Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем о новом Федеральном законе от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - новый Закон о бухучете).
Закон был официально опубликован на официальном портале www.pravo.gov.ru вечером 07.12.2011 и вступает в силу с 01.01.2013.
Таким образом, еще весь 2012 год основным нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, будет продолжать оставаться Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - старый Закон о бухучете). Он будет признан утратившим силу одновременно с введением нового Закона, т.е. с 01.01.2013.
Безусловно, процесс перехода к новым нормам и правилам (тем более что принятие нового Закона о бухучете - это не просто технически новая редакция старых правил) требует длительного времени.
В связи с этим мы считаем необходимым уже сейчас ознакомить Вас с наиболее значимыми и очевидными отличиями положений нового Закона о бухучете от старых норм и правил.
При этом мы в любом случае полагаем необходимым для Вас ознакомиться с полным текстом данного Закона, мы не ставим перед собой задачи полностью пересказать его, останавливаясь только на самых существенных моментах.
В целом следует признать, что идеи принятия нового Закона о бухучете разрабатывались Минфином РФ и общественными организациями довольно давно. При этом в Государственную Думу вносилось большие количество "официальных" и "неофициальных" законопроектов, ни один из которых не выносился на рассмотрение.
Принятый текст документа основан на проекте, разработанном Минфином РФ и некоторое время назад вывешенном на официальном сайте министерства для обсуждения. Однако, к сожалению, практически ни одно из замечаний (на наш взгляд, справедливых замечаний) к его тексту в итоге учтено не было. Поэтому многолетнюю работу и попытки общественных организаций привести текст Закона о бухучете в соответствие с существующими реалиями, по нашему мнению, в итоге нельзя назвать полностью успешными. И вполне вероятно, что результатом этого станет то, что в текст Закона еще придется вносить коррективы.
Однако в данный момент необходимо рассматривать именно то, что в итоге было принято и вступит в силу с 2013 года.
Рассмотрим основные отличия нового Закона о бухучете.
Новый Закон о бухучете содержит совершенно новое понятие определения "бухгалтерский учет". Сравнение нового и старого определений приведено в таблице ниже.
Новый Закон о бухучете |
Старый Закон о бухучете |
Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. |
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. |
Как видно, основное отличие связано с тем, что в старой редакции понятие "бухгалтерский учет" было сконцентрировано на факте отражения хозяйственных операций, в то время как новое определение связывает бухгалтерский учет прежде всего с фактом формирования бухгалтерской отчетности, что нас во многом теперь сближает с принципами МСФО.
При этом, безусловно, сам факт изменения понятия "бухгалтерский учет" не приведет к каким-либо последствиям для тех, кто его ведет и формирует указанную отчетность.
Однако изменение основного понятия Закона является не единственным новшеством в части установления понятийного аппарата новым Законом. В новом Законе, также как и в старом, сохранились определения понятий (хотя и изложенные несколько в иной редакции) "руководитель организации", "бухгалтерская (финансовая) отчетность" и "план счетов". Помимо этого новый Закон установил еще ряд понятий (все они, на наш взгляд, не несут существенного влияния) и в отличие от старого не стал давать определения понятиям "аналитический" и "синтетический" учет. Последнее, на наш взгляд, еще раз подчеркивает направленность нового Закона прежде всего на вопросы формирования достоверной бухгалтерской отчетности, а не на технику отражения хозяйственных операций.
Не смотря на расширенное число определений, данных в новом Законе о бухучете, по-прежнему Закон не содержит определения понятий "актив" и "обязательство". Особенно острым для решения вопросов бухгалтерского учета в РФ стоит проблема отсутствия понятия "актив" (в том числе, с учетом исключения из Положения МФ РФ по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности №34н норм о расходах будущих периодов). По не вполне ясным причинам новый Закон о бухучете, отнеся к объектам бухгалтерского учета активы и обязательства (также как источники финансирования деятельности и еще не до конца понятный нам в качестве объекта бухгалтерского учета элемент "факты хозяйственной жизни"), не дал для них определений и терминов.
Как и ранее, в новом Законе о бухучете указано, что он распространяется на российские организации и находящиеся на территории РФ филиалы и представительства иностранных организаций (если иное не предусмотрено международными договорами РФ).
Однако помимо этого, в отличие от старого Закона о бухучете новый в качестве самостоятельных категорий экономических субъектов, на кого распространяются положения Закона, указывает:
В части физических лиц (индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) старый Закон о бухучете не содержал нормы о том, что он распространяется на них. Единственное, в связи с чем они упоминались в Законе - это указание на то, что данная категория лиц ведет учет доходов и расходов в соответствии с НК РФ. Однако при этом в целом Закон о бухучете на них не распространялся.
Новый Закон о бухучете прямо указывает, что он распространяется на индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой. При этом норма о том, что они ведут учет доходов и расходов по правилам НК РФ в новом Законе сохранена. Точнее норма сформулирована несколько иначе - она говорит, что предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой вправе не вести бухгалтерский учет, если они ведут учет доходов и расходов по правилам НК РФ. Это довольно странная формулировка, учитывая, что по НК РФ у названной категории лиц нет возможности не вести налоговый учет доходов и расходов. Т.е. фактически они во всех случаях будут иметь право не вести бухгалтерский учет. Хотя по тексту нового Закона о бухучете встречаются нормы, свидетельствующие о том, что предполагается, что могут иметь место ситуации, когда индивидуальный предприниматель или иное лицо, ведущее частную практику, будут вести бухгалтерский учет.
Это означает, что на индивидуальных предпринимателей теперь могут быть распространены требования Закона о бухучете, не связанные напрямую с вопросами техники бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности. Например, это могут быть требования об инвентаризации имущества и обязательств, хранения документов.
Еще один чрезвычайно важный аспект, отличающий новый Закон о бухучете от старого - он не содержит норм, предусматривающих освобождение от обязанностей по формированию бухгалтерской отчетности и ведению бухгалтерского учета (кроме учета основных средств и нематериальных активов) для лиц, применяющих УСН.
Таким образом, с 2013 года лица на УСН будут обязаны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчетность в общем объеме (с учетом отдельных послаблений, которые могут применяться субъектами малого предпринимательства).
На практике для АО и ООО на УСН освобождение от обязанностей по ведению бухучета сводилось лишь к отсутствию необходимости представлять соответствующую отчетность в налоговые органы, так как по смыслу Законов об АО и об ООО лишь показатели бухгалтерской отчетности общества является законным источником информации о размере нераспределенной прибыли (убытке), величину которых должен знать каждый акционер (участник), в том числе для решения вопроса о распределении прибыли и для включения в ЕГРЮЛ информации о величине чистых активов.
Однако с 2013 года нормы об освобождении от обязанностей по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности для лиц на УСН в принципе уйдут в прошлое.
Предусмотренные старым Законом о бухучете нормы об освобождении от обязанностей по ведению бухучета участников инновационного проекта "Сколково" в новом Законе сформулированы как право указанных лиц на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, установленных для субъектов малого предпринимательства.
Как и в старом Законе, в новом Законе о бухучете указано, что обязанность за организацию ведения бухгалтерского учета и хранения документов несет руководитель экономического субъекта. Как и в старом, в новом указаны 3 варианта такой организации:
Однако в отличие от старого Закона, новый ограничивает возможность использования того или иного варианта:
Старый Закон о бухучете не содержал никаких требований к лицам, претендующим на должности главного бухгалтера. При этом не для кого не было секретом, что одним из самых популярных способов трудоустройства для лиц, потерявших в РФ работу по разным экономическим причинам в начале 90-х, стал именно поиск работы на бухгалтерских должностях без наличия опыта и соответствующего высшего образования только по итогам окончания различных краткосрочных курсов.
Поэтому идеи законодательного закрепления требований к должности главного бухгалтера МФ РФ начал обсуждаться уже довольно давно. В том числе рассматривался вопрос об обязательном получении сертификата профессионального бухгалтера и необходимости сдачи экзамена на знание МСФО.
Но в итоге новый Закон о бухучете ввел не столь "суровые" обязательные требования для главных бухгалтеров и только для части экономических субъектов, а именно - для:
Каковы эти требования? Главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, физическое лицо, с которым заключается договор о ведении бухучета, как минимум 1 работник организации, оказывающей услуги по ведению бухучета, должны отвечать следующим требованиям:
Для кредитных организаций ЦБ РФ устанавливает свои требования к главным бухгалтерам.
Дополнительные требования также могут быть установлены в иных федеральных законах (на сегодня о таких законах нам пока не известно).
В любом случае данные требования не будут действовать в отношении лиц, которые на момент вступления в силу нового Закона о бухучете будут исполнять обязанности главного бухгалтера (на кого будут возложены соответствующие обязанности).
Как и статья 9 старого Закона о бухучете, новый Закон определяет, что основой для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций выступает первичный документ, содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные Законом (перечень этих реквизитов остался неизменным).
Основным отличием нового Закона о бухучете является отсутствие в нем указания на необходимость использования унифицированных форм первичных учетных документов. Согласно новому Закону все формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (т.е. например, главного бухгалтера).
Исключение составляют организации государственного сектора (кстати, официально такого понятия "государственный сектор" не существует, но по какой-то причине оно попало в текст нового Закона о бухучете). Их формы первичных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (по Бюджетному кодексу РФ соответствующие полномочия принадлежат Минфину РФ).
Новый Закон содержит условие о возможности составления первичного документа на бумажном носителе или в электронном виде с электронной цифровой подписью, но при этом указывает, что если законом или договором будет установлена необходимость представления первичного документа на бумажном носителе, то экономический субъект обязан составить документ на бумажном носителе. Таким образом, Закон предполагает возможность определения хозяйственным договором между экономическими субъектами способа оформления первичных учетных документов.
Положения нового Закона о бухучете об инвентаризации практически полностью повторяют аналогичные нормы старого Закона о бухучете за одним очень важным исключением. В новом Законе в отличие от старого не перечислены случаи обязательного проведения инвентаризации. В новом Законе указано лишь, что обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Но на сегодня кроме как в старом Законе о бухучете и в Правилах учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них (утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 №731) норм об обязательной инвентаризации нет. Соответственно, если к 2013 году не появится новых документов на эту тему, а старый Закон о бухучете утратит силу, то формально можно будет говорить об отсутствии требований об обязательном проведении инвентаризации, кроме как для лиц, осуществляющих операции с драгметаллами, драгкамнями и изделиями из них.
Напомним, согласно пункту 2 статьи 12 старого Закона о бухучете проведение инвентаризации обязательно:
На наш взгляд, в результате принятия нового Закона о бухучете несколько неясной будет являться судьба промежуточной бухгалтерской отчетности в РФ.
Дело в том, что на сегодня только из текста старого Закона о бухучете вытекает обязательность ее формирования. Из остальных нормативных документов (например, из ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность") следует, что месячная или квартальная промежуточная отчетность должна формироваться, если это предусмотрено законодательством РФ. Собственно, точно такая же формулировка теперь содержится и в новом Законе о бухучете. Никаких обязательных сроков и порядка формирования промежуточной отчетности в Законе нет. Возможно, данный вопрос будет решен после введения уже несколько лет ожидаемого стандарта, посвященного промежуточной бухгалтерской отчетности.
По составу бухгалтерской отчетности, предусмотренной новым Законом о бухучете необходимо отметить следующее:
В отличие от старого Закона о бухучете, новый Закон содержит специальные статьи, посвященные особенностям бухгалтерской отчетности при реорганизации, ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 154 старого Закона о бухучете организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В отличие от старого Закона новый Закон о бухучете не устанавливает каких-либо обязательных сроков подготовки и представления бухгалтерской отчетности (за исключением одного указанного ниже случая).
Нет таких сроков и в иных нормативных актах и законах РФ.
Для АО и ООО можно указать, что существует требование о представлении отчетности по окончании финансового года для проведения общего собрания акционеров (участников) об утверждении результатов года и распределения прибыли. Законы определяют крайний срок проведения таких собраний (для АО - не позднее 1 июля следующего года, для ООО - не позднее 1 мая следующего года).
Соответственно, по нашему мнению, с вступлением с 2013 года в силу нового Закона о бухучете только указанные сроки проведения собраний и внутренние документы самих экономических субъектов будут определять сроки представления годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности.
Таким образом, на сегодня абсолютно непонятно, как с 2013 года будут применяться требования первой части НК РФ о необходимости представления в сроки, установленные законодательством РФ, бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
Более того, новый Закон о бухучете содержит прямое указание на то, что в качестве единственного обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности будет выступать экземпляр годовой отчетности, представляемый в органы статистики (порядок представления должен будет определить Росстат). Для этого новый Закон о бухучете устанавливает срок (п. 2 ст. 18) - не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года, т.е. до 01.04 следующего года.
Возможно, нормы НК РФ будут интерпретированы так, что этот же срок должен применяться и для налоговых органов, которые по НК РФ имеют право получить экземпляр бухгалтерской отчетности. Но в любом случае это сможет касаться только годовой отчетности, но не промежуточной.
Значительный объем нового Закона о бухучете посвящен регулированию бухгалтерского учета в РФ.
По сути, непосредственно процесса бухгалтерского учета и подготовки отчетности данные вопросы не затрагивают. Поэтому на данном этапе мы не считаем необходимым подробно рассматривать эти вопросы.
Вместе с тем, хотелось бы отметить следующее:
Исп. Леонов А.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий