Изменения, внесенные в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" Федеральным законом №160-ФЗ

Ниже мы рассмотрим более подробно изменения, внесенные Федеральным законом от 18.07.2017 №160-ФЗ в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (далее - Закон №160-ФЗ), о публикации которого мы сообщали Вам ранее в нашем Анонсе изменений НК РФ, Закона о бухгалтерском учете и Закона о консолидированной финансовой отчетности от 18.07.2017.

Напомним, что Закон №160-ФЗ был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и вступил в силу с момента своего официального опубликования с 19.07.2017.

Также Минфин РФ разместил на своем официальном сайте www.minfin.ru Информационное сообщение от 26.07.2017 №ИС-учет-8 (далее - Информационное сообщение), в котором, в том числе, дает отдельные комментарии об изменениях, внесенных в Закон о бухучете. Далее мы подробно рассмотрим изменения с учетом отдельных комментариев регулятора.

Прежде всего, Законом №160-ФЗ был уточнен статус положений по бухгалтерскому учету. Согласно части 1 статьи 30 Закона о бухучете до утверждения Минфином РФ федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета (далее - ФСБУ и ОСБУ) обязательному применению подлежат положения по бухучету и иные нормативные акты в сфере бухгалтерского учета, утвержденные Минфином РФ до 01.01.2013 (до даты вступления в силу Закона о бухучете).

Закон №160-ФЗ дополнил статью 30 Закона о бухучете новой частью 1.1, которая уточняет, что положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином РФ в период с 01.10.1998 до 01.01.2013, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета.

По большей части данные изменения хоть и касаются широкого круга лиц, тем не менее, носят довольно формальный характер, поскольку, до введения данных правок организации при ведении бухгалтерского учета применяли ПБУ, утвержденные Минфином РФ, и после данных правок будут их применять. Изменился лишь статус данных документов, который был приведен в соответствие с терминологией Закона о бухучете.

Минфин РФ в своем Информационном сообщении указал следующий перечень нормативных актов, которые теперь считаются ФСБУ:

- ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации";

- ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда";

- ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте";

- ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации";

- ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов";

- ПБУ 6/01 "Учет основных средств";

- ПБУ 7/98 "События после отчетной даты";

- ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы";

- ПБУ 9/99 "Доходы организации";

- ПБУ 10/99 "Расходы организации";

- ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах";

- ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам";

- ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи";

- ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов";

- ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам";

- ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности";

- ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы";

- ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организации";

- ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений";

- ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности";

- ПБУ 21/2008 "Изменение оценочных значений";

- ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности";

- ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств";

- ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов".

Иными словами, все 24 ПБУ, утвержденные Минфином РФ в силу того, что были утверждены в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, приобрели статус ФСБУ.

При этом регулятор никак не уточнил статус иных нормативных документов в сфере бухгалтерского учета, в частности это касается таких нормативных документов, как:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н);

- Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. письмом Минфина России от 30.12.1993 №160);

- Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (утв. приказом МФ РФ от 17.02.1997 №15);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом МФ РФ от 13.06.1995 №49);

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом МФ РФ от 28.12.2001 №119н);

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина РФ от 26.12.2002 №135н);

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 №91н);

- Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (утв. приказом Минфина РФ от 28.11.2001 №97н);

- Указания по утверждению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции (утв. приказом МФ РФ от 11.08.1999 №53н) и др.

Все указанные выше и ряд других документов в сфере регулирования бухучета размещены на официальном сайте Минфина РФ (www.minfin.ru).

Как видно, в данном перечне присутствуют и документы, датированные до 01.10.1998, и датированные после указанной даты.

Однако, учитывая тот факт, что Минфин РФ отдельным Информационным сообщением разъяснил, какие именно положения по бухучету приравнены к ФСБУ, все остальные документы автоматически приобретают более низкий статус в нормативной иерархии в сфере бухучета.

Напомним, к примеру, что в соответствии с недавними правками в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" в случае если по конкретному вопросу ведения бухучета в ФСБУ не установлены способы ведения бухучета, организация сама разрабатывает соответствующий способ, основываясь на допущениях и требованиях, последовательно используя следующие документы:

- МСФО;

- положения ФСБУ и (или) ОСБУ по аналогичным и (или) связанным вопросам;

- рекомендации в области бухгалтерского учета.

Получается, что в связи с "наделением" всех 24-х ПБУ статусом ФСБУ, все остальные нормативные документы Минфина РФ остались, по-видимому, "на уровне" между ФСБУ и (или) ОСБУ и рекомендациями в области бухучета. При этом вопрос о том, подлежат ли данные документы применению на практике или не подлежат не стоит - безусловно, они продолжают свое действие и их нужно применять в части, не противоречащей Закону о бухучете. Изменилась только "весомость" данных документов по сравнению с ПБУ, которые теперь приравнены к ФСБУ. Так, к примеру, в случае возникновения каких-либо противоречий между ФСБУ и иными документами Минфина РФ, приоритет будет отдан положениям ФСБУ.

Кроме того, Закон №160-ФЗ ввел новый вид документов в области регулирования бухгалтерского учета - нормативные акты Банка России. Причем установлено, что регулятором в сфере бухгалтерского учета Банк России будет выступать только для кредитных и некредитных финансовых организаций. Так, к примеру, Банк России будет устанавливать для указанных организаций планы счетов бухгалтерского учета и порядок их применения, порядок отражения на счетах отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Еще раз напомним, что рассматриваемый Закон №160-ФЗ вступил в силу с 19.07.2017.

Исп. Борисова Ю.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6