
2.1. Изменения для работников-иностранцев.
Перечень действий, которые необходимо совершить иностранцам в целях получения законного права осуществлять трудовую деятельность на территории РФ, зависит от того, к какой группе, относится иностранный гражданин: иностранец, прибывший в порядке, требующем получения визы (т.н. "визовый иностранец"), или иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы ("безвизовый иностранец").
Для визовых иностранцев положения законодательства принципиально не изменились: так же как и ранее требуется получение разрешения на работу в установленном порядке.
Для безвизовых иностранцев как для работы у юридических лиц, так и для работы у физических лиц получение разрешения на работу не требуется, теперь необходимо получение патента.
То есть, если ранее законодатель проводил различия правового регулирования труда иностранцев по видам работодателей (организация, ИП, физическое лицо, привлекающее иностранцев для работы в рамках предпринимательской деятельности или физические лица, привлекающие иностранцев для работы не для целей предпринимательской деятельности), то теперь дифференциация правового положения иностранных граждан в рамках трудовых отношений проводится по факту наличия визы.
2.2. Изменения для работодателей.
Среди изменений, коснувшихся прав и обязанностей работодателей, отметим введенный запрет на привлечение иностранной рабочей силы при наличии неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан.
Как указывалось ранее, правовая категория "патент" уже существовала в законодательстве РФ о правовом положении иностранных граждан (введена 01.07.2010). Патент давал право работать "безвизовым" иностранцам у физических лиц, которые привлекали иностранцев для работы в личных, домашних и иных подобных нуждах, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Однако с 2015 года патент рассматривается как документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности вне зависимости от того, у какой категории работодателя осуществляется такая деятельность[2].
Перечень документов, предоставляемых для получения патента, указан в п.2 ст. 13.3 ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении граждан".
Относительно процедуры получения патента особо отметим следующее:
После получения патента иностранному гражданину и работодателю необходимо следить за следующим:
Обращаем внимание, что с 2015 года отменена обязанность отправлять аналогичное уведомление в налоговый орган.
Стоит отметить, что в отличие от разрешения на работу, для получения патента не предусматривается установление квот на его выдачу на уровне субъекта РФ, а также квот для работодателей на привлечение иностранных граждан, имеющих патент. Вместе с тем высшее должностное лицо субъекта РФ вправе установить запрет работодателям привлекать иностранных работников, осуществляющих свою деятельность на основании патента, по отдельным видам экономической деятельности. Более того, такой запрет может вызвать необходимость сократить штат иностранных сотрудников работодателя в целях соблюдения количественных ограничений на иностранных работников, установленных в запрете.
Патент выдается сроком от 1 до 12 месяцев. При этом обязательным условием является оплата НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента до начала срока действия такого патента. С 2015 года в Санкт-Петербурге размер НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа составляет 3'000,04 руб. в месяц (с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, установленный Минэкономразвития РФ, и региональный коэффициент, установленный Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 №648-111). То есть патент выдается иностранному гражданину только при условии предъявления им платежных документов, подтверждающих оплату НДФЛ за 1 или более месяцев. Оплату НДФЛ производит сам иностранец (налогоплательщик).
Отметим, что вопрос уплаты НДФЛ иностранцем, осуществляющим свою трудовую деятельность на основании патента, регулируется ст. 227.1 НК РФ. В данной статье в частности указано, что работодателю при исчислении НДФЛ в отношении трудовой деятельности иностранца, работающего по патенту, следует учитывать самостоятельно уплаченный иностранцем НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. Однако уменьшения исчисленного организацией НДФЛ в отношении трудовой деятельности иностранца, работающего по патенту, возможно только в случае получения от самого иностранца соответствующего заявления и документов, подтверждающих уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа, а также при получении из налоговых органов уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей[7].
Срок действия патента может неоднократно продлеваться, но общий срок действия патента не может быть более 12 месяцев. Продление осуществляется путем оплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа за последующий период. В этом случае обращение в ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.
Также при наличии ходатайства работодателя допустимо однократное переоформление патента на срок до 12 месяцев. Однако в случае, если в ФМС отсутствует информация об осуществлении трудовой деятельности во время действия предыдущего патента (вероятнее всего, имеется виду отсутствие копий трудовых или гражданско-правовых договоров), то переоформление не производится.
Новации в области административной ответственности коснулись преимущественно вопросов привлечения иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента.
Административная ответственность за нарушение правил привлечения и использование "безвизовых" иностранцев, работающих по патенту, в общем виде аналогична административной ответственности, применяемой к иностранцам, работающим на основании разрешения на работу.
Как ранее указывалось, иностранному гражданину недопустимо осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта РФ, где ему выдан патент[8]. Этот запрет должен соблюдать как сам работник, так и его работодатель. Для иностранного гражданина работа вне пределов того субъекта РФ, где ему выдан патент, влечет наложение штрафа от 2'000 до 5'000 руб., с административным выдворением или без такового[9]. Для организации привлечение иностранного гражданина без патента или вне пределов того субъекта РФ, где иностранец вправе трудиться на основании патента, влечет наложение административного штрафа в размере от 250'000 руб. до 800'000 руб. либо приостановление деятельности от 14 до 90 дней (для Санкт-Петербурга, Москвы, Московской и Ленинградской области предел штрафа установлен в 1'000'000 руб.).
Вместе с тем отменена административная ответственность за неуведомление государственных органов о предоставлении иностранному рабочему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
2 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, в соответствии с которым граждане Республики Армения, Республики Беларусь, Республикой Казахстан имеют ряд преференций, и в том числе, в вопросе трудовой миграции. В частности на них не распространяются ограничения, установленные законодательством РФ в целях защиты национального рынка труда, и не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в РФ (по нашему мнению данное правило необходимо толковать расширительно, то есть речь идет не исключительно о разрешении на работу, но и о патенте).
Кроме того, гражданам данных государств предоставляется дополнительные правовые гарантии в сфере трудовых отношений, позволяющие рассматривать статус данных работников скорее как аналогичный статусу граждан РФ, нежели статусу иностранных трудовых мигрантов. Например, дети трудящегося из указанной страны, совместно проживающие с ним на территории РФ, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством России, а сами работники имеют право на социальное обеспечение (кроме пенсионного) на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане РФ.
С 1 января 2015 г. выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), независимо от продолжительности трудовых отношений с названными лицами облагаться пенсионными взносами (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").
С 1 января 2015 г. временно пребывающие на территории РФ лица (за исключением высококвалифицированных специалистов) также подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 2 Закона №255-ФЗ Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Однако такие работники имеют право только на получение пособия по временной нетрудоспособности и лишь при условии уплаты за них работодателем страховых взносов за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. При этом необходимо отметит, что если с работником заключается договор гражданско-правового характера, то любые выплаты в рамках такого договора не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ФСС РФ, для целей обязательного социального страхования (пп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС").
Напоминаем также, что на сегодняшний день временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Данный вид соцстрахования не имеет ограничений в связи с правовым положением в РФ. В то же время необходимо добавить, что выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, страховыми взносами "на травматизм" не облагаются (если условиями такого договора прямо предусмотрена обязанность страхователя уплачивать взносы).
Кроме того, для целей обязательного медицинского страхования временно пребывающие в РФ иностранцы и лица без гражданства не признаются застрахованными лицами (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" в качестве застрахованных лиц рассматривает только постоянно или временно проживающих).
Иностранные граждане, по общему правилу, при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента с 01.01.2015 обязаны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.
Подтвердить соответствие указанным требованиями можно одним из следующих документов:
От подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ при подаче заявления о выдаче разрешения на работу освобождаются иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты, иностранные граждане - журналисты, осуществляющие трудовую деятельность в организациях, осуществляющих производство и выпуск средств массовой информации, учрежденных специально для распространения массовой информации на иностранных языках, а также иностранные граждане, обучающиеся в РФ по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по имеющим государственную аккредитацию основным профессиональным образовательным программам.
С 1 июня 2015 г. иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортными средствами, будут допускаться к управлению ими только при наличии российского национального водительского удостоверения (п. 12, 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Также напомним, что ежегодно Правительство РФ утверждает перечни видов деятельности в сфере розничной торговли, транспорта и спорта, для которых устанавливает запрет или ограничение использования иностранной рабочей силы. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.12.2014 №1420 "Об установлении на 2015 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории РФ" розничную торговлю фармацевтическими товарами граждане иностранных государств осуществлять не могут, а в розничной торговле табачными изделиями иностранцев может быть не более 15% от общей численности работников, используемых в организации.
Обращаем внимание, что несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет привлечение к административной ответственности в виде штрафа для юридических лиц в размере от 800'000 руб. до 1'000'000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ).
В 2018 г. в России будет проходить финальный турнир 21-го чемпионата мира по футболу Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA). Годом раньше на территории РФ под эгидой FIFA состоится восьмой по счету футбольный турнир среди национальных сборных - Кубок конфедераций 2017 г. Организация указанных спортивных мероприятий ведется в соответствии с ФЗ от 07.06.2013 №108-ФЗ "О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Согласно условиям данного закона с 05.11.2014 по 31.12.2018 привлечение иностранных работников в рамках проведения указанных мероприятий осуществляется без соблюдения ряда правил миграционного и трудового законодательства, в том числе, работникам и участникам не требуется получать разрешение на работу или патент, а работодателю получать разрешение на привлечение работников и уведомлять соответствующие органы.
Также хотелось бы отметить, что с 01.01.2015 введен запрет на въезд в РФ (выезд из РФ) гражданам Республики Таджикистан по внутренним паспортам. Таким образом, граждане Республики Таджикистан могут въезжать в РФ и выезжать из РФ только на основании заграничного, служебного или дипломатического паспорта, паспорта моряка или свидетельства на возвращение в Республику Таджикистан.
Исп. Коновалова Д.
[1] Отдельно отметим, что согласно Решению Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 №4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" для граждан Республики Беларусь действующий в РФ порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы не распространяется.
[2]Однако отметим, что для некоторых категорий "безвизовых иностранцев" все же осталась обязанность получать не патент, а разрешение на работу. Например, для высококвалифицированных специалистов; студентов очной формы обучения при наличии ряда условий.
[3] Иностранец может обратиться за получением патента и по истечении 30 дней календарных дней со дня въезда в РФ, но в таком случае он должен оплатить штраф в размере от 10'000 руб. до 15'000 руб. (ст. 18.20 КоАП РФ).
[4] Отметим, что обязанность встать на учет по месту пребывания в течение 7 дней с момента пересечения границы в любом случае сохраняется. Постановку на учет осуществляет принимающая сторона либо посредством обращения в соответствующий отдел ФМС, либо путем почтовой отправки уведомления о прибытии иностранного гражданина в место его пребывания. Отрывная часть уведомления передается иностранному гражданину и является доказательством его законного нахождения на территории РФ в течение 90 дней с даты пересечения границы. Однако для граждан некоторых государств предусмотрены иные правила о постановке на учет (например, граждане Республик Беларусь, Казахстан, Армения должны встать на учет в течение 30 календарных дней с даты пересечения границы с РФ).
[5] Обращаем внимание, что перечень оснований для аннулирования патента не ограничен только не предоставлением копий договоров. Полный перечень закреплен в п. 22 ст. 13 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан".
[6] Однако для работы на территории другого субъекта РФ иностранец, уже имеющий патент, вправе обратиться в установленном порядке в ФМС того субъекта РФ, где он намеревается трудиться, за выдачей дополнительного патента.
[7] Налоговый орган направляет соответствующее уведомление в адрес налогового агента в течение 10 дней после получения запроса от налогового агента. При этом данное уведомление выдается, в том числе, при наличии в органах ФМС копий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и информации о выдачи налогоплательщику патента, о чем сообщается налоговому органу. В связи с этим, рекомендуем направлять запрос в налоговый орган в кратчайшие сроки после отправки в ФМС копии трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником, но при этом присутствует риск, что на момент запроса налоговыми органами информации из органов ФМС, последние ещё не получат копию трудового или гражданско-правового договора.
[8]Из этого правила существуют исключения, и все они перечислены в Приказе Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.
[9] Обращаем внимание, данное правонарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусматривает наложение штрафа с обязательным административным выдворением.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий