Обзор Рекомендаций МФ РФ по аудиту бухгалтерской отчетности за 2021 год

Информируем о том, что на сайте Минфина РФ в разделе Разъяснений и рекомендаций по аудиторской деятельности 19.01.2022 были опубликованы Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год (приложение к письму Министерства финансов РФ от 18.01.2022 № 07-04-09/2185) (https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/standarts/explained/).

Традиционно мы обращаем внимание на указанные Рекомендации, причем не только лиц, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту[1], а вообще всех тех экономических субъектов, которые формируют бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями законодательства РФ. Связано это с тем, что Минфин РФ помимо прямых рекомендаций аудиторам по проведению аудита годовой отчетности в этом документе также обращает внимание на отдельные вопросы её составления и представления, что должно представлять интерес прежде всего для тех, кто такую отчетность готовит.

Для нас выбор освещаемых Минфином РФ в своих ежегодных Рекомендациях вопросов, касающихся подготовки и аудита бухгалтерской отчетности, каждый раз не является очевидным.

В этом году в связи с вступлением в силу (в том числе, предполагаемым вступлением в силу для обязательного применения с 01.01.2022) новых ФСБУ мы, конечно же, ожидали появления разъяснений в части каких-то наиболее острых и спорных вопросов в этой части.

Частично наши ожидания оправдались (хотя мы не можем сказать, что выбранные Минфином для освещения темы - это самые часто обсуждаемые в нашей практике, и даже по тем вопросам, которые Минфин в Рекомендациях выделил, он таким образом их осветил, что мы не можем говорить о том, что это позволит однозначно снять все имевшие место сомнения у тех, у кого они были).

Частично Минфин, как обычно, остановился на принятых в 2021 году новых нормативных изменениях - в этом году применительно к вопросам представления бухгалтерской отчетности.

Выбор остальных вопросов для их раскрытия в Рекомендациях для нас опять является не совсем понятным.

Далее отметим освещенные Минфином РФ темы и основные сделанные по ним выводы.

1. В разделе, посвященном непосредственно проведению аудита бухгалтерской отчетности за 2021 год:

1.1. Влияние ситуации, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции.

На самом деле данное обстоятельство Минфином в Рекомендациях выделено в отдельный самостоятельный раздел (т.е. так, как будто данный вопрос относится одновременно и к осуществлению аудиторских процедур, и к отдельным вопросам подготовки бухгалтерской отчетности). Но по своему содержанию данный подраздел целиком относится исключительно к вопросам проведения аудита в условиях продолжающегося распространения коронавирусной инфекции. При этом по сути ничего нового Минфин РФ не этот раз не сказал, еще раз обратив внимание на то, что пандемия должна быть учтена при оценки аудиторских рисков, и перечислив те свои письма и комментарии, которые на этот счет были ранее выпущены и размещены на сайте самого ведомства (все они касаются именно аудиторских процедур и особенностей проведения аудита в текущих условиях, и все они были выпущены еще в 2020 году);

1.2. Особенности проведения аудита отчетности за 2021 год.

Выделим следующие вопросы, отмеченные Минфином РФ и которые могут представлять интерес не только для аудиторов, но и для аудируемых лиц:

- обращено внимание, что обязательный аудит отчетности за 2021 год может проводить только аудиторская организация (и не может проводить индивидуальный аудитор). Более того отмечено, что с 01.01.2022 индивидуальный аудитор не вправе проводить обязательный аудит в том числе отчетности за отчетные периоды, предшествующие 2021 году (но ранее выданные им аудиторские заключения за такие периоды продолжают признаваться);

- Минфин РФ выделил ряд вопросов, на которые аудитор должен обратить особое внимание при проведении аудита бухгалтерской отчетности. Большинство из них касается процедуры планирования аудита и непосредственно самих аудиторских процедур. Прямо и непосредственно аудируемых лиц затрагивают вопросы изучения в ходе аудита информации о связанных сторонах (МСА 550 "Связанные стороны") и применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности"). Обращаем внимание на данное обстоятельство, в том числе, для объяснения причин, по которым аудитор в ходе аудита данным вопросам будет уделять особо пристальное внимание;

- по вопросу представления аудиторского заключения обращено внимание, что аудиторской организацией, индивидуальным аудитором оно представляется только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг. Обязанности по представлению аудиторского заключения в налоговый орган для его размещения в ГИРБО исполняет аудируемое лицо. Минфин напомнил, что аудиторское заключение направляется аудируемым лицом в налоговый орган вместе с сопроводительным документом. Последнее передается в виде электронного документа с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, для представления аудиторского заключения в виде электронного документа применяется формат PDF.

2. В разделе, посвященном отдельным вопросам составления и представления бухгалтерской отчетности за 2021 год.

2.1. Применение ФСБУ 25/2018, ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020.

Минфин РФ напомнил о возможности организации принять решение о досрочном начале применения указанных выше стандартов (в обязательном порядке они вводятся в действие только с 01.01.2022) и обратил внимание, что такое решение обязательно должно быть раскрыто в отчетности за 2021 год.

К сожалению, непосредственно в отношении самих указанных выше стандартов Минфин РФ в Рекомендациях изложил точку зрения лишь по 4-м вопросам из множества имеющихся (по нашим оценкам) на сегодня некоторым неопределенностям при их применении. Но даже эти 4 вопроса (один по ФСБУ 6/2020 "Основные средства", остальные по ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды") могут быть полезны экономическим субъектам, в том числе тем, которые с 2022 года еще только начинают применение новых стандартов и в настоящее время заняты вопросами подготовки учетной политики в соответствующей части:

- по ФСБУ 6/2020 раскрыт вопрос об установлении стоимостного лимита единицы основных средств. Из всего многообразия возможных в этой части подходов фактически Минфин РФ указал на один, как единственно возможный по его мнению: лимит стоимости должен устанавливаться организацией для единицы основного средства, а не для совокупности единиц основных средств. Обоснованием этого Минфин считает то, что пункту 5 ФСБУ 6/2020 ссылка на существенность информации при определении лимита дана применительно к активу (объекту учета), а не совокупности единиц актива.

Тем самым, фактически Минфин РФ отвергает какие-либо иные подходы к установлению лимита стоимости основных средств, кроме как в абсолютном значении применительно к единице актива.

При этом считаем, что Минфин РФ в данном случае никак не затронул вопрос о том, может ли быть такой размер определен разным для разных групп основных средств (по нашему мнению - да, может);

- по ФСБУ 25/2018 освещены вопросы:

1) определения срока аренды для целей бухгалтерского вопроса. К сожалению, кроме повторения общих фраз самого стандарта о том, что должны учитываться возможности сторон изменять указанные сроки и условия и намерения реализации таких возможностей, и что необходимо принимать во внимание наличие достаточной уверенности в продлении или прекращении аренды, уместные факты и обстоятельства, которые приводят к возникновению экономического стимула для продления или прекращения аренды, в том числе прошлую практику организации в отношении периода, в течение которого обычно используются определенные виды активов (предоставленные в аренду или находящиеся в собственности), а также экономические причины такой практики, Минфином более ничего не сказано. В том числе, никак не прокомментирован вопрос о признании договора аренды заключенным на неопределенный срок в случае, когда оценка вышеперечисленного не позволяет организации с достаточной уверенностью определять какой-либо определенный срок аренды;

2) учет НДС в составе арендных платежей: Минфин указал, что как для арендатора, так и для арендодателя сумма НДС (возмещаемого и невозмещаемого) представляет собой обязательство по уплате налогов, возникающее вследствие исполнения требований законодательства о налогах и сборах. Исходя из этого, сумма НДС, которая должна быть уплачена арендатором, не является частью арендных платежей, обусловленных договором аренды, не включается в состав арендных платежей при оценке обязательства по аренде согласно ФСБУ 25/2018 (независимо от порядка возмещения (вычета) НДС) и подлежит признанию арендатором в бухгалтерском учете в качестве обязательства в момент возникновения обязанности по ее уплате;

3) единство учетной политики для схожих (на примере одинакового срока полезного использования) активов и права пользования активами: Минфин указал, что организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов (незавершенных капитальных вложений, основных средств, др.). Одним из признаков такой "схожести" Минфин назвал совпадение СПИ актива (например, объекта основных средств) и ППА (с учетом того, что СПИ ППА не может превышать срок договора аренды). Полагаем, что примером в данном случае может служить собственный автомобиль, для которого организация установила СПИ совпадающий со СПИ для ППА в отношении лизингового автомобиля. Видимо, имеется в виду, что в отношении основного средства - собственного автомобиля, и права пользования лизинговым автомобилем в этом случае должны применяться единые правила учетной политики.

Но в чём же конкретно при установлении схожести актива и ППА должно выражаться "соблюдение единства учетной политики", Минфин РФ, к сожалению не уточнил. Допускаем, что речь может идти о выборе метода начисления амортизации (методы начисления амортизации в ФСБУ 25/2018 не определены), основаниях для проверки и пересмотра СПИ, о выборе способа последующей оценки (никак не определено в ФСБУ 25/2018). Неоднозначным для нас остается вопрос о необходимости определения ликвидационной стоимости для ППА (в ФСБУ 25/2018 на этот счет ничего не сказано, но, возможно Минфин в этой части также имеет в виду о необходимости соблюдения принципа единства учетной политики - полной уверенности в данных предположениях у нас на сегодня нет).

Раскрытие предстоящих изменений учетной политики в годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г.

В отношении планируемого перехода на применение с 2022 года новых федеральных стандартов хотели бы особое внимание обратить на важную позицию Минфина, отраженную в разделе Рекомендаций по отдельным вопросам составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными и некредитными финансовыми организациями.

Обычно мы данный раздел не рассматриваем в силу специфичности раскрываемых там вопросов учета и отчетности, применимых только для экономических субъектов соответствующих видов деятельности.

Но в данном случае мы полагаем, что приведенная позиция Минфина РФ в отношении отчетности за 2021 год кредитных и некредитных финансовых организаций может быть важна для всех.

Минфин указал следующее:

"С 01.01.2022 вступили в силу для обязательного применения ФСБУ 25/2018, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020...

В связи с этим согласно МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки", введенному в действие на территории РФ приказом МФ РФ от 28.12.2015 № 217н, в годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. подлежит раскрытию характер предстоящих изменений в учетной политике, анализ ожидаемого влияния их на бухгалтерскую отчетность либо информация о том, что такое влияние не может быть обоснованно оценено".

Безусловно, в приведенной выше формулировке обращает на себя внимание обоснование, сделанное через ссылки на МСФО. Для кредитных организаций (еще раз повторим, что Минфин привел данное указание именно в разделе, посвященном отдельным вопросам формирования отчетности такими организациями) применение МСФО фактически обязательно (в том числе, на основе положений закона о консолидированной финансовой отчетности).

Но для основной группы экономических субъектов всеобщей обязательности применения МСФО (особенно упомянутого выше МСФО (IAS) 8) нет.

В российских нормативных актах (например, в ПБУ 1/2008), на наш взгляд, нет тех положений, которые могли бы однозначно трактоваться аналогичным образом.

Означает ли это, что некредитные организации в отчетности за 2021 год не должны раскрывать последствия изменений с 2022 года своей учетной политики в связи с началом применения новых ФСБУ?

Однозначный ответ на данный вопрос мы дать не можем.

С одной стороны, мы должны признать, что организация при подготовке отчетности за 2021 год объективно еще может не иметь возможности достоверно оценить последствия перехода с 2022 года на новые стандарты. Еще может быть не сформирована учетная политика на 2022 год для возможности такой оценки (по ПБУ 1/2008 она в любом случае будет применяться с начала 2022 года, даже если будет утверждена позднее).

С другой стороны, при наличии соответствующей информации и понимании существенности её значения для понимания пользователями финансового положения и результатов деятельности организации, на наш взгляд, она конечно же должна быть раскрыта в пояснениях к отчетности (например, в составе информации о событиях после отчетной даты).

В целом, мы не можем утверждать о всеобщей обязательности такого раскрытия для тех, для кого применения МСФО (IAS) 8 не является обязательным.

Но считаем, что в каждой конкретной ситуации решение зависит от конкретных обстоятельств. В связи с чем полагаем, что данный вопрос следует, в том числе, отдельно обсудить с аудитором для принятия итогового окончательного решения.

2.2. Применение ФСБУ 5/2019 "Запасы"

В отличие от рассмотренных выше стандартов ФСБУ 5/2019 вступил в силу для обязательного применения уже с 01.01.2021 (и, соответственно, применение данного стандарта напрямую влияет на показатели бухгалтерской отчетности за 2021 год). В отношении данного стандарта Минфин РФ осветил следующие вопросы:

1) Перспективное отражение последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019: в части особенностей применения перспективного перехода на ФСБУ 5/2019 Минфин указал на то, что при его применении в отношении объектов (запасов), которые до 01.01.2021 были отпущены в производство, но согласно правилам, действовавшим до начала применения ФСБУ 5/2019, продолжали отражаться в бухгалтерском учете организации в составе запасов, допустимо применять способы ведения бухгалтерского учета (в том числе способы погашения стоимости), избранные организацией до начала применения ФСБУ 5/2019. Полагаем, что в данном случае Минфин имеет спецодежду, специнструмент, спецоснастку, которые до 01.01.2021 независимо от СПИ могли учитываться в составе запасов и по которым организация могла установить способ переноса стоимости на затраты, предполагающий не единовременное списание (что и могло привести к тому, что на 01.01.2021 в учете могли остаться уже переданные в производство, но еще не списанные полностью по стоимости объекты учета).

Обращаем внимание, что при выражении мнения по данному вопросу Минфин РФ указал на то, что "допустимо" применять прежние правила переноса стоимости на расходы в отношении рассмотренных объектов, что, видимо, означает, что организация может принять по ним и иное решение (т.е. в момент перехода на ФСБУ 5/2019, в том числе на перспективной основе) списать остаточную стоимость таких объектов единовременно в качестве последствий изменения учетной политики);

2) Признание премий, льгот, бонусов в себестоимости запасов: Минфин обратил внимание на то, что не любые премии, льготы, бонусы должны (уплаченные или еще только подлежащие уплате) должны учитываться при определении стоимости принимаемых к учету запасов. А только те, которые непосредственно связаны с приобретением конкретной единицы запасов, признанных в бухгалтерском учете.

Полагаем, что применительно к распространенным на практике "ретро-бонусам" это означает, что их размер, даже при наличии уверенности в его определении на дату принятия приобретаемых запасов к учету, должен быть учтен, только если сам такой "ретро-бонус" прямо может быть идентифицирован с приобретением конкретных единиц запасов. Если по условиям договора право на него возникает, но при этом оно не связано с приобретением каких-то конкретных запасов, то такой бонус не должен учитываться в стоимости приобретаемых запасов на дату принятия их к учету, даже если организация планирует выполнить все условия договора и в конечном итоге получить этот бонус или даже если она его уже получила;

3) Учет управленческих расходов: Минфин напомнил, что согласно ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются управленческие расходы. Но при этом стандарт делает исключение из этого правила -кроме случаев, когда управленческие расходы непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Минфин указал, что для этих целей организация должна самостоятельно определить, какие именно управленческие расходы для неё непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. А аудитор в ходе аудита бухгалтерской отчетности, наряду с иными выводами, должен сделать вывод об обоснованности принятого аудируемым лицом решения о включении управленческих расходов в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.

Таким образом, Минфин не отрицает саму возможность обоснования того, что какие-то управленческие расходы могут быть признаны непосредственно связанными с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. И, не приводя никаких примеров, отдает решение о том, какие именно управленческие расходы могут быть признаны такими, на откуп организации. С указанием на то, что аудитор должен будет проверить обоснованность такого решения (причем, почему-то без указания на зависимость такой необходимости от существенности соответствующего вопроса).

Обращаем внимание, что данный вывод, по нашему мнению, должен быть также применим и к аналогичным вопросам (вопросам учета управленческих расходов в стоимости активов) в рамках применения ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;

2.3. Выбор способов бухгалтерского учета, в том числе на основе рекомендаций субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Минфин напомнил о том, как Законом о бухучете предусмотрено нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ - от ФСБУ (к которым на сегодня относятся в том числе все действующие ПБУ) до отраслевых стандартов и рекомендаций в области бухгалтерского учета, которые в любом случае не должны противоречить Закону о бухучете, а отраслевые стандарты и рекомендации также не должны противоречить федеральным стандартам.

В этом плане актуальным стал вопрос о том, когда можно утверждать о непротиворечивости документов в области регулирования бухгалтерского учета указанным выше принципам?

Минфин указал, что документ в области регулирования бухгалтерского учета, отличный от федеральных стандартов, не считается противоречащим федеральным стандартам, если им:

а) усиливается конкретное требование к бухгалтерскому учету, установленное федеральным стандартом;

б) определяются специфические для конкретных видов экономической деятельности способы и (или) формы реализации требований, установленных федеральными стандартами;

в) определяются либо конкретизируются специфические для конкретных видов экономической деятельности формы реализации допустимого способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральными стандартами;

г) предусматривается применение не всех допустимых способов ведения бухгалтерского учета, установленных федеральными стандартами, в отдельных видах экономической деятельности;

д) дополняются либо конкретизируются состав и объем информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К сожалению, конкретных примеров Минфин не привел.

Но более подробно он подошел к теме применения рекомендаций субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Значение таких субъектов с принятием ФСБУ в последнее время возросло (особенно одного из них, действительно являющегося основным разработчиком проектов новых ФСБУ, но при этом также активно выпускающего свои рекомендации по отдельным вопросам учета и ссылающегося на них чуть ли не как на нормативный источник - http://bmcenter.ru/).

Полагаем, что Минфин фактически был вынужден осветить данный вопрос, так как, например, его собственная позиция по вопросу подхода к определению лимита стоимости основных средств для целей ФСБУ 6/2020 разошлась с выпущенными указанными субъектами рекомендациями (эти рекомендации настаивали на необходимости установления лимита путем определения существенных и несущественных групп активов без фиксации какого-либо значения лимита применительно к стоимости каждой отдельной единицы).

Что указал Минфин? Он отметил что Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны:

- создавать препятствия осуществлению деятельности организации;

- противоречить федеральным и отраслевым стандартам бухгалтерского учета.

И в любом случае их применение экономическими субъектами осуществляется на добровольной основе в отличие от стандартов бухгалтерского учета, которые обязательны к применению (если иное не установлено самими стандартами).

Полагаем, что если бы Минфин не считал отдельные публикуемые Рекомендации противоречащими указанным выше принципам, он не стал бы включать соответствующий раздел в свой документ (не очень, правда, ясно, почему это сделано не в виде письма в адрес всех экономических субъектов, а путем формулирования отдельного раздела в документе, направляемом прежде всего аудиторам по вопросам проведения ими годового аудита).

К сожалению, при этом Минфин прямо не привел никаких конкретных примеров, что создает проблему для организаций, принимающих решения по отдельным вопросам учета, ориентируясь, в том числе, на позиции, нашедшие отражение в рекомендациях профессионального сообщества.

2.4. Понятие раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

На сегодня основной объем информации, приводимой в бухгалтерской отчетности, приходится не на унифицированные формы отчетности, а на пояснения к ней. И Минфин в очередной раз напомнил о необходимости соблюдения требований ПБУ и ФСБУ относительно раскрытия в отчетности предусмотренной этими документами информации.

В качестве примеров (полагаем, имеющих с точки зрения Минфина, особое значение) приведено ПБУ 2/2008 (устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда), ПБУ 11/2008 (устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах), ПБУ 9/99 (устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций), ПБУ 12/2010 (устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций).

Особенно Минфин подчеркнул, что понятие "раскрытие информации в бухгалтерской отчетности" означает включение (отражение) соответствующей информации в бухгалтерскую отчетность.

Полагаем, что в данном случае Минфин имеет в виду, что, если стандарт предусматривает необходимость раскрытия какой-то информации, такая информация должна быть прямо и непосредственно приведена в бухгалтерской отчетности именно в порядке раскрытия в соответствии с соответствующим нормативным документом. Чтобы пользователю отчетности не было нужды самостоятельно в этой части оценивать отчетность в поисках того, что субъект, подготовивший эту отчетность, для себя "подразумевал" исполнением требований стандартов по раскрытию.

2.5. Исправления в заголовочной части бухгалтерской отчетности.

Минфин напомнил об общих правилах, касающихся ситуаций, когда в составленную и уже представленную бухгалтерскую отчетность вносятся исправления. Но отдельно рассмотрел такой нетривиальный (для нас, так как мы в своей практике с подобным не сталкивались) вопрос о ситуациях, когда возникает необходимость внесения исправлений в заголовочную часть отчетности (например, в части уточнения наименования организации или каких-то иных указываемых там сведений, которые сами по себе не являются показателями отчетности).

Минфин отметил, что если информация в заголовочной части бухгалтерской отчетности, представленной в установленном порядке, является неправильной или не отражена, организация должна внести соответствующие исправления в заголовочную часть бухгалтерской отчетности. Однако неправильное отражение (неотражение) информации в заголовочной части бухгалтерской отчетности организации не является ни ошибкой в смысле ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", ни событием после отчетной даты в смысле ПБУ 7/98 "События после отчетной даты".

Основное на что обратил внимание Минфин РФ, это то, что бухгалтерская отчетность организации, в заголовочную часть которой внесены исправления, подлежит представлению во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность.

В этой связи мы обращаем внимание, что, на наш взгляд, раз речь идет в том числе о необходимости заново представлять отчетность с исправленными данными в заголовочной части, можно признать, что фактически говорится о представлении "новой" отчетности взамен первоначально составленной (на всякий случай мы намеренно не будем называть её "исправленной", раз Минфин РФ этого напрямую не сделал в тексте своих Рекомендаций). А это значит, что если ранее по содержащей выявленные в заголовочной части ошибки отчетности было выдано аудиторское заключение, аудитору также нужно сообщить о внесенных изменениях и представить новый вариант отчетности для проведения аудиторских процедур с целью получения по ней аудиторского заключения.

2.6. Оценка объектов бухгалтерского учета в бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетности организации.

В данном разделе Минфин РФ высказал мнение, что в случае составления организацией наряду с бухгалтерской отчетностью консолидированной финансовой отчетности за один и тот же отчетный период (по состоянию на одну и ту же отчетную дату), им не усматриваются оснований для применения разных подходов к оценке одних и тех же объектов бухгалтерского учета. Но правда сделал оговорку - "если иное не установлено соответствующими стандартами бухгалтерского учета и (или) не обусловливается деятельностью организации".

Напомним, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. Таким образом, фактически Минфин РФ указал, что для тех, кто формирует консолидированную финансовую отчетность, не может быть различий в оценке одних и тех же объектов учета для целей составления бухгалтерской отчетности (составляется на основе российских стандартов) и консолидированной финансовой отчетности (составляется на основе МСФО). Если только иное (т.е. прямое отличие правил российских стандартов от МСФО) прямо не следует из текстов самих стандартов.

Напомним, что до этого в данной части не звучала такая же однозначность. Так, согласно ПБУ 1/2008 у организаций, формирующих консолидированную финансовую отчетность, имелась возможность (т.е. право) принять в учетной политике решение о применении принципов учета и правил МСФО, а не ФСБУ (причем даже в случае противоречия первых российским стандартам). Но это определено именно как добровольное решение. В отсутствие его принятия нельзя было утверждать, что оценки, осуществляемые для целей формирования бухгалтерской отчетности, обязательно должны совпадать с оценками, которые делаются при формировании консолидированной финансовой отчетности (хотя и можно соглашаться, что более логичным является то, чтобы такое совпадение было).

Теперь же Минфин фактически указал, что расхождений в принципе не должно быть. Это может привести к тому, что те организации, которые формируют консолидированную финансовую отчетность, при переходе на применение новых ФСБУ (основные положения которых требуют оценок, которые также требуются и для целей МСФО) фактически не должны разрабатывать новую учетную политику в этой части, а должны взять за основу свою учетную политику, которая применяется ими для целей формирования консолидированной финансовой отчетности.

Справочно: согласно Федеральному закону о т 27.07.2010 № 208-ФЗ требования о формировании консолидированной финансовой отчетности (готовится на основе МСФО) распространяется на:

1) кредитные организации;

2) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере ОМС);

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФов и негосударственных пенсионных фондов;

5) клиринговые организации;

6) ФГУП по перечню Правительства РФ;

7) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;

8) иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.

2.7. Учет затрат по этапам НИОКР.

Минфин отметил, что аналитический учет затрат на выполнение НИОКР целесообразно организовывать таким образом, чтобы было обеспечено формирование информации раздельно о затратах, относящихся:

а) к стадии исследований, т.е. стадии выполнения уникальных изысканий, целью которых является получение новых научных или технических знаний и достижений;

б) к стадии разработок, т.е. стадии применения результатов стадии исследований или иных знаний для планирования и проектирования производства новых или значительно улучшенных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем, услуг до начала их производства в коммерческих целях или использования.

При этом отнесение конкретных выполняемых НИОКР к названным стадиям для целей бухгалтерского учета осуществляется организацией самостоятельно. Для этого может использоваться классификация работ, предусмотренная, например, национальным стандартом РФ ГОСТ Р 58048-2017 "Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий", или Правилами и условиями предоставления поддержки реализации проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") национальной технологической инициативы, утвержденными приказом Минобрнауки России от 10.12.2020 № 1517.

Можно отметить, что в данном случае Минфин РФ указал на "целесообразность" соответствующей организации учета в рамках выполняемых НИОКР. Т.е. говорить об абсолютной обязательности соблюдения данного принципа, которые нормативно, как нам кажется, всё-таки не закреплен, нельзя. Но учитывая высказанную Минфином позицию, очевидно, что иной подход к данному вопросу должен иметь какое-то экономическое или иное обоснование.

Полный текст Рекомендаций аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год (в соответствии с его публикацией на сайте Минфина РФ) приведен ниже.

Исп. Леонов А.

 

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
аудиторским организациям, индивидуальным
аудиторам, аудиторам по проведению аудита
годовой бухгалтерской отчетности организаций
за 2021 год
(приложение к письму от 18 января 2022 г. № 07-04-09/2185)

 

В целях повышения качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, руководствуясь Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обобщил практику применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете и рекомендует аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г. (далее - бухгалтерская отчетность) обратить внимание на следующее.[2]

 

I. Влияние ситуации, обусловленной
распространением новой коронавирусной инфекции

 

 

Сложившаяся в 2020-2021 гг. ситуация, обусловленная распространением новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений, оказали и продолжают оказывать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, что, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности, в частности, при планировании аудита, рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. рекомендуется применять:
Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции, одобренные Советом по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г.;
информационное сообщение ИС-аудит-32;
письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов Минфина России от 7 апреля 2020 г. № 07-02-09/27403.
Отдельные вопросы бухгалтерского учета, связанные с деятельностью организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, обобщены в документе № ПЗ-14/2020.
Названные документы размещены на сайте Минфина России[3] соответственно в разделах "Аудиторская деятельность" и "Бухгалтерский учет и отчетность".

 

II. Осуществление аудиторских процедур[4]

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 г.

 

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона
"Об аудиторской деятельности" обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится только аудиторскими организациями. Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ положение части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" применяется начиная с обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г.
В связи с этим обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 г. вправе проводить исключительно аудиторские организации. Случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности определены частью 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Понятие бухгалтерской отчетности для целей этого Федерального закона установлено в части 3 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Начиная с 1 января 2022 г. индивидуальный аудитор не вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в том числе отчетности за отчетные периоды, предшествующие 2021 г. Вместе с тем аудиторские заключения, выданные в установленном порядке индивидуальными аудиторами по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций до 1 января 2022 г., продолжают признаваться официальными документами в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

 

 

Обязательный аудит отчетности
общественно значимых организаций за 2021 г.

 

 

Исходя из части 2 статьи 5.1 Федерального закона
"Об аудиторской деятельности", аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций вправе проводить только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Данное требование применяется начиная с аудита бухгалтерской отчетности за 2023 г.
Таким образом, обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 г. вправе проводить любые аудиторские организации при условии:
1) наличия в их штате хотя бы одного аудитора, имеющего квалификационный аттестат аудитора, выданный после 1 января 2011 г. (часть 3 статьи 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности");
2) соблюдения требования части 20 статьи 15 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ. Согласно данному требованию до дня вступления в силу порядка ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторские организации уведомляют Казначейство России о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций в порядке, предусмотренном до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ. Предполагается, что порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, вступит в силу с 1 сентября 2022 г. В связи с этим до названной даты:
аудиторская организация, оказывающая услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, обязана уведомить об этом Казначейство России;
уведомление Казначейства России производится в сроки, порядке и по форме, действовавшим до 1 января 2022 г., в частности, согласно приказу Минфина России от 8 февраля 2018 г. № 20н "Об утверждении порядка и формы уведомления Федерального казначейства о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
Казначейство России уведомляется о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, перечень которых установлен частью 1 статьи 5.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

 

Применимые стандарты аудиторской деятельности

 

Исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности", при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. необходимо руководствоваться МСА, введенными в действие на территории РФ приказом Минфина России от 9 января 2019 г. № 2н, 30 декабря
2020 г. № 335н, 27 октября 2021 г. № 163н и 9 ноября 2021 г. № 172н. В частности, МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения", МСА 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности", МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении" и согласующимися поправками к другим МСА, введенными в действие на территории РФ приказами Минфина России от 27 октября 2021 г. № 163н и от 9 ноября 2021 г. № 172н.
Помимо МСА необходимо применять следующие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения на территории РФ Советом по аудиторской деятельности:
1) Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;
2) Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;
3) Словарь терминов;
4) Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;
5) Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Все МСА и иные названные документы размещены на сайте Минфина России в разделе "Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита - Международные стандарты аудита".
При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация, индивидуальный аудитор самостоятельно определяют формы и методы проведения аудита на основе стандартов аудиторской деятельности.

 

Независимость и профессиональная этика

 

Исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности":
1) при оказании (участии в оказании) аудиторских услуг аудиторская организация, аудитор должны быть независимы. Независимость аудиторской организации, аудитора заключается в отсутствии имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц (в случаях, предусмотренных федеральными законами);
2) при оказании (участии в оказании) аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг аудиторская организация, аудитор должны соблюдать этические требования. Основные принципы этики устанавливают стандарт поведения, который ожидается от них. К этим принципам относятся: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение.
В 2021 г. Советом по аудиторской деятельности внесены изменения в Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (новая редакция действует с 15 июня 2021 г.) и Кодекс профессиональной этики аудиторов (новая редакция действует с 1 января 2022 г.). В связи с этим при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. аудиторские организации и аудиторы обязаны руководствоваться Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов в новых редакциях.

 

Соблюдение стандартов аудиторской деятельности

 

При проведении аудита бухгалтерской отчетности особое внимание должно быть обращено на:
1) требования по составлению и хранению аудиторской документации (МСА 230 "Аудиторская документация");
2) документальное оформление выявленного несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов (МСА 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности");
3) получение аудиторских доказательств (МСА 500 "Аудиторские доказательства", МСА 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях", МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода");
4) обоснование величины аудиторской выборки (МСА 530 "Аудиторская выборка");
5) изучение информации о связанных сторонах (МСА 550 "Связанные стороны");
6) применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности").
Кроме того, при проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности субъектов Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" следует обратить внимание на выполнение необходимых и достаточных процедур проверки соблюдения этими субъектами установленных требований по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

 

Планирование аудита

 

В соответствии с MCA 300 "Планирование аудита финансовой отчетности" планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита. План аудита содержит описание:
характера, сроков и объема планируемых процедур оценки рисков в соответствии с MCA 315 (пересмотренный, 2019 г.);
характера, сроков и объема запланированных дальнейших аудиторских процедур на уровне предпосылок в соответствии с MCA 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риск";
прочих запланированных аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы аудиторское задание соответствовало МСА.
Согласно MCA 300 должны быть запланированы характер, сроки и объем работы по руководству и контролю за членами аудиторской группы, а также по проверке результатов их работы. План аудита должен предусматривать конкретные сроки проведения каждой процедуры (с указанием дат). Планирование не является отдельным этапом аудита, а, скорее, носит непрерывный и циклический характер. Планирование предполагает анализ сроков определенных работ и аудиторских процедур, которые должны быть завершены до начала выполнения дальнейших аудиторских процедур.
При условии выполнения аудиторских процедур оценки рисков процесс выработки общей стратегии аудита помогает достичь определенности в таких вопросах, как распределение ресурсов по областям аудита, объем проверки работы других аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов в случае аудита группы, или количество часов, выделенных на работу с областями, характеризующимися высоким уровнем риска; осуществляется управление ресурсами, их распределение и контроль за ними.
План аудита является прикладным инструментом для осуществления контроля сроков завершения соответствующих этапов аудита, полноты выполнения необходимых аудиторских процедур, требующим постоянной актуализации, и не должен являться статическим документом, сформированным исключительно в целях его создания и предъявления контрольным (надзорным) органам.
План аудита актуализируется посредством внесения в него изменений. В ходе проведения аудита изменения вносятся в общую стратегию и план аудита при необходимости. К причинам и основаниям для внесения таких изменений относятся: наступление непредвиденных событий, изменение обстоятельств, а также получение аудиторских доказательств, собранных в ходе проведения аудиторских процедур. Вместе с тем данный перечень не следует рассматривать как закрытый и исчерпывающий.
При отклонении сроков выполнения той или иной процедуры, перечня, объемов и (или) характера необходимых процедур необходимо вносить в план аудита соответствующие изменения. В этой связи также необходимо уделять внимание своевременности подготовки аудиторской документации в целях обеспечения ее практической значимости. При осуществлении контроля качества выполнения аудиторского задания необходимо уделять внимание своевременности подготовки аудиторской документации по всем предусмотренным планом аудита процедурам, соответствия сроков подготовки документации по процедурам сроку оформления плана аудита.

 

Оценка рисков существенного искажения информации

 

В соответствии с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита" аудиторский риск является функцией риска существенного искажения и риска необнаружения. Риски существенного искажения могут существовать на двух уровнях: на уровне бухгалтерской отчетности в целом и на уровне предпосылок в отношении видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации.
В соответствии с МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) риски существенного искажения на уровне предпосылок состоят из двух компонентов: неотъемлемый риск и риск средств контроля. Для выявления рисков существенного искажения на уровне предпосылок проводится раздельная оценка соответствующих рисков.
В ходе выполнения процедур оценки рисков оценивается, имеет ли учетная политика аудируемого лица надлежащий характер и соответствует ли она применимой концепции подготовки бухгалтерской отчетности. Кроме того, получается понимание в отношении контрольной среды, связанной с подготовкой бухгалтерской отчетности, процесса оценки рисков у аудируемого лица, связанного с подготовкой бухгалтерской отчетности, процесса мониторинга системы внутреннего контроля аудируемого лица, связанной с подготовкой бухгалтерской отчетности, информационной системы и информационного взаимодействия у аудируемого лица, связанных с подготовкой бухгалтерской отчетности, компонента контрольных процедур.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны идентифицировать риски существенного искажения и определить, существуют ли они на уровне: бухгалтерской отчетности; предпосылок в отношении видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации.
Согласно МСА 540 (пересмотренный) "Аудит оценочных значений соответствующего раскрытия информации" определяется, является ли какой-либо из рисков существенного искажения значительным риском в соответствии с суждением аудиторской организации, индивидуального аудитора. Если установлено, что значительный риск существует, получается понимание средств контроля аудируемого лица, включая контрольные действия, имеющие отношение к этому риску. Этот MCA содержит специфические требования к аудиторской документации. В соответствии с ним требуется проведение ретроспективного анализа в отношении оценки риска для получения информации об эффективности процедур выработки оценочных значений руководством, аудиторских доказательств или, где это применимо, последующей переоценки, имеющей отношение к выработке оценочных значений текущего периода, а также аудиторских доказательств по таким вопросам, как неопределенность, раскрытие которой может потребоваться в бухгалтерской отчетности.
По результатам оценки выявленных рисков делается вывод об их существенности и соответственном влиянии таковых на показатели бухгалтерской отчетности. Для проведения аудита оценочных значений требуется провести указанные аудиторские процедуры, выявить риски, дать им оценку и сформировать вывод о влиянии рисков на искажение показателей бухгалтерской отчетности.

 

 

Составление аудиторской документации
в виде электронных документов

 

 

Исходя из МСА 230, аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны документировать выполненные аудиторские процедуры, полученные уместные аудиторские доказательства и сделанные выводы. Аудиторская документация может вестись на бумажном носителе либо в виде электронных документов.
В случае ведения преимущественно электронного документооборота необходимо обратить особое внимание на обеспечение конфиденциальности, полноты и достоверности аудиторской документации. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны установить процедуры контроля аудиторской документации, позволяющие обеспечить:
идентификацию лиц, подготовивших, изменивших и проверивших соответствующий документ;
установление даты подготовки каждого документа, равно как даты внесения каждого изменения в документ;
полноту и достоверность информации на всех стадиях выполнения задания, особенно в случаях, когда информация передается внутри аудиторской группы;
предотвращение несанкционированного внесения изменений в аудиторскую документацию;
доступ к аудиторской документации по соответствующему аудиторскому заданию только членов аудиторской группы и иных уполномоченных лиц.

 

Составление аудиторского заключения

 

При составлении аудиторских заключений по результатам аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. необходимо обратить внимание, что с 1 января 2022 г. согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ утратило силу положение Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в редакции, действовавшей до 1 января 2022 г.) о содержании аудиторского заключения.
В соответствии с новой редакцией Федерального закона "Об аудиторской деятельности" требования к форме, содержанию и порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. Такие требования определены, в частности, МСА 700 (пересмотренный), МСА 701, МСА 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении", МСА 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении". Кроме того, с 1 января 2022 г.:
согласно части 3.1 статьи 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в аудиторском заключении по результатам аудита бухгалтерской отчетности общественно значимой организации раскрываются в соответствии со стандартами аудиторской деятельности обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, в отношении которой проведен аудит, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность общественно значимой организации непрерывно продолжать свою деятельность;
согласно МСА 700 (пересмотренный) аудиторские заключения по результатам аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций составляются в "расширенной" форме с включением информации о ключевых вопросах аудита.
При составлении аудиторского заключения необходимо ориентироваться на примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА 700 (пересмотренный), МСА 705 (пересмотренный) и МСА 706 (пересмотренный). Кроме того, целесообразно руководствоваться Сборником примерных форм заключений и отчетов, составленных в соответствии с международными стандартами аудита (версия 6/2021), одобренным 23 декабря 2021 г. Советом по аудиторской деятельности и размещенным на сайте Минфина России в разделе "Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита - Разъяснения и рекомендации".

 

Подписание аудиторского заключения

С 1 января 2022 г. аудиторские заключения подписываются в порядке, установленном частью 3.2 статьи 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности":

в случае проведения аудита бухгалтерской отчетности аудиторской организацией аудиторское заключение подписывается ее руководителем или уполномоченным им лицом, имеющим соответствующий квалификационный аттестат аудитора, и руководителем аудита;
при проведении аудита бухгалтерской отчетности индивидуальным аудитором аудиторское заключение подписывается этим индивидуальным аудитором;
все подписи в аудиторском заключении должны содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) подписавшего лица и номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов в отношении этого лица (с 1 января 2022 г. до присвоения некоммерческой организации Минфином России статуса саморегулируемой организации аудиторов - номер записи в реестре Ассоциации "Содружество");
полномочие по подписанию аудиторского заключения не может быть передано лицам, отличным от названных.
При оформлении подписей в аудиторском заключении целесообразно руководствоваться приложением к Сборнику примерных форм заключений и отчетов, составленных в соответствии с международными стандартами аудита (версия 6/2021).

Продолжение следует


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено