Изменения НК РФ от 23.03.2024 ( анонс изменений по федеральному закону № 58-ФЗ, обзор изменений, предусмотренных законами 49-ФЗ и 65-ФЗ)

Информируем Вас о том, что на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23.03.2024 был официально опубликован пакет новых федеральных законов, в том числе 3 из них посвящены внесению изменений в Налоговый кодекс РФ (НК РФ):

1) Федеральный закон от 23.03.2024 № 58-ФЗ "О внесении изменений в статьи 102 и 126 части первой и часть вторую НК РФ" (далее также - Закон № 58-ФЗ);

2) Федеральный закон от 23.03.2024 № 49-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее также - Закон № 49-ФЗ);

3) Федеральный закон от 23.03.2024 № 65-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.35 части второй НК РФ" (далее также - Закон № 65-ФЗ).

Основные положения указанных законов (они перечислены нами исходя из предположения о числе налогоплательщиков, которое, по нашим оценкам, смогут затронуть соответствующие изменения, по степени убывания) кратко рассмотрены ниже.

1. Федеральный закон от 23.03.2024 № 58-ФЗ "О внесении изменений в статьи 102 и 126 части первой и часть вторую НК РФ".

Закон № 58-ФЗ в целом касается вопросов уплаты НДФЛ в связи с введением новых видов налоговых вычетов (а также изменением и уточнением в правилах применения ранее установленных инвестиционных и социальных налоговых вычетов. Предусмотренные этим Законом изменения первой части НК РФ и других глав второй части НК РФ (помимо главы 23 НК РФ "НДФЛ") косвенно связаны с теми же правками, что внесены в главу 23 НК РФ "НДФЛ".

Основными следствиями принятия Закона № 58-ФЗ являются следующие:

- введение для целей НДФЛ нового вида налоговых вычетов (новая статья 219.2 НК РФ). Главное нововведение при этом - предоставление права на применение вычетов по суммам сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений граждан;

- изменение порядка предоставления налоговых вычетов по НДФЛ по суммам пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающим выплату негосударственной пенсии, - вычет по данным видам расходов будет предоставляться не в качестве социального налогового вычета по статье 219 НК РФ, а вместе с новым вычетом по суммам сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений (упомянутая выше новая статья 219.2 НК РФ);

- изменение правил предоставления инвестиционного налогового вычета, установленных в статье 219.1 НК РФ (установление новых правил для применения вычета по суммам дохода от реализации ценных бумаг с указанием на то, что эмитентами таких бумаг должны быть резиденты РФ или ЕАЭС и ограничение применения вычета по суммам, зачисляемым на инвестиционный налоговый счет налогоплательщика, и по суммам доходов от операций на этом счете условием о том, что указанный счет должен был быть открыт не позднее 31.12.2023 (связано с намерением ввести с 2024 года в НК РФ новые правила для инвестиционного налогового вычета по НДФЛ по инвестиционным счетам);

- уточнение отдельных вопросов применения налогоплательщиками инвестиционных или социальных налоговых вычетов по НДФЛ в связи с осуществлением расходов на дорогостоящее лечение;

- внесение в первую часть НК РФ изменений, касающихся упоминания договоров долгосрочных сбережений граждан (в части положений о налоговой тайне при обмене налоговой информацией по таким договорам и ответственности за предоставление в налоговые органы сведений, используемых налоговым органом для целей обеспечения возможности получения налогоплательщиками вычетов по НДФЛ в связи с заключением указанных договоров);

- уточнение отдельных положений второй части НК РФ особенностями, связанными с заключением и исполнением негосударственными пенсионными фондами договоров долгосрочных сбережений граждан (изменения главы 21 НК РФ в части перечня не облагаемых НДС операций у негосударственных пенсионных фондов и главы 25 НК РФ в части особенностей признания ими доходов и расходов для целей налогообложения прибыли в связи с деятельностью по таким договорам).

Предполагается, что новые правила по НДФЛ, предусмотренные Законом № 58-ФЗ, будут применяться при налогообложении доходов физических лиц уже за 2024 год.

Учитывая довольно большой объем предусмотренных Законом № 58-ФЗ положений, нами будет подготовлено и направлено в Ваш адрес отдельное информационное письмо с более подробным рассмотрением положений этого Закона.

2. Федеральный закон от 23.03.2024 № 49-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".

Закон № 49-ФЗ в целом посвящен уточнению правил налогообложения при осуществлении налогоплательщиками деятельности, связанной с использованием такого вида драгоценного металла, как серебро. При этом указанные изменения можно условно разбить на 2 основные группы:

А) уточнение правил налогообложения по НДС операций с драгоценными металлами в слитках в случае, когда речь идет о слитках серебра;

Б) изменение положений, касающихся ограничения возможности применения специальных налоговых режимов (включая применяемый в порядке эксперимента на основе отдельного федерального закона режим "Автоматизированная УСН") при осуществлении деятельности, связанной с производством и (или) реализацией ювелирных изделий, для ситуаций, когда речь идет о ювелирных изделиях из серебра.

К первой группе изменений относится следующее:

1) в подпункте 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ установлено, что освобождение от НДС операций по реализации банками, аффинажными организациями, организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, физическим лицам драгоценных металлов в слитках независимо от помещения этих слитков в хранилища банков, а также реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище ЦБ РФ или хранилищах банков), не применяется в отношении указанных операций со слитками серебра;

2) в подпункте 6.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (устанавливает ставку НДС 0% при реализации драгоценных металлов в слитках физическим лицам налогоплательщиками, осуществляющими их добычу) указано, что ставка НДС 0% не применяется в отношении указанных в этом подпункте операций, осуществляемых со слитками серебра.

Эти изменения (с учетом даты публикации Закона № 49-ФЗ) вступают в силу с 01.07.2024.

Ко второй группе изменений относятся практически идентичные правки, внесенные в главы второй части НК РФ об УСН (статья 346.12 НК РФ), о патентной системе налогообложения (статья 346.43 НК РФ) и в Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная УСН", которые до сих пор запрещали применение соответствующих специальных налоговых режимов при осуществлении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, из-за таких ограничений не могли применять УСН.

Закон № 49-ФЗ для всех указанных специальных налоговых режимов уточняет, что названное выше ограничение не применяется в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра.

С учетом такого изменения те организации и ИП, которые осуществляют производство или торговлю ювелирными изделиями только из серебра получают возможность применять названные выше специальные налоговые режимы (для ПСН - в отношении такой деятельности среди прочих видов деятельности, для которых возможно применение иных налоговых режимов).

Причем, указанная выше возможность для патентной системы налогообложения и для автоматизированной УСН вводится с 01.01.2025.

А для "классической" УСН (глава 26.2 НК РФ) возможность применения УСН для деятельности с серебром при производстве и (или) продаже ювелирных изделий предусмотрена с начала текущего налогового периода, т.е. с 01.01.2024, но при условии представления в налоговый орган соответствующего уведомления в срок не позднее 31.03.2024 (с учетом фактической даты принятия закона, на наш взгляд, речь идет об очень маленьком сроке, в течение которого налогоплательщики могут воспользоваться предоставленной им возможностью).

Для тех, кто захочет и успеет воспользоваться указанным выше правом для перехода с 01.01.2024 на "классическую" УСН, Закон № 49-ФЗ описывает особенности, касающиеся последствий по НДС (видимо, предполагается, что проблем с налогом на прибыль при таком переходе быть не должно, так как по нему никаких уточнений не делается):

- весь тот НДС, который названные лица уже успели предъявить своим покупателям по операциям 1-го квартала 2024 года, должен будет быть ими уплачен в бюджет по итогам этого квартала по правилам, установленным в главе 21 НК РФ для уплаты НДС лицами, не признаваемыми плательщиками НДС (но с учетом далее приведенных особенностей). Вариант, при котором с покупателями можно будет заключить соглашения об изменении стоимости товаров, исключив из неё НДС, почему-то Законом не рассматривается;

- в отличие от общих правил уплаты НДС лицами, не признаваемыми плательщиками НДС, вместе с исчислением НДС по операциям 1-го квартала 2024 года (до даты подачи уведомления о переходе на УСН) можно будет заявить налоговые вычеты по НДС. В статье 3 Закона № 49-ФЗ это определено как отсутствие обязанности по восстановлению сумм НДС, принятого к вычету по товарам (работам, услугам), использованным для осуществлении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ и осуществленных в период с 01.01.2024 до даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на УСН, а также как прямо установленное право на вычет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в период с 01.01.2024 до даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на УСН и использованным для осуществления облагаемых НДС операций в период с 0101.2024 до даты подачи указанного уведомления;

- чтобы суммы авансов, полученных от покупателей в период с 01.01.2024 до даты подачи уведомления о переходе на УСН, не включались в налоговую базу по НДС по итогам 1-го квартала 2024 года, надо вернуть покупателям сумму НДС, полученную в составе таких авансов, как указано в Законе, "в связи с переходом налогоплательщика на УСН". Иных вариантов (например, изменение условий договора в части указания на то, что тот абсолютный размер стоимости, который ранее был определен с учетом НДС, теперь сторонами признается как стоимость без НДС) не предусматривается;

- отдельно указано, что суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет с сумм авансов, полученных до 01.01.2024, отгрузка (передача) в счет которых должна произойти после подачи уведомления о переходе на УСН по рассматриваемому Закону, принимаются к вычету "в последнем налоговом периоде 2023 года по НДС при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на УСН". Т.е., во-первых, в данном случае опять-таки, как и выше, предусмотрен только один вариант действий - возврат покупателям сумм НДС, полученных в составе предоплаты. А во-вторых, само право на вычет почему-то решено реализовать через принятие указанных выше сумм НДС к вычету в 4-м квартале 2023 года, что на сегодня можно сделать только путем подачи уточненной налоговой декларации за этот период;

- весь тот ранее принятый к вычету НДС, который будет относиться к операциям, осуществляемым с даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на УСН, надо будет восстановить. Специальных правил такого восстановления по сути нет (для нас, например, не ясно, в каком периоде нужно будет делать такое восстановление - в 1-м квартале 2024 года, в 4-м квартале 2023 года или даже во 2-м квартале 2024 года?). Единственное, что установлено, что при таком восстановлении "не возникает обязанности по уплате пени и штрафов за несвоевременное восстановление сумм налога".

3. Федеральный закон от 23.03.2024 № 65-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.35 части второй НК РФ".

Закон № 65-ФЗ вводит освобождение от уплаты госпошлины при осуществлении различных регистрационных действий в отношении техники, безвозмездно полученной по договору пожертвования для осуществления решения транспортных задач в интересах гуманитарных миссий и отдельных задач в сфере обороны и безопасности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, перечень видов которой утверждается Правительством РФ. К видам регистрационных действий в отношении указанной выше техники отнесены регистрация (в том числе временная) транспортных средств, выдача номерных знаков, подтверждение прохождения техосмотра, регистрация изменений в конструкции транспортного средства, выдача допуска транспортных средств к перевозке опасных грузов, регистрация в реестре морских, речных судов, выдача свидетельства о годности судна к плаванию и судового билета и др.

Освобождение (новый подпункт 37 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ) введено в действие сразу с момента своего официального опубликования, т.е. с 23.03.2024.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено