Изменения НК РФ от 19.12.2023 (федеральные законы 595-ФЗ, 598-ФЗ, 610-ФЗ, 611-ФЗ, 612-ФЗ)

Информируем Вас об очередных изменениях НК РФ - на этот раз речь идет о пакете новых федеральных законов, подписанных и официально опубликованных на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 19.12.2023.

Всего в этот день было подписано и официально опубликовано 4 новых федеральных закона, затрагивающих Налоговый кодекс РФ:

1) Федеральный закон от 19.12.2023 № 610-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах" (посвящен введению в обращение цифрового рубля, далее также - Закон № 610-ФЗ);

2) Федеральный закон от 19.12.2023 № 611-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 105.26 части первой и часть вторую НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой НК РФ" (предусматривает несколько не связанных общей темой правок НК РФ и ранее принятых законов о внесении изменений в НК РФ, в том числе корректирует правила формирования отчетов по форме 6-НДФЛ с 2024 года, далее также - Закон № 611-ФЗ);

3) Федеральный закон от 19.12.2023 № 612-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (корректирует правила определения налоговой базы по НДС организациями, приобретающими автомобили и мотоциклы для их перепродажи, далее также - Закон № 612-ФЗ);

4) Федеральный закон от 19.12.2023 № 595-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (корректирует правила НК РФ для компаний - резидентов так называемых "русских офшоров" и правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний).

Еще один подписанный и опубликованный в этот же день (19.12.2023) новый федеральный закон, затрагивающий налоговые правоотношения, - это Федеральный закон от 19.12.2023 № 598-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения". По нашему мнению, этот закон фактически никакого практического значения для налогоплательщиков иметь не будет, так как он:

- полностью повторяет текст Указа Президента РФ от 08.08.2023 № 585 с аналогичным названием в части перечня тех конкретных международных соглашений, и тех конкретных пунктов в них, которые приостанавливаются "до устранения иностранными государствами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов Российской Федерации, прав ее граждан и юридических лиц или до прекращения действия в отношении РФ этих международных договоров" (напомним, что речь идет об отдельных пунктах 38 международных соглашений РФ по вопросам налогообложения со странами, которые признаны в настоящее время "недружественными", - тех пунктах этих соглашений, которые позволяли не облагать в РФ или облагать по пониженным ставкам отдельные виды доходов, выплачиваемые из источников в РФ резидентам указанных стран);

- не формирует новую дату, с которой действие указанных соглашений считается приостановленным и не может применяться налогоплательщиками, - такая дата определена датой вступления в силу названого выше Указа Президента (08.08.2023).

Напомним, что решению отдельных "проблем" налогообложения выплачиваемых из РФ доходов в связи с указанным "приостановлением" посвящены положения Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ, информацию о котором мы направляли в Ваш адрес ранее.

Далее рассмотрим основные изменения, предусмотренные перечисленными выше законами от 19.12.2023, которые вносят правки в НК РФ.

1. Федеральный закон от 19.12.2023 № 610-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Закон № 610-ФЗ посвящен включению в НК РФ положений, связанных с введением в обращение цифрового рубля.

Изменения первой части НК РФ:

Статья 11 НК РФ (пункт 2) дополняется новым определением:
"счет цифрового рубля - счет, открытый оператором платформы цифрового рубля на основании договора счета цифрового рубля".

Помимо этого, везде по тексту первой части НК Р указание на "денежные средства налогоплательщика на его счетах в банке и его электронные денежные средства" заменяется указанием на "денежные средства налогоплательщика на его счетах в банке, его электронные денежные средства и цифровые рубли (или средства на счете цифрового рубля)". Такое указание сделано, в том числе в статьях, регулирующих порядок взыскания налоговой недоимки, в правилах приостановления операций по счетам налогоплательщика и др.

При этом, согласно установленной в новом пункте 10.1 статьи 46 НК РФ очередности использования имущества налогоплательщика в виде "денежных средств" для взыскания налоговой задолженности взыскание недоимки за счет цифрового рубля со счета цифрового рубля будет осуществляться при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) либо его электронных денежных средств. Т.е. из 3-х видов активов, рассматриваемых по НК РФ в качестве аналога "денежных средств", цифровой рубль будет использоваться в качестве источника для погашения налоговой задолженности в последнюю (третью) очередь.

В отличие от других видов денежных средств (средств на банковских счетах, в том числе на счетах драгоценных металлов и электронных денежных средств) исполнять обязанность по взысканию будут не банки, а оператор платформы цифрового рубля. Обязанности по НК РФ такого оператора (и последствия их несоблюдения в виде установленной в первой части НК РФ ответственности) фактически будут такими же, как у банков (включая требования об информировании налогового органа об открытии и закрытии счетов цифрового рубля налогоплательщикам, сроки и порядок исполнения решений о взыскании налоговой задолженности и приостановления операций по счетам налогоплательщиков, виды ответственности и размеры штрафов при нарушении установленных в НК РФ правил).

Во второй части НК РФ:

А. В главе 21 НК РФ "НДС": пункт 3 статьи 149 НК РФ дополнены новым видом не облагаемых НДС операций указанием на осуществление оператором платформы цифрового рубля:
- операций по открытию и ведению счетов цифрового рубля организаций и физических лиц;
- переводов (перечислений) денежных средств с использованием платформы цифрового рубля;

Б. В главе 23 НК РФ "НДФЛ": в статье 223 НК РФ дополнительно указано на определение даты получения дохода в денежной форме для целей НДФЛ по дате перечисления дохода на счет цифрового рубля налогоплательщика (или по его поручению на счет цифрового рубля третьего лица);

В. В главе 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций": для тех видов доходов и расходов, которые признаются для целей налогообложения "кассовым методом" (все доходы при применении соответствующего метода признания доходов в соответствии со статьей 273 НК РФ либо при методе начисления (статьи 271, 272 НК РФ), например, доходы в виде дивидендов или безвозмездно полученных средств, расходы в виде подъемных или компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов) указано на дату признания дохода (расхода), как на дату поступления средств на счет цифрового рубля (дату перечисления средств со счета цифрового рубля);

Г. В отношении специальных налоговых режимов: в главах 26.1 НК РФ и 26.2 НК РФ о ЕСХН и УСН: сделано аналогичное указанному выше для налога на прибыль уточнение относительно определения даты признания для целей данных налоговых режимов доходов и расходов с учетом использования налогоплательщиком в своих расчетах средств счета цифрового рубля. Аналогичное уточнение вводится и в отношении даты признания доходов при исчислении налога на профессиональный доход ("налога для самозанятых") и налога при применении автоматизированной УСН (так как применение соответствующих налоговых режимов на сегодня регулируется не НК РФ, а принятыми в рамках "проведения экспериментов" отдельных федеральных законов, то данные изменения вносятся именно в эти законы).

Вступает в силу весь Закон целиком с 01.01.2025.

2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 611-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 105.26 части первой и часть вторую НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой НК РФ".

Как уже было указано выше, данный закон предусматривает несколько не связанных какой-то общей темой изменений, которые вносятся в НК РФ и ранее принятые законы о внесении изменений в НК РФ.

Изменения первой части НК РФ:

А. Особые полномочия Правительства РФ в части регулирования налоговых правоотношений (статья 4 НК РФ) продлены на 2024 год.

При этом:

- в дополнение к ранее предусмотренным в пункте 3 этой статьи указанным "особым полномочиям" Правительства РФ введено право устанавливать "особенности взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя";

- особые полномочия Правительства РФ в отношении вновь присоединенных территорий на 2024 год существенно сокращены. Из всех ранее имевшихся у Правительства РФ в части регулирования налоговых правоотношений в новых регионах прав с 01.01.2024 и по 31.12.2024 останется исключительно право издавать нормативные правовые акты, предусматривающие особенности неприменения ответственности в 2024 году к лицам, состоящим на учете в налоговых органах по месту нахождения (месту жительства) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.

Б. Вновь откорректирована норма о категориях налогоплательщиков, для которых при принятии решения о проведении в отношении них налогового мониторинга, не обязательно выполнений условий, установленных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ (о совокупной сумме уплаченных налогов, величине доходов стоимости активов по данным годовой бухгалтерской отчетности).

Согласно Закону к лицам, кто такие условия вправе не соблюдать для принятия решения налоговым органом о применении в отношении них налогового мониторинга, отнесены:

- участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений, участники промышленных кластеров и резиденты особой экономической зоны (для этой категории лиц такая возможность была введена в статью 105.26 НК РФ уже ранее, представленные далее в списке категории налогоплательщиков упоминаются в тексте впервые);

- организации, получившие статус резидента территории опережающего развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации",

- организации, получившие статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток";

- организации, получившие статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации";

- организации, в отношении которых проводится налоговый мониторинг. Т.е. для тех организаций, которые ранее уже перешли в налоговый мониторинг для продолжения его применения нет необходимости в последующем подтверждать соблюдение указанных выше "финансовых" условий показателей своей деятельности.

Изменения второй части НК РФ.

А. Изменения главы 21 НК РФ "НДС".

В главе 21 НК РФ:

1) расширен перечень операций, не облагаемых НДС (статья 149 НК РФ) за счет указания на реализацию:

- услуг, оказываемых оператором автоматизированной информационной системы страхования по представлению содержащейся в этой системе информации в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" (новый абзац подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, вступает в силу с 01.10.2024);

- рекламных услуг, реализуемых организаторами Международного мультиспортивного турнира "Игры будущего" в 2024 году в городе Казани спонсорам указанного спортивного соревнования в связи с его организацией и проведением (новый подпункт 32.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, его действие распространено на отношения, возникшие в связи с организацией и проведением указанного турнира с 20.09.2022 и будут применяться по 31.12.2024 включительно).

2) в пункте 2 статьи 164 НК РФ введен новый вид товаров, облагаемых НДС по ставке 10% - обработанные протравителями (протравленных) семена подсолнечника и кукурузы (отдельная группа товаров, облагаемых по ставке 10%, не относящаяся к продовольственным). Действие данного изменения (т.е. фактически правило о применении ставки НДС не 20%, а 10%) распространено на операции по реализации обработанных протравителями (протравленных) семян подсолнечника и кукурузы, осуществленные с 01.01.2020 (мы даже не представляем, как практически можно будет применить это изменение, в том числе учитывая, что с момента уплаты НДС за налоговые периоды 2020-го года уже прошло более 3-х лет). Применяться это изменение будет по 31.12.2029;

3) в статье 176.1 НК РФ из перечня лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения НДС исключены резиденты территории опережающего развития и резиденты свободного порта Владивосток. Сами такие резиденты не теряют право на применение заявительного порядка возмещения, для них просто исключены подпункты 3 и 4 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ, в которых для таких лиц были установлены особые условия подтверждения право на применение заявительного порядка возмещения - например, представление не банковской гарантии, а особых видов поручительств.

Предусмотренные Законом № 611-ФЗ изменения Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой НК РФ" (этот закон отдельно упомянут в названии Закона № 611-ФЗ, как нормативный акт, куда вносятся изменения помимо НК РФ) как раз связаны именно с указанными выше правками статьи 176.1 НК РФ и исключением из неё особых правил применения заявительного порядка возмещения для резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.Для данных изменений Закон № 611-ФЗ предусмотрел порядок вступления в силу, по которому следует, что они начнут применяться с 01.04.2024.

Б. Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ".

Б.1. Изменения порядка формирования 6-НДФЛ по итогам отчетных кварталов в течение года.

Одно из самых значимых изменений, предусмотренных данным Законом и влияющим на абсолютное большинство налогоплательщиков, является корректировка пункта 2 статьи 230 НК РФ о порядке представления налоговыми агентами формы 6-НДФЛ.Ранее, Федеральным законом от 27.11.2024 № 539-ФЗ с 01.01.2024 были изменены сроки уплаты НДФЛ налоговыми агентами, в результате чего уходит "деление" каждого календарного месяца года (кроме декабря) на 2 части, выплаты по одной из которых (с 23 по последнее число месяца) фактически признавались для целей НДФЛ выплатами следующего периода.При этом, как мы ранее указывали, по какой-то причине Закон № 539-ФЗ не изменил порядок формирования налоговыми агентами отчетов по форе 6-НДФЛ, сохранив в них указанное выше "деление".Рассматриваемый Закон это исправляет и вводит эти изменения в действие с 01.01.2024.

 

Пункт 2 статьи 230 НК РФ (редакция 2023 года) Пункт 2 статьи 230 НК РФ с 2024 года в редакции Закона № 611-ФЗ
расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев:

- не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом,

за год:

- не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В расчете подлежат отражению за первый квартал удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 июня включительно, за девять месяцев - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 сентября включительно.

расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев:
- не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом,
за год:
- не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Никаких указаний на то, что какие-то дни отчетного периода в отчет по нему не включаются (включаются в отчет следующего периода) нет. Это означает, что в отчеты должны будут включаться выплаты за весь период 1-го квартала, полугодие, 9 месяцев целиком, без переноса выплат за последнюю неделю каждого из этих периодов, на следующий.

Б.2. Новые виды освобождаемых от НДФЛ доходов (статья 217 НК РФ).

1) Виды освобождаемых в соответствии с пунктом 20 статьи 217 НК РФ призов в денежной и (или) натуральной формах, полученных спортсменами за призовые места на спортивных соревнованиях, дополнены призами за призовые места в Международном мультиспортивном турнире "Игры будущего" в 2024 году в городе Казани от организаторов указанного спортивного соревнования и (или) на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов.Связанным с этим же спортивным мероприятием является освобождение, вводимое новым пунктом 74.1 статьи 217 НК РФ, освобождающим от НДФЛ доходы в натуральной форме в виде оплаты стоимости питания, проезда, проживания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, форменной одежды, полученные спортсменами, тренерами, спортивными судьями в связи с организацией и проведением указанного выше турнира в Казани.Действие указанных изменений (освобождений) распространено на отношения, возникшие в связи с организацией и проведением указанного выше турнира с 20.09.2022 и будут применяться по 31.12.2024 включительно;

2) Введенное Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ освобождение от НДФЛ для полученных в 2022 и в 2023 году доходов в виде имущества (кроме денежных средств) или имущественных прав от иностранной компании, в отношении которой налогоплательщик по состоянию на 31.12.2021 являлся учредителем или контролирующим лицом (пункт 60.2 статьи 217 НК РФ) изменено таким образом, чтобы освобождение применялось, в том числе если указанное выше оформление в собственность имущества или имущественных прав (независимо от его формы) было осуществлено в 2022 или 2023 годах не только на самого налогоплательщика (учредителя или контролирующего иностранную организацию лица), но и на его родственников - супруга (супругу), родителей, детей, дедушку, бабушку, внуков, полнородных или неполнородных (имеющими общих отца или мать) братьев, сестер.Действие указанного изменения распространено на доходы, выплаченные начиная с 05.03.2022.Все прочие условия этого освобождения (необходимость подачи в налоговый орган заявления об освобождении указанных доходов вместе с налоговой декларацией и то, что оформляемое в собственность имущество (имущественные права) должны были быть в собственности передающей их иностранной организации по состоянию на 01.03.2022) сохранены без изменений.

2.3. Уточнение правил об отсутствии налоговой базы по НДФЛ по операциям обмена в отношении "замещающих облигаций" (обмен еврооблигаций на российские облигации, пункт 13 статьи 214.1 НК РФ).

Закон № 611-ФЗ уточнил, что для отсутствия возникновения налоговой базы по НДФЛ при указанном выше "обмене" условие о том, что замещаемые еврооблигации должны были принадлежать налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве на 01.03.2022, также считается выполненным, если по состоянию на 01.03.2022 такие еврооблигации принадлежали контролируемой иностранной компании, контролирующим лицом которой является налогоплательщик.Действие данного изменения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

В. Изменения главы 25.3 НК РФ "Государственная пошлина".

Внесенные Законом № 611-ФЗ в главу 25.3 НК РФ носят "частный характер", так как касаются определения размеров госпошлины для конкретных лиц и (или) за совершение каких-то конкретных действий. Например, установлен специальный размер госпошлины за регистрацию прав, ограничений прав, обременений на недвижимое имущество для религиозных организаций одного вероисповедания, являющихся сторонами заключенного между ними договора пожертвования недвижимого имущества религиозного назначения. Также определены размеры госпошлины за различные действия в отношении музейных ценностей (музыкальных инструментов, относящихся к таким ценностям). Подробно данные нормы нами не рассматриваются.

3. Федеральный закон от 19.12.2023 № 612-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ".

Закон № 612-ФЗ корректирует правила определения налоговой базы по НДС организациями, приобретающими автомобили и мотоциклы для последующей перепродажи.

Напомним, что согласно пункту 5.1 статьи 154 НК РФ при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством РФ, автомобилей и мотоциклов налоговая база определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения указанных техники, автомобилей и мотоциклов (межценовая разница).

Закон № 612-ФЗ вводит следующее уточнения (дополнительные правила) в отношении таких операций:

1) Установлено, что при реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, правило об определении налоговой базы по НДС в виде межценовой разницы применяются только в случае, если такие физические лица являются собственниками указанных транспортных средств и на них были зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ указанные транспортные средства;

2) В то же время вводится новый пункт 5.2 статьи 154 НК РФ, который позволит при перепродаже автомобилей и мотоциклов определять налоговую базу по НДС не только когда они ранее были приобретены напрямую у физических лиц, на которых эти автомобили или мотоциклы были зарегистрированы. Установлено, что при реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных налогоплательщиком для перепродажи (кроме тех, что подпадают под правила указанного выше пункта 5.1 статьи 154 НК РФ, т.е. приобретенных напрямую у их собственников - физических лиц), налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения соответствующего транспортного средства с учетом НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

- на дату приобретения налогоплательщиком автомобиля и (или) мотоцикла их продавец применяет общий режим налогообложения;

- последним собственником автомобиля или мотоцикла, на которого было зарегистрировано в соответствии с законодательством РФ реализуемое налогоплательщиком транспортное средство, являлось физическое лицо;

- при приобретении автомобиля и (или) мотоцикла налогоплательщиком получен от продавца счет-фактура с суммой налога в размере "межценовой разницы".

В результате указанных изменений одним из последствий будет то, что при перепродаже приобретаемых у физических лиц автомобилей и мотоциклов налоговую базу по НДС нельзя будет определять в виде межценовой разницы, если указанные физические лица не зарегистрировали на себя продаваемые ими транспортные средства в соответствии с законодательством РФ.

Какие еще особенности в связи с введением этого правила вводит в главу 21 НК РФ Закон № 612-ФЗ:

1) В случае приобретения автомобилей или мотоциклов, по которым налогоплательщик при последующей продаже применит новый пункт 5.2 статьи 154 НК РФ и исчислит налоговую базу в соответствии с ним в виде межценовой разницы, предъявляемый ему продавцом НДС нельзя будет принять к налоговому вычету, его сумму надо будет учесть в стоимости соответствующих автомобилей и мотоциклов (изменения пункта 2 статьи 170 НК РФ и подпункта 2 пункта 2 статьи 171 НК РФ).

2) В пункте 4 статьи 164 НК РФ Закон № 612-ФЗ уточнил, что при реализации мотоциклов, для которых налоговая база определяется в виде "межценовой разницы" согласно пункту 5.1 статьи 154 НК РФ, исчисление НДС производится по расчетной ставке (20/120) - до этого по какой-то причине в этом пункте были упомянуты только бытовая техника и автомобили, но не мотоциклы (обратную силу данной корректировке Закон № 612-ФЗ не придает). При этом хотим обратить внимание, что аналогичного указания для нового пункта 5.2 статьи 154 НК РФ (реализация автомобилей и мотоциклов, приобретенных не у физических лиц, но по которым налоговая база также определяется в виде межценовой разницы) Закон № 612-ФЗ не сделал. Т.е. к такой налоговой базе надо будет применить не расчетную ставку НДС 20/120, а ставку 20%, фактически "начислив" уплачиваемый в бюджет НДС "сверху" к торговой наценке от операции по продаже.

Закон № 612-ФЗ вступает в силу по истечении 1-го месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, т.е. фактически с 01.04.2024. И при этом его положения будут применяться к операциям по реализации автомобилей и мотоциклов, осуществляемым начиная с этой даты, т.е. с 01.04.2024.

4. Федеральный закон от 19.12.2023 № 595-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Закон № 595-ФЗ - самый большой по своему объему из рассмотренных выше, но при этом он затрагивает "не очень большую" по своему количественному составу группу налогоплательщиков:

1) резидентов так называемых "русских офшоров" (резидентов специальных административных районов - международных холдинговых компаний);

2) контролирующих иностранные компании лиц и правила налогообложения прибыли (доходов) контролируемых ими иностранных компаний (КИК);

3) владельцев акций (долей в уставном капитале) экономически значимых организаций, полученных налогоплательщиком, косвенно владеющим акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, принадлежащими иностранной холдинговой компании, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.08.2023 № 470-ФЗ "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями".

Далее нами кратко рассмотрены основные предусмотренные Законом № 595-ФЗ для названных групп лиц изменения.

При этом нами отдельно выделено изменение, которое теоретически может затронуть и иных, чем упомянуты выше, лиц, а именно:

- российских организаций, выплачивающих дивиденды иностранным организациям, владеющим в течение не менее 1 года более 50% уставного капитала компании (и в связи с этим рассматривающих вопрос о применении к таким дивидендам при их выплате ставки налога на прибыль в размере 0%);

- российских организаций, безвозмездно получающих имущество (имущественные права) от иностранной организации, являющейся материнской или дочерней компанией для такой российской организации (в связи с вопросом о применении освобождения по налогу на прибыль для доходов от указанного безвозмездного получения).

Изменение касается соблюдения одного из условий НК РФ о том, что указанные выше иностранные организации не должны быть резидентами так называемых "чёрных офшоров", а именно того, как определяется перечень таких стран (территорий). Подробнее об этом см. далее подраздел, посвященный изменениям, предусмотренным Законом № 595-ФЗ для правил налогообложения КИК.

А. Изменения для международных холдинговых компаний.

Среди предусмотренных Законом № 595-ФЗ для таких налогоплательщиков изменений можно выделить следующие:

- одно из основных условий для отнесения налогоплательщика к "международной холдинговой компании" в смысле НК РФ - дата регистрации в РФ в порядке редомициляции иностранной организации (т.е. "переход" иностранной компании из зарубежной юрисдикции в РФ) изменена с даты "до 01.03.2022", на новую дату - "до 31.12.2023";

- изменено условие о возможности мэру Москвы, губернатору Санкт-Петербурга или Севастополя направить свои возражения относительно приобретения перерегистрировавшейся из-за рубежа в Москву, Санкт-Петербург или Севастополь иностранной компании статуса "международной холдинговой компании": ранее для всех субъектов РФ такое возражение было возможно в случае, если доля поступлений от уплаты организацией налога на прибыль в общей сумме доходов от поступления налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ составляет более 1% хотя бы в одном из 3-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором изменено место нахождения организации на территорию специального административного района ("русский офшор"). Величина 1% для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя Законом № 595-ФЗ снижена до значения 0,1%;

- до 31.12.2027 продлено положение о том, что условие об обязательном наличии минимум 50 кв. метров офисной площади непосредственно на территории "русских офшоров" (остров Октябрьский в Калининграде и остров Русский в Приморском крае) может считаться выполненным международной холдинговой компанией, если у неё будут в собственности указанные площади не обязательно строго на территориях самих "офшорных зон", а с учетом территории города Владивостока или города Калининграда, внутри которых "русские офшоры" фактически расположены (это послабление ранее предполагалось, что будет действовать только до 31.12.2025);

- установлены особенности освобождения от ответственности за непредставление предусмотренных НК РФ уведомлений о КИК для случаев, когда такая КИК в порядке редомициляции была зарегистрирована в РФ в качестве международной компании и именно как "иностранная организация" фактически признана прекратившей свою деятельность (новый пункт 13 статьи 25.14 НК РФ);

- освобождены от НДС операции по передаче международными холдинговыми компаниями субъекту РФ либо муниципальному образованию результатов работ и (или) имущества в соответствии с абзацами вторым - четвертым пункта 4 статьи 284.10 НК РФ (новый подпункт 40 пункта 3 статьи 149 НК РФ, фактически речь идет о выполнении международными холдинговыми компаниями условий о необходимых инвестициях для подтверждения права на применение предусмотренных в главе 25 НК РФ пониженных ставок налога на прибыль для их доходов);

- введены особенности применения ставки налога на прибыль в размере 5% по прибыли международной холдинговой компании в виде процентов полученных (подпункт 5 пункта 4 статьи 284 НК РФ), а также для них же уточнены особенности применения ставки налога 0% в соответствии с положениями статьи 284.7 НК РФ и особенности применения пониженных ставок налога на прибыль в соответствии с положениями статьи 284.10 НК РФ. Для пониженных ставок, помимо прочего, появляется возможность выполнения условий об осуществлении необходимых инвестиций (300 млн. руб. в течение 3-х лет), в том числе, в форме осуществления пожертвований, назначением использования которых будет определено строительство, реконструкция и (или) перевооружение объектов социально-культурной, транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и (или) инженерной инфраструктур и получателем которых будет субъект РФ по месту нахождения международной холдинговой компании, муниципальное образование, расположенное на территории указанного субъекта РФ, либо организация, учрежденная указанным субъектом РФ в целях поддержки реализации инвестиционных проектов по соответствующим направлениям;

- с 01.01.2024 уточняются правила освобождения от налогообложения имущества международных холдинговых компаний, расположенного за пределами РФ и используемого в связи с участием таких компаний в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и выполнением иных подобных работ в рамках соглашений о разделе продукции, концессионных соглашений, лицензионных соглашений или иных соглашений (контрактов) на условиях риска.

Б. Изменения для КИК.

Среди предусмотренных Законом № 595-ФЗ изменений для правил налогообложения прибыли КИК выделим следующие:

- появились условия применения правил определения подлежащей налогообложению прибыли КИК с учетом возможности учесть определенные расходы (использование прибыли) такой КИК в ситуациях, когда установленные в НК РФ условия для указанной возможности КИК становится неспособна выполнить из-за введенных "санкций" (мер ограничительного характера, заключающихся в лишении налогоплательщика прав на прибыль (доходы) и имущество контролируемой иностранной компании и, в том числе, возможно приведшие к необходимости ликвидации такой КИК) (новая редакция пункта 1.3 статьи 25.14 НК РФ);

- уточнено условие, предусматривающее освобождение от налогообложения КИК или право на определение величины самой прибыли КИК с учетов осуществленных КИК расходов в виде распределения своей прибыли, если сама КИК не является резидентом так называемых "черных офшоров". До сих пор в соответствующих положениях первой части НК РФ речь шла о том, что КИК не должна быть включена в "перечень государств (территорий), утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ". Закон № 595-ФЗ изменил указание на этот перечень, как на "утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)".

Обращаем внимание на следующее:

1) идентичное изменение (в части перечня стран - "черных офшоров") внесено Законом № 595-ФЗ не только для правил, касающихся налогообложения прибыли КИК, но и в подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ - освобождение от налога на прибыль доходов в результате безвозмездной передачи имущества, имущественных прав, когда передающая (получающая) сторона владеют не менее 50% уставного капитала получающей (передающей) стороны. Данное освобождение, в том числе касается операций по безвозмездной передаче от иностранных компаний, но при условии, что такие иностранные компании не являются резидентами "черных офшоров";

2) Закон № 595-ФЗ (статья 4) установил специальное правило определения указанного выше перечня стран для всех названных целей (и для налогообложения прибыли КИК, и для указанного выше освобождения по подпункту 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ, и даже для тех самых подпунктов 1 и 1.1 пункта 3 статьи 284 НК РФ (ставка 0% для доходов в виде дивидендов, в том числе для доходов в виде дивидендов международных холдинговых компаний), на указанный в которых перечень "черных офшоров" Минфина РФ до сих пор ссылались все упомянутые выше нормы НК РФ. Правило гласит, что в 2024 - 2026 гг. для всех названных целей Минфин РФ должен утвердить "специальный перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". В чём именно будет заключаться его специальность, пока не очень понятно.

В. Изменения для владельцев акций (долей в уставном капитале) экономически значимых организаций, полученных налогоплательщиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.08.2023 № 470-ФЗ "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями".

Закон № 595-ФЗ для указанных выше акций (долей) вводит в главы 23 НК РФ "НДФЛ" и 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" положения об особенностях налогового учета доходов при получении указанных акций (долей) в собственность, определения величины расходов на их приобретение, в том числе для целей налогового учета при последующей реализации, а также особенности определения продолжительности срока владения такими акциями (долями) (что также может влиять на применимые правила налогообложения для доходов физических лиц от их реализации). В настоящем обзоре подробно мы соответствующие положения в силу их специфики не рассматриваем.

Исп.  Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено