Утверждение Правительством РФ документов, касающихся системы прослеживаемости товаров, включая Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости

Информируем об утверждении Правительством РФ нормативных актов, необходимых для функционирования введенной с 01.07.2021 системы контроля за товарами, подлежащими прослеживаемости.

Напомним, что соответствующий контроль возложен на ФНС РФ (хотя он не касается и никак не влияет на вопросы налогообложения), и основные последствия его введения - это:
1) обязанность лиц, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, подать сообщение об остатках таких товаров по состоянию на 01.07.2021;
2) в дальнейшем представлять отчеты и иные предусмотренные документы по операциям о движении таких товаров;
3) при оформлении счетов-фактур в отношении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, в обязательном порядке включать в них новые реквизиты, касающиеся таких товаров (графы 12, 12а и 13, которые могут не заполняться или даже отсутствовать в случае, если операция, по которой оформлен счет-фактура на бумажном носителе, не связана с движением прослеживаемых товаров).

Ране мы освещали вопрос об изменениях формы счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), связанных с введением указанных выше новых реквизитов, а также о письме ФНС России от 28.05.2021 № ЕА-4-15/7407, которым был направлен для применения рекомендуемый формат универсального передаточного документа и корректировочного универсального передаточного документа в связи с введением с 01.07.2021 контроля за товарами, подлежащими прослеживаемости.
Однако при этом мы также указывали, что фактически сам контроль с 01.07.2021 заработать не смог, так как Правительство РФ на 01.07.2021 так и не утвердило необходимые для этого документы, в том числе перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и формы отчетных документов по операциям с ними.

Данным сообщением информируем о том, что такие документы наконец утверждены:

1. Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости" (официально опубликовано на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 08.07.2021, вступило в силу с момента официального опубликования).

После долгого нахождения в статусе "проект" Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден и включает в себя всего 9 укрупненных позиций, для каждой из которых указан:
- код ТН ВЭД ЕАЭС;
- наименование товара;
- соответствующее этому наименованию наименование и код по ОКПД;
- единица измерения, используемая в целях прослеживаемости (для всех включенных в настоящее время товаров - это штуки);
- и срок начала прослеживаемости (для всех включенных в перечень на данном этапе товаров - это 01.07.2021).

Рекомендуем ознакомиться с полным перечнем товаров, отнесенных к прослеживаемым. Укрупненно и обобщенно включенные в него позиции могут быть представлены следующим образом:

1) холодильники, морозильники, холодильное и морозильное оборудование;

2) автопогрузчики с вилочным захватом, тягачи, используемые на железнодорожных станциях;

3) бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки;

4) машины стиральные;

5) мониторы, проекторы, приемники телевизионные;

6) коляски детские;

7) детские автокресла.

Полный перечень указанных товаров может быть дополнительно направлен в Ваш адрес по Вашему запросу.

Напомним, что ранее было заявлено, что постепенно перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, будет расширяться. В этой связи интересным может быть принятое в тот же день - 01.07.2021 и опубликованное 08.07.2021 Постановление Правительства РФ № 1109 "Об утверждении критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости".
Указанных в названии данного Постановления критериев им предусмотрено всего 2. Это:

- в отношении отдельных видов товаров установлены меры тарифного или технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные, карантинные фитосанитарные меры в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ;

- отдельные виды товаров, не подлежащие учету в имеющихся государственных информационных системах, обеспечивающих прослеживаемость товаров.

На наш взгляд, хотя указанных критериев всего 2, они сформулированы столь широко, что гипотетически почти любой вид товара рано или поздно может в соответствии с ними попасть под систему прослеживаемости. Но для этого потребуется внесение изменений в соответствующий Перечень.

2. Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (официально опубликовано на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 08.07.2021, вступило в силу с момента официального опубликования).

Положение определяет, что цель вводимой системы - это отслеживание пути ввозимого в РФ из других стран товаров от импортера до покупателя. Система распространяется на все организации и ИП (независимо от применяемой системы налогообложения), у которых есть операции с прослеживаемыми товарами.
Организации и ИП, совершающие операции с прослеживаемыми товарами, должны по ним отчитываться перед ФНС РФ, представляя:

- уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости;
- уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости;
- уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости;
- отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Весь документооборот в рамках указанной системы отчетности должен осуществляться в электронной форме (напомним, что и счета-фактуры по операциям с такими товарами должны оформляться исключительно в электронной форме).
Для этого Федеральной налоговой службе поручено утвердить:

а) в срок не позднее 01.08.2021 - формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости;

б) в срок не позднее 01.12.2022 - порядок представления операторами электронного документооборота в ФНС РФ в электронной форме содержащих реквизиты прослеживаемости счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, а также содержащих реквизиты прослеживаемости универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов.

Учитывая указанное, можно сделать вывод, что только с утверждением ФНС РФ указанных выше форм и форматов документов у лиц, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, фактически возникнет возможность представлять соответствующие отчеты и уведомления. А возможно, на практике использование всей системы в целом станет возможным даже позднее - после того, как будет утвержден и заработает указанный выше порядок представления в ФНС РФ информации операторами электронного документооборота в части счетов-фактур по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В любом случае, самой первой (по времени возникновения) обязанностью в части отчетности по прослеживаемым товарам в данном случае будет являться обязанность представить Уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, по состоянию на 01.07.2021.
Правительство РФ в этой части определило, что такое Уведомление должно быть представлено в срок, начиная с даты вступления в силу акта Правительства РФ, утверждающего перечень прослеживаемых товаров (т.е. с 08.07.2021) (или с даты вступления в силу акта Правительства РФ, утверждающего изменения в такой перечень, предусматривающие включение в него новых товаров), но не позднее дня совершения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Но опять-таки, на практике, по нашему мнению, выполнить эту обязанность можно будет только после утверждения ФНС РФ соответствующей формы документа, как и порядка его передачи по телекоммуникационным каналам связи. Очевидно, что в текущей ситуации срок такого представления "не позднее дня совершения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости" по объективным причинам уже не всеми сможет быть соблюден.

В связи с этим напомним, что как ранее сообщила ФНС РФ в своем письме от 30.06.2021 № ЕА-4-15/9208@, до вступления в силу всех необходимых подзаконных актов, у налогоплательщиков, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, отсутствует обязанность по исполнению предусмотренных для них новых обязанностей.
При этом Федеральная налоговая служба отметила, что в рамках переходного периода (не менее 1 года), необходимого для адаптации программного обеспечения, не устанавливаются нормы, предусматривающие ответственность за нарушение таких норм.
Также ФНС России проинформировала в этом письме, что реализация прав налогоплательщиков на применение налоговых вычетов по НДС и расходов в целях исчисления налога на прибыль и налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не зависит от условия соблюдения введенных с 01.07.2021 правил для операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В завершение напомним одно из правил, при которых в отношении включенных в Перечень товаров, прослеживаемость и обязанности, предусмотренные для прослеживаемых товаров, прекращаются: реализация (в том числе передача на безвозмездной основе права собственности) на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для использования их в личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности целях, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход ("самозанятым").
То есть при продаже (передаче) товаров, включенных в Перечень прослеживаемых, физическому лицу необходимо подтвердить (полагаем, что это возможно сделать путем включения соответствующего условия в договор) то, что получатель товара - физическое лицо приобретает его для использования в личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности целях, или что получатель зарегистрирован в качестве "самозанятого".

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6