Рекомендации Минфина РФ по проведению аудита отчетности за 2023 год

Сообщаем Вам о появлении Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2023 год (приложение к письму Минфина России от 26.12.2023 № 07-04-09/126152) (далее также - Рекомендации МФ РФ по проведению аудита отчетности за 2023 год, полный текст приведен в приложении к настоящему сообщению).

Текст документа был опубликован на сайте Минфина РФ (https://minfin.gov.ru) 26.12.2023 (см. раздел "Документы").

Традиционно мы обращаем внимание на данный документ, особенно на его раздел, посвященный отдельным вопросам составления годовой бухгалтерской отчетности, в котором Минфин РФ обращает внимание на какие-то значимые, с его точки зрения, темы аудиторов, а значит, и всех тех, кто составляет ту отчетность, которая подлежит аудиту и даже тех, чья отчетность не подлежит аудиту, так как правила формирования отчетности, рассматриваемые Минфином РФ, не зависят от наличия обязанности проведения аудита (кроме тех случаев, когда для отчетности, подготавливаемой субъектами, имеющими право на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по упрощенной форме, действующими стандартами предусмотрены соответствующие особенности.

Ниже выделим наиболее интересные, с нашей точки зрения, вопросы из указанных Рекомендаций.

1. Влияние ситуации, сложившейся в 2023 г.

Минфин РФ обратил внимание на продолжающиеся особенности геополитической ситуации, включая санкционное давление, что стало результатом роста рисков, что не может не может не иметь последствий для организации и для осуществления аудита бухгалтерской отчетности (но в чём именно это выражается, Минфин традиционно не раскрывает).

2. Независимость аудиторской организации, обеспечение независимости во взаимоотношениях с кредитором по денежным и иным обязательствам.

Минфин РФ обратил внимание на изменения, внесенные Федеральным законом от 17.02.2023 № 31-ФЗ в отношении требования независимости аудиторских организаций, аудиторов, которые вступили в силу с 01.07.2023, а также раскрыл вопрос применения требования о том, что аудиторская организация не может проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги в случае, если аудируемое лицо является кредитором аудиторской организации по денежным и иным обязательствам (за исключением обязательств по договору займа, кредитному договору) в объеме более чем 10% балансовой стоимости активов этой аудиторской организации. С целью соблюдения данного ограничения Минфин указал, среди прочего на то, что:

- исполнение сторонами договора оказания аудиторских услуг не приводит к возникновению имущественной зависимости аудиторской организации, с одной стороны, и аудируемого лица, с другой стороны, в смысле указанного выше ограничения;

- по общему правилу размер балансовой стоимости активов экономического субъекта определяется по данным его бухгалтерской отчетности по состоянию на отчетную дату, наиболее близкую к дате заключения договора оказания аудиторских услуг;

- ограничение подлежит соблюдению как при заключении договора оказания аудиторских услуг, так и на протяжении всего времени исполнения его сторонами договора.

Таким образом, Минфин РФ подтвердил, что средства в расчетах с аудиторской организацией по договору на оказание аудиторских услуг не учитываются при определении показателя 10% балансовой стоимости активов аудиторской организации при проверке соблюдения одного из критериев её независимости.

При этом одновременно далее в разделе об особенностях составления годовой бухгалтерской отчетности Минфин РФ указал следующее:

"Исходя из ПБУ 4/99, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны обеспечивать пользователей данными, которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Реальность такой оценки обеспечивается, среди прочего, мнением аудиторской организации. Однако для того, чтобы заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности доверял мнению аудиторской организации, он должен располагать информацией, позволяющей ему сделать надлежащие выводы о независимости аудиторской организации. Учитывая это, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах организаций, относящихся к общественно значимым в смысле Федерального закона "Об аудиторской деятельности", целесообразно раскрытие информации о вознаграждении аудиторской организации.

Такая информация должна давать заинтересованному пользователю представление о величине выплаченного (подлежащего выплате) вознаграждения за проведение аудита бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, а также величине выплаченных (подлежащих выплате) этой же аудиторской организации вознаграждения за иные аудиторские услуги, оказанные в отчетном году, и вознаграждения за прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, оказанные в отчетном году".

Минфин РФ сослался в обоснование приведенного вывода на Кодекс корпоративного управления, одобренный Советом директоров Банка России 21.03.2014, т.е. на документ, касающийся только финансового сектора экономики. О наличии где-либо аналогичных нормативных требований для общественно значимых организаций других секторов экономики нам неизвестно. Но и Минфин РФ, как мы выделили выше, пишет не об обязательности, а о "целесообразности" соответствующего раскрытия. К сожалению, мы пока не знаем, как регуляторы будут относиться к данному вопросу при проведении проверок контроля качестве аудиторских услуг.

3. Аудит консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений. Составление бухгалтерской отчетности с изъятием отдельных сведений.

Минфин РФ высказался относительно особенностей проведения аудита консолидированной финансовой отчетности в связи с наличием у организаций, готовящих такую отчетность, возможность сокращать объем подлежащей раскрытию в ней информации в силу наличия секретности или иных определенных Правительством РФ оснований, например, санкционных рисков (далее - "чувствительная информация"). Минфин РФ указал, что в случае, когда в силу нормативного акта организация раскрывает консолидированную финансовую отчетность с изъятием отдельных сведений, такое раскрытие должно сопровождаться раскрытием аудиторского заключения о раскрываемой консолидированной финансовой отчетности. Иными словами, в этом случае аудиту подлежит не только полная консолидированная финансовая отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) "чувствительную информацию", но и раскрываемая консолидированная финансовая отчетность. Т.е. фактически речь идет о том, что организации необходимы 2 отдельных аудиторских заключения - одно по полностью раскрываемой отчетности, а другое - по отчетности с изъятиями из раскрытия чувствительной информации.

Еще раз обращаем внимание, что всё вышесказанное Минфин РФ указал относительно консолидированной финансовой отчетности. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготавливаемой в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете", Минфин РФ указал, что для неё законодательство РФ не предусматривает "раскрытие с изъятием какой-либо информации, включение которой в такую отчетность предусмотрено федеральными и отраслевыми стандартами (в отличие от раскрытия консолидированной финансовой отчетности).

Для такой отчетности Минфин РФ обратил внимание на то, что не следует путать вопросы "раскрытия требуемой информации" и вопросы "доступа к раскрываемой в отчетности информации заинтересованных лиц". Минфин напомнил те действующие нормативные акты, которые на сегодня позволяют ограничить доступ к информации, содержащейся в ГИРБО и ЕГРЮЛ.

Также Минфин обратил внимание на то, что не следует путать вопросы "изъятия чувствительной информации при её раскрытии" (предусмотрено только для консолидированной финансовой отчетности") и вопросы "составления бухгалтерской отчетности с изъятием отдельных сведений" (предусмотрено рядом действующих ПБУ для бухгалтерской (финансовой) отчетности). Минфин напомнил, что согласно ПБУ 2/2008 (договоры строительного подряда), ПБУ 9/99 (доходы), ПБУ 11/2008 (информация о связанных сторонах), ПБУ 12/2010 (информация о сегментах) составители бухгалтерской отчетности вправе включать в бухгалтерскую отчетность информацию в ограниченном объеме с целью снижения рисков, возникающих, когда раскрытие той или иной детализированной информации, предусмотренной правилами бухгалтерского учета, приводит и (или) может привести к последствиям, нежелательным для организации и (или) иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию. При этом:

- перечисленные выше ПБУ не содержат требования указывать основания и причины ограничения раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

- это не имеет отношения к правилам сокращения раскрываемой информации из отчетности, которая изначально включена в неё, но для которой есть возможность изъятия при раскрытии (тем более, что такие правила, как уже указано выше, предусмотрены только для консолидированной финансовой отчетности).

4. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности.

4.1. Отражение результатов инвентаризации.

Минфин отметил, что при регистрации в бухгалтерском учете выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета ПБУ 22/2010 не применяется. Т.е. указанные расхождения отражаются в учете и отчетности в соответствии с требованиями Положения № 34н (ФСБУ 28/2023 при его досрочном применении), и при этом это не признается фактом исправления выявленных ошибок.

4.2. Отражение последствий изменения учетной политики в межотчетный период.

Минфин РФ наконец высказался по вопросу о том, как конкретно следует отражать последствия перехода на начало применения новых стандартов (ФСБУ):

1) такой переход - согласно ПБУ 1/2008 это последствия изменения учетной, которые подлежат отражению в "межотчетный период" и раскрываются в бухгалтерской отчетности за период, начиная с которого применяется новый стандарт;

2) "межотчетный период" - это период между отчетным периодом и периодом, предшествовавшим отчетному. Учетные записи, относящиеся к межотчетному периоду, производятся путем корректировки исходящих остатков по счетам бухгалтерского учета по состоянию на отчетную дату периода, предшествовавшего отчетному, т.е. после заключительных записей периода, предшествовавшего отчетному. Такие записи:

- не являются оборотами предшествующего года, их результаты не отражаются в показателях бухгалтерской отчетности за такой предшествующий период (например, для перехода на ФСБУ 14/2022 с 01.01.2024 предшествующим периодом будет 2023 год);

- не являются оборотами нового периода, но изменяют вступительные остатки по счетам бухгалтерского учета такого периода (т.е. при переходе на ФСБУ 14/2022 с 01.01.2024 изменится должны (при наличии оснований для этого) входящие остатки счетов на 01.01.2024).

4.3. Оценка объектов бухгалтерского учета внешним оценщиком.

Минфин рассмотрел вопрос привлечения внешнего оценщика в связи с необходимостью определения при применении новых ФСБУ или МСФО таких видов оценки активов, как, например, справедливая, рыночная (текущая рыночная), ликвидационная стоимости, чистая стоимость продажи, возмещаемая сумма активов. Кроме того, Минфин также отметил необходимость при применении ФСБУ определять различные оценочные значения.

Как такового итогового вывода о том, нужен ли для всех указанных выше видов оценки именно внешний независимый оценщик, или (если он не нужен), может ли он привлекаться в качестве способа определения соответствующих оценок, мы не увидели.

Минфин указал только то, что:

- в действующих стандартах (включая МСФО) нет требований, кто именно должен осуществлять необходимые оценки (сама организация, внешний оценщик, др.);

- ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта;

- бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Примерно аналогичное Минфин РФ указал в отдельном подразделе в отношении "расчетной стоимости финансовых вложений", определяемой по итогам их проверки на обесценение.

На наш взгляд, данное указание можно трактовать как то, что обязательной необходимости в привлечении внешнего оценщика нет, а всё остальное (т.е. определение конкретного порядка установления требуемых для формирования отчетности показателей) находится в зоне ответственности руководителя организации, чья отчетность должна давать достоверное представление о своих показателях всем её пользователем.

4.4. Отражение неоперационной (финансовой) аренды у арендодателя и у арендатора.

Выводы, сделанные Минфином РФ по данным вопросам, сводятся к следующему:

- в бухгалтерском балансе арендодателя инвестиции в аренду как причитающиеся арендодателю будущие арендные платежи по договору аренды отражаются в порядке, аналогичном порядку отражения дебиторской задолженности организации;

- в балансе арендатора право пользования активом отражается в разделе внеоборотных активов обособленно (в случае существенности) либо общей суммой вместе со схожими по характеру использования активами (капитальные вложения, основные средства, др.) с соответствующим раскрытием информации в пояснениях (в случае существенности), а обязательство по аренде - в разделе долгосрочных и (или) краткосрочных обязательств в зависимости от срока погашения.

Помимо приведенного выше Минфин в своих Рекомендациях по проведению аудита отчетности за 2023 год, как обычно, осветил отдельные вопросы составления отчетности, касающиеся финансового сектора экономики (кредитных и некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств).

Впервые на нашей памяти в текст Рекомендаций Минфин РФ включил приложение под названием "Вопросы осуществления аудиторских процедур при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций". В частности, для лизинговых компаний, являющихся эмитентами, в этом приложении указаны следующие вопросы, на которые, как мы понимаем, аудитор должен обратить особое внимание:

1. Корректность оценки обесценения чистой стоимости инвестиции в аренду в соответствии с пунктом 38 ФСБУ 25/2018;

2. Корректность учета изменений условий неоперационной (финансовой) аренды у арендодателя;

3. Соблюдение требований детализации информации о неоперационной (финансовой) аренде в бухгалтерской отчетности, предусмотренных пунктами 45 и 47 ФСБУ 25/2018.

Исп.  Леонов А.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено