Отмена приказа МФ РФ "О порядке публикации бухгалтерской отчетности ОАО"

Информируем о приказе МФ РФ от 05.06.14 №45н "О признании утратившим силу приказа МФ РФ от 28.11.96 №101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами".

Обращаем внимание, что до последнего времени приказ МФ РФ от 28.11.96 №101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами" по сути был единственным нормативным правовым актом, принятым в развитие требований Федерального закона о бухгалтерском учете о публикации годовой бухгалтерской отчетности.

Однако при этом следует признать, что соответствующий приказ был принят в рамках старого Закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", который с 01.01.2013 утратил силу в связи с введением в действие нового - от 06.12.11 №402-ФЗ.

При этом новый Закон о бухучете в отличие от старого:

  • устанавливает, что порядок опубликования бухгалтерской отчетности должен быть определен федеральными законами, что напрямую не позволяет отнести эти вопросы к сфере регулирования приказами Министерства финансов РФ;
  • не содержит никаких положений относительно срока такой публикации (в старом Законе о бухучете он был определен как не позднее 01 июля года, следующего за отчетным) и правил ее осуществления (в старом Законе было указание на то, что публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям);
  • единственное, что определено по вопросу опубликования бухгалтерской отчетности в новом Законе о бухучете, это то, что в случае опубликования отчетности, подлежащей обязательному аудиту, такая отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением по ней (это указание было неактуально в рамках старого Закона, по которому аудиторское заключение входило в состав самой бухгалтерской отчетности, и, следовательно, отдельного указания о его публикации не требовалось).

Таким образом, можно утверждать, что уже с 01.01.2013 в связи с вступлением в силу нового Закона о бухгалтерском учете действие приказа Минфина РФ от 28.11.96 №101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами" было очень сомнительным:

  • как указано выше, вопросы, им регулируемые, могут определять только федеральные законы, но не приказы МФ РФ;
  • согласно новому Закону о бухучете нормативные акты МФ РФ, принятые до введения его в действие, продолжают действовать в части, не противоречащей новому Закону. Однако приказ МФ РФ №101, на наш взгляд, противоречил новому Закону о бухучете, так как, не являясь федеральным законом, устанавливал правила опубликования бухгалтерской отчетности. Например, он устанавливал состав публикуемых сведений, а также требования об опубликовании наименования органа государственной статистики, в который общество представило обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности (информация, которая сама по себе в принципе не имеет никакого отношения к бухгалтерской отчетности).

С этой точки зрения, несоблюдение требований вышеназванного приказа начиная с 01.01.2013 (т.е. в том числе, включая период опубликования годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год) не могло влечь для акционерных обществ каких-либо негативных последствий и быть основанием для привлечения обществ к административной ответственности за нарушения правил опубликования бухгалтерской отчетности (в изученной нами судебной практике встречаются дела, по которым руководителей акционерных обществ за нарушения правил публикации бухгалтерской отчетности привлекают по статье 15.11 КоАП РФ).

Тем ни менее, официально действие приказа МФ РФ от 28.11.96 №101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами" прекращается только сейчас в связи с принятием приказа МФ РФ от 05.06.14 №45н.

В связи с этим возникает вопрос: а какими же нормами следует руководствоваться акционерным обществам при исполнении предусмотренной Законом о бухучете обязанности по опубликованию бухгалтерской отчетности?

Если исходить из того, что, как указано выше, правила публикации бухгалтерской отчетности должны быть определены федеральными законами, то, на наш взгляд, в первую очередь следует обратиться к нормам ГК РФ, касающимся деятельности АО, и к Федеральному закону "Об акционерных обществах".

На сегодня в статье 97 ГК РФ есть указание на то, что "открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков"[1]. Т.е. можно говорить о том, что в названной статье определен состав публикуемых сведений - баланс и отчет о прибылях и убытках (ныне именуемый отчетом о финансовых результатах). К ним в соответствии с Законом о бухучете добавляется аудиторское заключение (в случае если проведение аудита является обязательным). Однако проблема заключается в том, что с 01.09.2014 ГК РФ в части регулирования вопросов создания и деятельности АО начнет действовать в новой редакции, которая вся в целом (и в том числе упомянутая выше статья 97) вообще никак больше не будет упоминать вопросы опубликования бухгалтерской отчетности.

Если говорить о нормах Закона об АО, то, во-первых, очевидно, что в связи с указанными выше правками ГК РФ этот закон также будет приведен в соответствие с ним. Но и без учета этого следует признать, что по вопросу опубликования бухгалтерской отчетности в нем нет никаких специальных положений.

Таким образом, мы вынуждены признать, что начиная с 01.09.2014 (с вступлением в силу новой редакции ГК РФ) вопрос определения состава и сроков публикации годовой бухгалтерской отчетности останутся полностью неурегулированными.

При этом мы бы хотели еще раз обратить внимание, что правила Закона о бухучете о публикации бухгалтерской отчетности не следует путать с правилами публикации годового отчета общества (регулируемого нормативными актами по контролю за финансовыми рынками и контролируемого в настоящее время ЦБ РФ) и правилами публикации формируемой по принципам МСФО консолидированной финансовой отчетности (регулируемыми Федеральным законом от 27.07.10 №208-ФЗ и также контролируемыми ЦБ РФ).

В заключение отметим, что приказ МФ РФ от 05.06.14 №45н "О признании утратившим силу приказа МФ РФ от 28.11.96 №101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами" вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, и на момент подготовки настоящего сообщения у нас нет сведений о публикации данного документа. Но при этом еще раз обратим Ваше внимание, что, на наш взгляд, фактически признаваемый утратившим силу данным документом приказ МФ РФ от 28.11.96 №101 должен был прекратить свое действие еще с 01.01.2013 в связи с вступлением в силу нового Закона о бухгалтерском учете. 


[1] обращаем внимание на необходимость различать "годовой отчет общества" и "годовую бухгалтерскую отчетность общества". Последняя является одной из составных частей годового отчета общества, также включающего в себя ряд дополнительной информации (пример которой приведен в разделе VIII ПБУ 4/99) и сведения, которые относятся к составу отчетности эмитента, представляемой и публикуемой по правилам, определяемым в настоящее время ЦБ РФ.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено