Обзор изменений в правилах предоставления налоговых вычетов по НДФЛ в связи с принятием Федерального закона от 23.03.2024 №58-ФЗ

Ранее мы информировали Вас об изменениях НК РФ новыми федеральными законами от 23.04.2024, в том числе о Федеральном законе от 23.03.2024 № 58-ФЗ "О внесении изменений в статьи 102 и 126 части первой и часть вторую НК РФ" (далее также - Закон № 58-ФЗ), который в целом посвящен введению правил, касающихся нового вида налоговых вычетов по НДФЛ: вычетов на долгосрочные сбережения граждан.

В настоящем сообщении нами более подробно рассмотрены положения этого Закона.

1. Новый вид налоговых вычетов по НДФЛ.

До сих пор глава 23 НК РФ предусматривала следующие виды налоговых вычетов по НДФЛ:

- стандартные налоговые вычеты;

- социальные налоговые вычеты;

- имущественные налоговые вычеты;

- инвестиционные налоговые вычеты;

- профессиональные налоговые вычеты.

Закон № 58-ФЗ вводит еще один вид вычетов по НДФЛ - налоговые вычеты на долгосрочные сбережения граждан, правила предоставления которых определены в новой одноименной статье 219.2 НК РФ.

При этом, анализ тех видов операций налогоплательщиков, по которым ими может быть заявлен новый вычет, показывает, что фактически к ним отнесены те виды операций, которые и ранее давали право на получение вычетов по НДФЛ, но только в качестве социальных или инвестиционных налоговых вычетов. Вводится лишь один абсолютно новый вид расходов налогоплательщика, который впервые упоминается в НК РФ как дающий право на получение вычета по НДФЛ, и собственно именно этот вид расходов и дал название всему новому виду вычетов в целом - это взносы по договорам долгосрочных сбережений, заключаемых физическим лицом с негосударственными пенсионными фондами (НПФ).

Как и в отношении всех прочих видов налоговых вычетов по НДФЛ, новый вид вычета сможет быть применен только в отношении налогооблагаемых доходов физически лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, и исключительно в отношении их доходов, облагаемых по налоговым ставкам 13 (15%).

2. Виды операций налогоплательщика, дающих право на применение вычетов на долгосрочные сбережения граждан.

2.1. Уплата сберегательных взносов по договору долгосрочных сбережений.

В качестве данного вида расходов статья 219.2 НК РФ называет уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде сберегательные взносы по договорам долгосрочных сбережений, заключенным налогоплательщиком с НПФ в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом РФ (супруга (супруги), родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством).

Как указано выше, по сути - это единственный абсолютно новый вид расхода, который с учетом внесенных Законом № 58-ФЗ изменений будет давать физическому лицу право на получение налогового вычета по НДФЛ.

Если говорить упрощенно о самих указанных договорах, то, по нашему мнению, можно сказать, что в целом договоры долгосрочного сбережения имеют много общего с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. В качестве одного из отличий можно указать, что по договору долгосрочных сбережений выплаты могут начаться до достижения физическим лицом пенсионного возраста в соответствии с законодательством РФ (но при этом установлено, что в этом случае такие выплаты не могут начаться ранее, чем по истечении 15 лет с момента заключения договора).

Для целей применения нового налогового вычета также установлено условие о минимальном сроке с даты заключения договора, по истечении которого по нему могут начаться выплаты. Он не зависит от достижения физическим лицом пенсионного возраста и составляет:

- общий порядок: не менее 10 лет;

- особые правила с 2024 по 2030 гг.:

* при заключении договора в 2024 - 2026 годах: 5 лет;

* при заключении договора в 2027 году: 6 лет;

* при заключении договора в 2028 году: 7 лет;

* при заключении договора в 2029 году: 8 лет;

* при заключении договора в 2030 году: 9 лет.

Для целей нового вычета такие расходы можно будет заявить уже за 2024 год в части сумм, уплаченных по договорам долгосрочного сбережения начиная с 01.01.2024 (независимо от даты заключения договора).

2.2. Уплата пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

В качестве данного вида расходов статья 219.2 НК РФ называет уплаченные налогоплательщиком суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающим выплату негосударственной пенсии, заключенным налогоплательщиком с НПФ в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супруга (супруги), родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством).

Фактически данный вид расходов дословно повторяет вид расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, который до сих пор мог быть заявлен в качестве социального налогового вычета по НДФЛ в соответствии с положениями статьи 219 НК РФ. Закон № 58-ФЗ устанавливает, что эти положения статьи 219 НК РФ утратят силу с 01.01.2025. С этой даты (т.е. с 01.01.2025) в отношении взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченных налогоплательщиком начиная с 01.01.2025, физические лица смогут получить по данным видам расходов уже другой налоговый вычет - налоговый вычет на долгосрочные сбережения по правилам статьи 219.2 НК РФ (о самих таких правилах подробнее будет указано ниже).

2.3. Внесение средств на индивидуальный инвестиционный счет.

Это еще один вид операций, уже ранее упоминавшийся в главе 23 НК РФ как дающий налогоплательщику право на применение налоговых вычетов по НДФЛ - в данном случае инвестиционных налоговых вычетов по статье 219.1 НК РФ. Теперь (точнее - с налогового периода "2024 год") по этим суммам налоговый вычет сможет предоставляться в составе вычета на долгосрочные сбережения по правилам статьи 219.2 НК РФ. По умолчанию этот вид вычета будет применим к средствам, вносимым на индивидуальные инвестиционные счета, открываемые с 01.01.2024 (а по счетам, открытым до этой даты, продолжит предоставляться инвестиционный вычет).

Но есть целый ряд исключений:

А) В статью 219.1 НК РФ внесены изменения, установившие, что предусмотренный по ней инвестиционный налоговый вычет в отношении сумм средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), будет предоставляться в отношении таких счетов, открытых до 31.12.2023 включительно. При этом Закон № 58-ФЗ предусматривает, что по заявлению налогоплательщика в отношении вносимых им после 01.01.2024 на такой (т.е. открытый до 01.01.2024) счет сможет предоставляться не инвестиционный налоговый вычет по правилам статьи 219.1 НК РФ, а новый вычет на долгосрочные сбережения по правилам статьи 219.2 НК РФ;

Б) Также предусмотрено, что по суммам средств, внесенных по договору на ведение ИИС, заключенному в 2024 году, налогоплательщик имеет право попросить предоставить ему не новый вычет на долгосрочные сбережения, а инвестиционный вычет по правилам статьи 219.1 НК РФ. Для этого необходимо подать в налоговый орган заявление (в произвольной форме) в срок до 30.04.2025. После подачи такого заявления налогоплательщик уже не сможет по этому договору применять новый вычет на долгосрочные сбережения (ни по суммам средств, вносимых по данному договору, ни по положительному финансовому результату от операций на нём).

Если такое заявление не подавать, то по умолчанию внесение налогоплательщиком средств на ИИС, открытый после 01.01.2024, сможет быть основанием для применения только нового вычета - вычета на долгосрочные сбережения. Для счетов, открываемых после 01.01.2025, в принципе уже не будет возможности выбора в отношении вида применимого к операциям по ним налогового вычета.

Минимальный срок действия договора на ведение ИИС, чтобы по вносимым на него суммам можно было применить новый вычет, - 10 лет. Но точно также предусмотрены особенности для периода 2024 - 2030 гг.:

* при заключении договора в 2024 - 2026 годах: 5 лет;

* при заключении договора в 2027 году: 6 лет;

* при заключении договора в 2028 году: 7 лет;

* при заключении договора в 2029 году: 8 лет;

* при заключении договора в 2030 году: 9 лет.

В случае прекращения договора до истечения указанного выше срока (за исключением случая расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон), без перевода всех активов, учитываемых на этом ИИС, на другой ИИС, вновь открытый тому же физическому лицу в целях указанного перевода активов, сумма НДФЛ, не уплаченная налогоплательщиком в бюджет в связи с применением в отношении денежных средств, внесенных на указанный ИИС, налоговых вычетов на долгосрочные сбережения, будет подлежать восстановлению и уплате в бюджет в с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней.

2.4. Получение на индивидуальном инвестиционном счете положительного финансового результата по операциям, учитываемым на этом счете.

Как и в отношении рассмотренного выше зачисления средств на ИИС, в данном случае речь идет об операциях, по которым и ранее был предусмотрен инвестиционный налоговый вычет по НДФЛ (статья 219.1 НК РФ).

И также, как и по суммам, зачисляемым на ИИС, Закон № 58-ФЗ сохраняет нормы о применении к указанному положительному финансовому результату для целей НДФЛ инвестиционного налогового вычета, но только при условии, что ИИС был открыт не позднее 31.12.2023 (или по специальному заявлению, подаваемому в налоговый орган до 30.04.2025, также по счетам, открытым в 2024 году).

При этом налогоплательщик по своему заявлению по суммам доходов от операций на таких счетах, учтенных с 01.01.2024, имеет право подать заявление о применении с 01 января года, в котором подано такое заявление, не инвестиционного, а нового вида вычетов - вычета под долгосрочным сбережениям граждан по правилам статьи 219.2 НК РФ. После этого право на применение к таким доходам налогового вычета по правилам, установленным в статье 219.1 НК РФ для инвестиционного налогового вычета, он уже теряет (и "вернуться" к использованию этого вида вычета уже не сможет).

Данный вычет предоставляется налогоплательщику по окончании (прекращении) договора на ведение ИИС, при этом минимальный срок действия договора на ведение ИИС для получения вычета по данному виду операций также определен как "10 лет" с особыми условиями для договоров, заключаемых в 2024 - 2030 гг.:

* при заключении договора в 2024 - 2026 годах: 5 лет;

* при заключении договора в 2027 году: 6 лет;

* при заключении договора в 2028 году: 7 лет;

* при заключении договора в 2029 году: 8 лет;

* при заключении договора в 2030 году: 9 лет.

3. Предельные размеры вычетов на долгосрочные сбережения граждан.

Статья 219.2 НК РФ определяет следующие предельные размеры новых видов налоговых вычетов:

1) для сумм, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, сберегательных взносов по договору долгосрочных сбережений и в сумме денежных средств, внесенных ИИС: не более 400'000 рублей за налоговый период.

Условие: соответствующие договоры (негосударственного пенсионного обеспечения, долгосрочных сбережений, на ведение ИИС) были:

- заключены в соответствующем налоговом периоде;

- или были действительны в течение всего соответствующего налогового периода;

- или были прекращены с переводом денежных (выкупных) сумм или всех активов, учитываемых на ИИС, в другой НПФ или на другой ИИС, вновь открытый тому же физическому лицу в целях указанного перевода активов.

Также отдельно установлено, что сумма 400 тыс. руб. в качестве заявляемого вычета по данным основаниям применяется вместе с суммой инвестиционного налогового вычета по суммам средств, внесенных налогоплательщиком на открытый им до 01.01.2024 ИИС - соответствующие изменения внесены Законом № 58-ФЗ в статью 219.1 НК РФ (еще раз о них будет отдельно указано ниже при рассмотрении изменений этой статьи).

2) для сумм финансового результата по операциям на ИИС: налоговый вычет предоставляется в размере не более 30 миллионов рублей по всем договорам на ведение ИИС, прекращенным в одном налоговом периоде.

3) в случае если в результате применения вычетов у разных лиц, предоставляющих его, будет иметь место превышение указанных выше сумм предельного размера вычетов, соответствующая разница и сумма НДФЛ к доплате будет выявлена налоговым органом на основе сведений, полученных от всех налоговых агентов и лиц, предоставляющих такие вычеты. Сумма налога к доплате будет сформирована в направляемом налогоплательщику налоговом уведомлении со сроком уплаты налога по нему не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответствующие изменения внесены Законом № 58-ФЗ в пункт 6 статьи 228 НК РФ, они вступили в силу и будут применяться уже в отношении налогообложения доходов физических лиц за 2024 год.

4. Ограничения числа действующих договоров налогоплательщика, чтобы взносы по ним (суммы вносимых средств на ИИС) учитывались при определении нового вычета.

Для сберегательных взносов по договору долгосрочных сбережений: установлено, что такие взносы учитываются для целей вычета при условии, что в течение срока действия такого договора долгосрочных сбережений налогоплательщик не имел одновременно более 2-х других договоров долгосрочных сбережений. Из приведенной формулировки мы делаем вывод, что всего налогоплательщик может иметь 3 действующих договора долгосрочных сбережений.

Исключения:

- случаи прекращения договора долгосрочных сбережений с переводом денежных (выкупных) сумм в другой НПФ.

- по договору (договорам), из которого (которых) указанное выше количество действующих у налогоплательщика договоров долгосрочных сбережений оказалось превысившим 3, в течение срока действия не уплачивались сберегательные взносы и на дату представления соответствующей налоговой декларации или подачи заявления на получение вычетов в упрощенном порядке, такой договор (такие договоры) долгосрочных сбережений прекращен (прекращены).

Для учета в составе вычета сумм, вносимых на ИИС: условие о числе действующих договоров и условиях, при которых это число может быть превышено, сформулированы схожим образом.

5. Сроки (периоды), в течение которых налогоплательщик может заявить налоговые вычеты на долгосрочные сбережения по суммам, уплачиваемым по договорам с НПФ и вносимым на ИИС.

Предоставление указанных выше видов вычетов прекращается:

1) по договорам долгосрочных сбережений с НПФ: начиная с налогового периода, в котором в установленном порядке назначены выплаты по договору долгосрочных сбережений.

Исключение: выплаты по договору долгосрочных сбережений назначены до истечения 10 лет с даты его заключения (видимо, логика в том, что сами выплаты в этом случае подлежат обложению НДФЛ);

2) по договорам на ведение ИИС: начиная с периода, в котором прекращается договор на ведение ИИС.

Исключение: договор на ведение ИИС прекращен до истечения минимального срока (т.е. 10 лет с учетом особых правил исчисления такого срока для договоров, заключаемых в 2024 - 2030 гг.).

6. Порядок получения нового вычета по взносам по договорам с НПФ и суммам средств, вносимых на ИИС.

Вычеты по данным видам расходов предоставляются налогоплательщику при представлении им налоговой декларации по НДФЛ на основании документа, подтверждающего фактические взносы налогоплательщика по договору негосударственного пенсионного обеспечения или по договору долгосрочных сбережений, выдаваемого налогоплательщику НПФ (форму документа утверждает ФНС РФ), и (или) документов, подтверждающих факт зачисления денежных средств на ИИС.

С 01.01.2025 данные виды вычетов смогут предоставляться:

* налоговым органом в упрощенном порядке (в соответствии с положениями статьи 221.1 НК РФ при наличии у налогового органа необходимых для этого сведений, поданных налоговым агентом и (или) НПФ по утверждаемому ФНС РФ формату);

* вычеты по взносам по договорам с НПФ - работодателем до окончания налогового периода по обращению налогоплательщика при условии наличия документов, подтверждающих его фактические взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и (или) договору (договорам) долгосрочных сбережений, и при условии, что такие взносы удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующий НПФ работодателем.

7. Порядок получения нового вычета по величине положительного финансового результата от операций на ИИС.

По данному виду операций налоговый вычет предоставляется по окончании (прекращении) договора на ведение ИИС (как уже было указано выше, что для получения вычета должно пройти в общем случае не менее 10 лет с даты заключения договора на ведение ИИС (с учетом специальных сроков действия такого договора, установленных на период 2024 - 2030 гг.).

Вычет предоставляется налоговым органом при представлении налогоплательщиком налоговой декларации по НДФЛ либо при исчислении и удержании налога налоговым агентом.

Также, как и по выше рассмотренным суммам, заявляемым к новому вычету, здесь также действует условие о максимальном количестве действующих одновременно договоров на ведение ИИС (оно сформулировано идентично, включая условие о том, когда вычет сможет быть заявлен даже при превышении числа таких договоров, действовавших в налоговом периоде).

С 01.01.2025 вступят в силу положения о том, что предоставление данного вычета налоговым агентом сможет осуществляться при условии наличия у налогового агента справки налогового органа о соблюдении указанного выше условия о количестве договоров на ведение ИИС. Такую справку налогоплательщик сможет получить на основании направленного в налоговый орган заявления, на рассмотрение которого и информирование о соответствующих результатах налоговому органу отводится 30 календарных дней.

Также с 01.01.2025 вступят положения о том, что для предоставления вычета налоговый агент также может использовать сведения о количестве договоров на ведение ИИС, заключенных налогоплательщиком, полученные налоговым агентом в рамках обмена информацией в соответствии с правилами такого обмена, установленными в НК РФ в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке (но при этом речь не идет о предоставлении данного вида вычета в упрощенном порядке, речь идет только о способе получения налоговым агентом необходимых для его предоставления налогоплательщику сведений).

8. Изменения статьи 213.1 НК РФ, посвященной налоговой базе по НДФЛ по договорам с НПФ.

Статья 213.1 НК РФ с учетом внесенных в неё изменений (в том числе, в её наименование) распространена на договоры долгосрочного сбережения граждан. В частности:

1) пункт 1 этой статьи дополнен указанием на виды выплат по договорам долгосрочного сбережения граждан, которые не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ.

- суммы выплат по договорам долгосрочных сбережений, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими НПФ в свою пользу и в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом РФ (супруга (супруги), родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), не превышающие сумм уплаченных указанными физическими лицами сберегательных взносов, а также средств пенсионных накоплений, переведенных в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса, и сумм дополнительных стимулирующих взносов по соответствующему договору;

- суммы выплат по тем же договорам, превышающие названные выше суммы, в пределах 30 миллионов рублей по каждому договору и 30 миллионов рублей за каждый налоговый период, если основания для назначения таких выплат наступают не ранее чем через 10 лет с даты заключения договора долгосрочных сбережений и в течение срока действия такого договора налогоплательщик не имел одновременно более 2-х других договоров долгосрочных сбережений, за исключением случаев прекращения договора долгосрочных сбережений с переводом денежных (выкупных) сумм в другой негосударственный пенсионный фонд;

- суммы сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;

- средства пенсионных накоплений, переведенные в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса;

- дополнительный стимулирующий взнос;

2) также, как и для случаев досрочного расторжения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, установлено, что база по НДФЛ увеличивается на суммы ранее внесенных по договору долгосрочных сбережений взносов, по которым налогоплательщику предоставлен налоговый вычет, при выплате денежной (выкупной) суммы при досрочном расторжении договора, за исключением:

- досрочного расторжения такого договора по причинам, не зависящим от воли сторон,

- случаев перевода денежной (выкупной) суммы в другой НПФ.

Новым является то, что и для договоров негосударственного пенсионного обеспечения, и для договоров долгосрочных сбережений указан еще один случай, когда досрочное расторжение договора, по взносам по которому налогоплательщику ранее был предоставлен налоговый вычет, не приведет к включению выкупной суммы по договору в базу по НДФЛ: выплата негосударственным пенсионным фондом по поручению налогоплательщика денежных средств из указанных денежных (выкупных) сумм медицинским организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, в счет оплаты дорогостоящего лечения.

Под "дорогостоящим лечением" для целей этого правила понимается соответствующее понятие из подпункта 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ (правила о применении социальных налоговых вычетов по НДФЛ по расходам на лечение, т.е. фактически речь идет о видах лечения, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 458). При этом сам социальный налоговый вычет по расходам на дорогостоящее лечение, оплаченным за счет средств, переведенных НПФ в связи с прекращением договоров долгосрочного сбережения, предоставляться не будет.

9. Изменения статьи 214.9 НК РФ "Особенности определения налоговой базы, учета убытков, исчисления и уплаты налога по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете".

Среди изменений в правилах определения финансового результата по операциям, учитываемым на ИИС, выделим следующие:

1) правила учета убытка по операциям с учитываемыми на ИИС обращающимися ценными бумагами и производными ценными бумагами, дополнены указанием на то, что учет указанного убытка для каждой из отдельно рассматриваемых в статье 214.9 НК РФ категорий финансовых инструментов осуществляется в пределах операций с обращающимися финансовыми инструментами, учитываемыми на том же ИИС (до сих пор такого прямого указания в тесте статьи 214.9 НК РФ не было).

Это правило подтверждается введением в пункт 2 статьи 214.9 НК РФ указания на то, что финансовый результат по операциям, учитываемым на ИИС, определяется отдельно от финансового результата по операциям, учитываемым на другом ИИС, не уменьшает финансовый результат, полученный по операциям, учитываемым на другом ИИС, и не уменьшается на сумму отрицательного финансового результата (убытка), полученного по операциям, учитываемым на другом ИИС.

Исключение: прекращение ИИС с переводом всех активов, учитываемых на нём, на другой ИИС (напомним, что в этом случае для целей главы 23 НК РФ датой открытия такого ИИС будет считаться дата открытия прекращенного ИИС - пункт 9.1 статьи 226.1 НК РФ);

2) Также, как и для выплат по договорам с НПФ, введены условия, которые позволят не облагать НДФЛ выплаты в связи с прекращением договора на ИИС в случае направления средств с него на оплату дорогостоящих видов лечения. Это будет применимо для средств с ИИС, открытых после 01.01.2024.

В статью 214.9 НК РФ введен новый пункт 3.1, который определяет, что выплата дохода по поручению налогоплательщика за счет его средств на открытым им после 01.01.2024 ИИС медицинским организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, в счет оплаты дорогостоящего лечения, для целей статьи 214.9 НК РФ не признается "выплатой налогоплательщику дохода".

Понятие "дорогостоящие виды лечения" также дано со ссылкой на соответствующее понятие из статьи 219 НК РФ о социальных налоговых вычетах по расходам на лечение. И сам социальный вычет по дорогостоящему лечению, оплаченному за счет средств, переведенных с ИИС, также предоставлен быть не сможет;

3) Введена обязанность лиц, признаваемых налоговыми агентами по операциям физического лица на ИИС, обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления суммы НДФЛ в отношении доходов по операциям, учитываемым на таком счете, в течение всего срока действия договора на ведение ИИС и в течение 5 лет начиная с года, следующего за годом прекращения действия такого договора.

10. Изменения статьи 219.1 НК РФ "Инвестиционные налоговые вычеты".

В основном, предусмотренные Законом № 58-ФЗ изменения статьи 219.1 НК РФ связаны с введением новых налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан и тем, что инвестиционный налоговый вычет в отношении операций, учитываемых на ИИС, по статье 219.1 НК РФ сможет продолжить применяться налогоплательщиками и далее, но только по счетам, открытым до 01.01.2024.

Но при этом в целом сам инвестиционный налоговый вычет сохраняется, особое значение он с учетом вносимых изменений будет иметь в отношении права на применение вычета к финансовому результату от операций с обращающимися ценными бумагами, которыми налогоплательщик на момент реализации владел более 3-х лет. Закон № 58-ФЗ внес важные изменения в правила применения вычета по данным операциям, причем они будут применяться уже с 2024 года.

Также Законом № 58-ФЗ предусматривается ряд важных изменений, также применяемых уже с 2024 года, касающихся применения инвестиционного налогового вычета по операциям налогоплательщика со своими ИИС, открытыми не позднее 31.12.2023.

Наиболее важные, на наш взгляд, из указанных изменений приведены далее:

1) инвестиционный налоговый вычет в отношении положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) находившихся в собственности налогоплательщика непрерывно на момент реализации (погашения) более 3-х лет ценных бумаг:

Впервые вводится условие о том, что подпадающей под вычет прибылью (положительным финансовым результатом) будет считаться прибыль от реализации исключительно обращающихся российский ценных бумаг или обращающихся ценных бумаг эмитентов стран ЕАЭС (ранее никакого ограничения в отношении стран эмитентов обращающихся ценных бумаг, прибыль от реализации которых подпадала под инвестиционный вычет по НДФЛ, не было);

2) вводится условие об ограничении максимального размера инвестиционного вычета в случае, когда он заявляется налогоплательщиком одновременно с новым видом вычета - вычетом на долгосрочные сбережения:

Закон № 58-ФЗ установил, что в случае, если налогоплательщик в течение соответствующего налогового периода воспользовался правом на получение новых налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан по суммам взносов по договорам с НПФ на негосударственное пенсионное обеспечение и на долгосрочные сбережения, совокупный размер таких вычетов и инвестиционного вычета по сумме средств, внесенной налогоплательщиком на ИИС, открытый до 01.01.2024, не может превысить 400'000 рублей.

Напомним, что ранее по правилам применения инвестиционного налогового вычета по суммам средств, внесенным на ИИС, величина 400 тыс. руб. была обозначена как ограничение, применяющееся исключительно к этому виду операций налогоплательщика. В частности, применение налогоплательщиком в том же налоговом периоде социального налогового вычета по расходам по договору с НПФ на негосударственное пенсионное обеспечение никак не влияло на указанную сумму;

3) С 01.01.2025 изменяется одно из условий применения инвестиционного налогового вычета по величине финансового результата от операций, учитываемых на ИИС (напомним, что с 2024 года инвестиционный налоговый вычет по данным суммам может быть предоставлен только для ИИС, открытых до 01.01.2024) - наличие справки налогового органа о подтверждении факта неполучения налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета по сумма средств, внесенных им на ИИС, и подтверждении факта отсутствия у налогоплательщика в течение срока действия договора на ведение ИИС других аналогичных договоров:

В действующей редакции статьи 219.1 НК РФ говорится о необходимости предоставления налоговому агенту налогоплательщиком такой справки налогового органа.

А с 01.01.2025 вводятся правила о том, что налоговый агент будет получать эту справку напрямую из налогового органа на основании заявления, направляемого в налоговый орган налогоплательщиком (новая редакция подпункта 3 пункта 4 статьи 219.1 НК РФ).

11. Изменения статьи 221.1 НК РФ "Упрощенный порядок получения налоговых вычетов".

С 01.01.2025 возможность получения налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке будет распространена на новые вычеты по расходам на долгосрочные сбережения в части сумм уплаченных взносов по договорам с НПФ на негосударственное пенсионное обеспечение и на долгосрочные сбережения, а также по суммам средств, внесенных налогоплательщиком на ИИС.

Интересно, что действующая редакция статьи 221.1 НК РФ (без учета рассматриваемых изменений) уже предусматривает возможность получения вычета по НДФЛ по суммам взносов, внесенных налогоплательщиком по договору с НПФ на негосударственное пенсионное обеспечение - только в качестве социального налогового вычета. Но по какой-то причине только Законом № 58-ФЗ статья 221.1 НК РФ дополняется указанием на участие НПФ в обмене необходимыми для предоставления таких вычетов в упрощенном порядке сведениями с налоговым органом (и кажется несколько странным, что эти изменения вводятся в действие только с 01.01.2025).

К схожими с указанными выше правками, включающими упоминание о НПФ, как об участнике обмена налоговой информацией с налоговыми органами, можно отнести также правки статьи 226.1 НК РФ, в которую Закон № 58-ФЗ включил отдельный пункт об обязанностях НПФ сообщать в налоговый орган информацию о фактах заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, договоров долгосрочных сбережений, их расторжения с указанием суммы взносов, уплаченных по расторгнутым договорам, а также о фактах назначения выплат. Такая информация должна будет передаваться в течение 3-х рабочих дней со дня наступления соответствующего события в электронной форме по ТКС по форматам, которые утвердит ФНС РФ.

Эти изменения статьи 226.1 НК РФ также вводятся в действие с 01.01.2025.

12. Прочие изменения НК РФ, предусмотренные Законом № 58-ФЗ.

Прочие (не затрагивающие главу 23 НК РФ "НДФЛ") изменения НК РФ, предусмотренные Законом № 58-ФЗ, касаются исключительно НПФ, осуществляемых ими операций по упоминаемым выше договорам на долгосрочные сбережения граждан и получения физическими лицами налоговых вычетов в связи с заключением таких договоров.

Так, в первой части НК РФ:

- статья 102 НК РФ дополнена положениями, распространяющими действие режима налоговой тайны на сведения, обмен которыми между налоговым органом и налоговым агентом происходит для целей предоставления физическому лицу новых налоговых вычетов на долгосрочные сбережения в упрощенном порядке;

- статья 126.2 НК РФ переформулирована таким образом, чтобы предусмотренная ею ответственность за представление налоговым агентом налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками налоговых вычетов в упрощенном порядке распространялась, в том числе, на НПФ, предоставляющие в налоговый орган сведения для получения физическими лицами в упрощенном порядке налоговых вычетов на долгосрочные сбережения.

Во второй части НК РФ:

- в главе 21 НК РФ перечень освобождаемых от НДФ операций НПФ по оказанию услуг по негосударственному пенсионному обеспечению дополнен указанием на услуги по формированию долгосрочных сбережений (подпункт 7 пункта 3 статьи 149 НК РФ) с распространением действия этого изменения на отношения, возникшие с 01.01.2024;

- в главе 25 НК РФ уточнены положения статей 251, 264 и 296 в части, касающейся особенностей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль НПФ. Частично действие таких правок распространено на отношения, возникшие с 01.01.2023. А, например, новый вид не облагаемых налогом на прибыль доходов НПФ - сберегательные взносы, а также единовременный взнос и дополнительные стимулирующие взносы по договорам долгосрочных сбережений, уплаченные в негосударственные пенсионные фонды (новый подпункт 48.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ), распространен на отношения, возникшие с 01.01.2024.

Исп.  Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено