Об изменениях в случаях обязательного аудита для непубличных АО (законы №99-ФЗ и №114-ФЗ от 16.04.22)

Информируем о:

- Федеральном законе от 16.04.2022 № 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 99-ФЗ);

- Федеральном законе от 16.04.2022 № 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 114-ФЗ).

1. Закон № 99-ФЗ официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 16.04.2022 и вступает в силу по его прямому указанию с 01.01.2023.

Непубличные АО с 01.01.2023 будут обязаны проводить аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности только в случаях, предусмотренных законом (в том числе на основании критериев, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Иными словами, из закона исключена обязанность проводить аудит только в силу принадлежности к организационно-правовой форме - непубличному АО.

Напомним, что статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" предусмотрены случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые касаются в том числе непубличных АО. В частности, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

- организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

- организаций, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

Также указанная статья дополняется еще одним случаем (обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования"), который мы рассмотрим подробнее ниже в настоящем информационном сообщении при рассмотрении правок, вносимых Законом № 114-ФЗ.

Дополнительно к настоящему информационному письму прилагаем Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, направленный Информационным сообщением Минфина России от 19.01.2022 № ИС-аудит-50. Оно разработано без учета последних правок, однако достаточно удобно для определения иных случаев обязательного аудита.

Также считаем важным отметить, что какие-либо переходные положения, которые бы касались обязательного аудита в отношении отчетности непубличных АО за 2022 года, в законе отсутствуют. По нашему мнению, непубличное АО вправе не проводить аудит отчетности за 2022 год, если в силу изменений он становится с 01.01.2023 для такого АО необязательным, так как сама обязанность по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год возникнет после 01.01.2023, а иное не установлено переходными положениями (в отличие от части 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2020 № 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", которым также исключались некоторые случаи обязательного аудита).

При этом полагаем, что если в Уставе предусмотрено проведение аудита, то до внесения изменений в Устав Общество проводит аудиторскую проверку в соответствии с Уставом (до внесения изменений в Устав). При этом такой аудит, на наш взгляд, является инициативным, а не обязательным в смысле законодательства.

В остальном Законом № 99-ФЗ статья 67.1 ГК РФ приводится в соответствие с положениями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Так, Законом № 99-ФЗ предусматривается в отношении публичных акционерных обществ, а также непубличных акционерных обществ, подпадающих под обязательный аудит, на основании федеральных законов обязанность привлекать для проведения такого аудита только аудиторские организации. А в случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по требованию акционеров, совокупная доля участия которых в уставном капитале общества составляет 10 и более процентов, предусматривается диспозитивное регулирование: такие акционеры могут привлечь аудиторскую организацию или индивидуального аудитора, которые должны быть независимы в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

При этом указано, что общества с ограниченной ответственностью для проведения аудита вправе, а в отдельных случаях обязаны привлекать аудиторскую организацию или индивидуального аудитора, которые должны быть независимыми от самого общества. Напомним, что в силу пункта 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит вправе проводить только аудиторская организация.

2. Закон № 114-ФЗ официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 16.04.2022 и вступает в силу по его прямому указанию со дня его официального опубликования, т.е. с 16.04.2022, за исключением отдельных положений.

Рассмотрим правки, касающиеся отмены обязательного аудита для некоторых непубличных АО, а также сопутствующие правки, регулирующие проведение аудиторских проверок. Все указанные правки (статья 1, 3 и 5 Закона № 114-ФЗ) вступают в силу с 01.01.2023.

2.1. Статьей 5 Закона № 114-ФЗ, вносятся изменения в Федеральный закон от 30.12.2002 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования".

По нашему мнению, для указанных АО обязательность проведения аудита фактически не была отменена, в связи с этим, считаем, что обязательному аудиту подлежит в том числе бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2022 год.

2.2. Статьей 1 Закона № 114-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

Вводится пункт 3.1. статьи 88 Закона об АО, согласно которому:

- публичное общество для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязано привлечь аудиторскую организацию;

- непубличное общество в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Закона об АО вправе привлечь аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) общества для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае наличия обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязано привлечь аудиторскую организацию.

Вводится пункт 3 статьи 54 Закона об АО - в случае отсутствия обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности совет директоров (наблюдательный совет) непубличного общества, а если его функции осуществляет общее собрание акционеров, лицо или орган, определенные уставом непубличного общества, к компетенции которых относится принятие решения о проведении общего собрания акционеров, вправе принять решение о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и, если принято такое решение, обязаны включить в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества.

По всему закону формулировки "утверждение аудитора" изменены на "назначение аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества".

По нашему мнению, приведение Устава АО в соответствие с измененными формулировками не требуется, Устав продолжает действовать в части, не противоречащей новым положениям закона.

2.3. Статьей 3 Закона № 114-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО).

В основном правки Закона об ООО носят технический характер и согласовывают терминологию с действующим законодательством. По нашему мнению, приведение Устава ООО в соответствие с измененными формулировками не требуется, Устав продолжает действовать в части, не противоречащей новым положениям закона.

Установлено, что внеочередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества по его инициативе, по требованию совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества , а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества, если уставом общества не предусмотрено, что для созыва внеочередного собрания участников общества требуется меньшее количество голосов.

Также более подробно изложен пункт 2 статьи 49 Закона об АО, касающийся раскрытия информации, - в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно раскрывать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а в случае, если указанная отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.

По нашему мнению, указанный пункт касается ООО, которые публично размещают облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, в связи с этим обязанность по раскрытию аудиторского заключения возникает в случае, когда обязательному аудиту подлежит отчетность указанных лиц.

2.4. Остальные правки Закона № 114-ФЗ касаются обеспечения финансовой устойчивости экономики РФ. Коротко рассмотрим основные положения.

Статьей 2 Закона № 114-ФЗ предусмотрено, что федеральным законом может быть предусмотрено прекращение обращения акций российских эмитентов за пределами РФ, организованного посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов (введен пункт 11 статьи 16.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Статьей 4 Закона № 114-ФЗ предусмотрено, что РФ в лице Минфина России на основании отдельных решений Правительства РФ вправе приобретать за счет средств Фонда национального благосостояния привилегированные акции кредитных организаций (введены пункты 3.1 и 3.2 статьи 96.11 БК РФ).

Статьей 6 Закона № 114-ФЗ предусмотрено, что не допускаются размещение и (или) организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов. Установлены переходные положения. А также определено, что Правительством РФ устанавливается порядок, в соответствии с которым может быть принято решение о продолжении обращения за пределами РФ акций российских эмитентов, организация обращения которых до 26.04.2022 включительно (10 дней с даты официального опубликования) осуществлялась посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов.

Приложение: Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, направленный Информационным сообщением Минфина России от 19.01.2022 № ИС-аудит-50 (файл формат MS Word).

Исп.  Шумилина М.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено