Об изменениях в случаях обязательного аудита для непубличных АО (законы №99-ФЗ и №114-ФЗ от 16.04.22)

Информируем о:

- Федеральном законе от 16.04.2022 № 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 99-ФЗ);

- Федеральном законе от 16.04.2022 № 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 114-ФЗ).

1. Закон № 99-ФЗ официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 16.04.2022 и вступает в силу по его прямому указанию с 01.01.2023.

Непубличные АО с 01.01.2023 будут обязаны проводить аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности только в случаях, предусмотренных законом (в том числе на основании критериев, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Иными словами, из закона исключена обязанность проводить аудит только в силу принадлежности к организационно-правовой форме - непубличному АО.

Напомним, что статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" предусмотрены случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые касаются в том числе непубличных АО. В частности, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

- организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

- организаций, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

Также указанная статья дополняется еще одним случаем (обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования"), который мы рассмотрим подробнее ниже в настоящем информационном сообщении при рассмотрении правок, вносимых Законом № 114-ФЗ.

Дополнительно к настоящему информационному письму прилагаем Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, направленный Информационным сообщением Минфина России от 19.01.2022 № ИС-аудит-50. Оно разработано без учета последних правок, однако достаточно удобно для определения иных случаев обязательного аудита.

Также считаем важным отметить, что какие-либо переходные положения, которые бы касались обязательного аудита в отношении отчетности непубличных АО за 2022 года, в законе отсутствуют. По нашему мнению, непубличное АО вправе не проводить аудит отчетности за 2022 год, если в силу изменений он становится с 01.01.2023 для такого АО необязательным, так как сама обязанность по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год возникнет после 01.01.2023, а иное не установлено переходными положениями (в отличие от части 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2020 № 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", которым также исключались некоторые случаи обязательного аудита).

При этом полагаем, что если в Уставе предусмотрено проведение аудита, то до внесения изменений в Устав Общество проводит аудиторскую проверку в соответствии с Уставом (до внесения изменений в Устав). При этом такой аудит, на наш взгляд, является инициативным, а не обязательным в смысле законодательства.

В остальном Законом № 99-ФЗ статья 67.1 ГК РФ приводится в соответствие с положениями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Так, Законом № 99-ФЗ предусматривается в отношении публичных акционерных обществ, а также непубличных акционерных обществ, подпадающих под обязательный аудит, на основании федеральных законов обязанность привлекать для проведения такого аудита только аудиторские организации. А в случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по требованию акционеров, совокупная доля участия которых в уставном капитале общества составляет 10 и более процентов, предусматривается диспозитивное регулирование: такие акционеры могут привлечь аудиторскую организацию или индивидуального аудитора, которые должны быть независимы в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

При этом указано, что общества с ограниченной ответственностью для проведения аудита вправе, а в отдельных случаях обязаны привлекать аудиторскую организацию или индивидуального аудитора, которые должны быть независимыми от самого общества. Напомним, что в силу пункта 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит вправе проводить только аудиторская организация.

2. Закон № 114-ФЗ официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 16.04.2022 и вступает в силу по его прямому указанию со дня его официального опубликования, т.е. с 16.04.2022, за исключением отдельных положений.

Рассмотрим правки, касающиеся отмены обязательного аудита для некоторых непубличных АО, а также сопутствующие правки, регулирующие проведение аудиторских проверок. Все указанные правки (статья 1, 3 и 5 Закона № 114-ФЗ) вступают в силу с 01.01.2023.

2.1. Статьей 5 Закона № 114-ФЗ, вносятся изменения в Федеральный закон от 30.12.2002 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования".

По нашему мнению, для указанных АО обязательность проведения аудита фактически не была отменена, в связи с этим, считаем, что обязательному аудиту подлежит в том числе бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2022 год.

2.2. Статьей 1 Закона № 114-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

Вводится пункт 3.1. статьи 88 Закона об АО, согласно которому:

- публичное общество для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязано привлечь аудиторскую организацию;

- непубличное общество в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Закона об АО вправе привлечь аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) общества для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае наличия обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязано привлечь аудиторскую организацию.

Вводится пункт 3 статьи 54 Закона об АО - в случае отсутствия обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности совет директоров (наблюдательный совет) непубличного общества, а если его функции осуществляет общее собрание акционеров, лицо или орган, определенные уставом непубличного общества, к компетенции которых относится принятие решения о проведении общего собрания акционеров, вправе принять решение о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и, если принято такое решение, обязаны включить в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества.

По всему закону формулировки "утверждение аудитора" изменены на "назначение аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества".

По нашему мнению, приведение Устава АО в соответствие с измененными формулировками не требуется, Устав продолжает действовать в части, не противоречащей новым положениям закона.

2.3. Статьей 3 Закона № 114-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО).

В основном правки Закона об ООО носят технический характер и согласовывают терминологию с действующим законодательством. По нашему мнению, приведение Устава ООО в соответствие с измененными формулировками не требуется, Устав продолжает действовать в части, не противоречащей новым положениям закона.

Установлено, что внеочередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества по его инициативе, по требованию совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества , а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества, если уставом общества не предусмотрено, что для созыва внеочередного собрания участников общества требуется меньшее количество голосов.

Также более подробно изложен пункт 2 статьи 49 Закона об АО, касающийся раскрытия информации, - в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно раскрывать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а в случае, если указанная отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.

По нашему мнению, указанный пункт касается ООО, которые публично размещают облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, в связи с этим обязанность по раскрытию аудиторского заключения возникает в случае, когда обязательному аудиту подлежит отчетность указанных лиц.

2.4. Остальные правки Закона № 114-ФЗ касаются обеспечения финансовой устойчивости экономики РФ. Коротко рассмотрим основные положения.

Статьей 2 Закона № 114-ФЗ предусмотрено, что федеральным законом может быть предусмотрено прекращение обращения акций российских эмитентов за пределами РФ, организованного посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов (введен пункт 11 статьи 16.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Статьей 4 Закона № 114-ФЗ предусмотрено, что РФ в лице Минфина России на основании отдельных решений Правительства РФ вправе приобретать за счет средств Фонда национального благосостояния привилегированные акции кредитных организаций (введены пункты 3.1 и 3.2 статьи 96.11 БК РФ).

Статьей 6 Закона № 114-ФЗ предусмотрено, что не допускаются размещение и (или) организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов. Установлены переходные положения. А также определено, что Правительством РФ устанавливается порядок, в соответствии с которым может быть принято решение о продолжении обращения за пределами РФ акций российских эмитентов, организация обращения которых до 26.04.2022 включительно (10 дней с даты официального опубликования) осуществлялась посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов.

Приложение: Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, направленный Информационным сообщением Минфина России от 19.01.2022 № ИС-аудит-50 (файл формат MS Word).

Исп.  Шумилина М.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6