980/1836
Новое на сайте

Общий обзор порядка применения "онлайн-касс"

В связи с приближением начала периода обязательной регистрации новых типов контрольно-кассовой техники (далее по тексту - ККТ) ("онлайн касс") в рамках текущего обслуживания направляем Вам краткий Обзор изменений Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа[1]", внесенных Федеральным законом от 03.07.16 №290-ФЗ.

Текст изменений (далее - Закон №290-ФЗ) был официально опубликован на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 04.07.2016.

Закон №290-ФЗ в целом вступил в силу 15.07.2016. Отдельные его положения вступили в силу 01.09.2016.

Таким образом, по состоянию на настоящий момент Закон №290-ФЗ в полном объеме является действующим.

Однако для ряда его положений предусмотрены особые правила начала применения, о чем подробнее указано ниже.

Согласно данным изменениям в значительной степени уточнены и расширены основные понятия, используемые в законе о ККТ.

Введен ряд новых понятий, например, таких как:

- оператор фискальных данных (далее - также ОФД) - это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, находящееся на территории РФ, получившее в соответствии с данным федеральным законом разрешение на обработку фискальных данных;

- пользователь - лицо, применяющее ККТ при осуществлении расчетов с покупателем;

- фискальный накопитель (далее - также ФН) - шифровальные средства защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащие ключ фискального признака, обеспечивающие запись фискальных данных, перечень которых установлен данным федеральным законом, в некорректируемом виде, их энергонезависимое долговременное хранение, формирование фискального признака, аутентификацию электронных документов, направляемых в ККТ ОФД, а также шифрование фискальных данных в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой ОФД.

Согласно вновь введенной статье 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

Таким образом, принцип работы новой ККТ (которую в СМИ обычно называют "онлайн кассами") следующий.

При осуществлении расчетов организации и предприниматели обязаны сформировать в момент расчета кассовый чек в электронной форме и направить фискальные данные, содержащиеся в кассовом чеке, в налоговые органы через ОФД.

Одновременно они должны передать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленный абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Сфера применения Закона о ККТ

Прежняя редакция говорила об обязательности применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Такая формулировка позволяла говорить о том, что не любой вид наличных расчетов требовал применения ККТ. Например, выдача (возврат) заемных средств, внесение задатков (иных обеспечительных платежей) в наличной форме не могло быть приравнено к расчетам в связи с продажей товаров, работ, услуг. Поэтому в этих случаях обязанности применения ККТ не существовало.

Закон №290-ФЗ переформулировал указанные выше положения, но при этом в целом можно утверждать, что сфера применения Закона о ККТ для абсолютного большинства лиц останется прежней - при реализации товаров, работ, услуг, а также (что особо упомянуто Законом №290-ФЗ) при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Требования к ККТ и принцип работы с использованием "онлайн касс"

Если в прежней редакции Закона о ККТ требования к самой контрольно-кассовой технике были раскрыты кратко, то Законом №290-ФЗ такие требования, а также требования к фискальным накопителям раскрыты очень подробно.

Также подробно статье 4.2 Закона 290-ФЗ раскрыты порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ. Причем данные действия необходимо будет производить в любом случае в налоговом органе по месту нахождения организации. По месту нахождения подразделений ставить на учет ККТ будет не нужно.

Наиболее существенные, на наш взгляд, положения нового порядка регистрации ККТ приведены ниже:

Заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ.

При регистрации ККТ пользователь записывает в фискальный накопитель полученный от налогового органа не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, регистрационный номер ККТ, полное наименование организации-пользователя или ФИО индивидуального предпринимателя - пользователя, сведения о ККТ, в том числе о фискальном накопителе, и иные данные, необходимые для формирования отчета о регистрации, формирует отчет о регистрации и передает в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации на бумажном носителе,  в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера.

При регистрации ККТ налоговым органом осуществляются аутентификация пользователя, аутентификация фискального накопителя, используемого в ККТ, и проверка достоверности вносимых сведений и сформированного фискального признака, на основании которых пользователю предоставляется карточка регистрации ККТ.

Заявление о перерегистрации ККТ подается пользователем в любой налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации ККТ.

В случае подачи заявления о перерегистрации ККТ в связи с установкой в ККТ нового фискального накопителя вместе с таким заявлением подается отчет об изменении параметров регистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя, сформированный контрольно-кассовой техникой при замене фискального накопителя.

Заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается пользователем в любой территориальный налоговый орган не позднее одного рабочего дня со дня передачи экземпляра ККТ другому пользователю, а в случае хищения или потери - не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения факта хищения или потери.

В случае перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или снятия ККТ с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя.

 Государственный реестр ККТ, который в соответствии с прежней редакцией Закона №54-ФЗ вела ФНС, отменен. Вместо него ФНС теперь ведет реестры ККТ и фискальных накопителей.

Основной смысл этих реестров заключается в том, что изготовители ККТ и ФН обязаны представлять сведения о каждом изготовленном ими экземпляре ККТ или ФН. При регистрации (перерегистрации) ККТ будет проверяться указанная информация в данных реестрах.

Пользователи при перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя и снятии с регистрационного учета ККТ, которая применялась в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, обязаны осуществить считывание фискальных данных всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить эти фискальные данные в налоговые органы вместе с заявлением о перерегистрации ККТ или о снятии ККТ с регистрационного учета.

В случае, если выявлена контрольно-кассовая техника, не соответствующая требованиям законодательства РФ о применении ККТ, такая контрольно-кассовая техника подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

О порядке вступления в действие Закона №290-ФЗ и обязательных сроках перехода на применение "онлайн касс"

Организации и индивидуальные предприниматели вправе до 01.02.2017 осуществлять регистрацию ККТ в прежнем порядке. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в прежнем порядке до 01.07.2017

Организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с 01.02.2017 с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

До 01.02.2017 положения Закона о ККТ (в редакции рассматриваемого Закона №290-ФЗ) об обязательном заключении договора с оператором фискальных данных и о передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. 

Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением касс, расположенных в удаленных местностях. 

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар в прежнем порядке (без учета положений Закона №290-ФЗ), до 01.07.2018. 

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в прежнем порядке до 01.07.2018. 

В случае если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с прежней редакцией Закона о ККТ были вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018. В новой редакции Закона перечень лиц, которые имеют на это право, претерпел изменения.

Например, теперь в Законе более нет нормы о праве неиспользования ККТ при осуществлении наличных расчетов  при оказании услуг населению в случае выдачи бланков строгой отчетности. Как нет права не применять ККТ и лицам, применяющим патентную систему налогообложения или уплачивающим ЕНВД.

В то же время в новой редакции Закона прямо перечислены виды услуг, расчеты по которым разрешается осуществлять без применения ККТ (без указания на налоговый режим, применяемый продавцом услуги, и без указания на необходимость выдачи покупателю бланка строгой отчетности или иного документа, подтверждающего оплату). К таким видам услуг Закон относит как раз те, что до сих пор могли подпадать под "освобождение" от обязанности применения ККТ в силу того, что сами услуги могли подпадать либо под ЕНВД, либо по ПСН, либо по ним могли формироваться бланки строгой отчетности:

- ремонт и окраска обуви;

- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

- вспашка огородов и распиловка дров;

- услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

- сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Одновременно, новая редакция Закона устанавливает правило о том, что в любом случае освобождение от обязанности применения ККТ не применяется в случае реализации товаров, относящихся к подакцизным (хотя, на наш взгляд, в итоговом перечне видов деятельности, расчеты по которой допускаются без применения ККТ, очень сложно найти тот, который бы предполагал возможность реализации подакцизных товаров).

 В заключение еще раз напомним, что в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с прежней редакцией Закона о ККТ были вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними только до 01.07.2018.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, также имеют право не применять в составе таких торговых автоматов ККТ только до 01.07.2018.

Исп. Лебедев И.А.

 

 

 [1] упоминание в названии Закона о ККТ и по его тексту на расчеты с применением электронных средств платежа осуществлено рассматриваемым в настоящем Обзоре Законом №290-ФЗ, и приведенное название Закона о ККТ представлено с уже учетом этих изменений.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено