Об изменениях Налогового кодекса РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ)

Информируем об изменениях НК РФ, вводящих прогрессивный порядок обложения НДФЛ доходов граждан, а именно - о Федеральном законе от 23.11.2020 № 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период" (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23.11.2020, далее также - Закон № 372-ФЗ).

Закон № 372-ФЗ вступает в силу с 01.01.2021 и применяется в отношении доходов, полученных начиная с 01.01.2021.
Подробнее об отдельных особенностях применения положений Закона № 372-ФЗ, начиная с 2021 года, указано далее по тексту нашего комментария.

Абсолютно все предусмотренные рассматриваемым Законом изменения вносятся в главу 23 второй части НК РФ "НДФЛ". Часть правок носит сопутствующий основным характер, например, уточняя отсылочные нормы в связи с вносимыми в текст главы 23 НК РФ изменениями.
Рассмотрим подробнее наиболее важные из них в порядке нумерации изменяемых статей НК РФ.

1. Изменения статьи 210 НК РФ "Налоговая база".

По причине введения прогрессивной шкалы налогообложения Закон № 372-ФЗ изменяет действовавшее до сих пор общее положение о "единой налоговой базе" на следующие правила.

Вводится термин "совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется ставка НДФЛ, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК РФ" (ставка, которая до 01.01.2021 в рамках "плоской" шкалы налогообложения для всех налоговых резидентов РФ независимо от размера получаемых ими доходов составляла величину 13%). Эта совокупность включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов налоговых резидентов РФ отдельно:

1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов);
2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами;
6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли КИК);
9) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, т.е. в том числе включающая основные виды доходов в виде оплаты труда и по договорам гражданско-правового характера - именуется согласно вносимым в НК РФ изменениям "основная налоговая база".

Также вводится понятие "совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 30% для налоговых нерезидентов", которая включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых точно также определяется отдельно:
1) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
2) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
3) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
4) налоговая база по операциям займа ценными бумагами;
5) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
6) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
7) налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения;
8) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка для налоговых нерезидентов в размере 30%.

Далее Закон № 372-ФЗ перечисляет ссылки на конкретные правила исчисления каждой из отдельно указанных выше налоговых баз с указанием на те из них, к которым могут быть применены предусмотренные главой 23 НК РФ налоговые вычеты - в этой части, на наш взгляд, Закон не вносит каких-либо корректив в действующий порядок, сохраняя и общее правило о неприменении налоговых вычетов к доходам, облагаемым НДФЛ по ставке 30% для налоговых нерезидентов, и правило о том, что в случае, если сумма вычетов превышает налоговую базу, то она признается равной нулю, и то, что не использованные вычеты на другие налоговые периоды не переносятся кроме тех ситуаций, когда иное прямо указано в Кодексе (включая такое "иное" правило для лиц, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ и имеющих право перенести неиспользованнные вычеты на предшествующие налоговые периоды).

2. Изменения статьи 224 НК РФ "Налоговые ставки".

2.1. "Общая" налоговая ставка НДФЛ для налоговых резидентов.

Вместо единой налоговой ставки для доходов налоговых резидентов РФ в размере 13% (кроме видов доходов, для которых статья 224 НК РФ устанавливает особые ставки) Закон № 372-ФЗ вводит следующее ставки:

13% - если сумма налоговых баз, облагаемых по ставке, указанной в пункте 1 статьи 224 НК РФ, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;

650 тысяч рублей + 15% доходов, превышающих указанную выше сумму налоговых баз.

Данные ставки установлены для "совокупности налоговых баз, в отношении которой применяется ставка НДФЛ, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК РФ" (см. выше правки статьи 210 НК РФ).
Переходными положениями (пункт 3 статьи 2 Закона) установлено, что в отношении указанных выше доходов, полученных в 2021 или 2022 году, при исчислении НДФЛ налоговыми агентами применяются налоговые ставки к каждой налоговой базе отдельно.
С учетом этого, по доходам, полученным в 2021 и в 2022 году, налоговый агент будет исчислять НДФЛ с учетом превышения их величины размера 5 млн руб. отдельно по следующим видам доходов:
- по основной налоговой базе (в том числе по оплате труда и выплатам по договорам ГПХ, кроме выплат по договорам, предусматривающим получение физическими лицами доходов от операций с имуществом (кроме ценных бумаг));
- по доходам от долевого участия;
- по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
- по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
- по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
- по операциям займа ценными бумагами;
- по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
- по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
- по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании.

Как мы понимаем, правило об отдельном применении новых ставок НДФЛ к каждой из указанных выше группе доходов означает, что в 2021 и 2022 годах у налогового агента не возникнет обязанности исчисления НДФЛ по ставке 15%, например, в следующем случае:
- общая сумма выплаченных физическому лицу - налоговому резиденту доходов в виде оплаты труда составила 3 млн руб. за год;
- общая сумма выплаченных этому же лицу дивидендов составила 4 млн руб.
В данном случае совокупная налоговая база по доходам, облагаемым НДФЛ по ставкам, установленным в пункте 1 статьи 224 НК РФ, превышает 5 млн руб. Но применение новых ставок отдельно к каждой налоговой базе, не превысившей 5 млн руб., позволит ко всем указанным доходам применить ставку НДФЛ в размере 13%.
С 2023 года в этой же ситуации доходы в размере 2 млн руб. (не важно, относятся они к дивидендам или оплате труда) должны будут облагаться по ставке 15%.

Что для нас пока остается не до конца ясным, означает ли эта "переходная" норма, что и налогоплательщик не будет доплачивать налог до ставки 15% в случае, если в итоге его сумма налоговых баз превысит 5 млн руб.? Вводимая новая редакция пункта 6 статьи 228 НК РФ (для которой Закон № 372-ФЗ не устанавливает никаких особых правил применения и ввода в действие) говорит о том, что если общая сумма налога, исчисленная налоговым органом, превысит совокупность суммы налога, удержанной налоговыми агентами, и суммы налога, исчисленной самим налогоплательщиком исходя из представленной им налоговой декларации, налоговый орган сформирует и направит такому налогоплательщику налоговое уведомление на уплату НДФЛ по сроку не позднее 01 декабря года, следующего за отчетным. Так как это правило вступит в силу сразу с 01.01.2021, получается, что и по доходам 2021 и 2022 годов налоговый орган будет суммировать все налоговые базы налогоплательщика, к которым применяется новая ставка НДФЛ, и рассчитывать подлежащую доплате сумму налога - имеется ли при этом в виду доплата до ставки 15% или иные случаи неполного исчисления НДФЛ, во вносимых в НК РФ ничего не сказано.

2.2. Ставка НДФЛ для налоговых резидентов в отношении доходов от операций с имуществом (кроме ценных бумаг), по договорам страхования и по процентам по вкладам в банках.

Новый пункт 1.1 статьи 224 НК РФ сохраняет прежнюю "плоскую" шкалу налогообложения в размере 13% независимо от размера дохода для налоговых резидентов РФ в отношении их доходов:

- от продажи имущества (за исключением ценных бумаг);
- в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
- полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению (если они подлежат налогообложению);
- в виде процентов по вкладам в банках с учетом вновь вводимых с 01.01.2021 федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ правил (предусматривающих обложение НДФЛ процентов, начисленных на сумму вкладов в российских банках, превышающих суммарно 1 млн руб.).

2.3. Ставка НДФЛ для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

В целом основные правила определения налоговой ставки НДФЛ для облагаемых в РФ доходов налоговых нерезидентов сохранены:
- 30% по всем доходам, кроме тех, для которых указаны иные ставки;
- 15% для доходов в виде дивидендов;
- 5% для дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, зарегистрированных в РФ в порядке редомициляции, являвшихся до такой перерегистрации публичными и остающихся публичными на день принятия решения о выплате дивидендов.

Для всех же остальных видов доходов нерезидентов, по которым до сих пор пункт 3 статьи 224 НК РФ предусматривал применение ставки НДФЛ в размере 13%, Закон № 372-ФЗ устанавливает применение прогрессивной шкалы налогообложения: 13% по доходам в пределах 5 млн руб. в год и 650 тыс. руб. + 15% с доходов свыше этого размера.
Как и для доходов налоговых резидентов, переходными положениями Закона № 372-ФЗ установлено, что по доходам, выплачиваемым в 2021 и 2022 годах налоговые агенты будут применять указанные новые ставки отдельно к каждой налоговой базе, и только превышение размера 5 млн руб. каждой из такой отдельной налоговой базы будет приводить к необходимости применения повышенной ставки налога (независимо от превышения общей суммы таких доходов размера 5 млн руб.). Однако в данном случае, как нам показалось, из буквального прочтения нового пункта 3.1 статьи 224 НК РФ, в отличие от указанных выше доходов налоговых резидентов, применение прогрессивной шкалы и исчисление величины доходов с начала года, превысивших 5 млн руб., отдельно по каждому виду соответствующего дохода налогового нерезидента вытекает напрямую из формулировок нового пункта 3.1 статьи 224 НК РФ. Хотя очевидно, что если бы законодатель действительно это предполагал, то он бы не устанавливал "особые" правила на 2021 и 2022 год. Так что, скорее всего, в данном случае предполагается, что с 2023 года ставка 15% будет возникать при превышении общего размера всех видов доходов налоговых нерезидентов, к которым ранее применялась ставка НДФЛ 13%, а теперь вводится прогрессивная шкала налогообложения.

Напомним самые часто встречающиеся в практике виды таких доходов (еще раз повторим, речь идет о доходах налоговых нерезидентов, по которым до сих пор применялась ставка НДФЛ 13%):
- от осуществления трудовой деятельности в РФ на основании патента;
- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста;
- от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;
- от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ;
- в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ (новый вид облагаемого НДФЛ дохода, вводимый в НК РФ с 01.01.2021 федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ в рамках обложения НДФЛ процентов по вкладам в банках, начисленных на сумму остатка средств по всем счетам налогоплательщика свыше 1 млн руб.).

2.4. Прочие налоговые ставки для отдельных видов доходов по статье 224 НК РФ.

Ставки НДФЛ для иных, не указанных выше доходов, рассматриваемыми изменениями никак не корректируются. В том числе не изменен состав доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 35%, к которым, в том числе, относятся доходы в виде:
- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размера 4 тыс. руб. в год;
- облагаемые НДФЛ суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств на более выгодных, чем указано в статье 212 НК РФ, условиях.
Напомним также, что согласно федеральному закону от 01.04.2020 № 102-ФЗ с 01.01.2021 утрачивают силу нормы об обложении НДФЛ по ставке 35% процентных доходов по вкладам в банках в размерах, превышающих определенные лимиты, в связи с введением новых правил налогообложения таких процентов, предполагающих применение ставки НДФЛ 13% к сумме процентов, начисленных по вкладам, общая сумма которых суммарно превышает 1 млн руб.

3. Изменения статьи 225 НК РФ "Порядок исчисления налога".

В целом изменения, вносимые в статью 225 НК РФ, направлены на указание о применении новых ставок НДФЛ к различным видам налоговых баз. И в этом плане существенным, на наш взгляд, можно называть лишь прямое закрепление того, что общая сумма НДФЛ налогоплательщика (будь то налоговый резидент РФ или лицо, им не являющееся) определяется путем сложения сумм налогов, исчисленных по отдельным видам налоговых баз (хотя, по большому счету, и ранее общая сумма НДФЛ исчислялась путем сложения сумм налога, определенных по разным видам дохода, к которым применялись разные налоговые ставки).
Более содержательные изменения в этом плане затронули статью 226 НК РФ (см. далее).

4. Изменения статьи 226 НК РФ "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами".

Практический порядок действий налогового агента, связанный с применением вводимой Законом № 372-ФЗ прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ определен в новой редакции пункта 7 статьи 226 НК РФ, которая определяет следующее.
Сумма налога, исчисленная по новой прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ (13% с доходов до 5 млн руб. включительно и 650 тыс. руб. + 15% с превышения) уплачивается в бюджет в следующем порядке:

1) если на момент уплаты НДФЛ в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом, рассчитанная нарастающим итогом с начала года, менее или равна 650 тыс. руб., - уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения;

2) если на момент уплаты НДФЛ в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом нарастающим итогом с начала года, превысила 650 тыс. руб., - уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:

- отдельно уплачивается сумма налога в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно;

- отдельно уплачивается часть суммы налога, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей.

Сумма налога, исчисленная по иным налоговым ставкам и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в "обычном" порядке.

В пункте 7.1 статьи 226 НК РФ Закон № 372-ФЗ также уточняет, что российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ, перечисляют исчисленную и удержанную сумму НДФЛ без её распределения по месту нахождения обособленных подразделений.

5. Изменения статьи 227 НК РФ "Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами".

Для лиц, уплачивающих НДФЛ самостоятельно на основании положений статьи 227 НК РФ, т.е. в первую очередь - индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов - предусмотрен такой же как в статье 226 НК РФ порядок отдельного перечисления в бюджет сумм НДФЛ в размере до 650 тыс. руб. включительно и сверх этой суммы, исчисленных по доходам, превышающим 5 млн руб. по ставке 15%. Причем, для данной категории налогоплательщиков этот порядок перечисления в бюджет НДФЛ, в том числе, будет действовать в отношении перечисления в бюджет авансовых платежей по налогу.

6. Изменения статьи 228 НК РФ "Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога".

Статья 228 НК РФ касается вопросов самостоятельной уплаты НДФЛ физическими лицами в случаях, прямо перечисленных в этой статье. Основными из них являются (приведенный далее список не является абсолютно полным, а отражает лишь наиболее часто встречающиеся в практике основания):
- получение физическим лицом облагаемых в РФ доходов от лиц, не являющихся по НК РФ налоговыми агентами по НДФЛ, т.е., например, от физических лиц (не являющихся ИП);
- получение физическим лицом доходов от продажи имущества (кроме случаев, когда такие доходы освобождены от налогообложения);
- получение физическим лицом доходов, при выплате которых источник выплаты дохода (налоговый агент) не удержал НДФЛ (например, по причине отсутствия возможности удержания налога или по любым иным причинам);
- получение налоговым резидентом РФ доходов от источников за пределами РФ.
- получение выигрышей, выплачиваемых операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей;
- получение вознаграждений, выплачиваемых наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторами изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Для указанной группы лиц (которая в общем случае обязана по итогам года представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ, на основании которой формируется сумма налога к уплате по сроку не позднее 15 июля следующего за отчетным года) также установлена обязанность отдельного перечисления в бюджет НДФЛ, исчисленного в размере 650 тыс. руб., и той части налога, которая исчислена с налоговой базы сверх 5 миллионов рублей по ставке 15%.

Помимо этого, в статье 228 НК РФ уточнен порядок уплаты НДФЛ физическими лицами на основании налоговых уведомлений по сроку не позднее 01 декабря следующего за отчетным года. До сих пор данный порядок касался физических лиц, в отношении доходов которых в налоговые органы поданы сведения налоговыми агентами, выплатившими такие доходы, но не удержавшими с них налог (представление декларации по НДФЛ в этом случае самими физическими лицами не требуется). Новая редакция пункта 6 статьи 228 НК РФ предполагает следующее:

1) Закон № 372-ФЗ уточняет, что такой порядок уплаты НДФЛ будет действовать не только в случае подачи налоговыми агентами сведений о невозможности удержания НДФЛ, но и в отношении налога с процентов по вкладам, рассчитываемым налоговым органом на основании сведений, получаемых от банков (в отношении процентов, начисленных на вклады, совокупный размер которых превышает 1 млн руб.), а также в отношении НДФЛ, рассчитываемого налоговым органом на основании сведений, получаемых от профессиональных участников рынка ценных бумаг (пункт 14 статьи 226.1 НК РФ);

2) новым случаем становится ситуация, при которой общая сумма налога, исчисленная налоговым органом по всем имеющимся у него данным о налоговых базах налогоплательщика, превысит совокупность сумм НДФЛ, удержанных налоговыми агентами, и суммы НДФЛ, исчисленной налогоплательщиком исходя из представленной им налоговой декларации. Очевидно, что в данном случае речь может идти (помимо рассмотренной выше проблематики применения налоговыми агентами переходных положений Закона № 372-ФЗ к доходам за 2021 и 2022 годы):

- о ситуации, при которой у каждого отдельного налогового агента и по заявленным самим налогоплательщиком в своей декларации доходам (напомним, что налогоплательщик имеет право включать в декларацию по НДФЛ только те доходы, с которых источником выплаты не был удержан НДФЛ (и то, если при этом также такой источник выплаты не представляет в налоговый орган сведения о невозможности удержания НДФЛ)), сумма отдельной налоговой базы, к которой подлежит применению новая прогрессивная шкала обложения НДФЛ, не превышала 5 млн руб., а в совокупности сумма всех налоговых баз превысила указанную величину. Обратите внимание, что в отличие от действовавшего до 01.01.2002 порядка в рамках Закона РФ о подоходном налоге (где также была прогрессивная шкала налога), в этом случае у налогоплательщика не формируется обязанность представления декларации по НДФЛ. Налоговый орган самостоятельно сопоставит все полученные данные, пересчитает налог и направит налогоплательщику налоговое уведомление со сроком уплаты не позднее 01 декабря года, следующего за отчетным;

- при выявлении налоговым органом неправильного исчисления НДФЛ налоговым агентом. Вообще, формально в этом случае нормы НК РФ в настоящее время позволяют налоговому органу обратиться напрямую к налоговому агенту, взыскать с него недоудержанный налог с тем, чтобы уже налоговый агент производил "перерасчеты" с физическим лицом (п. 9 статьи 226 НК РФ). Но и запрета на то, чтобы при выявлении ошибок у налогового агента налоговый орган обращался к именно к физическому лицу - налогоплательщику (в данном случае - направив ему налоговое уведомление со сроком уплаты налога не позднее 01 декабря года, следующего за отчетным), в Кодексе также нет.

В связи с затронутой выше темой применения пункта 9 статьи 226 НК РФ отметим, что переходными положениями Закона № 372-ФЗ (пункт 5 статьи 2) предусмотрено, что в части уплаты НДФЛ за счет средств налогового агента при доначислении (взыскании) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих исчислению и удержанию налоговым агентом по налоговой ставке 15% по доходам сверх размера 5 млн руб., за 1-й квартал 2021 года не применяются в случае самостоятельного перечисления налоговым агентом в бюджетную систему РФ указанных сумм налога в срок до 01.07.2021.
Если честно, "полезность" данных норм для нас не вполне очевидна, так как мы полагаем, что к сроку 01.07.2021 налоговый орган, скорее всего, и не сможет выявить неприменение налоговым агентом новой налоговой ставки, или по крайней мере не сможет выявив этот факт дойти до процедуры его взыскания за счет налогового агента, так как к 01.07.2021 только завершается срок камеральных проверок представляемых налоговым агентом расчетов по НДФЛ, а для составления актов по результатам таких проверок и вступления в силу вынесенных по итогам решений необходимо еще дополнительное время.
Иные, более, на наш взгляд, применимые на практике переходные положения Закона № 372-ФЗ рассмотрены нами далее.

7. Переходные положения.

Таким образом, с учетом рассмотренного выше можно констатировать, что для основных доходов физических лиц, облагаемых до сих пор НДФЛ по ставке 13%, вводится прогрессивная шкала налогообложения с применением ставки 15% к доходам, превышающим 5 млн руб. в год. Эти правила затронут такие доходы, как оплата труда, выплаты по договорам гражданско-правового характера (за исключением указанных ниже операций с имуществом), дивиденды и иные доходы от долевого участия, проценты по выданным физическими лицами займам, доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности (не переведенные на специальные налоговые режимы) и от операций с ценными бумагами. Не коснутся новые правила:
- доходов от операций с имуществом (кроме ценных бумаг) налогоплательщика (продажа имущества, получение его по договору дарения). Для доходов от сдачи имущества в аренду таких исключений нет;
- доходов, полученных в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению (если они подлежат налогообложению);
- доходов в виде процентов по вкладам в российских банках с учетом вновь вводимых с 01.01.2021 федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ правил.
Перечисление в бюджет исчисляемых сумм НДФЛ по ставке 13% (в пределах общей суммы 650 тыс. руб. с начала года) и по новой ставке 15% (по доходам свыше 5 млн руб.) должно будет осуществляться отдельно. При этом в 2021 и 2022 году налоговый агент применяет указанные ставки НДФЛ к каждой отдельной налоговой базе по виду дохода, к которому они применяются. Будет ли при этом в 2021 и 2022 году осуществляться пересчет налога налоговым органом, исходя из общего размера налоговой базы по всем облагаемым по данным ставкам доходам налогоплательщика, для нас пока не до конца понятно.

Введение указанных правил, очевидно, потребует перенастройки программных продуктов, используемых налоговыми агентами и налогоплательщиками, повлечет изменение форм налоговой отчетности по НДФЛ и, возможно, вызовет дополнительные издержки у участников налоговых правоотношений.
В этой связи представляется интересным указание в пункте 4 статьи 2 Закона № 372-ФЗ на то, что налоговый агент освобождается от ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные статьей 123 НК РФ (штраф за несвоевременное и неполное перечисление суммы удержанного НДФЛ), которые выявлены в отношении сумм налога, подлежащих исчислению и удержанию налоговыми агентами по новой ставке 15% за 1-й квартал 2021 года, а также от уплаты соответствующих сумм пеней, но только в случае самостоятельного перечисления налоговым агентом в бюджетную систему РФ указанных сумм НДФЛ в срок до 01.07.2021.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено