Общий обзор порядка применения "онлайн-касс"

В связи с приближением начала периода обязательной регистрации новых типов контрольно-кассовой техники (далее по тексту - ККТ) ("онлайн касс") в рамках текущего обслуживания направляем Вам краткий Обзор изменений Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа[1]", внесенных Федеральным законом от 03.07.16 №290-ФЗ.

Текст изменений (далее - Закон №290-ФЗ) был официально опубликован на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 04.07.2016.

Закон №290-ФЗ в целом вступил в силу 15.07.2016. Отдельные его положения вступили в силу 01.09.2016.

Таким образом, по состоянию на настоящий момент Закон №290-ФЗ в полном объеме является действующим.

Однако для ряда его положений предусмотрены особые правила начала применения, о чем подробнее указано ниже.

Согласно данным изменениям в значительной степени уточнены и расширены основные понятия, используемые в законе о ККТ.

Введен ряд новых понятий, например, таких как:

- оператор фискальных данных (далее - также ОФД) - это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, находящееся на территории РФ, получившее в соответствии с данным федеральным законом разрешение на обработку фискальных данных;

- пользователь - лицо, применяющее ККТ при осуществлении расчетов с покупателем;

- фискальный накопитель (далее - также ФН) - шифровальные средства защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащие ключ фискального признака, обеспечивающие запись фискальных данных, перечень которых установлен данным федеральным законом, в некорректируемом виде, их энергонезависимое долговременное хранение, формирование фискального признака, аутентификацию электронных документов, направляемых в ККТ ОФД, а также шифрование фискальных данных в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой ОФД.

Согласно вновь введенной статье 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

Таким образом, принцип работы новой ККТ (которую в СМИ обычно называют "онлайн кассами") следующий.

При осуществлении расчетов организации и предприниматели обязаны сформировать в момент расчета кассовый чек в электронной форме и направить фискальные данные, содержащиеся в кассовом чеке, в налоговые органы через ОФД.

Одновременно они должны передать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленный абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Сфера применения Закона о ККТ

Прежняя редакция говорила об обязательности применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Такая формулировка позволяла говорить о том, что не любой вид наличных расчетов требовал применения ККТ. Например, выдача (возврат) заемных средств, внесение задатков (иных обеспечительных платежей) в наличной форме не могло быть приравнено к расчетам в связи с продажей товаров, работ, услуг. Поэтому в этих случаях обязанности применения ККТ не существовало.

Закон №290-ФЗ переформулировал указанные выше положения, но при этом в целом можно утверждать, что сфера применения Закона о ККТ для абсолютного большинства лиц останется прежней - при реализации товаров, работ, услуг, а также (что особо упомянуто Законом №290-ФЗ) при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Требования к ККТ и принцип работы с использованием "онлайн касс"

Если в прежней редакции Закона о ККТ требования к самой контрольно-кассовой технике были раскрыты кратко, то Законом №290-ФЗ такие требования, а также требования к фискальным накопителям раскрыты очень подробно.

Также подробно статье 4.2 Закона 290-ФЗ раскрыты порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ. Причем данные действия необходимо будет производить в любом случае в налоговом органе по месту нахождения организации. По месту нахождения подразделений ставить на учет ККТ будет не нужно.

Наиболее существенные, на наш взгляд, положения нового порядка регистрации ККТ приведены ниже:

Заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ.

При регистрации ККТ пользователь записывает в фискальный накопитель полученный от налогового органа не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, регистрационный номер ККТ, полное наименование организации-пользователя или ФИО индивидуального предпринимателя - пользователя, сведения о ККТ, в том числе о фискальном накопителе, и иные данные, необходимые для формирования отчета о регистрации, формирует отчет о регистрации и передает в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации на бумажном носителе,  в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера.

При регистрации ККТ налоговым органом осуществляются аутентификация пользователя, аутентификация фискального накопителя, используемого в ККТ, и проверка достоверности вносимых сведений и сформированного фискального признака, на основании которых пользователю предоставляется карточка регистрации ККТ.

Заявление о перерегистрации ККТ подается пользователем в любой налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации ККТ.

В случае подачи заявления о перерегистрации ККТ в связи с установкой в ККТ нового фискального накопителя вместе с таким заявлением подается отчет об изменении параметров регистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя, сформированный контрольно-кассовой техникой при замене фискального накопителя.

Заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается пользователем в любой территориальный налоговый орган не позднее одного рабочего дня со дня передачи экземпляра ККТ другому пользователю, а в случае хищения или потери - не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения факта хищения или потери.

В случае перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или снятия ККТ с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя.

 Государственный реестр ККТ, который в соответствии с прежней редакцией Закона №54-ФЗ вела ФНС, отменен. Вместо него ФНС теперь ведет реестры ККТ и фискальных накопителей.

Основной смысл этих реестров заключается в том, что изготовители ККТ и ФН обязаны представлять сведения о каждом изготовленном ими экземпляре ККТ или ФН. При регистрации (перерегистрации) ККТ будет проверяться указанная информация в данных реестрах.

Пользователи при перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя и снятии с регистрационного учета ККТ, которая применялась в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, обязаны осуществить считывание фискальных данных всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить эти фискальные данные в налоговые органы вместе с заявлением о перерегистрации ККТ или о снятии ККТ с регистрационного учета.

В случае, если выявлена контрольно-кассовая техника, не соответствующая требованиям законодательства РФ о применении ККТ, такая контрольно-кассовая техника подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

О порядке вступления в действие Закона №290-ФЗ и обязательных сроках перехода на применение "онлайн касс"

Организации и индивидуальные предприниматели вправе до 01.02.2017 осуществлять регистрацию ККТ в прежнем порядке. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в прежнем порядке до 01.07.2017

Организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с 01.02.2017 с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

До 01.02.2017 положения Закона о ККТ (в редакции рассматриваемого Закона №290-ФЗ) об обязательном заключении договора с оператором фискальных данных и о передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. 

Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением касс, расположенных в удаленных местностях. 

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар в прежнем порядке (без учета положений Закона №290-ФЗ), до 01.07.2018. 

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в прежнем порядке до 01.07.2018. 

В случае если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с прежней редакцией Закона о ККТ были вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018. В новой редакции Закона перечень лиц, которые имеют на это право, претерпел изменения.

Например, теперь в Законе более нет нормы о праве неиспользования ККТ при осуществлении наличных расчетов  при оказании услуг населению в случае выдачи бланков строгой отчетности. Как нет права не применять ККТ и лицам, применяющим патентную систему налогообложения или уплачивающим ЕНВД.

В то же время в новой редакции Закона прямо перечислены виды услуг, расчеты по которым разрешается осуществлять без применения ККТ (без указания на налоговый режим, применяемый продавцом услуги, и без указания на необходимость выдачи покупателю бланка строгой отчетности или иного документа, подтверждающего оплату). К таким видам услуг Закон относит как раз те, что до сих пор могли подпадать под "освобождение" от обязанности применения ККТ в силу того, что сами услуги могли подпадать либо под ЕНВД, либо по ПСН, либо по ним могли формироваться бланки строгой отчетности:

- ремонт и окраска обуви;

- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

- вспашка огородов и распиловка дров;

- услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

- сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Одновременно, новая редакция Закона устанавливает правило о том, что в любом случае освобождение от обязанности применения ККТ не применяется в случае реализации товаров, относящихся к подакцизным (хотя, на наш взгляд, в итоговом перечне видов деятельности, расчеты по которой допускаются без применения ККТ, очень сложно найти тот, который бы предполагал возможность реализации подакцизных товаров).

 В заключение еще раз напомним, что в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с прежней редакцией Закона о ККТ были вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними только до 01.07.2018.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, также имеют право не применять в составе таких торговых автоматов ККТ только до 01.07.2018.

Исп. Лебедев И.А.

 

 

 [1] упоминание в названии Закона о ККТ и по его тексту на расчеты с применением электронных средств платежа осуществлено рассматриваемым в настоящем Обзоре Законом №290-ФЗ, и приведенное название Закона о ККТ представлено с уже учетом этих изменений.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6