Изменения Закона о защите конкуренции

Информируем, что 06 декабря 2011 года Президентом РФ подписан Федеральный закон №401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №401-ФЗ).  

Данный закон вносит изменения в действующие Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), Земельный, Жилищный, Градостроительный и другие  кодексы РФ, а также иные федеральные законы.

Изменения законодательства о конкуренции  являются продолжением мер по  совершенствованию антимонопольного регулирования и развития конкуренции. Рассмотрим наиболее существенные изменения закона.

1. Закон №401-ФЗ уточняет порядок применения антимонопольного законодательства РФ к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями. Ранее положения закона применялись к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям и совершаемым действиям, если такие соглашения и действия совершались в отношении находившихся на территории РФ основных средств и нематериальных активов или акций (долей) хозяйственных обществ, которые осуществляли деятельность на территории РФ или оказывали иное влияние на состояние конкуренции в РФ. Новая редакция ст. 3 Закона о конкуренции указывает единственный критерий, при котором положения закона применяются к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям и совершаемым действиям: они должны оказывать влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

2. Закон №401-ФЗ уточняет определения отдельных используемых в нем понятий, например: "хозяйствующий субъект", "ограничение конкуренции", "вертикальное" соглашение" и др., а также вводит новое понятие "лицо, являющееся объектом экономической концентрации". Согласно п. 22 ст. 4 Закона о конкуренции им является лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются. Данное понятие законодателем используется в ст. 32 при регулировании порядка направления уведомлений и ходатайств в антимонопольный орган.

3. Уточнен список субъектов, которые согласно ст. 9 признаются группой лиц. Изменение формулировок ст. 9  вызвано  введением в область субъектов хозяйственной деятельности новой категории юридических лиц "хозяйственные партнерства", упрощением понимания связей между субъектами и сокращением их количества. Ранее под группой лиц понимались 15 категорий субъектов, сейчас - 9.

4. К числу действий (бездействий) лиц, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,  прямо отнесено манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

5. Новой редакцией ст. 11  вводится понятие "картеля" и запрет соглашений между хозяйствующими субъектами - конкурентами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения могут привести к тем последствиям, которые указаны в п.1  ст. 11.

6.  Органам исполнительной власти различных уровней, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в силу новой редакции ст. 15 Закона о конкуренции, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности им запрещается устанавливать и (или) взимать не предусмотренные законодательством РФ платежи при предоставлении государственных и муниципальных услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также давать хозяйствующим субъектам указания о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

7. Нормы закона о конкуренции с введением в действие его новой редакции распространяются не только на проведение торгов, но и на запрос котировок цен на товары. Антимонопольные требования к порядку проведения данных мероприятий установлены ст. 17 Закона о конкуренции.

Особое место при антимонопольном регулировании занимают договоры в отношении  государственного и муниципального имущества. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как правило, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. К  исключениям, предусмотренным ч. 1 ст. 17.1 Закона о конкуренции (когда имущество может быть передано без проведения конкурса или аукциона), новой редакцией этого закона дополнительно отнесены:

  • объекты для размещения сетей связи (ранее это были только объекты почтовой связи);
  • часть или части помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более 20 кв.м. и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
  • лицо, подавшее единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона;
  • имущество, передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании п. 1 ст. 17.1 Закона (т.е. также в порядке исключения из общего правила).

Положения рассматриваемой ст. 17.1 Закона о конкуренции дополнены нормами о порядке проведения конкурса или аукциона (порядок размещения извещения о проведении, сроки заключения договоров).

Существенным является введение нового п. 9 данной статьи, посвященного праву арендатора, пользующегося объектом на основании договора, заключенного в порядке ст. 17.1,  на заключение договора  на новый срок без проведения конкурса или аукциона. Для подобного рода продления арендных отношений  одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

  • размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, если иное не установлено другим законодательством РФ;
  • минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем 3 года. (Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.).

Арендодатель вправе отказать арендатору в продлении договора, если:

  • принято решение, предусматривающее иной порядок распоряжения этим имуществом;
  • у арендатора имеется задолженность по арендной плате или начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

8. Закон о конкуренции дополнен рядом процессуальных норм о порядке рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (о субъектах, имеющих право на подачу жалоб, сроки для обжалования и рассмотрения жалобы, содержание  и др.)

9. Законом №401-ФЗ уточняются полномочия антимонопольного органа. Вносимые изменения в ст. 23 Закона о конкуренции предусматривают возможность направления антимонопольным органом предостережений, призванных предупредить нарушения антимонопольного законодательства, право антимонопольного органа ведения реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства,  право контроля  за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности) и др. 

10. В целях повышения эффективности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства внесены изменения в ст. 25.1 Закона о конкуренции: плановые и неплановые проверки могут быть проведены в форме выездных (как и ранее) и документарных проверок. Это право антимонопольных органов поддерживается обязанностью проверяемого лица при получении им мотивированного требования предоставить необходимые документы (ст. 25.4) и риском быть привлеченным к административной ответственности за непредставление в срок или представление заведомо недостоверных сведений и информации (по признакам административных  правонарушений, предусмотренных ст. 19.7 КоАП РФ.)

11. Существенно увеличены пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок и иных действий (статьи 27 и 28 Закона о конкуренции). Одновременно законодатель подчеркивает, что сделки и действия, подлежащие контролю со стороны антимонопольного органа, должны быть совершены в отношении лица, зарегистрированного на территории РФ. Вместе с тем в отдельную норму выделено правило о том, что приобретение лицом (группой лиц) более чем 50% голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, также должны быть совершены с предварительного согласия антимонопольного органа.

12. Новая редакция ст. 32 Закона о конкуренции дополнена указанием на отдельные документы, подлежащие представлению в антимонопольный орган при подаче ходатайств и уведомлений: нотариально заверенные копии учредительных документов лица, являющегося объектом экономической концентрации, перечень лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем 5% акций (долей) лица, являющегося объектом экономической концентрации и др.

13. Помимо предостережения, введенного в Закон о конкуренции как меры предупредительного характера (ст. 25.7), статьей 39.1 вводится такая мера пресечения действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, как предупреждение. Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем 10 дней. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

14. Законом №401-ФЗ внесены изменения в порядок рассмотрения заявлений, материалов и возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства (глава 9). Так, новая редакция ст. 44 конкретизирует сведения, которые должны содержаться в заявлении, перечень приложений к нему, случаи принятия решения антимонопольным органом об отказе в возбуждении дела и др.

В целом внесенные в Закон о конкуренции изменения должны упростить понимание используемых понятий и процедур, проводимых антимонопольным органом, допустить разрешение спорных ситуаций предупредительными мерами и обеспечить надлежащий контроль за действиями  хозяйствующих субъектов на рынке товаров, работ, услуг.

Изменения, внесенные в кодексы РФ и другие федеральные законы,  вызваны необходимостью установить взаимосвязи с новыми нормами Закона о конкуренции (федеральные законы дополнены нормами о порядке проведения конкурсов и аукционов, порядке и сроках размещения в сети Интернет информации о торгах), а также закрепляют изменения, необходимость которых выявлена при анализе практики их применения.

Особое внимание следует обратить на дополнения ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" понятиями "манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности)", "подача необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности", "манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности), а также новыми признаками определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта этой отрасли.

Одновременно с внесением изменений в Закон о конкуренции в части дополнения случаев, когда государственные преференции могут быть предоставлены без предварительного согласования с антимонопольным органом, в частности, в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, Законом №401-ФЗ были внесены изменения и в Федеральный закон от 24.07.2007  №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Дополнения коснулись срока договоров в отношении имущества, включенного в соответствующие Перечни, - он  должен составлять не менее чем 5 лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования.

В заключение необходимо указать, что введенные Федеральным законом №401-ФЗ  изменения вступят в силу с 06.01.2012 (по истечении 30 дней с момента официального опубликования).

Исп. Москаленко Л. 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено