Изменения НК РФ, предусмотренные Законом №206-ФЗ

Обзор изменений НК РФ, предусмотренных Федеральным законом от 29.11.2012 №206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Закон №206-ФЗ был официально опубликован на сайте www.pravo.gov.ru в день подписания Закона, т.е. 29.11.2012 и в основной своей части вступает в силу с 01.01.2013.

Специальный порядок введения в действие предусмотрен Законом №206-ФЗ не для тех изменений, которые он сам вносит в НК РФ, а в изменений НК РФ, которые были предусмотрены ранее принятым Федеральным законом от 25.06.2012 №94-ФЗ. Напомним, что указанный закон установил общее для НК РФ понятие коэффициента-дефлятора, а также внес коррективы во главы второй части НК РФ, посвященные специальным налоговым режимам, наиболее важными из которых были:

  • увеличение сроков подачи заявлений о переходе на УСН с нового года и определения нового порядка исчисления лимитов ограничения доходов, дающих право для перехода на УСН и для продолжения применения данного налогового режима;
  • перевод на применение ЕНВД на добровольной основе и уточнение порядка исчисления данного налога в случае неполного периода деятельности, переведенной на данный режим в течение месяца;
  • введение нового самостоятельного специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей - "Патентная система налогообложения" (новая глава 26.5 НК РФ).

Закон №206-ФЗ внес незначительные технические коррективы в текст поправок, предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2012 №94-ФЗ, наиболее важной из которых, на наш взгляд, является уточнение понятия переводимого на ЕНВД вида деятельности "услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств". Дело в том, что с вступлением в силу Закона от 25.06.2012 №94-ФЗ данное понятие должно было начать применяться в новой редакции, в которой, по сравнению с ранее действовавшей, исключалось указание на то, что к данному виду деятельности не относятся услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию транспортных средств. Закон №206-ФЗ такое исключение в текст главы 26.3 НК РФ вновь возвращает. Т.е. гарантийный ремонт и обслуживание автотранспорта по-прежнему не будут подпадать под ЕНВД, хотя без учета норм Закона №206-ФЗ ситуация в данной части могла бы измениться.

Интересным является тот факт, что правки НК РФ, предусмотренные Федеральным законом от 25.06.2012 №94-ФЗ, вступают в силу в разном порядке в зависимости от конкретной правки, но в любом случае либо с 01.12.2012, либо с 01.01.2013. Вместе с тем положения Закона №206-ФЗ, вносящие изменения в Федеральный закон от 25.06.2012 №94-ФЗ, начали действовать уже со дня официального опубликования Закона №206-ФЗ, т.е. с 29.11.2012. Таким образом, изменения, внесенные в текст Федерального закона от 25.06.2012 №94-ФЗ, начали действовать ранее, чем он сам, что с точки зрения юридической техники является абсолютным нонсенсом и лишний раз свидетельствует о слабом уровне подготовки налоговых законопроектов.

Еще раз повторим, что все остальные положения Закона №206-ФЗ вступают в силу с 01.01.2013.

1. Изменения главы 21 НК РФ "НДС".

В части главы 21 НК РФ "НДС" предусмотренные Законом №206-ФЗ изменения затронули исключительно перечень видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10% (соответствующие правки внесены в подпункт 1 пункта 2 статьи 164 Кодекса "Налоговые ставки").

Названный перечень с 01.01.2013 несколько расширяется Законом №206-ФЗ за счет включения в него жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых. Соответственно, при реализации с 01.01.2013 указанных видов продуктов подлежит применению ставка НДС не 18, а 10%.

Напомним, что Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.04 №908. Интересным является тот факт, что в данный перечень указанные выше виды жиров были включены уже некоторое время назад, например, такие правки были сделаны постановлением  Правительства РФ от 18.06.12 №597, которое вступило в силу еще 20.06.2012 (в то время как соответствующие изменения в НК РФ вводятся только с 01.01.2013). При этом, как мы понимаем, Правительство РФ, расширяя Перечень кодов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, исходило из технического характера своих действий (очевидно, считая, что в данном случае речь идет о расшифровке такого общего понятия, упомянутого в пункте 2 статьи 164 НК РФ, как "маргарин").

Однако после того, как теперь Закон №206-ФЗ вводит соответствующие правки и непосредственно в текст НК РФ (и вводит их только с 01.01.2013), возникает вопрос о том, на сколько правомерно Правительство РФ расширило перечень облагаемых товаров за счет уточнения относимых к их видам кодов продукции по ОК 005-93 еще с 20.06.2012? И будет ли формировать налоговый риск, если пониженная ставка НДС по различным видам жиров применялась налогоплательщиками в 2012 году, т.е. до даты введения изменений в текст статьи 164 НК РФ?

К сожалению, ответы на данные вопросы даст только практика применения соответствующих положений.

2. Изменения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

2.1. Статья 250 НК РФ "Внереализационные доходы".

Закон №206-ФЗ откорректировал пункт 14 статьи 250 НК РФ, который относит к облагаемым налогом на прибыль внереализационным доходам доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.

При этом внесенное изменение связано не с порядком налогообложения указанных средств, а с порядком отчетности всех тех налогоплательщиков налога на прибыль, кто в течение налогового периода получает имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование.

Для таких налогоплательщиков пункт 14 статьи 250 устанавливает обязанность по окончании налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. До сих пор в НК РФ речь шла об отдельном отчете, форма которого должна утверждаться Минфином РФ. Однако на практике все последнее время отдельной формы такого отчета не существовало, а вместо него налоговая декларация по налогу на прибыль содержала специальный раздел, раскрывающий соответствующую информацию.

И поскольку в настоящее время формы налоговых деклараций по нормам первой части НК РФ утверждаются не Минфином РФ, а ФНС РФ, то фактически это означает, что в настоящее время форма отчета о полученных средствах целевого финансирования и благотворительной помощи утверждена не Минфином РФ (как до сих пор было указано в статье 250 НК РФ), а ФНС РФ (например, см. приказ ФНС РФ от 22.03.2012 №ММВ-7-3/174@, лист 07 приложения №1 налоговой декларации).

Закон №206-ФЗ своими правками, вступающими в силу с 01.01.2013, фактически закрепляет на уровне НК РФ данное положение, указав, что отчет налогоплательщика о целевом использовании полученных средств представляется в составе налоговой декларации по налогу на прибыль (уже без указания, кто конкретно должен ее утверждать, с учетом того, что порядок утверждения форм налоговых деклараций определяется самостоятельными нормами первой части НК РФ).

 2.2. Статья 256 НК РФ "Амортизируемое имущество".

 Статья 256 НК РФ дополнена Законом №206-ФЗ указанием на то, что имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном главой 25 НК РФ (т.е. фактически в общем порядке, установленном для всех объектов основных средств).

До сих пор в главе 25 НК РФ не было оговорено каких-либо особенностей амортизации объектов мобилизационного назначения. При этом существующая арбитражная практика  показывает, что отдельные налогоплательщики пытались доказать возможность единовременного писания расходов на приобретение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию таких объектов, основываясь на положениях ст.265 НК РФ "Внереализационные расходы", подпункт 17 пункта 1 которой до сих пор содержал такой вид расхода, как "не подлежащие компенсации из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке" (без расшифровки, о каких именно - текущих или капитальных затратах в данном случае идет речь).

Надо признать, что доступная нам арбитражная практика свидетельствует о том, что суды зачастую подтверждали подобные действия налогоплательщика. Например, см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу №А66-7761/2006 (Определением ВАС РФ от 17.09.2008 №11194/08 налоговому органу было отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора в связи с отсутствием оснований), постановление ФАС Московского округа от 16.07.2010 №КА-А40/7234-10 по делу №А40-106951/09-115-638 (Определением ВАС РФ от 21.01.2011 №ВАС-14824/10 по данному делу налоговому органу было отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора в связи с отсутствием оснований).

Однако Закон №206-ФЗ с 01.01.2103 данную практику однозначно изменит:

1) как указано выше, в статью 256 НК РФ он включил специальную норму о том, что имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном главой 25 НК РФ;

2) помимо этого, Закон №206-ФЗ переформулировал упомянутый выше пп.17 п.1 ст.265 НК РФ "Внереализационные расходы", в котором:

  • исключил указание на то, что расходы на мобилизационную подготовку учитываются при счислении налога на прибыль только в том случае, если они не компенсируются налогоплательщику из бюджета (напомним, что сама сумма такой компенсации в общем случае должна учитываться для целей налогообложения прибыли в составе доходов, что подтвердила ФНС ПФ в своем письме от 23.07.12 №ЕД-4-3/12171@);
  • прямо указал, что к учитываемым в качестве внереализационных расходов затратам на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана не относятся расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям (именно потому, что данные расходы должны приниматься для целей налогообложения прибыли через механизм начисления амортизации).

Указанные изменения и в статье 256 НК РФ, ив статье 265 НК РФ вводятся в действие с 01.01.2013 (что формально дает налогоплательщикам по периодам до этой даты возможность принять решение о реализации права на единовременное списание в состав расходов для целей налогообложения прибыли мобилизационных расходов капитального характера).

 2.3. Статья 257 НК РФ "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества".

 Данную статью Закон №206-ФЗ дополнил уточнением порядка определения в налоговом учете остаточной стоимости тех объектов амортизируемого имущества, по которым налогоплательщик применил свое право на амортизационную премию, и которые амортизируются с применением нелинейного метода амортизации. Напомним, что для определения остаточной стоимости таких объектов, амортизируемых нелинейным методом, пункт 1 статьи 257 НК РФ содержит специальную формулу.

Закон №206-ФЗ уточнил применение этой формулы для тех объектов, по которым была применена амортизационная премия, указав, что в таком случае в указанной выше формуле вместо показателя первоначальной стоимости используется показатель стоимости, по которой такие объекты включены в соответствующие амортизационные группы (подгруппы), т.е. первоначальная стоимость объектов за минусом включенной в состав расходов амортизационной премии. По сути, на наш взгляд, данное изменение носит уточняющий технический характер. Более того, мы полагаем, что иное применение положений НК РФ является не вполне корректным. Но тем ни менее, соответствующая правка НК РФ, которая, как мы полагаем, устраняет явный дефект положений Кодекса, вводится в действие только с 01.01.2013 и не содержит уточнений по поводу применения в прошлых периодах (возможно, потому что в результате такого некорректного применения налогоплательщик мог получить для себя более выгодный результат в виде более высокого значения остаточной стоимости объектов, амортизируемых нелинейным методом).

 2.4. Статья 258 НК РФ "Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)".

 2.4.1. Изменения порядка восстановления в составе доходов амортизационной премии по объектам, реализованным ранее 5 лет с момента их ввода в эксплуатацию.

 В данной статье Закон №206-ФЗ переформулировал правило касающееся восстановления в составе доходов ранее примененной амортизационной премии.

Напомним, что согласно положениям статьи 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

При этом до сих пор действовало правило, согласно которому в случае реализации ранее чем по истечении 5 лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, суммы такой премии, ранее учтенная в качестве расхода, подлежит восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.

Закон №206-ФЗ изменил это правило:

1) он указал, что требование о восстановлении ранее примененной амортизационной премии в случае продажи объекта ранее чем через 5 лет после его ввода в эксплуатацию, действует только в том случае, если соответствующая реализация была осуществлена между взаимозависимым лицам;

2) однако даже в случае, если реализация совершается между взаимозависимыми лицами, внесенные Законом №206-ФЗ в главу 25 Кодекса правки фактически во всех случаях нивелируют негативные последствия от восстановления ранее включенной в расходы амортизационной премии. Связано это с нормами Закона №206-ФЗ в отношении статьи 268 НК РФ "Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав".

В данной статье установлены общие правила определения финансового результата от реализации товаров, в том числе особенности, касающиеся реализации амортизируемого имущества.

До сих такими особенностями было 2 нормы:

  • указание на то, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации уменьшается на определяемую по правилам статьи 257 НК РФ остаточную стоимость соответствующего объекта;
  • правило о том, что при получении убытка от реализации амортизируемого имущества этот убыток для целей налогообложения прибыли подлежит равномерному распределению на оставшийся срок полезного использования проданного объекта.

Закон №206-ФЗ дополнил эти правила еще одной нормой, указав, что:

  • в случае, если налогоплательщик реализовал основное средство, по которому была применена амортизационная премия, ранее чем по истечении 5 лет с момента введения его в эксплуатацию лицу, являющемуся взаимозависимым, и в связи с этим восстановил в составе доходов ранее примененную амортизационную премию, то остаточная стоимость при реализации указанного амортизируемого имущества увеличивается на сумму такого  восстановления.

На практике это будет означать, что налогоплательщик, продавший взаимозависимому лицу объект ранее чем по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию:

а) включит во внереализационные доходы ранее заявленную амортизационную премию;

б) одновременно увеличит остаточную стоимость объекта (а значит и финансовый результат от его продажи) на эту же величину.

В итоге при реализации объекта взаимозависимому лицу с неотрицательным финансовым результатом совершенные налогоплательщиком действия по восстановлению амортизационной премии никак не отразятся на исчислении налога на прибыль, точно также, как если бы имела место продажа объекта невзаимозависимому лицу.

И только при продаже объекта с налоговым убытком будет иметь место разрыв во времени между датой включения в доходы амортизационной премии и датами равномерного признания в расходах в течение оставшегося срока полезного использования полученного в результате продажи объекта убытка.

Следует обратить внимание, что все указанные правила по Закону №206-ФЗ вступят в силу с 01.01.2013 и будут применяться при реализации основных средств начиная с 01.01.2013, независимо от того, когда сами основные средства были приняты к учету и когда по ним была заявлена в составе расходов амортизационная премия.

2.4.2. Изменения  в определении момента начала амортизации объектов, права на которые подлежат государственной регистрации.

Закон №206-ФЗ с 01.01.2013 исключает из текста статьи 258 НК РФ пункт 11, в котором было установлено следующее: "Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав".

Таким образом, с 2013 года из текста главы 25 НК РФ исключаются нормы, устанавливающие специальные правила включения основных средств, права на которые требуют регистрации, в состав амортизируемого имущества, отличающиеся от аналогичных правил бухгалтерского учета.

Соответственно, с 2013 года при принятии к учету основных средств, права на которые требуют государственной регистрации, ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете дата подачи документов на указанную регистрацию не имеют более никакого значения.

Закон №206-ФЗ закрепил данное правило не только путем исключения пункта 11 из статьи 258 НК РФ, но и путем правок, внесенных в пункт 4 статьи 259 НК РФ "Методы и порядок расчета сумм амортизации".

До сих пор данный пункт определял общее правило определения момента начала начисления амортизации для целей налогообложения прибыли (1-е число месяца, следующего за вводом в эксплуатацию).

С 2013 года с учетом указанного выше исключения пункта 11 статьи 258 НК РФ, содержащего особенности для объектов, права на которые подлежат регистрации, общее правило определения момента начала начисления амортизации для целей налогообложения прибыли установлено следующим образом:

"Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации".

Следует отметить, что, к сожалению, полной унификации с правилами бухгалтерского учета в определении момента начала амортизации основных средств не произошло - в НК РФ по-прежнему амортизация зависит от даты ввода объекта в эксплуатацию, в то время как в бухгалтерском учете амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету в качестве основного средства, т.е. в том числе в случае принятия к учету в качестве основных средств в запасе.

2.5. Статья 259 НК РФ "Методы и порядок расчета сумм амортизации".

Единственная правка статьи 259 НК РФ, которая предусмотрена Законом №206-ФЗ, касается переформулирования общих правил определения момента начала начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества и подробно описана выше (см. комментарий к изменениям статьи 258 НК РФ).

2.6. Статья 259.3 НК РФ "Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации".

 Закон №206-ФЗ установил ограничение по возможности применения для целей налогообложения прибыли специального повышающего коэффициента в размере, определяемом налогоплательщиком самостоятельно, но не выше 2,0, в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Напомним, что, как ранее мы Вас информировали, утверждая основные направления налоговой политики РФ на 2013 - 2015 гг., Минфин РФ намеревался сократить возможность применения указанных коэффициентов ускорения амортизации, начав с уточнения понятия "агрессивная среда". Проблема при этом связана с тем, что по мнению Минфина РФ коэффициенты ускорения амортизации по агрессивной среде и повышенной сменности для целей налогообложения прибыли могут применяться только по тем объектам, которые при своем создании не были предназначены в соответствующих средах, условиях. А по тем объектам, которые изначально при своем создании были предназначены для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, под применение повышающих коэффициентов амортизации не подпадают. Однако арбитражные суды (включая ВАС РФ) с подобной позицией контролирующих органов не согласился, определив, что НК РФ никаких указываемых Минфином РФ ограничений  не содержит.

По факту намерения Минфина РФ в части корректировки правил применения указанных выше коэффициентов вылились в дополнения Законом №206-ФЗ довольно радикальной нормой, касающихся повышающих коэффициентов амортизации при работе в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности: указано, что названные коэффициенты применяются в отношении амортизируемых основных средств, которые были приняты на учет до 01.01.2014.

Таким образом, Минфин РФ не стал на уровне правок НК РФ уточнять правила применения названых коэффициентов, а просто ограничил возможность их применения по объектам основных средств, принимаемых к учету после 01.01.2014.

При этом, с учетом сложившейся арбитражной практики в отношении объектов, принятых к учету до 2014 года коэффициенты ускорения амортизации при работе в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности смогут применяться по всем используемых в названных условиях объектам независимо от того, были ли они изготовителем изначально предназначены для подобных условий эксплуатации или нет.

2.7. Статья 265 НК РФ "Внереализационные расходы".

 Предусмотренные Законом №206-ФЗ изменений статьи 265 НК РФ затрагивают исключительно положения подпункта 17 пункта 1, касающегося признания расходов на мобилизационную подготовку (подробнее см. выше комментарий к изменениям статьи 256 НК РФ).

2.8. Статья 266 НК РФ "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам".

 Закон №206-ФЗ вводит в статью 266 НК РФ очень важное, на наш взгляд, дополнение, которое полагаем должно позволить снять многочисленные споры между налогоплательщиками и контролирующими органами по вопросам списания дебиторской задолженности, по которым в рамках исполнительного производства невозможно осуществить взыскание.

Проблема заключалась в том, что контролирующими органами однозначно и безоговорочно безнадежными долгами признавались суммы задолженности с истекшими сроками исковой давности и долги ликвидированных лиц. В тех же ситуациях, когда дебитор не ликвидировался, но в рамках исполнительного производства взыскание долгов не представлялось возможным, контролирующие органы зачастую отказывали налогоплательщику в праве на списание таких долгов в уменьшение налогооблагаемой прибыли, поскольку с формальной точки зрения российское законодательство никак не ограничивает организацию обращаться в службу судебных приставов для взыскания долгов вновь и вновь любое количество раз. В последнее время Минфин РФ, в том числе под давлением решений ВАС РФ по соответствующим спорам, начал постепенно менять свою позицию по данному вопросу, говоря о том, что налогоплательщик должен хотя бы раз получить из службы судебных приставов документы о невозможности взыскания долгов и об окончании исполнительного производства, но все это определялось только ненормативными разъяснениями и не всегда на местах поддерживалось налоговыми органами.

Теперь же Закон №206-ФЗ вводит в статью 266 НК РФ дополнения, которые однозначно закрепляют соответствующие правила на уровне положений главы 25 Кодекса.

Закон уточнил, что помимо истечения срока исковой давности и прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения в соответствии с гражданским законодательством РФ, на основании акта государственного органа или ликвидации организации, также безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию)  признаются "долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными".

Соответствующие правки статьи 266 НК РФ вступают в силу с 01.01.2013.

 2.9. Статья 268 НК РФ "Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав".

В статье 268 НК РФ Закон №206-ФЗ уточнил порядок определения финансового результата для целей налогообложения прибыли при реализации амортизируемого имущества в отношении объектов, по которым налогоплательщиком была применена амортизационная премия (подробнее об этом см. выше в комментариях к правкам статьи 257 НК РФ).

2.10. Статья 269 НК РФ "Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам".

В статью 269 НК РФ Закон №206-ФЗ внес очень ожидаемые налогоплательщиками правки, касающиеся правил нормирования процентов по заемным средствам для целей налогообложения прибыли.

Напомним, что с 2013 года должно было закончиться действие специальных норм, устанавливающих правила нормирования процентов по заемным средствам для налога на прибыль в размере (если только налогоплательщик не принял решение о нормировании процентов по уровню процентов, выданных на сопоставимых условиях или при отсутствии таких сопоставимых займов (кредитов)):

  • ставка ЦБ РФ * 1,8 при оформлении долгового обязательства в рублях;
  • ставка ЦБ РФ * 0,8 по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Закон №206-ФЗ продлил действие указанных нормативов по 31.12.2013.

Таким образом, в настоящее время предполагается, что действие специальных правил нормирования процентов по заемным средствам для целей налогообложения прибыли закончится не с 2013, а с 2014 года, и не с 01.01.2013, а с 01.01.2014 при нормировании процентов не по принципу сопоставимости по рублевым займам будет применяться норматив "ставка ЦБ РФ * 1,1", а по валютным - 15%.

2.11. Статья 271 НК РФ "Порядок признания доходов при методе начисления".

В данной статье Закон №206-ФЗ ввел еще одно дополнение, которое, как мы полагаем, с одной стороны снимет некоторые спорные вопросы между налогоплательщиками и налоговыми органами, а с другой стороны сформирует разницу между порядок формирования дохода от реализации для целей НДС и для целей налога на прибыль, а также для целей бухгалтерского учета.

Изменения касается уточнения порядка определения дохода при методе начисления при реализации недвижимого имущества (как имущества, права на которые подлежат государственной регистрации).

До сих пор, в рамках главы 25 НК РФ возникали споры о порядке определения даты признания такого дохода, так как в общем случае статья 271 НК РФ говорит, что доходы от реализации признаются для целей налога на прибыль на дату реализации, определяемую по правилам статьи 39 НК РФ, т.е. на дату перехода права собственности. Но по объектам недвижимости такой датой является дата государственной регистрации перехода прав, что и формировало вопросы о том, нужно ли платить налог на прибыль при продаже недвижимости ранее такой даты.

Закон №206-ФЗ однозначно решил этот вопрос, дополнив пункт 3 статьи 271 НК РФ положением о том, что датой реализации недвижимого имущества признается дата передачи недвижимого имущества приобретателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.

Напомним, что для целей НДС (п.3 ст.168 НК РФ) момент определения налоговой базы при реализации товара, который не отгружается и не транспортируется (что, безусловно, подходит к объектам недвижимости) определяется по дате перехода права собственности, т.е. для недвижимости - по дате государственной регистрации прав. Таким образом при продаже недвижимости для целей НДС оборот по реализации возникает не на дату передачи объекта по акту, а на дату регистрации права собственности.

В бухгалтерском учете подписание акта приема-передачи объекта недвижимости является безусловным основанием для выбытия объекта из состава основных средств. Однако, как рекомендует Минфин РФ аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности, оснований признавать доход от реализации объекта до момента перехода права собственности по факту государственной регистрации по правилам ПБУ 9/99 у продавца не возникает, в связи с чем Минфин РФ до регистрации перехода прав рекомендует учитывать переданный по акту объект на счете 45 "Товары отгруженные", а значит в бухучете, как и для целей НДС, выручка от реализации возникнет только после регистрации перехода прав.

До 2013 года аналогичным образом можно было действовать и для целей налогообложения по налогу на прибыль.

Однако с учетом указанных выше изменений, внесенных в статью 271 НК РФ Законом №206-ФЗ с 01.01.2013 для целей налогообложения прибыли доход от реализации объекта недвижимости будет возникать на дату передачи объекта по акту, причем (с учетом указанных выше формулировок), в том числе и в тех случаях, когда такая передача будет иметь место согласно договоренностям сторон после регистрации перехода прав собственности, что с точки зрения логики, конечно, абсурдно, но подлежит применению как прямое требование НК РФ.

2.12. Статья 276 НК РФ "Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом".

 Закон №206-ФЗ с 01.01.2013 излагает пункт 4.1. статьи 276 НК РФ, посвященной налогообложению налогом на прибыль результатов договора доверительного управления имуществом, в новой редакции.

Сравнение старой и новой редакции указанного пункта приведено ниже.

пункт 4.1 ст.276 НК РФ в редакции, действующей по 31.12.12

пункт 4.1 ст.276 НК РФ в редакции, Закона №206-ФЗ, действующей с 01.01.13

Убытки, полученные в течение срока действия договора доверительного управления от использования имущества, переданного в доверительное управление, не признаются убытками учредителя (выгодоприобретателя), учитываемыми в целях налогообложения в соответствии с настоящей главой.

Убытки, полученные в течение срока действия договора доверительного управления, по условиям которого учредитель управления не является выгодоприобретателем, от использования имущества, переданного в доверительное управление, не учитываются при определении налоговой базы по налогу учредителем управления и выгодоприобретателем.

Таким образом, как видно из представленной сравнительной таблицы, Закон №206-ФЗ, внес, на наш взгляд, справедливое уточнение о том, что правило о не признании для целей налогообложения прибыли убытка по договору доверительного управления имуществом действует только в тех случаях, когда учредитель управления по договору не является выгодоприобретателем. Это означает, что с учетом внесенных изменений по тем договорам, по которым учредитель управления и выгодоприобретатель являются одним лицом, полученный в результате доверительного управления имуществом убыток сможет уменьшать налогооблагаемую прибыль такого учредителя управления (он же выгодоприобретатель)

Как указано выше, Даная правка вступает в силу с 01.01.2013.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено