Об изменениях НК РФ, предусмотренных федеральными законами от 22.04.2024 № 88-ФЗ, № 92-ФЗ, № 96-ФЗ

Информируем Вас об очередных изменениях Налогового кодекса РФ, связанных с принятием нового пакета федеральных законов, подписанных и официально опубликованных на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 22.04.2024.

А именно: в настоящем сообщении нами рассмотрены следующие законы:

1) Федеральный закон от 22.04.2024 № 92-ФЗ "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй НК РФ" (направлен на уточнение правил применения ставки НДС 0% по услугам международной перевозки, а также на упрощение документального подтверждения ставки НДС 0%, далее также - Закон № 92-ФЗ);

2) Федеральный закон от 22.04.2024 № 96-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (затрагивает отдельные вопросы налогообложения акцизами и НДПИ, далее также - Закон № 96-ФЗ);

3) Федеральный закон от 22.04.2024 № 88-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.35 и 333.38 части второй НК РФ" (освобождает от уплаты госпошлины отдельные категории граждан, далее также - Закон № 88-ФЗ).

Далее каждый из указанных выше законов рассмотрен нами более подробно в очередности, которую мы сами определили по степени гипотетически возможного числа налогоплательщиков - организаций, которых предусмотренные этими законами правки могут прямо затронуть (по степени убывания такого числа лиц).

1. Федеральный закон от 22.04.2024 № 92-ФЗ "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй НК РФ".

1.1. Уточнение правил о применении ставки НДС 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров в части, оказываемой исключительно в пределах территории РФ.

Изменения внесены в подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, который предусматривает применение ставки НДС 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров.

Закон в этом подпункте уточняет, что его положения не распространяются на услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории РФ (на территорию РФ) товара, а также на транспортно- экспедиционные услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:

- указанные организации (ИП) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации;

- указанные организации (ИП) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), в качестве одного из перевозчиков.

Как нам кажется, данное уточнение должно снять вопросы, возникающие при оказании услуг по транспортировке товаров за пределы РФ (или их ввозу в РФ) в случае, когда сами услуги оказываются исключительно на территории РФ, и при этом в документах, подтверждающих вывоз (ввоз) таких товаров за пределы РФ (в РФ), перевозчики, которые осуществляют указанную выше перевозку (её организацию) исключительно в пределах РФ, не указаны (что усложняет процедуру подтверждения, что эта часть перевозки действительно как-то связана с вывозом товаров за пределы РФ или их ввозом в РФ).

Данные изменения вступают в силу с 01.07.2024 (с 1-го числа очередного налогового периода по НДС).

Напомним, что помимо подпункта 2.1 в пункте 1 статьи 164 НК РФ ставка НДС 0% для услуг, связанных с вывозом товаров за пределы РФ товаров, предусмотрена также:

* в подпункте 2.7, согласно которому ставка 0% применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или ИП, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ.

* в подпункте 9, согласно которому ставка 0% применяется в отношении выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке или транспортировке экспортируемых (реэкспортируемых) товаров; работ (услуг), связанных с такой перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых (реэкспортируемых) товаров.

Оба этих подпункта продолжат своё действие в прежней редакции, изменения, аналогичные указанным выше правкам в отношении услуг по международной перевозке в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в них не внесены. В подпункте 2.7 внесены, на наш взгляд, сугубо технические правки, исключающие из него абзац, касающийся документального подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0%, - все соответствующие требования установлены в статье 165 НК РФ, внесению изменений в которую посвящен основной объем рассматриваемого Закона № 92-ФЗ (см. далее).

1.2. Изменения правил документального подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0%.

Все относящиеся к данной группе изменения внесены Законом № 92-ФЗ в статью 165 НК РФ.

Вводятся в действие они с 01.04.2025, и, как определено в статье 2 Закона № 92-ФЗ, будут применяться в отношении порядка подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения ставки НДС 0% за налоговые периоды начиная с этой даты, т.е. начиная с 01.04.2025 (независимо от даты отгрузки соответствующих товаров, оказания соответствующих услуг).

Разработка данных изменений была осуществлена в рамках реализации дорожной карты "Трансформация делового климата", раздела "Экспорт товаров и услуг", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.10.2020 № 2662-р, с целью упрощения документального подтверждения ставки НДС 0%.

Для этих целей Законом предусматривается возможность представления в налоговый орган со 2-го квартала 2025 г. реестра сведений из перевозочных документов, дополненного соответствующими показателями, без отметок таможенных органов, а также упрощается процедура подтверждения ставки 0% при оказании услуг по международной перевозке товаров автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров автомобильным транспортом.

Помимо некоторого числа изменений, которые мы полагаем возможным отнести к техническим правкам (например, упоминание в статье 165 НК РФ границ Таможенного союза заменено на границы Евразийского экономического союза), Закон в статье 165 НК РФ устанавливает, в частности, следующее:

- по услугам международной перевозки при ввозе товаров автомобильным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом ЕАЭС, в том числе через территорию государства - члена ЕАЭС: в указании на необходимость представления в налоговые органы для подтверждения ставки НДС 0% по таким услугам копии транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа, на основании которого товар был ввезен на территорию РФ, исключено упоминание о наличии на таких документах отметки российского таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию РФ;

- по услугам международной перевозки при вывозе товаров железнодорожным транспортом за пределы таможенной территории ЕАЭС, в том числе через территорию государства - члена ЕАЭС, в налоговые органы вместо копий транспортных документов будет представляться реестр в электронной форме, содержащий сведения о регистрационном номере декларации на товары и сведения из перевозочного документа, на основании которого товары были вывезены за пределы таможенной территории ЕАЭС. Налоговый орган в ходе камеральной проверки получит возможность выборочного истребования самих транспортных документов, которые налогоплательщик сможет представить как в виде "классических" копий, так и виде электронных копий соответствующих документов;

- аналогичное указанному выше правило вводится для подтверждения ставки НДС 0% по услугам по международной перевозке при ввозе в РФ и вывозе за пределы РФ (в том числе через территорию ЕАЭС) товаров железнодорожным транспортом;

- представление указанных выше реестров вводится также для подтверждения ставки НДС 0% в отношении услуг, указанных в подпункте 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, т.е. для транспортно-экспедиционных услуг и услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или ИП, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ;

- в пункт 9 статьи 165 НК РФ введены положения, определяющие как именно рассчитывать срок "180 дней" для представления при подтверждении ставки НДС 0% указанных выше реестров документов. Например, для услуг, указанных в уже упомянутом выше подпункте 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, срок "180 дней" для представления необходимых документов и реестров будет отсчитываться не от даты отметки таможенного органа, свидетельствующей о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или таможенного транзита, а с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта или реэкспорта;

- уточнены полномочия налогового органа по истребованию документов в ходе проверки предоставленных электронных реестров. Например, при проверке таких реестров по услугам по организации и осуществлению перевозки товаров железнодорожным транспортом от места их прибытия на территорию РФ (от портов или пограничных станций, расположенных на территории РФ) до станции назначения, расположенной на территории РФ, указано на то, что налоговый орган может истребовать не все документы, сведения из которых включены в такие реестры, а лишь выборочно;

Еще раз повторим, что в указанной выше части изменения вступают в силу только с 01.04.2025 и должны будут применяться в отношении порядка подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% за налоговые периоды начиная с этой даты.

2. Федеральный закон от 22.04.2024 № 96-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ".

Как указано выше, данный Закон затрагивает отдельные вопросы налогообложения акцизами и НДПИ, в связи с чем подробно нами рассматриваться не будет.

Среди прочего Закон № 96-ФЗ:

- в главу 22 НК РФ "Акцизы" вводит термин "учетно-контрольная специальная марка" для средств идентификации, наносимых на упаковку табачной и подакцизной никотинсодержащей продукции. Это делается для целей администрирования таможенными органами сумм акцизов в отношении ввозимых из стран - членов ЕАЭС указанных подакцизных товаров, а также в связи с необходимостью обеспечения контроля за правильностью определения налоговой базы по акцизам в отношении табачной и никотинсодержащей продукции (в случае если определенный налогоплательщиком размер налоговой базы меньше объема реализованной продукции по данным государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации). Отдельно Закон № 96-ФЗ устанавливает, что права и обязанности участников отношений, регулируемых международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также НК РФ, возникшие в связи с взиманием акцизов при ввозе до 01.06.2024 в РФ из государств - членов ЕАЭС жидкостей для электронных систем доставки никотина и табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, осуществляются в порядке, установленном НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу рассматриваемых изменений (т.е. до 22.04.2024, так как в этой части Закон № 96-ФЗ начинает действовать с даты своего официального опубликования);

- изменяет подлежащие применению с 01.05.2024 ставки акцизов на игристые вина, включая российское шампанское, а также на крепленые вина. Причем, ставки акцизов, применяемые с 01.05.2024 на последний из упомянутых выше видов алкогольной продукции (т.е. на крепленые вина), были впервые введены в статью 193 НК РФ только недавно - Федеральным законом от 27.11.2023 № 539-ФЗ. Согласно этому закону, в частности, предполагалось, что до конца 2024 года для крепленых вин должна применяться ставка 643 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Вместо неё Закон № 96-ФЗ вводит ставку 141 рубль за 1 литр (без указания на то, что речь идет об объеме спирта в подакцизном товаре, т.е. ставка будет применяться к объему самого подакцизного товара). Соответственно, можно сделать примерный расчет, в соответствии с которым новый размер ставки окажется выше первоначально запланированного для продукции крепостью свыше 22%. Изменение принципа определения ставок акцизов на крепленые вина потребовало уточнения целого ряда положений в главе 22 НК РФ, включая положения о налоговых вычетах об акцизах. Также Закон № 96-ФЗ отдельно описывает правила "переходного характера", касающиеся вопросов, возникающих в связи с уплатой авансовых платежей по акцизам на крепленые вина до изменения принципа определения ставок по ним, в случае реализации соответствующей подакцизной продукции после 01.05.2024;

- в главе 26 НК РФ "НДПИ" пересматривает ставки, установленные в отношении такого вида товаров, как "полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов". Фактически речь идет о повышении ставки НДПИ на золото, причем указанное повышений носит временный характер. Сам размер адвалорной налоговой ставки НДПИ на золото не изменится (6% от стоимости добытого золота на основе цен реализации химически чистого металла без учета НДС с учетом расходов на аффинаж и доставку до получателя). Но с учетом принятых изменений в период с 1 июня по 31 декабря 2024 года сумма исчисляемого по указанной ставке НДПИ вырастет на дополнительную фиксированную величину, установленную Законом № 96-ФЗ в размере 78 тыс. руб. в расчете на 1 килограмм золота. Как отмечали авторы соответствующего временного повышения эта мера призвана компенсировать федеральному бюджету выпадающие доходы от упавшего экспорта золота, который сократился после того, как на него были введены экспортные пошлины, и отмены НДС на продажу золота физическим лицам.

3. Федеральный закон от 22.04.2024 № 88-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.35 и 333.38 части второй НК РФ".

Закон № 88-ФЗ вводит ряд новых освобождений от уплаты госпошлины.

Так, в статье 333.35 НК РФ введено освобождение от уплаты госпошлины для физических лиц при регистрации права собственности при наследовании недвижимого имущества лиц:

- погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

- подвергшихся политическим репрессиям;

- погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате обстрелов, взрывов и (или) разрушений со стороны вооруженных формирований Украины

и (или) террористических актов. При наследовании имущества данной категории погибших лиц с учетом внесенных в пункт 5 статьи 333.38 НК РФ Законом № 88-ФЗ изменений также вводится освобождение от уплаты госпошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство.

Примечание: к числу погибших для целей данного освобождения относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами.

Еще одно изменение касается освобождения от уплаты госпошлины за выдачу паспорта гражданина РФ лицам в связи с приобретением гражданства РФ - в подпункте 29.1 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ актуализирована ссылка на Указ Президента РФ, в соответствии с которым должно осуществляться приобретение гражданства РФ для получения данного освобождения: ссылка заменена на Указ Президента РФ от 04.01.2024 № 11 "Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ". То же самое касается ссылки на Указ Президента РФ в подпункте 34 пункта 3 этой же статьи 333.35 НК РФ, устанавливающем освобождение от уплаты госпошлины при приеме в гражданство РФ, и в действующем до 01.01.2025 пункте 18 статьи 333.38 НК РФ, устанавливающем освобождение от уплаты госпошлины при совершении отдельных нотариальных действий для граждан новых территорий. Действие этой группы изменений распространено на отношения, возникшие с 04.01.2024, - с даты принятия упомянутого выше Указа Президента РФ № 11.

В остальной части Закон № 88-ФЗ и предусмотренные им освобождения вступают в силу с даты официального опубликования, т.е. с 22.04.2024.

Исп.  Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено