Ратификация Протокола о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром

Информируем о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года (Федеральный закон от 28.02.2012 № 9-ФЗ, размещен на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 29.02.2012, вступает в силу с 11.03.2012).

Кратко напомним основные положения Протокола и сроки их вступления в силу.

Изменения, вступающие в силу с 01.01.2013, состоят в следующем:

1) Уточнен порядок определения резидентства лица, не являющегося физическим лицом (статья 4 "Резидент" Соглашения).

Установлено, что "если место эффективного управления лица, не являющегося физическим лицом, не может быть определено, компетентные органы Договаривающихся Государств будут стремиться по взаимному согласию определить место эффективного управления в каждом конкретном случае, приняв во внимание все факторы, которые они сочтут имеющими к этому отношение";

2) Расширено понятие "постоянное представительство".

Статья 5 Соглашения дополнена новым пунктом 4 следующего содержания:

"...если предприятие одного Договаривающегося Государства оказывает услуги в другом Договаривающемся Государстве:

(a) через физическое лицо, которое находится в этом другом Государстве в течение периода или периодов, превышающих в совокупности 183 дня в любом 12-ти месячном периоде, и в течение этого периода или периодов более чем 50% валового дохода от активной предпринимательской деятельности предприятия приходится на услуги, оказанные в этом другом Государстве через это физическое лицо, или

(b) в течение периода или периодов, превышающих в совокупности 183 дня в любом 12-ти месячном периоде, и эти услуги оказываются в рамках одного проекта или связанных проектов одним или нескольким физическими лицами, которые присутствуют и оказывают такие услуги в этом другом Государстве,

то такая деятельность, осуществляемая в этом другом Государстве по оказанию данных услуг, считается приводящей к образованию постоянного представительства предприятия в этом другом Государстве, за исключением случаев, когда оказание услуг ограничивается видами деятельности..., которые даже если и осуществляются через постоянное место деятельности, не превращают такое постоянное место деятельности в постоянное представительство в соответствии с положениями настоящего пункта.";

3) Расширено понятие "Доходы от недвижимого имущества".

Статья 6 Соглашения предусматривает, что доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся Государстве, облагаются налогом в этом другом Государстве. К таким доходам относятся доходы, получаемые от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме. Внесенными правками установлено, что изложенные выше положения также распространяются на доходы, полученные через посредство трастов недвижимости, паевых фондов недвижимости или аналогичных коллективных форм инвестирования, созданных в первую очередь для инвестиций в недвижимое имущество;

4) Уточнен порядок налогообложения доходов от международных перевозок.

Статьей 8 Соглашения предусмотрено, что доходы от эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках владельцами или арендаторами или фрахтователями и доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящихся к международным перевозкам, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентами которого являются указанные лица, получающие такие доходы. Внесенными правками установлено, что перечисленные выше доходы подлежат налогообложению только в Договаривающемся Государстве, в котором расположено место эффективного управления лиц, получающих такие доходы;

5) Внесены правки в статью 10 "Дивиденды" Соглашения.

Установлено, что для применения ставки 5% от общей суммы дивидендов лицу, имеющему фактическое право на дивиденды, необходимо прямо вложить в капитал компании сумму эквивалентную не менее 100'000 евро (ранее не менее 100'000 долларов США).

Расширено понятие "дивидендов". Данный термин также означает любые выплаты по паям паевых инвестиционных фондов или аналогичных коллективных форм инвестирования (за исключением доходов от коллективных форм инвестирования в недвижимое имущество).

Установлено, что к дивидендам относятся также доходы - даже выплачиваемые в форме процентов - которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством Государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды.

Данной правкой решен вопрос о порядке применения пункта 4 статьи 269 Налогового кодекса РФ, устанавливающей особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам по налогу на прибыль.

Напомним, что в силу пункта 2 статьи 269 НК РФ налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные указанным выше способом, но не более фактически начисленных процентов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом по ставке 15%.             

Применение пункта 4 статьи 269 НК РФ вызывало определенные споры.

Налогоплательщики исходили из того, что, несмотря на данную норму, необходимо руководствоваться положениями соглашения об избежании двойного налогообложения о порядке налогообложения процентов, как имеющими приоритет над внутренним законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы исходили из того, что пункт 4 статьи 269 НК РФ является специальной нормой, поэтому необходимо руководствоваться положением международного соглашения, устанавливающим порядок налогообложения дивидендов.

Необходимо отметить, что суды налоговые органы не поддерживали и занимали позицию, что необходимо руководствоваться нормами международного соглашения о налогообложении процентов.

Внесенными правками в Соглашение об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр, для лиц, выплачивающих проценты по долговым обязательствам, признаваемым контролируемой задолженностью, резидентам Кипра, данный вопрос окончательно урегулирован.

Установлено, что доходы - даже выплачиваемые  в форме процентов - подлежат такому же налогообложению как дивиденды в соответствии с налоговым законодательством Государства, резидентом которого является компания, выплачивающая такие доходы;

6) В связи с расширением понятия "дивиденды" внесены правки в статью 11 Соглашения и уточнено понятие "процентов".

Установлено, что термин "проценты" означает доход от долговых требований любого вида независимо от ипотечного обеспечения и права на участие в прибылях должника и, в частности, доход от государственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по таким ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Однако термин "проценты" не включает штрафы за просрочку платежа или проценты, рассматриваемые как дивиденды в соответствии с налоговым законодательством Государства, резидентом которого является компания, выплачивающая доход.

Правки, внесенные в статью 13 "Доходы от отчуждения имущества" Соглашения, вступающие в силу с 01.01.2017, состоят в следующем.

Установлено, что доходы резидента Договаривающегося Государства от отчуждения акций и аналогичных прав, более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, расположенным в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

При этом доходы от отчуждения акций не включают доходы от отчуждения акций, полученных в ходе реорганизации компании, и доходы от отчуждения акций, котирующихся на зарегистрированной фондовой бирже.

Необходимо отметить, что изложенная выше норма, которой дополнено Соглашение с Кипром, дублирует положение подпункта 5 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, облагаемым налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, относятся доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей).

Отметим, что, по общему правилу, установленному статьей 13 Соглашения, доходы от отчуждения имущества подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.

Кроме того, внесены правки в статью 25 "Взаимосогласительная процедура", в новой редакции изложена статья 26 "Обмен информацией" Соглашения (изменения вступят в силу с 01.01.2013). Новая редакция статьи 27 "Помощь в сборе налогов" Соглашения вступит в силу с момента принятия Кипром необходимого законодательства.

Считаем необходимым обратить Ваше внимание на некоторые новые положения статьи 27 "Помощь в сборе налогов" Соглашения.

Установлено, что "если налоговое обязательство перед одним из Договаривающихся Государств подлежит взысканию в соответствии с законами этого Государства и должно быть выплачено лицом, которое в данный момент не может согласно законам этого Государства воспрепятствовать его взысканию, то такое налоговое обязательство по запросу компетентных органов этого Государства принимается для взыскания компетентными органами другого Договаривающегося Государства. Такое налоговое обязательство взыскивается этим другим Государством в соответствии с положениями его законодательства, применимыми для взимания его собственных налогов, как если бы это обязательство являлось налоговым обязательством перед этим другим Государством".

Также установлено, что "если налоговое обязательство перед одним из Договаривающихся Государств является обязательством, для взыскания которого это Государство в соответствии со своим законодательством может применить обеспечительные меры, такое налоговое обязательство по запросу компетентных органов этого Государства должно быть принято компетентными органами другого Договаривающегося Государства в целях принятия обеспечительных мер. Это другое Государство должно принять в отношении такого налогового обязательства обеспечительные меры в соответствии с положениями своего законодательства, как если бы это налоговое обязательство причиталось этому другому Государству".

Отметим еще раз, что данные правки вступят в силу с момента принятия Кипром необходимого законодательства.

Также обращаем Ваше внимание на то, что Соглашение дополнено новой статьей 29 "Ограничение льгот", вступающей в силу с 01.01.2013.

Пункт 1 статьи 29 Соглашения устанавливает следующее: "считается, что резидент Договаривающегося Государства не будет иметь право на какое-либо снижение или освобождение от налогов, предусмотренные настоящим Соглашением в отношении доходов, полученных из другого Договаривающегося Государства, если в результате консультаций между компетентными органами обоих Договаривающихся Государств установлено, что главной целью или одной из главных целей создания или существования такого резидента было получение льгот в соответствии с настоящим Соглашением, которые в противном случае были бы ему недоступны".

При этом в пункте 2 статьи 29 Соглашения сделана оговорка, что "положения пункта 1 применяются только к компаниям, которые не зарегистрированы в Договаривающемся Государстве, но претендуют на льготы, предоставляемые этим Соглашением.".

Как мы полагаем, в данном случае речь идет о компаниях, зарегистрированных в других юрисдикциях, но являющихся резидентами Кипра ввиду осуществления контроля и управления на территории Кипра, риски работы с которыми существенно повышаются.

В заключение отметим, что в настоящее время Республика Кипр входит в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) (приложение к Приказу МФ РФ от 13.11.2007 № 108н).

Предполагается, что с началом применения положений Протокола Республика Кипр будет исключена из "черного" списка, что даст возможность российским компаниям применять налоговую ставку 0% по дивидендам, полученным от кипрской компании, при выполнении условий, установленных пунктом 3 статьи 284 НК РФ.

Напомним, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 НК РФ налоговая ставка 0% применяется по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале выплачивающей дивиденды организации. Однако если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, данная норма может быть применена только в отношении тех иностранных организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином РФ так называемый "черный" список.

Кроме того, сделки с резидентами стран, включенных в упомянутый выше "черный список" Минфина РФ (т.е. пока еще в том числе с резидентами Кипра), в случае, если в течение года доход по таким сделкам с одним лицом превышает 60 миллионов рублей, относятся по статье 105.14 НК РФ к контролируемым сделкам и подпадают под новые вступившие в силу с 01.01.2012 правила налогового контроля за ценообразованием.

 Исп. Кобякова Е.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено