Изменения Закона о бухучете

Информируем о Федеральном законе от 02.11.2013 №292-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (далее - Закон №292-ФЗ).

Закон №292-ФЗ был официально опубликован на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 03.11.2013 и с этой же даты вступил в силу.

Напомним, что ранее мы уже коротко сообщали о положениях данного Закона. Более подробная информация о нем представлена ниже.

В целом, Закон №292-ФЗ - это давно ожидаемые правки нового Закона о бухучете в части упрощения правил ведения бухучета и составления отчетности для ряда категорий экономических субъектов, подпадающих под его действие. В частности:

А. Закон №292-ФЗ освободил от необходимости вести бухучет и формировать бухгалтерскую отчетность абсолютно все категории индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой.

Дело в том, что до сих пор в текст нового Закона о бухучете, который впервые с момента свого вступления в силу с 01.01.2013 распространил действие не только на юридические лица, но и на ИП и иные лица, занимающихся частной практикой, была включена норма о праве не вести бухучет для тех ИП и лиц, занимающихся частной практикой, которые в соответствии с НК РФ должны вести налоговый учет своих доходов и расходов.

Однако буквальное толкование данной нормы фактически освобождало от необходимости ведения бухучета лишь тех ИП и лиц, занимающихся частной практикой, которые применяли УСН или находились на общем режиме налогообложения (т.е. являлись плательщиками НДФЛ), так как именно главы 26.2 НК РФ "УСН" и 23 НК РФ "НДФЛ" для названной категории плательщиков предусматривают обязанность ведения налогового учета своих доходов и расходов.

Вместе с тем, например ИП, применяющие ЕНВД или патентную систему налогообложения в рамках НК РФ не должны вести учет своих доходов и расходов, так как их величина не влияет на порядок исчисляемых налогов (главы 26.3 НК РФ и 26.5 НК РФ в принципе не содержат требований о налоговом учете своих доходов и расходов лицами, применяющими соответствующие налоговые режимы).

Соответственно, можно было сделать вывод, что ИП и лица, занимающиеся частной практикой, в случае применения ЕНВД или патентной системы налогообложения должны были с 01.01.2013 вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчетность по общим правилам, как и обычные юридические лица.

Эту ситуацию исправил Закон №292-ФЗ.

Он уточнил, что правило об освобождении от обязанностей по ведению бухгалтерского учета, в том числе распространяется на тех ИП и лиц, занимающихся частной практикой, которые в соответствии с НК РФ ведут учет не только своих доходов или доходов и расходов и иных объектов налогообложения, но и тех, кто ведет учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности. Эта формулировка как раз позволяет подвести под освобождение от обязанностей по ведению бухгалтерского учета ИП и лиц, занимающихся частной практикой, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД или патентную систему налогообложения.

Причем, хотя вступил Закон №292-ФЗ в силу в данной части с момента своего официального опубликования (т.е. с 03.11.2013), формально он освободил указанных выше лиц от необходимости вести бухгалтерский учет с самого начала вступления нового Закона о бухучете, т.е. с начала 2013 года - ведь если в итоге у лица не возникает обязанность формировать и куда-либо представлять бухгалтерскую отчетность, смысла в ведении самого бухгалтерского учета по большому счету нет;

Б. Закон №292-ФЗ вернул субъектам малого предпринимательства безоговорочное право применения упрощенных способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, прямо закрепив соответствующие нормы в тексте Закона о бухгалтерском учете.

Такое же право впервые также получили некоммерческие организации, за исключением:

  • некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили 3 млн. рублей;
  • коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат;
  • саморегулируемых организаций;
  • жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • обществ взаимного страхования;
  • некоммерческих организаций, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
  • политический партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений;
  • микрофинансовых организаций;
  • организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний.

Кроме субъектов малого предпринимательства и не подпадающих в число перечисленных выше некоммерческих организаций в Законе о бухучете будут по-прежнему сохранены такие же права за резидентами инновационного центра "Сколково".

К сожалению, Закон №292-ФЗ никак более не расшифровал, что именно понимается под упрощенным бухгалтерским учетом и упрощенной бухгалтерской отчетностью, право на применение норм о которых с 03.11.2013 прямо введено в текст Закона о бухучете для субъектов малого предпринимательства, ряда некоммерческих организаций и резидентов "Сколково".

Всё, что мы на сегодня имеем в части нормативных актов по данному вопросу, - это:

1) ряд положений ранее принятых ПБУ, содержащих некоторые особенности для субъектов малого предпринимательства (например, право не применять ПБУ 2 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 18 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и др., или ряд иных особенностей, как, например, право не капитализировать сумму процентов по долговым обязательствам независимо от направления использования полученных средств по ПБУ 15 "Учет расходов по займам и кредитам");

2)  пункты 6-6.2 Приказа МФ РФ от 02.07.10 №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Напомним, что например, для субъектов малого предпринимательства назваными пунктами определено, что они должны формировать бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (форма такого баланса и отчета о финансовых результатах утверждена Минфином РФ в приложении к приказу);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. О том, чтобы состав отчетности в принципе можно было ограничить лишь 2-мя формами отчетности, в документе напрямую не говорится.

При этом также установлено, что организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в объеме, по формам и в порядке, установленном для всех иных экономических субъектов, но тогда уже без каких-либо послаблений и исключений.

Схожие нормы содержат указанные выше пункты приказа МФ РФ от 02.07.10 №66н и для социально ориентированных некоммерческих организаций (без каких-либо ограничений по их конкретным видам и по объему поступлений в год, как это теперь введено рассматриваемыми правками в Закон о бухучете).

Соответственно, полагаем, что более конкретную информацию о том, в чем именно будут заключаться предусмотренные внесенными Законом №292-ФЗ изменениями упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, можно будет установить из планируемых к принятию в соответствии с новым Законом о бухучете новыми федеральными стандартами.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено