О Законе СПб от 23.11.2023 № 696-142 (налоговые правки по налогам на имущество, земельному налогу, УСН и ПСН в СПб)

Информируем Вас об основных положениях Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2023 № 696-142 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах" (официально опубликован на портале http://www.gov.spb.ru 24.11.2023, далее также - Закон СПб № 696-142), который затрагивает вопросы налогообложения на территории Санкт-Петербурга применительно к следующим налогам (налоговым режимам):

- налог на имущество организаций;

- земельный налог;

- налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);

- патентная система налогообложения (ПСН);

- налог на имущество физических лиц.

1. Изменения, касающиеся налога на имущество организаций в Санкт-Петербурге.

Закон СПб № 696-142 вносит затрагивающие налог на имущество организаций изменения в Законы Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 "О налоге на имущество организаций" и от 28.06.1995 № 81-11 "О налоговых льготах".

При этом, в Законе СПб "О налоге на имущество организаций":

1) расширяется перечень видов объектов, по которым налоговая база для целей налога на имущество организаций в Санкт-Петербурге определяется как их кадастровая стоимость.

С 01.01.2024 в указанный перечень дополнительно включаются жилые строения, многоквартирные дома и наемные дома. В части включения в этот перечень указания на многоквартирные и наемные дома данные изменения полностью соответствуют правкам главы 30 НК РФ, предусмотренным Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ, которые также вступают в силу с 01.01.2024. Жилые строения до сих пор не упоминались в Законе СПб, как объекты, по которым налог на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, хотя статья 378.2 НК РФ позволяла сделать это уже давно (в Законе СПб из данной категории объектов до сих пор были указаны только жилые помещения). Все названные виды объектов относятся к тем, по которым уплата налога на имущество исходя из кадастровой стоимости не связана с порядком бухгалтерского учета соответствующих объектов исключительно в составе основных средств и не требует включения самих объектов в какие-либо специальные перечни;

2) на 1 год, до 2025 года, отложен переход на исчисление налога на имущество по кадастровой стоимости для административно-деловых, торговых центров (комплексов) и помещения в них, а также для нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для перечисленных целей, при условии, что площадь таких объектов превышает 500 кв.м.

Изначально предполагалось, что указанный переход состоится уже с 01.01.2024. Однако Закон СПб № 696-142 сохраняет на 2024 год условие о необходимости превышения площади указанных выше объектов величины 1'000 кв.м. - только в этом случае они переводятся на уплату налога исходя из их кадастровой стоимости (дополнительно напомним, что для этих объектов необходимо включение в утверждаемый ежегодно в Санкт-Петербурге перечень объектов, налоговая база по которым для целей налога на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость);

3) на 2024 год оставлена без изменения налоговая ставка по налогу на имущество для объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости.

Закон СПб № 696-142 отменил предполагавшееся ранее увеличение с 01.01.2024 налоговой ставки по налогу на имущество организаций с 1,5 до 2,0% по объектам российских организаций, по которым налог исчисляется по кадастровой стоимости. С учетом внесенных изменений в 2024 году в Санкт-Петербурге останется неизменной налоговая ставка для всех объектов, по которым налог исчисляется на основе кадастровой стоимости:

- 1,5% для всех облагаемых в Санкт-Петербурге исходя из кадастровой стоимости объектов кроме объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих в РФ предпринимательской деятельности и не имеющих в РФ постоянного представительства;

- 2% по объектам указанных выше иностранных организаций.

Каким будет размер названной выше налоговой ставки по объектам российских организаций в 2025 году и в последующих периодах пока однозначно неизвестно - Закон СПб № 696-142 отменил те положения Закона СПб о налоге на имущество организаций, которые до сих пор однозначно определяли это. С учетом внесенных изменений получается, что для российских организаций ставка налога на имущество при исчислении налога по кадастровой стоимости определена только по 2024 год включительно. То, что никакая отдельная ставка на периоды после 01.01.2025 не установлена, по нашему мнению, означает, что с 01.01.2025 должна будет применяться федеральная налоговая ставка, т.е. 2%.

В отношении вносимых Законом СПб № 696-142 изменений, касающихся размера налоговой ставки, можно также отметить введение с 01.01.2024 на территории Санкт-Петербурга специального размера налоговой ставки по налогу на имущество для личных фондов. Установлено, что ставка в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, которые принадлежат личному фонду на праве собственности и налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., устанавливается в размере 0,3%. На самом деле в данном случае в Закон Санкт-Петербурга введено правило, которое дословно цитирует соответствующее положение из главы 30 НК РФ (вводится в неё с 01.012024 Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ). Субъект РФ по указанным выше объектам мог бы установить более низкий размер налоговой ставки, чем 0,3% кадастровой стоимости. Но в Санкт-Петербурге пока принято решение остановиться на максимально возможной из допустимых величин налоговой ставки (и в этом плане можно указать, что соответствующие правила налогообложения имущества личных фондов с 01.01.2024 в любом случае должны были начать применяться, даже если бы указанные изменения не были бы внесены в Закон Санкт-Петербурга о налоге на имущество организаций).

В Законе СПб "О налоговых льготах":

1) В связи с переносом на 2025 год уменьшения с 1'000 до 500 кв.м. площади указанных выше административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и нежилых помещений, по которым налог на имущество должен исчисляться по кадастровой стоимости, также до 2025 года отложена возможность применения налоговой льготы по ним для субъектов малого и среднего предпринимательства - владельцев таких объектов.

В качестве компенсации потерь в связи с переходом на уплату налога на имущество с кадастровой стоимости указанных выше объектов площадью от 500 до 1'000 кв. м. для субъектов малого и среднего предпринимательства - владельцев таких объектов ранее пунктом 2.1 статьи 11-1 Закона СПб "О налоговых льготах" было предусмотрено право (при соблюдении всех указанных в этом пункте условий) на уменьшение суммы исчисленного по таким объектам налога в первый год после начала применения нового порядка исчисления налога на 50%, во второй год - на 25%. При этом под "первым годом" изначально понимался 2024-й год, так как именно с него предполагалось, что снизится размер площади переводимых на уплату налога на имущество по кадастровой стоимости соответствующих объектов до размера "от 500 кв.м.". Но теперь таким "первым" годом Закон СПб № 696-142 называет 2025-й год, а вторым - 2026-й год. Все остальные условия применения льготы по пункту 2.1 статьи 11-1 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" оставлены без изменения;

2) Введена новая налоговая льгота в целях компенсации в 2024 году увеличения налоговой нагрузки по налогу на имущество из-за роста размеров кадастровой стоимости имущества, подлежащей применению с 01.01.2024.

Закон СПб № 696-142 вводит новый пункт 2-5 в статью 11-1 Закона СПб "О налоговых льготах", который направлен на снижение роста налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций из-за увеличения в Санкт-Петербурге размеров кадастровой стоимости, принимаемой для целей налогообложения с 01.01.2024.

В чем заключается вводимая льгота и каковы её условия (должны выполняться одновременно):

- применение льготы рассчитано только на 2024 год;

- льгота применима в отношении тех объектов, по которым налог исчисляется исходя из их кадастровой стоимости и при условии, что применимая для целей налогообложения кадастровая стоимость таких объектов с 01.01.2024 превышает такую же стоимость, которая была определена для применения с 01.01.2023 за исключением случаев, если кадастровая стоимость объектов увеличилась вследствие изменения их характеристик. При этом вариант, когда рост кадастровой стоимости одновременно связан и с увеличением рыночных расценок, и с изменением характеристик объекта, не рассматривается. Из-за этого получается, что даже малейшее изменение характеристик объекта, имевшее место с момента установления кадастровой стоимости на 2023 год по дату определения результатов кадастровой оценки на 2024 год (утверждены приказом КИО СПб от 09.11.2023 № 199-п) может исключить возможность по соответствующему объекту применить новую льготу;

- льгота применима, если в 2023 году по соответствующим объектам налог уплачивался налогоплательщиком также исходя из его кадастровой стоимости (т.е., например, если объект впервые с 2024 года включен в перечень объектов на территории Санкт-Петербурга, по которым налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости, применение новой льготы по нему будет невозможно, даже если кадастровая стоимость такого объекта в 2024 году будет выше, чем в 2023 году);

- льгота применима, если сумма налога на имущество, рассчитанная с применением новой кадастровой стоимости, увеличивается по сравнению с той же суммой налога, но рассчитанной с применением прежней кадастровой стоимости, на 20% или более;

- льгота не может применяться одновременно с льготой, предусмотренной в подпункте 1 пункта 2-1 статьи 11-1 Закона СПб "О налоговых льготах" (льгота для субъектов малого и среднего предпринимательства в виде снижения суммы налога на имущество, исчисленного в 2024 году в отношении гаражей, машино-мест и объектов незавершенного строительства, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, на 25% от разницы, на которую по таким объектам налог в 2024 году вырос по сравнению с 2021 годом). При наличии права на обе льготы налогоплательщик самостоятельно выбирает одну из них;

- сама льгота представляет собой уменьшение суммы исчисленного по новой кадастровой стоимости налога на величину, определяемую по установленной в новом пункте 2-5 статьи 11-1 Закона СПб "О налоговых льготах" формуле. Эта формула (мы не приводим её в данном сообщении) фактически приводит к тому, что с учетом её применения рост суммы налога по каждому конкретному объекту (по которому соблюдаются все указанные выше условия) в 2024 году не должен превысить 20% по сравнению с суммой налога по тем же объектам, исчисленной за 2023 год;

- для применения данной льготы не требуется соблюдение общих требований применения налоговых льгот по Закону СПб "О налоговых льготах", в том числе требований о размере среднемесячной заработной платы не ниже 3-кратного МРОТ, установленного в Санкт-Петербурге, об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей в суммарном объеме более 10% от суммы заявленной налоговой льготы, об отсутствии информации о проведении процедур реорганизации, ликвидации или банкротства, об отсутствии информации о налогоплательщике в публичном реестре должников.

2. Изменения, касающиеся земельного налога в Санкт-Петербурге.

Также, как и по налогу на имущество организаций, изменения по земельному налогу Законом СПб № 696-142 внесены сразу в 2 законодательных акта - в Закон Санкт-Петербурга от 14.11.2012 № 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" и в уже упоминавшийся выше Закон СПб "О налоговых льготах".

Изменения, внесенные в Закон "О земельном налоге в Санкт-Петербурге", на наш взгляд, полностью обусловлены ранее внесенными Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ изменениями в НК РФ уточнившими применение пониженной ставки земельного налога (в Санкт-Петербурге - 0,05% кадастровой стоимости) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и(или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и(или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

В Законе СПб "О налоговых льготах" с 01.01.2024 изменяется общее условие применения налоговых льгот по земельному налогу, установленных в Санкт-Петербурге. До сих пор такое условие определяло, что для применения указанных льгот не только сам "льготируемый" земельный участок, но и любые расположенные на нем объекты недвижимого имущества (или только они) не должны быть переданы в аренду (пользование). Закон СПб № 696-142 оставляет в качестве требования только то, что непосредственно земельный участок не должен быть передан в аренду (упоминание о расположенных на нём объектах из этого правила исключено).

3. Изменения, затрагивающие специальные налоговые режимы на территории Санкт-Петербурга (УСН и ПСН).

Предусмотренные Законом СПб № 696-142 изменения в отношении действующих на территории Санкт-Петербурга специальных налоговых режимов предполагают следующее:

1) в отношении УСН: уточнено, что ставка налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в размере 0% может применяться впервые зарегистрированными после 01.01.2016 индивидуальными предпринимателями (ИП), осуществляющими деятельность в области производства лекарственных средств и материалов, применяемых не только в медицинских целях (как было указано до сих пор), но и в области ветеринарии. Судя по дате введения в действие данной правки (она вступила в силу с 25.11.2023) речь идет о технической корректировке наименования соответствующего вида деятельности в соответствии с ОКВЭД. Иначе не очень ясно, как можно данное изменение начать применять для целей УСН в течение налогового периода с середины квартала;

2) в отношении ПСН: предусмотренные Законом СПб № 696-142 изменения, на наш взгляд, обусловлены правками, ранее внесенными Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ в главу 26.5 НК РФ и предусматривающими право субъектов РФ осуществлять ежегодную индексацию размеров потенциально возможного к получению ИП на ПСН годового дохода на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. В Санкт-Петербурге с учетом положений Закона № 696-142 указанный коэффициент-дефлятор начнет применяться с 01.01.2024 (его величина согласно приказу Минэкономразвития России от 23.10.2023 № 730 на 2024 год составляет 1,058).

До этого Закон Санкт-Петербурга от 16.10.2013 № 551-98 "О введении на территории Санкт-Петербурга патентной системы налогообложения" содержал указание на применение к величине базовой доходности для целей ПСН "корректирующего коэффициента", размер которого на очередной календарный год должен был определяться отдельным законом Санкт-Петербурга (фактически таких законов, насколько нам известно, не принималось).

4. Налог на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге.

В отношении данного налога Закон СПб № 696-142 предусмотрел изменения, вносимые непосредственно в Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге", а также в уже упоминаемый выше Закон СПб "О налоговых льготах".

В целом такие изменения, на наш взгляд, синхронизируют правила налогообложения имущества (в части размера налоговой ставки и возможных к применению уменьшений сумм исчисленного налога) для физических и юридических лиц с учетом предусмотренного Законом СПб № 696-142 переноса начала применения по ряду объектов налоговой ставки 2% вместо 1,5% с 2024 на 2025 год, снижения минимального размера площади соответствующих объектов, подпадающих под действие такой ставки, с 1'000 до 500 кв. м. (также отложено на 2025 год) и применения в связи с этим права на уменьшение исчисленной суммы налога по новым правилам на 50% в первый год после начала применения таких правил и на 25% во второй год (также отложено на 2025 и 2026 гг. соответственно).

Помимо этого, для физических лиц введена новая льгота (новая статья 11-10-5 Закона СПб "О налоговых льготах"), которая также, как и указанная выше новая льгота по налогу на имущество организаций, направлена на снижение налоговой нагрузки по налогу из-за роста подлежащей применению для целей налогообложения с 01.01.2024 кадастровой стоимости имущества. В результате применения льготы рост налоговой нагрузки для физических лиц в 2024 году также ограничен 20%. При этом для физических лиц применение этой льготы возможно не для всех объектов, а только в отношении объектов, включенных в перечень тех, уплата по которым налога на имущество организаций в Санкт-Петербурге осуществляется исходя из их кадастровой стоимости (за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах).

Исп.  Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено