Новые приказы ФНС (пояснения по имущественным налогам, расчет по страховым взносам, расчет доходов и налогов с иностранных организаций, декларация по налогу на сверхприбыль)

Информируем об утверждении новых форм документов, применяемых в налоговых правоотношениях, и о внесении изменений в ранее утвержденные формы таких документов в связи с принятием ФНС России приказов, регистрация которых в Минюсте и официальное опубликование состоялись в последние дни октября 2023 года.

В настоящем сообщении рассмотрены приказы ФНС РФ об утверждении:

- новой формы и порядка заполнения пояснений налогоплательщика-организации в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога;

- изменений формы расчета по страховым взносам;

- новой формы и порядка заполнения налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов;

- формы и порядка заполнения налоговой декларации по налогу на сверхприбыль.

Рассмотрим далее соответствующие приказы ФНС РФ подробнее.

1. Приказ ФНС РФ от 28.08.2023 № ЕД-7-21/577@ "Об утверждении формы пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, порядка ее заполнения и формата представления таких пояснений в электронной форме" (далее также - Приказ ФНС РФ № ЕД-7-21/577@).

Приказ ФНС РФ № ЕД-7-21/577@, датированный еще августом 2023 года, был зарегистрирован в Минюсте только спустя 2 месяца после своего подписания (31.10.2023), а официальная публикация этого документа на портале http://pravo.gov.ru состоялась уже 01.11.2023.

Как прямо следует из названия документа, он утверждает новую, подлежащую применению с 01.01.2024 форму пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также порядок заполнения этой формы и формат представления соответствующих пояснений в электронной форме.

Приказ ФНС РФ от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247@, которым были утверждены применявшиеся до сих пор формы таких пояснений, порядок их заполнения и формат представления в электронной форме, признаётся утратившим силу.

Формальным основанием для утверждения с 01.01.2024 нового приказа ФНС РФ стал Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ. Интересно в данном случае то, что именно он впервые вводит в пункт 6 статьи 363 НК РФ положение о том, что пояснения, представляемые организациями в налоговый орган в случае несогласия с исчисленными налоговыми органами согласно направленным ими сообщениям суммами имущественных налогов - транспортного налога, земельного налога и налога на имущество организаций по объектам, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, должны быть составлены по форме (направлены в электронном виде по формату), утвержденному ФНС РФ (т.е. формально до сих пор налогоплательщики могли представлять такие пояснения абсолютно в произвольной форме, несмотря на то, что ФНС РФ была утверждена соответствующая форма без указания на то, что она носит лишь "рекомендуемый характер"). Как и Приказ ФНС РФ № ЕД-7-21/577@, это изменение НК РФ вступает в силу с 01.01.2024.

Напомним, что налогоплательщику дается 20 рабочих дней с момента получения сообщения об исчисленных налоговым органом суммах имущественных налогов для представления своих пояснений и подачи при необходимости подтверждающих документов. Это необходимо сделать в случае несогласия с исчисленными налоговым органом суммами налогов. Учитывая сроки направления указанных сообщений и принимая во внимания дату вступления в силу новой формы пояснений, можно сделать вывод, что новые формы пояснений впервые будут применяться организациями в отношении исчисленных налоговым органом сумм имущественных налогов за 2023 год.

2. Приказ ФНС РФ от 29.09.2023 № ЕА-7-11/696@ "О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@" (далее - Приказ ФНС РФ № ЕА-7-11/696@).

Приказ ФНС России № ЕА-7-11/696@ был зарегистрирован в Минюсте РФ спустя месяц после своего подписания - 30.10.2023, опубликован на портале http://parvo.gov.ru 31.10.2023, вступает в силу по его прямому указанию по истечении 2-х месяцев после дня его официального опубликования, т.е. с 01.01.2024.

Приказ вносит изменения в форму Расчета по страховым взносам, порядок его заполнения и формат представления. Речь в основном идет об изменениях, которые связаны с ранее принятыми в 2023 году изменениями главы 34 НК РФ, применение которых теми плательщиками взносов, кого эти изменения затрагивают, предполагается возможным в течение всего 2023 года. В частности, речь идет о праве применения пониженных (специальных) тарифов страховых взносов для:

- участников промышленных кластеров;

- участников новой свободной экономической зоны, создаваемой на вновь присоединенных территориях;

- плательщиков, выплачивающих вознаграждения физическим лицам - иностранным гражданам, подлежащим в соответствии с международными договорами РФ обязательному соцстрахованию в РФ по каким-то отдельным видам обязательного страхования.

Необходимость в обновлении формы расчета по страховым взносам из-за введения для указанных выше категорий плательщиков специальных правил о применении тарифов страховых взносов возникла как только вступили в силу соответствующие правки главы 34 НК РФ (это произошло еще летом 2023 года, при этом все соответствующие изменения распространили своё действие на отношения с 01.01.2023). Но ФНС РФ не сумела оперативно принять требуемые изменения. Из-за этого ей пришлось выпустить письмо от 26.09.2023 № БС-4-11/12322@, которым были направлены рекомендуемые форма расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения и формат представления. Как было указано в этом письме, такую форму следовало начать применять со 02.10.2023 и "до утверждения в установленном порядке изменений в Приказ ФНС России". Такая рекомендация была дана всем плательщикам страховых взносов, а не только тем, кого затрагивали внесенные в главу 34 НК РФ изменения, правда ФНС РФ обратила внимание, что для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исчисляющих страховые взносы в общеустановленном порядке по единому тарифу (единым пониженным тарифам), сохранена возможность представления расчетов по страховым взносам по "прежней" форме.

Т.о. ФНС РФ попыталась решить возникшую "проблему", направив измененную форму расчета еще до её официального утверждения, как "рекомендованную для применения", с тем, чтобы её могли бы применять те, кому это необходимо для отражения в расчете новых видов пониженных (специальных) тарифов страховых взносов, но также и с указанием на то, что прочие плательщики имеют право продолжить применять форму, утвержденную действующим Приказом.

На наш взгляд, с нормативной точки зрения, только такая форма - форма, утвержденная действующим Приказом, и могла считаться единственно возможной для применения. И с учетом принятия Приказа ФНС России № ЕА-7-11/696@ она появляется только с 01.01.2024.

3. Приказ ФНС РФ от 26.09.2023 № ЕД-7-3/675@ "Об утверждении формы налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов, порядка её заполнения, а также формата представления в электронной форме" (далее - Приказ ФНС РФ № ЕД-7-3/675@).

Приказ ФНС РФ № ЕД-7-3/675@ был зарегистрирован в Минюсте спустя чуть более одного месяца после своего подписания (30.10.2023), официально опубликован на портале http://parvo.gov.ru 31.10.2023. Вступает в силу с 01.01.2024 и применяется начиная с представления налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов за налоговый период 2023 года.

Приказом утверждена новая форма, порядок заполнения и формат представления налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов. Приказ ФНС РФ от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@, утвердивший применявшуюся до сих пор форму такого расчета, признается утратившим силу.

Новая форма расчета, с одной стороны, учитывает вступившие в силу изменения НК РФ, влияющие на порядок исчисления и уплаты сумм налогов с доходов, выплачиваемых иностранным организациям (например, такие изменения затронули форма расчета в части указания на сроки перечисления удержанного налога в бюджет РФ, а также применимого курса ЦБ РФ для пересчета суммы выплаченного дохода в рубли - вместо курса ЦБ РФ на дату перечисления налога указан курс на дату выплаты дохода). Часть изменений обусловлена появлением новых видов операций (например, в новой форме расчета упоминаются выплаты иностранным эмитентам не только ценных бумаг, но и цифровых финансовых активов).

С другой стороны, часть изменений, на наш взгляд, не имеет прямой связи с какими-то изменениями НК РФ и может быть охарактеризована, как направленная на усиление контроля за выплатами в пользу нерезидентов. Например, к таким изменениям формы, на наш взгляд, можно отнести:

- раздел 3.2 расчета "Сведения о доходах и расчет суммы налога" дополнен строками 014 "Признак наличия ведомственного банковского контроля" и 016 "Номер ведомственного банковского контроля".
Как указано в Порядке заполнения расчета, по строке 014 указывается признак ведения уполномоченным банком в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И ведомости банковского контроля по соответствующему контракту (кредитному договору), на основании которого осуществлена выплата дохода иностранной организации. В случае если такой контракт (кредитный договор) поставлен на учет в уполномоченном банке, по строке 014 проставляется код "1". В случае если выплата дохода не связана с заключением внешнеторгового контракта (кредитного договора), либо такой контракт (кредитный договор) не подлежит учету в уполномоченном банке, по строке 014 проставляется код "0".
По строке 016 согласно Порядку заполнения указывается уникальный номер контракта (кредитного договора), отраженный в ведомости банковского контроля по контракту (кредитному договору), принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И, на основании которого осуществлена выплата дохода иностранной организации. В случае если выплата дохода не связана с заключением внешнеторгового контракта (кредитного договора), либо такой контракт (кредитный договор) не подлежит учету в уполномоченном банке, строка 016 не заполняется;

- в форму расчета включены новые разделы: Раздел 4 "Сведения о выплаченных иностранным организациям доходах, не подлежащих налогообложению (за исключением продажи товаров)" и Раздел 5 "Сведения о выплаченных иностранным организациям доходах, от продажи товаров, не подлежащих налогообложению".

Согласно Порядку заполнения Раздел 4 заполняется в отношении выплаченных иностранной организации в последнем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода доходов от продажи имущественных прав и иного имущества (за исключение доходов от продажи товаров), осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящих к образованию постоянного представительства в РФ предусмотренных пунктом 2 статьи 309 Кодекса, а также в отношении безвозмездно выплачиваемых доходов, освобождаемых от налога на прибыль на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ (безвозмездная передача имущества или имущественных прав между материнским и дочерним обществами). В раздел 4 не включаются премии по перестрахованию и тантьемы, а также выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок, а также доходы от погашения клиринговых сертификатов участия.
В разделе 5 отражается информация о суммах выплаченных иностранным организациям доходов (в том числе в неденежной форме) от продажи товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 2 статьи 309 НК РФ и не относящихся к доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ.

Дополнительно напомним, что с 01.01.2024 вступают в силу предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ изменения, которые затрагивают вопросы, связанные с исполнением обязанностей налоговых агентов по представлению в налоговые органы налоговых расчетов сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов (срок представления таких расчетов определен как срок представления налоговых расчетов (декларации) по налогу на прибыль, т.е. не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода).

В частности:

- согласно изменениям статьи 81 НК РФ при необходимости изменения каких-либо ранее заявленных в представленном в налоговый орган расчете, новая форма которого утверждена рассматриваемым Приказом ФНС РФ № ЕД-7-3/675@, сведений относительно какой-то одной иностранной организации - получателе дохода, уточненный расчет необходимо будет представлять с указанием в нём заново всех получателей дохода в соответствующем периоде, в том числе тех, по которым ранее поданные сведения не изменяются;

- ответственность за непредставление, в том числе несвоевременное представление, указанного расчета будет применяться в соответствии со статьей 119 НК РФ (штраф в размере 5% от неуплаченной в срок по такому расчету суммы налога за каждый полный или неполный месяц, но не более 30% от суммы налога и не менее 1 тыс. руб.);

- непредставление указанного расчета в течение 20 рабочих дней по истечении установленного срока сможет стать основанием для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогового агента.

4. Приказ ФНС РФ от 26.09.2023 № ЕД-7-3/676@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на сверхприбыль, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на сверхприбыль в электронной форме" (далее - Приказ ФНС РФ № ЕД-7-3/676@).

Приказ ФНС РФ № ЕД-7-3/676@ также, как и упомянутый выше, был зарегистрирован в Минюсте 30.10.2023, а официально опубликован на портале http://parvo.gov.ru 31.10.2023. Вступает в силу с 01.01.2024 (тогда же, напомним, вступит в силу и Федеральный закон от 04.08.2023 № 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль").

Утвержденная данным Приказом форма декларации по налогу на сверхприбыль состоит из титульного листа, раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате", раздела 2 "Расчет суммы налога" (титульный лист и разделы 1 и 2 представляются всеми налогоплательщиками налога на сверхприбыль), а также раздела 2.1 "Балансовая стоимость активов" (подлежит заполнению и включается в состав декларации только налогоплательщиками, для которых налоговая база по налогу на сверхприбыль признается равной половине прибыли за 2022 год в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 04.08.2023 № 414-ФЗ) и раздела 3 "Сведения о реорганизации" (представляется в случае имевшей место у налогоплательщика реорганизации и применения в связи с этим установленных Законом особенностей исчисления облагаемой налогом сверхприбыли).

Отдельно нам показалось интересным указание в Порядке заполнения декларации на то, что при её заполнении должны использоваться чернила черного, фиолетового или синего цвета, не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, а также не допускается двусторонняя печать декларации на бумажном носителе и скрепление листов Декларации, приводящее к порче бумажного носителя. Сами по себе соответствующие указания являются стандартными для правил заполнения любых деклараций, но именно применительно к декларации по налогу на сверхприбыль они показались нам неприменимыми на практике, принимая во внимание категорию плательщиков данного налога - на наш взгляд все они относятся к лицам, которые будут представлять такую декларацию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. И даже если кто-то из них будет представлять декларацию по налогу на сверхприбыль "на бумаге", то вряд ли при этом он будет использовать "ручной" способ (т.е. именно тот способ, при котором важны требования о цвете чернил и использовании корректирующих средств) её заполнения.

Напомним, что в общем случае согласно Федеральному закону от 04.08.2023 № 414-ФЗ облагаемая налогом "сверхприбыль" определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2018 и 2019 годы, и подлежит налогообложению только при условии, что полученная величина превышает 1 миллиард рублей. При расчете суммы подлежащего перечислению в бюджет налога на сверхприбыль (срок (с учетом переноса на первый рабочий день после выходного) истекает 29.01.2024) налогоплательщик имеет право учесть перечисленный в бюджет не позднее 30.11.2023 обеспечительный платеж (в том числе, у налогоплательщика формируется право на принятие суммы такого платежа к налоговому вычету в размере, не превышающем половину суммы исчисленного налога). Утвержденная Приказом ФНС РФ № ЕД-7-3/676@ форма декларации предполагает указание в ней информации о сумме указанного обеспечительного платежа, включая перечисление реквизитов всех платежных документов, которыми он был перечислен в бюджет.

Срок представления декларации по налогу на сверхприбыль истекает 25.01.2023.

Исп.  Леонов А.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено