Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем о Федеральном законе от 03.12.2011 №379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон №379-ФЗ, Закон о страховых взносах).
Официальное опубликование документа состоялось на официальном портале www.pravo.gov.ru 05.12.2011.
Большинство положений Закона вступает в силу с 01.01.2012.
При этом для части изменений предусмотрено, что после вступления в силу с 01.01.2012 они распространят свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011. Но касается это только технического уточнения порядка определения лиц, являющихся участниками реализации проекта "Сколково" и имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов ПФ РФ.
Внесены изменения в статью 11 Закона №27-ФЗ, в пункте 2 которой перечислен состав сведений в рамках индивидуального персонифицированного учета, которые страхователь (работодатель) ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера) в территориальное отделение ПФ РФ.
Закон исключил из общего списка сведений следующие:
Таким образом, очевидно, что с 2012 года, когда вступят в силу соответствующие правки, должны быть внесены изменения в форму СЗВ-4-1, по которой в настоящее время страхователями подготавливаются соответствующие сведения (и включающие, в том числе и те, необходимость представления которых теперь отпадает).
2.1. Закон вводит разделение тарифа страховых взносов, уплачиваемых в ПФ РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, на 2 составляющие:
Таким образом, страховой тариф взносов в ПФ РФ вместо 2-х составляющих теперь будет фактически представлять собой 3:
В связи с указанными правками в закон введены соответствующие новые понятия:
солидарная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФ РФ денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ. Таким образом, фактически солидарная часть тарифа - это финансирование за счет начислений с выплат конкретным лицам общих обязательств ПФ РФ без привязки к конкретному лицу. На солидарную часть будут перечисляться только средства из страховой части тарифа страховых взносов;
индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ. Страховые взносы в ПФ РФ, перечисляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в полном объеме признаются взносами в виде индивидуальной части тарифа страховых вносов.
Тарифы распределения общего тарифа страхового взноса в ПФ РФ с учетом введения индивидуальной и солидарной частей указаны в новой редакции соответствующих статей Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ. Подробнее об этом указано ниже при рассмотрении новых размеров тарифов страховых взносов на 2012 год. При этом можно предположить, что указанное разделение приведет к тому, что по платежам в ПФ РФ у работодателей вместо двух платежей (как было до сих пор) с 2012 года будет 3.
2.2. Появляется новая категория застрахованных лиц, т.е. лиц, при осуществлении выплат в пользу которых по трудовым и гражданско-правовым договорам возникает необходимость исчисления и уплаты в ПФ РФ страховых взносов.
Новой категорией застрахованных лиц с учетом изменений, внесенных Законом №379-ФЗ, стали иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6-ти месяцев.
Данная категория иностранных граждан с 2012 года будет относиться к застрахованным лицам в рамках обязательного пенсионного страхования в РФ также как граждане РФ и как постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства.
Кроме этого, в отношении обложения страховыми взносами в ПФ РФ выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства в Законе об обязательном пенсионном страховании в РФ однозначно указано следующее:
С учетом данной правки Закон №379-ФЗ также внес изменения в перечень необлагаемых страховыми взносами выплат, определенный в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС".
В этой статье было указано (пункт 1 подпункт 15), что взносы не начисляются на суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ. Закон №379-ФЗ дополнил эту фразу указанием "кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования".
И, как указано выше, Закон №379-ФЗ такой случай сразу же и предусмотрел - он установил, при каких условиях временной пребывающие в РФ иностранцы могут подлежать обязательном пенсионному страхованию, а значит, на выплаты в их адрес не может распространяться освобождение от начисления страховых взносов в ПФ РФ.
Кстати, аналогичных норм, касающихся взносов в ФСС РФ и фонды ОМС, Закон №379-ФЗ не предусмотрел.
2.3. Снята неясность в вопросе о том, подлежит ли обязательному страхованию руководитель организации, одновременно являющийся единственным участником этой организации. Неясность возникала в связи с тем, что в данном случае между руководителем и организацией отсутствует трудовой или иной договор на выполнение функций руководителя (например, функций генерального директора). Из-за этого в 2010 году появились разъяснения контролирующих органов, что на заработную плату такого руководителя не должны начисляться обязательные страховые взносы (формулировки законодательства РФ относили к облагаемым взносами выплатам только выплаты на основе договорных отношений), но и выплаты из соответствующих фондов (ФСС РФ, ПФ РФ) ему не положены.
Теперь в Закон об обязательном пенсионном страховании внесено однозначное указание, что к застрахованным лицам относятся, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Абсолютно аналогичное уточнение внесено Законом №379-ФЗ также:
1) в перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установленный в Федеральном законе от 29.12.2006 №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
2) в перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, установленный Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
2.4. Изменен порядок снятия с регистрационного учета нотариусов, занимающихся частной практикой и адвокатов - вместо 14-дневного срока с момента подачи заявления о снятия с учета будет действовать 5-дневный срок со дня представления в территориальные органы ПФ РФ Минюстом РФ сведений, подтверждающих прекращение полномочий нотариуса, прекращение либо приостановление статуса адвоката.
2.5. Из текста Закона об обязательном пенсионном обеспечении в РФ исключены нормы, устанавливающие специальную ответственность страхователей (работодателей, индивидуальных предпринимателей) за непредставление в ПФ РФ сведений, предусмотренных Законом. Вместо этого дана ссылка на ответственность, предусмотренную Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС".
В результате этого с 2012 года к работодателям нельзя будет применить штраф в размере 1'000 рублей (5'000 рублей при повторном взыскании в течение года) - по Закону №212-ФЗ аналогичного состава правонарушения не предусмотрено, а схожее правонарушение - непредставление документов, необходимых для контроля за уплатой взносов, предусматривает аналогичный НК РФ штраф в размере 200 рублей за каждый документ[1].
Правда, при этом следует отметить, что в Закон №212-ФЗ Законом №379-ФЗ с 01.01.2012 вводится новый состав правонарушения и ответственность за него - нарушение срока представления плательщиком взносов сведений об открытии (закрытии) счетов в банках. Причем в данном случае штраф составит 5'000 рублей (что означает, что за аналогичное правонарушение фактически для плательщиков взносов в ПФ РФ штраф вырастет в 5 раз, к тому же появится возможность применить этот штраф сразу 2 раза - за нарушение срока сообщения об открытии (закрытии) счетов не только в ПФ РФ, но и в ФСС РФ).
2.6. В Законе уточнен перечень лиц, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в ПФ РФ (идентичные правки Закон №379-ФЗ также внес и в Закон №212-ФЗ "О страховых взносах...", о чем подробнее указано ниже):
1) переформулирован в новой редакции пункт, предоставляющий право на применение пониженных тарифов страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, в него дополнительно включены организации и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности
2) расширен перечень основных видов деятельности лиц на УСН, осуществление которых дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов:
В целом для всех плательщиков взносов на УСН, подпадающим под перечисленные в Законе виды деятельности, общий размер страхового тарифа взносов в ПФ РФ на 2012 год увеличен - до внесения Законом №379-ФЗ правок, предполагалось, что он на 2012 год останется в том же размере, что и в 2011 году, т.е. 18%. Однако Закон №379-ФЗ поднял совокупный размер страхового тарифа для данной категории плательщиков на 2012 и 2013 годы до уровня 20%. Подробнее об этом и о распределении общего тарифа между разными частями см. ниже;
3) введены новые категории плательщиков взносов, имеющие право на применение пониженных тарифов:
Размеры тарифов в ПФ РФ для указанных категории плательщиков (пониженные по сравнению с общей величиной) также введены в текст Закона об обязательном пенсионном обеспечении в РФ, но нами они подробнее будут рассмотрены ниже вместе с общей величиной ставок страховых взносов во все фонды на следующий год.
Закон №379-ФЗ внес дополнения в статью 12 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", которая устанавливает порядок исчисления страхового стажа.
Данные изменения затронут следующую категорию физических лиц:
Для них в Закон введены условия, при соблюдении которых определяется, какой период времени засчитывается им в страховой стаж для назначения пенсии:
1) если общая сумма уплаченных страховых взносов в ПФ РФ с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение одного календарного года по названным выше договорам составила не менее стоимости страхового года[2]:
2) в случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее стоимости страхового года:
Не совсем ясно, в каком порядке будет применяться данное нововведение после вступления в силу с 01.01.2012 - будет оно распространяться на доходы, полученные после 01.01.2012 или на порядок назначения пенсий исходя из страхового стажа, исчисляемого по новым правилам после 01.01.2012?
Безусловно, самая важная и самая обсуждаемая часть изменений, касающихся Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС" (далее - Закона №212-ФЗ), связана с пересмотром размеров тарифов страховых взносов на 2012 год и последующие периоды. Однако пересмотр размера тарифов не является единственным изменением Закона №212-ФЗ, предусмотренным Законом №379-ФЗ.
4.1. В очередной раз переформулирован пункт 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ, в котором установлена база для начисления страховых взносов по выплатам работодателей в пользу работников по трудовым и гражданско-правовым договорам. Предусмотренные Законом №379-ФЗ изменения затронут только авторские вознаграждения и вознаграждения по лицензионным договорам, перечень видов которых при описании налоговой базы по взносам существенно расширен.
В частности, в новой редакции появилось самостоятельное упоминание о включении в базу для начисления взносов вознаграждений, начисляемых организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, хотя, на наш взгляд, выплаты, осуществляемые названными организациями и без учета рассматриваемых правок должны были включаться в базу для начисления взносов.
Еще одно уточнение связано с исправлением технической неточности в Законе, приводящей к некорректной трактовке его положений - из старой редакции пункта 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ следовало правило о том, что при осуществлении выплат по гражданско-правовому договору в пользу физического лица - индивидуального предпринимателя не начислять страховые взносы было нельзя, если речь шла о выплатах по авторским и лицензионным договорам. В результате данной неточности вставал вопрос о возможности двойного исчисления взносов с одних и тех же сумм - получателями доходов по авторским и лицензионным договорам - индивидуальным предпринимателям, как самостоятельными плательщиками взносов, и организациями - источниками соответствующих выплат. С учетом внесенной правки из текста Закона однозначно следует, что лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, по своим доходам, полученным от предпринимательской деятельности, в том числе по авторским и лицензионным договорам, исчисляют взносы самостоятельно. У источника выплаты указанных доходов обязанности исчислить взносы нет.
4.2. Изменен порядок уплаты страховых взносов лицами, самостоятельно уплачивающими за себя страховые взносы в случае прекращения ими деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, иных лиц, осуществляющих частную практику.
Так, для индивидуальных предпринимателей указано, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности (включительно).
Кроме того, для индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой, исключено положение о необходимости представления в ПФ РФ расчета по начисленным со своих доходов страховых взносов до 1 марта года, следующего за отчетным (в новой редакции Закона этот срок сохранен только для глав крестьянских фермерских хозяйств). Исключив данный срок, законодатель для указанноц категории плательщиков взносов не ввел никакого нового самостоятельного срока представления расчета (хотя и смысл его не очень ясен, если соответствующая категория лиц уплачивает взносы не от суммы полученного дохода, а от фиксированной, заранее известной и единой для всех аналогичных плательщиков величины, соответствующей стоимости страхового года).
Более того - для органов контроля за уплатой страховых взносов (ПФ РФ и ФСС РФ) Закон №212-ФЗ ввел новую обязанность - определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов, самостоятельно уплачивающими страховые взносы (индивидуальные предприниматели и иные лица, занимающиеся частной практикой).
4.3. Внесены правки, сближающие правила налогового контроля по первой части НК РФ (с учетом последних изменений) и аналогичные правила, касающиеся уплаты страховых взносов.
Например, статья 37 Закона №212-ФЗ, посвященная правилам истребования документов при проведении проверки правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов, дополнена уточнениями о том, что требование о представлении документов может быть не только лично вручено плательщику взносов, но и направлено ему по почет или по электронным каналам связи. При этом плательщик взносов также получил возможность представлять документы не только в бумажном виде, но в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Помимо этого уточнено, что понимается под представлением документов в бумажном виде (заверенные копии), а что - в электронном виде. Порядок, форматы и условия направления документов в электронном виде должны будут определить ПФ РФ и ФСС РФ (не ясно - это должен быть единый порядок, утвержденный совместно обоими фондами, или каждый фонд для себя установит свое нормативное регулирование).
4.4. В текст Закона №212-ФЗ ведена возможность направления решения о взыскании недоимки по взносам, штрафам и пени не только лично или по почте, но и по телекоммуникационным каналам связи. Это же установлено и в отношении направления плательщику взносов:
И точно также как указано выше, Закон №379-ФЗ установил, что и в данном случае порядок, форматы и условия направления документов в электронном виде должны будут определить ПФ РФ и ФСС РФ (без уточнения, должен это быть единый документ или каждый фонд установит соответствующие правила для себя).
4.5. Уточнены нормы, касающиеся видов ответственности для плательщиков страховых взносов. При этом фактически данными уточнениями нормы Закона №212-ФЗ приближаются к аналогичным видам ответственности, предусмотренным в первой части НК РФ (с учетом последних изменений, внесенных в НК РФ).
В частности, речь о статье 46 Закона №212-ФЗ, устанавливающий размер ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. В своей редакции, действующей без учета рассматриваемого Закона №379-ФЗ, данная статья соответствовала статье 119 НК РФ, где предусмотрен штраф за непредставление налоговых деклараций. Причем данное соответствие имело место исходя из редакции статьи 119 НК РФ, действовавшей на момент принятия Закона №212-ФЗ.
Однако с сентября 2010 года в статью 119 НК РФ были внесены правки.
Теперь Законом №379-ФЗ абсолютно идентичные правки внесены и в статью 46 Закона №212-ФЗ. Тем самым с 2012 года порядок привлечения к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций и за непредставление (несвоевременное представление) расчетов по страховым взносам вновь будет идентичным.
В чем суть изменений:
Помимо этого статья 46 Закона №212-ФЗ дополнена новым пунктом 2, в котором содержатся нормы, практически полностью аналогичные положениям введенной с сентября 2010 года в первую часть НК РФ статьи 119.1.
Речь идет об установлении ответственности за несоблюдение порядка представления расчетов по взносам (в электронном или бумажном виде) - как и по НК РФ в части нарушения порядка представления налоговых деклараций размер штрафа составит 200 рублей.
Еще одним доведением размеров штрафов по Закону №212-ФЗ до уровня аналогичных штрафов по НК РФ стало увеличение с 50 до 200 рублей за каждый документ размера штрафа за непредставление документов необходимых для контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов (примерный аналог статьи 126 НК РФ, в которой названное увеличение действует уже с сентября 2010 года).
Кроме указанного Закон №379-ФЗ также дополнил Закон №212-ФЗ новым составом налоговой ответственности - нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке (новая статья 46.1 Закона №212-ФЗ). Размер штрафа и формулировки новой статьи 46.1 практически идентичны положениям статьи 118 НК РФ - нарушение плательщиком страховых взносов установленного срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5'000 рублей.
Интересным при этом является тот факт, что данного состава правонарушения до сих пор в Законе №212-ФЗ не было, хотя указанный Закон и готовился путем практически полного копирования положений первой части НК РФ.
4.6. Безусловно, самыми важными среди прочих изменений Закона №212-ФЗ, предусмотренных Законом №379-ФЗ, являются новые размеры тарифов страховых взносов, определенные на 2012 год и последующие периоды, а также изменение принципа невзимания страховых взносов с суммы выплат в пользу одного лица в течение года, превысивших предельный размер налоговой базы, определенный по правилам Закона №212-ФЗ.
Напомним, что на 2012 год новый предельный размер налоговой базы по страховым взносам составляет 512'000 рублей в течение года в пользу каждого конкретного подлежащего обязательному страхованию лица[3] (415'000 рублей в 2010 году и 463'000 рублей в 2011 году).
Этот размер в Законе №212-ФЗ (статья 8) по-прежнему именуется "предельным размером налоговой базы". Однако ранее действующее однозначное указание на то, что с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих названный предельный размер нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, дополнено указанием "если иное не предусмотрен Законом".
И такое "иное" действительно предусмотрено, о чем подробнее см. ниже.
4.6.1. Тарифы для лиц, не имеющих право на льготные размеры взносов.
Для всех плательщиков страховых взносов в связи с осуществляемыми в пользу физических лиц выплатами (т.е. в первую очередь - для всех работодателей и лиц, заключивших гражданско-правовые договоры, формирующие базу для начисления взносов), кроме тех, кто относится к закрытому перечню лиц, имеющих право по Закону №212-ФЗ на применение пониженных (льготных) тарифов страховых взносов (подробнее эти категории лиц перечислены ниже), с 2012 года вводится следующее правило:
в отношении базы в виде выплат в пользу конкретного лица в течение года сверх установленного размера предельной базы, т.е. сверх 512'000 рублей, страховые взносы продолжают начисляться в ПФ РФ по ставке 10% (взносы в ФСС РФ и ФОМС не начисляются).
Таким образом, для большинства плательщиков страховых взносов с 2012 года осуществляемые в пользу физических лиц сверх предельного размера налоговой базы в течение года выплаты больше не будут являться необлагаемыми. По таким выплатам не будут уплачиваться страховые взносы в ФОМС и в ФСС РФ, эти выплаты не будут учитываться при расчете предельных значений пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Но данные выплаты будут облагаться взносами в ПФ РФ по ставке 10% без каких-либо ограничений.
При этом, как и ожидалось, для данной категории плательщиков страховых взносов (т.е. для осуществляющих выплаты в пользу физически лиц организаций и предпринимателей, не имеющих прав на применение льготных тарифов) общий тариф страховых взносов, уплачиваемых с налоговой базы до достижения ею предельной величины (512'000 рублей), снижен (хотя и в меньшем размере, чем хотелось).
База для начисления взносов |
Тариф страхового взноса на 2012 -2013 гг. |
|||||||
ПФ РФ |
ФСС РФ |
ФОМС[4] |
Общий тариф |
|||||
было |
стало |
было |
стало |
было |
стало |
было |
стало |
|
В пределах предельном величины (512'000 руб.) |
26% |
22% |
2,9% |
2,9% |
5,1% |
5,1% |
34% |
30% |
Сверх предельной величины (512'000 руб.) |
- |
10% |
- |
- |
- |
- |
- |
10% |
Порядок распределения в 2012-2013 гг. страхового тарифа в ПФ РФ между страховой и накопительной частью (с учетом указанного выше разделения страховой части с 2012 года на 2 составляющие) представлен в следующей таблице:
База для начисления взносов в ПФ РФ |
Общий тариф взноса |
1966 г.р. и старше |
1967 г.р. и моложе |
||||||
страховая часть |
страховая часть |
накопительная часть |
|||||||
всего |
в т.ч. солидарная часть |
в т.ч. индивидуальная часть |
всего |
в т.ч. солидарная часть |
в т.ч. индивидуальная часть |
||||
В пределах предельном величины (512'000 руб.) |
22 |
22 |
6 |
16 |
16 |
6 |
10 |
6 |
|
Сверх предельной величины (512'000 руб.) |
10 |
10 |
10 |
- |
10 |
10 |
- |
- |
|
Таким образом, фактически изменение сводится к следующему:
Тем самым на сегодня можно утверждать следующее: в 2012 году[5] для большинства плательщиков страховых взносов (т.е. осуществляющих выплаты в пользу граждан выплаты организаций и предпринимателей, не имеющих права на применение льготных тарифов страховых взносов) совокупная нагрузка по страховым взносам:
Кроме того, обращаем Ваше внимание, что данное изменение внесено в Закон №212-ФЗ лишь как временная мера - указанные тарифы будут действовать лишь в 2012 и 2103 году. Таким образом, предполагается, что с 2014 года вновь вернутся в действие тарифы, указанные выше в таблице в столбцах "было" с совокупным тарифом 34% и с однозначным указанием на то, что выплаты сверх предельной величины страховыми взносами не облагаются.
4.6.2. Тарифы взносов для льготных категорий плательщиков.
Прежде всего, хочется отметить, что для всех тех категорий плательщиков страховых взносов, которые имеют право на применение льготных (пониженных) тарифов, Закон №379-ФЗ не изменил основное правило о том, что взносы по выплатам сверх предельного размера налоговой базы (в 2012 году - 512'000 рублей) не начисляются.
Тем ни менее, для плательщиков, которые по Закону №212-ФЗ имеют право на применение пониженных (льготных) тарифов страховых взносов, Закон №379-ФЗ также предусмотрел ряд правок:
1) как уже указано выше в части информации об изменениях, внесенных в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" введена новая льготная группа плательщиков страховых взносов, а именно:
Для названых выше некоммерческих организаций Закон №379-ФЗ ввел в Закон №212-ФЗ ряд условий применения пониженных тарифов страховых взносов (помимо требований о применении УСН и осуществлении деятельности в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального). Этими условиями являются следующие: по итогам года, предшествующего началу применения пониженных тарифов, и по итогам каждого отчетного периода применения льготы не менее 70% доходов (исчисляемых по данным налогового учета) должно приходиться на:
При нарушении данного требования организация теряет право на пониженные тарифы с начала того периода, в котором произошло нарушение.
Схожие условия применения льготы введены в Закон №379-ФЗ и для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги (как указано выше, еще одна новая льготная категория плательщиков взносов).
Для этой категории лиц условия следующие:
2) переформулирован в новой редакции пункт, предоставляющий право на применение пониженных тарифов страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, в него дополнительно включены организации и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;
3) расширен перечень основных видов деятельности лиц на УСН, осуществление которых дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов:
Для всех лиц на УСН, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов по Закону №212-ФЗ, с 01.01.2012 изменяется следующее правило - при потере ими права на применение пониженных тарифов (например, в связи с несоблюдением требования о том, что не менее 70% доходов должно приходиться на виды деятельности, дающие право на льготный размер тарифов взносов) с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, сумма страховых взносов подлежит перерасчету по общему тарифу и доплате в ПФ РФ и ФСС РФ, но без взимания пени (как это было установлено до сих пор).
4) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, смягчено одно из условий, соблюдение которых дает право на применение пониженного тарифа страховых взносов, а именно - условие о минимальной величине среднесписочной численности работников по данным за 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам. Если до сих пор такое минимальное значение было установлено на уровне 50 человек, то с 2012 года Законом №379-ФЗ оно снижено до уровня 30 человек.
Помимо этого уточнено, что право на льготный тариф дает основная деятельность, к которой может относиться (помимо прочего, перечисленного в Законе) не просто реализация программ для ЭВМ и баз данных, а реализация программ и баз именно собственного производства.
Также для данной категории плательщиков уточнено, в каком порядке они могут потерять право на применение пониженных тарифов страховых взносов и с какого периода это отражается на их величине;
5) для имеющих право на льготные тарифы плательщиков страховых взносов - российских организаций и предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации уточнен порядок подтверждения основного вида деятельности.
До сих пор в Законе было указано, что порядок названного подтверждения должен быть определен Правительством РФ. Однако с момента введения в текст Закона №212-ФЗ данной нормы в декабре 2010 года Правительство РФ так и не приняло соответствующий нормативный акт.
Закон №379-ФЗ установил данные правила непосредственно в тексте Закона №212-ФЗ (новая редакция пункта 1.1 статьи 58), где указал следующее.
Для производителей СМИ основным видом экономической деятельности признается деятельность при условии, что доля доходов за отчетный (расчетный) период от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по данному виду деятельности, включая доходы от оказания услуг по продаже рекламных мест (времени) в СМИ собственного производства, а также от поступлений денежных средств в виде субсидий и (или) бюджетных ассигнований в рамках целевого финансирования, полученных из бюджетов всех уровней на обеспечение производства и распространения средств массовой информации, составляет наибольший удельный вес в общем объеме доходов за указанный период. Сумма доходов определяется по данным налогового учета (в соответствии со статьей 248 НК РФ для лиц на обычном налоговом режиме или в соответствии со статьей 346.15 НК РФ для лиц на УСН). Контроль за соблюдением данных требований осуществляется, в том числе на основании представляемых в ПФ РФ и ФСС РФ расчетов по взносам.
Понятие "наибольший удельный вес" Законом не уточнено, оно не предполагает никакого конкретного процентного уровня. Из приведенной выше формулировки можно сделать вывод лишь о том, что среди всех осуществляемых видов деятельности, виды деятельности, дающие производителям СМИ право на льготный тариф взносов, должны занимать большую, чем остальные, часть. Даже если эта наибольшая часть, например, не превышает 10%.
Помимо указанного для данной категории плательщиков взносов уточнено, с какого момента они имеют право начать применять пониженные размеры страховых взносов (в 2011 году, когда впервые "заработала" льгота для производителей СМИ, такого указания не действовало). Закон №379-ФЗ с 2012 года ввел правило о том, что право на применение пониженных тарифов взносов возникнет с месяца включения плательщиков взносов в Реестр производителей СМИ, который ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Также уточнено, что если в течение года производитель СМИ потеряет право на применение льготных тарифов взносов, то он должен будет пересчитать взносы по общему тарифу с начала периода, в котором такое право было потеряно, но без взимания пени. Правило о том, что в результате пересчета должны доплачиваться взносы, но без взимания пени, как и другие рассмотренные выше изменения, вступает в силу с 2012 года.
Размер тарифов обязательных страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, установленный Законом №212-ФЗ (в редакции Закона №379-ФЗ) для льготных категорий плательщиков на 2012 - 2013 гг.
В таблицу включены только те "льготные" категории плательщиков страховых взносов, для которых Законом №379-ФЗ изменен размер тарифа. Причем также как и установление "общего" тарифа страховых взносов, указанные ниже в таблице тарифы установлены только на с 2012 - 20143 годы. С 2014 года размеры тарифов вернуться к тем значениям, которые для 2014 и последующих годов установлены в Законе №212-ФЗ.
Год |
"Льготная" категория плательщиков взносов |
Общий тариф |
в том числе |
||||||
ПФ РФ |
ФСС РФ |
ФОМС |
|||||||
было |
стало |
было |
стало |
было |
стало |
было |
стало |
||
2012 |
Лица на УСН, основной вид деятельности которых подпадает под закрытый перечень видов деятельности, установленный в Законе №212-ФЗ |
26,0 |
20,0 |
18,0 |
20,0 |
2,9 |
- |
5,1 |
- |
|
New![7] Аптечные организации и предприниматели - фармацевты на ЕНВД |
|
20,0 |
|
20,0 |
|
- |
|
- |
|
New! Некоммерческие организации на УСН с основным направлением деятельности в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта |
|
20,0 |
|
20,0 |
|
- |
|
- |
|
New! Благотворительные организации на УСН |
|
20,0 |
|
20,0 |
|
- |
|
- |
|
New! Организации, оказывающие инжиниринговые услуги |
|
30,0[8] |
|
22,0 |
|
2,9 |
|
5,1 |
Справочно:
1. Напомним, что в целом помимо указанных в таблице выше к "льготным" категориям плательщиков взносов относятся (и по которым Закон №379-ФЗ не изменил размер тарифа страховых взносов, подлежащий применению в 2012 году) относятся:
1) сельхоз. товаропроизводители, не применяющие ЕСХН, а также организации народных художественных промыслов и родовые общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями (20,2%, в том числе ПФ - 16%, ФСС - 1,9%, ФОМС - 2,3%);;
2) лица, применяющие ЕСХН (20,2%, в том числе ПФ - 16%, ФСС - 1,9%, ФОМС - 2,3%);
3) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения инвалидам I, II или III группы, общественные организации инвалидов, учреждения, созданные для достижения определенных образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и других подобных целей (20,2%, в том числе ПФ - 16%, ФСС - 1,9%, ФОМС - 2,3%);
4) участники реализации проекта "Сколково" (14%, в том числе ПФ - 14%, ФСС - 0%, ФОМС - 0%);
5) хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями (согласно Федеральному закону от 23.08.1996 №127-ФЗ) и образовательными учреждениями высшего профессионального образования (согласно Федеральному закону от 22.08.1996 №125-ФЗ) (14%, в том числе ПФ - 8%, ФСС - 2%, ФОМС - 4%);
6) резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны (14%, в том числе ПФ - 8%, ФСС - 2%, ФОМС - 4%);
7) организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (14%, в том числе ПФ - 8%, ФСС - 2%, ФОМС - 4%);
8) производители СМИ (в 2012 году 27%, в том числе ПФ - 20,8%, ФСС - 2,9%, ФОМС - 3,3%);
9) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна (до 2028 года общий тариф и тариф по каждому из фондов - 0%).
2. Напомним полный (с учетом дополнений, внесенных рассматриваемым Законом №379-ФЗ) перечень видов деятельности, осуществление которых на УСН дает право на применение льготных тарифов страховых взносов (виды деятельности определяются в соответствии с ОКВЭД):
Распределение "льготного" тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд, установленное Законом №167-ФЗ (в редакции Закона №379-ФЗ) на 2012 год и последующие периоды
Категория плательщиков взносов |
Тариф страхового взноса в ПФР |
1966 г.р. и старше |
1967 г.р. и моложе |
|||
страховая часть |
страховая часть |
Накопит. часть |
||||
Солидарный взнос |
Индивидуальный взнос |
Солидарный взнос |
Индивидуальный взнос |
|||
Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения инвалидам I, II или III группы;
Сельхоз. товаропроизводители, не применяющие ЕСХН, а также организации народных художественных промыслов и родовые общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями;
Лица, применяющие ЕСХН |
2012 |
|||||
16,0 |
- |
16,0 |
- |
10,0 |
6,0 |
|
2013 - 2014 |
||||||
21,0 |
5,0 |
16,0 |
5,0 |
10,0 |
6,0 |
|
Участники реализации проекта "Сколково" |
2012 и все последующие |
|||||
14,0 |
- |
14,0 |
- |
8,0 |
6,0 |
|
Хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны;
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий |
2012 - 2017 |
|||||
8,0 |
- |
8,0 |
- |
2,0 |
6,0 |
|
2018 |
||||||
13,0 |
- |
13,0 |
- |
7,0 |
6,0 |
|
2019 |
||||||
20,0 |
4,0 |
16,0 |
4,0 |
10,0 |
6,0 |
|
Производители СМИ |
2012 |
|||||
20,8 |
4,8 |
16,0 |
4,8 |
10,0 |
6,0 |
|
2013 |
||||||
21,6 |
5,6 |
16,0 |
5,6 |
10,0 |
6,0 |
|
2014 |
||||||
23,2 |
7,2 |
16,0 |
7,2 |
10,0 |
6,0 |
|
Лица на УСН по закрытому перечню видов деятельности, указанных в Законе №212-ФЗ;
Аптечные организации и предприниматели - фармацевты на ЕНВД;
Некоммерческие организации на УСН с основным направлением деятельности в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта;
Благотворительные организации на УСН |
2012 - 2013 |
|||||
20,0 |
4,0 |
16,0 |
4,0 |
10,0 |
6,0 |
|
Организации, оказывающие инжиниринговые услуги |
2012 - 2013 |
По окончании указанных в таблице периодов по смыслу Законов №167-ФЗ и №212-ФЗ соответствующие категории плательщиков страховых взносов потеряют право на применение "льготных" (пониженных) тарифов страховых взносов и будут применять "общий" тариф. Только для участников реализации проекта "Сколково" не предусмотрено ограничение по сроку действия специального пониженного тарифа взносов.
Напомним, что ко времени окончания указанных в таблице сроков действия льготных тарифов (а фактически - уже начиная с 2014 года) "общий" тариф страховых взносов в ПФ РФ вернется на уровень, действовавший в 2011 году - 26,0% (с учетом взносов в ФСС РФ и ФОМС общий размер тарифа обязательных страховых взносов вновь составит 34%).
Предусмотренное Законом №167-ФЗ (в редакции Закона №379-ФЗ) распределение тарифа взносов в ПФ РФ 26% между страховой и накопительной частью представлено в следующей таблице:
Общий тариф взноса |
1966 г.р. и старше |
1967 г.р. и моложе |
||||||
страховая часть |
страховая часть |
накопительная часть |
||||||
всего |
в т.ч. солидарная часть |
в т.ч. индивидуальная часть |
всего |
в т.ч. солидарная часть |
в т.ч. индивидуальная часть |
|||
26,0 |
26,0 |
10,0 |
16,0 |
20,0 |
10,0 |
10,0 |
6,0 |
|
Исп. Леонов А.
[1] Закон №379-ФЗ с 01.01.2102 увеличил размер данного штрафа с 50 до 200 рублей за каждый непредставленный документ, о чем также указано в настоящем письме ниже при рассмотрении правок, внесенных Законом №379-ФЗ в Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС".
[2] Согласно статье 13 Федерального закона от 24.07.09 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС" стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ (сейчас - 4'611 рублей) на начало года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. Т.е. фактически речь идет о сумме взносов в ПФ РФ, исчисленной по общему тарифу за год исходя из дохода в размере 1 МРОТ в месяц.
[3] утвержден постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 №974.
[4] Напоминаем, что с учетом ранее внесенных изменений в Закон №212-ФЗ с 2012 года взносы на обязательное медицинское страхование будут уплачиваться только в федеральный фонд ОМС, без распределения общей суммы между федеральным и территориальными фонда ОМС (упоминание о территориальных фон
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий