Изменения валютного законодательства РФ, направленные на его либерализацию

Информируем о Федеральном законе от 06.12.2011 № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля", официально опубликованном путем размещения на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.12.2011.

В Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"  внесены следующие правки:

1) уточнено понятие "резиденты" для целей Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Установлено, что резидентами, в частности, являются граждане РФ, за исключением  граждан  РФ,  постоянно     проживающих в иностранном государстве не  менее  1  годав  том  числе   имеющих выданный  уполномоченным   государственным   органом     соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих   в иностранном государстве не менее 1 года на основании  рабочей   визы или учебной визы со сроком действия не менее 1 года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее 1 года.

Ранее было установлено, что резидентами не являются граждане РФ, признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

2) в отношении полномочий органов валютного регулирования (Центрального банка РФ и Правительства РФ) определено, что не допускается установление этими органами требования о предварительной регистрации без каких-либо исключений. Как нам представляется, правка носит во многом технический характер. Ранее исключения могли быть установлены в отношении счетов (вкладов), открываемых в банках за пределами территории РФ (эта норма утратила силу с 01.01.2007), а также в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Кроме того, по тексту всего Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" исключены положения, касающиеся предварительной регистрации.

3) статья 19 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ" Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" дополнена частями 1.1 и 1.2 следующего содержания:

"1.1.  При  осуществлении  внешнеторговой  деятельности    резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями  договоров (контрактов) максимальных  сроках  получения от нерезидентов  на  свои  счета в уполномоченных банках  иностранной  валюты  и  (или)  валюты   РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им  услуг,  передачи  им  информации  и  результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в соответствии с условиями  договоров   (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств  по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им  услуг,  передачи  им  информации  и   результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

1.2. Порядок  представления  резидентами  уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи,  и  последующего   ее отражения уполномоченными  банками  в  ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.".

Как нам представляется, внесенные правки упростят банкам как агентам валютного контроля отслеживание соблюдения сроков поступления валютной выручки, а также поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг нерезидентами в случае получения авансовых платежей от резидентов, что в свою очередь повысит риск привлечения резидентов к ответственности по частям 4, 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

 4) в новой редакции изложена статья 20 "Паспорт сделки" Закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Установлен перечень сведений, которые подлежат указанию в паспорте сделки при осуществлении внешнеторговой деятельности. Также установлено, что уполномоченные банки  передают  оформленные  паспорта сделок в электронном  виде  органам  и  агентам  валютного  контроля (в том числе Росфиннадзору) в   порядке, установленном Центральным банком РФ. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать 3 рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

 5) Внесены правки в статью 23 "Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц" Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Перечень документов, которые агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов в целях осуществления валютного контроля, дополнен документами, подтверждающими факт   постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

В текст статьи внесено важное дополнение, согласно которому одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу  валютного  контроля, агенту валютного контроля, их территориальным подразделениям, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не  распространяется  на случаи  утраты представленных  документов  вследствие  непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом  соответствующему органу валютного контроля, агенту валютного контроля, их территориальным подразделениям, представив  необходимые  документы, подтверждающие соответствующие изменения.  Для  подтверждения  фактов  у    резидентов и нерезидентов  могут  быть  истребованы  только  те  документы,  которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета  своих  хозяйственных  операций  в соответствии  с правилами бухгалтерского  учета  и  обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством   РФ.

Статья 23 Закона дополнена положением, согласно которому таможенные органы передают в электронном  виде  информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях  на товары Центральному банку РФ и уполномоченным банкам не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за датой  выпуска (условного выпуска) таможенными органами РФ товаров.

Также в статью 23 Закона внесена норма, в соответствии с которой уполномоченные  банки и государственная корпорация "Внешэкономбанк" как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом - резидентом требований статьи 19 Закона о репатриации передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского  контроля  по  состоянию на дату выявления нарушения.

И в заключение статья 23 Закона дополнена положением, согласно которому органы и агенты валютного контроля  при  осуществлении  обмена информацией в форме электронных документов наряду  с  электронной  цифровой  подписью могут использовать иные способы защиты электронных документов от подделки, позволяющие  идентифицировать  отправителя электронных документов и установить  отсутствие  искажений  в  них.

Рассмотренный Федеральный закон от 06.12.2011 № 406-ФЗ "О внесении изменений..." вступает в  силу  по  истечении  180  дней  после  дня  его  официального   опубликования, то есть с 5 июня 2012 года, за исключением нормы о передаче таможенными органами информации в электронном виде уполномоченным банкам, которая вступит в силу с 1 января 2013 года.

Также отметим, что, несмотря на то, что в названии рассмотренного закона имеется указание на упрощение процедур валютного контроля, мы не заметили существенного улучшения положения участников валютных отношений, как граждан РФ, так и российских юридических лиц. По сути, вся либерализация валютного законодательства свелась к порядку предоставления органам и агентам валютного контроля документов, касающихся осуществления валютных операций. Между тем, ухудшается положение российских граждан с точки зрения их признания резидентами Российской Федерации, а также на наш взгляд усиливается контроль над соблюдением российскими юридическими лицами требований валютного законодательства о репатриации валютной выручки.

В заключение напомним, что о правках, внесенных в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в части дифференциации ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, мы информировали Вас в рамках текущего обслуживания сообщением от 22.11.2011. 

Исп. Кобякова Е.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено