Последние изменения НК РФ в 2016 году

Сообщаем об (очевидно) последних изменениях Налогового Кодекса РФ, принятых в уходящем 2016 году.

Речь идет о следующих Федеральных законах, одобренных Советом Федерации на своем последнем заседании, состоявшемся 23.12.2016:

- Федеральный закон от 28.12.2016 №463-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ";

- Федеральный закон от 28.12.2016 №475-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую НК РФ";

- Федеральный закон от 28.12.2016 №464-ФЗ "О внесении изменений в главу 30 части второй НК РФ".

Все вышеназванные законы (в составе последнего пакета федеральных законов, принятых в 2016 году) официально опубликованы на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 29.12.2016.

В целом ни один из указанных Законов, на наш взгляд, не содержит норм, которые бы каким-либо образом затрагивали существенные вопросы налогообложения абсолютного большинства налогоплательщиков. Их можно отнести к Законам, вносящим правки, касающиеся определенных групп налогоплательщиков и определенных видов деятельности, а также затрагивающим вопросы технического характера.

Рассмотрим положения самих Законов подробнее.

1. Федеральный закон от 28.12.16 №463-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее - Закон №463-ФЗ).

Закон вносит правки в главы 21 "НДС" и 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ. И те, и другие правки, на наш взгляд, не коснутся широкого круга налогоплательщиков.

Все изменения вступают в силу с 01.01.2017.

При этом надо отметить, что такой порядок ввода изменений в действие противоречит общим нормам статьи 5 НК РФ и правилу о том, что изменения НК РФ вступают в силу с первого числа очередного налогового периода и по истечении 1-го месяца после официального опубликования. Но мы полагаем, что в части применения рассматриваемых ниже правок именно с 01.01.2017 (без учета указанного выше месяца после официального опубликования) налоговых споров возникать не должно, так как по своей сути все изменения устанавливают для налогоплательщиков более благоприятные условия по сравнению с теми, что предусмотрены в редакции НК РФ без учета данных правок.

Так, в главе 21 НК РФ "НДС":

- Закон №463-ФЗ дополняет перечень не облагаемых НДС операций (пункт 2 статьи 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)") новым подпунктом 16.1, согласно которому с 01.01.2017 от НДС будут освобождены услуги, оказываемые в рамках арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением в соответствии с Федеральным законом "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ" и Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже", оплата за которые (в том числе в составе арбитражного сбора) осуществляется через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение. Речь идет о всех видах услуг по организации (администрированию) третейского разбирательства, оплата которых производится за счет арбитражных сборов, уплачиваемых при подаче иска сторонами арбитражного соглашения. К таким сборам относятся регистрационный сбор, гонорарный сбор и административный сбор, дополнительные расходы на проведение экспертизы, устные и письменные переводы, возмещение расходов арбитров, свидетелей и другие расходы.

- Закон №463-ФЗ уточняет положения пункта 3 статьи 170 НК РФ "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" в части перечня случаев, при которых у налогоплательщика возникает обязанность восстановить ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС. Одним из таких случаев является использование приобретенных товаров, работ, услуг при осуществлении операций, не признаваемых объектом обложения НДС на основании пункта 2 статьи 146 НК РФ. При этом имеется ряд исключений - не все перечисленные в пункте 2 статьи 146 НК РФ операции требуют восстановления "входящего" НДС. Еще одно такое исключение дополняется рассматриваемым Законом. Но широкого круга налогоплательщиков это новое исключение не затронет.

Речь идет об осуществлении операций по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению). Сами по себе указанные операции встречаются на практике не так уж и редко (например, указанная выше передача обычно имеет место при выполнении инвестиционных условий, связанных с развитием и застройкой определенных территорий, предоставленных застройщикам органами государственной власти.

Однако предусматриваемое Законом исключение, когда осуществление указанных операций (не признаваемых объектом обложения НДС) не будет приводить к обязанности восстановить "входящий" НДС по ним, коснется далеко не всех подпадающих под данную норму налогоплательщиков, а только управляющие компании, созданные в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, 100% акций которых принадлежит Российской Федерации.

В главе 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций":

- изменения затрагивают статью 261 НК РФ "Расходы на освоение природных ресурсов", но касаются они исключительно порядка признания расходов на освоение природных ресурсов организациями, владеющими лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья (во всех случаях расходы будут признаваться с 1-го числа месяца, в котором налогоплательщиком принято решение об отнесении всей суммы указанных расходов либо любой ее части к расходам по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, расположенном в границах соответствующего участка недр, и, например, дата принятия налогоплательщиком решения о прекращении работ на участке недр в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам для целей учета расходов на освоение для целей налогообложения прибыли более не будет иметь никакого значения. Прекращение прав пользования недрами, соответственно, также для целей налогообложения более не будет иметь какого-либо значения).

Абсолютно новой нормой (но всё также - далеко не для всех категорий налогоплательщиков, осуществляющих освоение природных ресурсов), станут положения нового пункта 9 статьи 261, устанавливающего, что расходы налогоплательщика, осуществляющего в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями на пользование недрами деятельность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку новых морских месторождений углеводородного сырья, на поиски и оценку таких месторождений углеводородного сырья признаются для целей налогообложения в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

2. Федеральный закон от 28.12.16 №475-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую НК РФ" (далее - Закон №475-ФЗ).

В основном данный Закон касается дополнения НК РФ нормами об особенностях утраты исследовательскими корпоративными центрами "Сколково" прав на применение предусмотренных для них налоговых преференций (в виде права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, налога на прибыль организаций и права на применение льготы по налогу на имущество). То есть фактически речь идет о правках, затрагивающих довольно узкую категорию налогоплательщиков.

Также в данном Законе предусмотрены и другие изменения, касающиеся уже иных лиц, но опять-таки речь идет либо о технических уточнениях, либо о вопросах, касающихся специальных групп налогоплательщиков и не влияющих на деятельность абсолютного большинства хозяйствующих субъектов.

Все предусмотренные данным Законом изменения вступают в силу с 01.01.2017

Внесенные Законом №475-ФЗ изменения в статью 105.14 НК РФ "Контролируемые сделки" расширяют перечень сделок между взаимозависимыми лицами - резидентами РФ, которые будут признаваться контролируемыми. Такими новыми видами сделок становятся сделки, по которым хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково", применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со статьей 145.1 НК РФ. Никаких критериев в виде величины доходов за год к указанной категории сделок для их признания контролируемыми не предусматривается, что означает, что любая сделка на любую сумму с исследовательским корпоративным центром "Сколково", применяющим освобождение от исполнение обязанностей плательщика НДС, будет подпадать под правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием.

Сама статья 145.1 НК РФ "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов" дополнена Законом №475-ФЗ особенностями, касающимися именно вышеназванных исследовательских корпоративных центров и условий, при которых они теряют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (новый пункт 2.1).

Интересно, что эти же условия будут применяться согласно правкам и для целей налогообложения прибыли - соответствующие изменения предусмотрены Законом в отношении главы 25 НК РФ. Например, в статье 246.1 НК РФ "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов" и пункте 5.1 статьи 284 НК РФ "Налоговые ставки" дана прямая отсылка на названные выше условия. Помимо налога на прибыль организаций условия потери права на освобождение от НДС по новому пункту 2.1 статьи 145.1 НК РФ будут также применяться и для целей проверки права на применение льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 20 статьи 381 НК РФ "Налоговые льготы". Все эти правки опять-таки касаются налогообложения деятельности исследовательских корпоративных центров "Сколково".

Интересно то, что все указанные выше правки и главы 25 НК РФ, и главы 30 НК РФ "связаны" с вводимым в статью 145.1 НК РФ новым пунктом 2.1, действие которого рассматриваемым Законом ограничено во времени - предусмотренные им положения должны применяться до 31.12.2021 включительно. Ограничений по времени действия связанных с ним норм статьи 246.1, 284 или 381 НК РФ Закон почему-то не предусматривает.

В части применения льгот по налогу на имущество организаций Закон №475-ФЗ уточнил применение еще одной из них, а именно - предусмотренной пунктом 25 статьи 381 НК РФ. Это, на наш взгляд, самая широко применяемая льгота по налогу на имущество, так как в ней речь идет об объектах движимого имущества, принятых с 01.01.13 на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

- реорганизации или ликвидации юридических лиц;

- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Однако правки этой широко применяемой льготы затронут довольно узкую категорию налогоплательщиков, так как они устанавливают, что исключения о неприменении льготы в случае получения объектов в результате реорганизации или по сделкам между взаимозависимыми лицами, не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 01.01.2013. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов. Таким образом, по сути изменения направлены на стимулирование развития транспортного машиностроения и железнодорожной инфраструктуры. Интересно, что этому вопросу практически полностью посвящен рассматриваемый ниже Федеральный закон от 28.12.16 №464-ФЗ "О внесении изменений в главу 30 части второй НК РФ".

Говоря же о льготе по налогу на имущество, установленной пунктом 25 статьи 381 НК РФ, напомним, что гораздо более существенным для абсолютного большинства налогоплательщиков может оказаться изменение, согласно которому с 2018 года эта льгота будет применяться только в случае принятия об этом соответствующего решения субъектов РФ, на территории которого взимается налог (подробнее см. наше Информационное сообщение от 06.12.2016 об изменениях, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.16 №401-ФЗ).

Остальные предусмотренные рассматриваемым Законом №475-ФЗ изменения касаются новой (на дату принятия самого Закона еще не вступившей силу) главы 34 НК РФ "Страховые взносы". Но и эти правки либо носят технический характер, либо затрагивают узкую категорию страхователей:

1) в статье 426 НК РФ действие тарифов страховых взносов в ПФ РФ (22% + 10% с выплат, превышающих предельный размер базы для начисления взносов) продлен еще на один год - на 2019 год. Ранее предполагалось, что действие данного тарифа закончится 31.12.2018, после чего тариф взносов в ПФ РФ составит 26% (но уже без взимания взносов с выплат, превышающих размер предельной базы для их начисления). Данное "продление" носит, на наш взгляд, технический характер, так как ранее мы уже проинформировали Вас об аналогичной корректировке положений Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (см. наше Информационное сообщение от 22.12.2016 в части информации о Федеральном законе от 19.12.2016 №456-ФЗ, в комментарии к которому мы указывали, что кроме корректировки срока применения тарифов страховых взносов в ПФ РФ по закону об обязательном пенсионном страховании также необходимо изменить статью 426 НК РФ);

2) в статье 427 НК РФ уточнено, что установленные в данной статье пониженные размеры страховых взносов для отдельных категорий плательщиков применяются не вообще ко всем выплатам, осуществляемым ими в пользу застрахованных лиц, а в пределах базы для начисления страховых взносов по соответствующему виду страхования;

3) пересмотрены пониженные тарифы страховых взносов для указанных в пп.3 пункта 1 статьи 427 НК РФ российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий. Суть "пересмотра" заключается в сохранении для этой категории плательщиков на период 2017 - 2023 гг. тех величин пониженных тарифов взносов, которые ранее были установлены только на 2017 год (в ПФ РФ - 8%; в ФСС РФ - 2,0%; в ФФОМС - 4,0%; в ФСС РФ по выплатам в пользу иностранцев (кроме высококвалифицированных специалистов) - 1,8%). Ранее перенесенные в НК РФ из Закона №212-ФЗ положения предполагали начало роста этих тарифов в течение 2018 - 2019 гг. с их выводом на "полный" размер к 2020 году;

4) в статье 430 НК РФ уточнено, что при исчислении размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам (например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами "самими за себя") в расчет принимается не вся величина дохода страхователя за период, а только доход от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности. Напомним, что для такой категории плательщиков страховых взносов величина полученных доходов для расчета обязательных страховых взносов имеет значение в части дохода, превышающего 300 тыс. руб. в год. По доходам в пределах указанной величины страхователи уплачивают сами за себя страховые взносы в фиксированном размере, не зависящем от величины полученного в течение года дохода.

3. Федеральный закон от 28.12.2016 №464-ФЗ "О внесении изменений в главу 30 части второй НК РФ" (далее - Закон №464-ФЗ).

В целом предусмотренные данным Законом изменения можно отнести к налоговым правкам, стимулирующим развитие железнодорожной инфраструктуры. Все они касаются исключительно главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" и вступают в силу с 01.01.2017, не затрагивая своими положениями абсолютное большинство налогоплательщиков, кроме имеющих прямое отношение к упомянутой выше железнодорожной инфраструктуре.

Так, в статье 380 НК РФ "Налоговые льготы" вводится новый пункт 3.1, согласно которому налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1%, в 2018 году - 1,3%, в 2019 году - 1,3%, в 2020 году - 1,6%.

До сих пор для вышеназванных объектов применение пониженных ставок было ограничено 2018 годом, в котором максимальная ставка налога не могла превышать 1,9% (теперь - 1,3%), а в 2017 году максимальная ставка налога на имущество была ограничена величиной 1,6%, теперь, как указано выше, максимальный размер ставки в 2017 году составит 1%.

Напомним, что перечень объектов, относящихся к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической частью, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.04 №504.

Помимо норм о специальном пониженном размере налоговой ставки рассматриваемый Закон также устанавливает преференциальные особенности исчисления налога в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью (новая статья 385.3 НК РФ), позволяющие помимо пониженной ставки применить к сумме налога еще дополнительный понижающий коэффициент.

Согласно этой статье в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ, впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2017, сумма налога на имущество исчисляется с применением коэффициента, значение которого определяется следующим образом.

В течение 6-ти лет начиная с 1-го числа налогового периода (года), в котором соответствующее имущество было впервые принято на учет в качестве объекта основных средств, коэффициент принимается равным:

0,0 - в течение первого года (т.е. налогоплательщик по соответствующим объектам в принципе не будет уплачивать налог);

0,1 - в течение второго года;

0,2 - в течение третьего года;

0,4 - в течение четвертого года;

0,6 - в течение пятого года;

0,8 - в течение шестого года.

Никаких специальных решений субъектов РФ на своих территориях для применения этой нормы не потребуется.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6