Об изменениях НК РФ, внесенных Федеральным законом от 28.01.2020 № 5-ФЗ

Настоящим информируем о первых изменениях НК РФ, принятых в 2020 году, а именно - о Федеральном законе от 28.01.2020 № 5-ФЗ "О внесении изменений в часть первую НК РФ" (официально опубликован на портале http://parvo.gov.ru в день своего подписания, т.е. 28.01.2020, далее также - Закон № 5-ФЗ).

Закон № 5-ФЗ согласно тексту пояснительной записки к соответствующему законопроекту, в первую очередь, принимался с целью привести в соответствие положения первой части НК РФ после того, как в конце 2019 года был расширен перечень территорий, на которых с 01.01.2020 проводится эксперимент по взиманию налога на профессиональный доход (также упоминаемый в СМИ как "налог на самозанятых").

Напомним, что ранее мы информировали о принятии Федерального закона от 15.12.2019 № 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", и о том, что в связи с его принятием было в том числе изменено наименование Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ о проведении соответствующего эксперимента (в связи с исключением из такого наименования указания на конкретные территории, где проводится эксперимент).
Особенностью взимания налога на профессиональный доход на сегодня является именно тот факт, что он был введен не на всей территории РФ и пока только в качестве эксперимента. По этой причине положения о нем не были напрямую внесены в НК РФ. В НК РФ были добавлены лишь положения, которые делают возможным проведение подобных "налоговых экспериментов".
Собственно поэтому факт расширения территорий, на которых возможен переход на уплату налога на профессиональный доход, не потребовал каких-то существенных правок для НК РФ. И единственное, почему соответствующие правки всё-таки были необходимы, это корректировка наименования Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, которое, как мы уже сказали, было изменено. Рассматриваемый Закон № 5-ФЗ актуализировал наименование указанного закона по тексту первой части НК РФ, внеся корректировки в статьи, где оно упоминается (статьи 32, 129.13, 129.14 НК РФ).

Однако этими (по сути техническими) правками нормы Закона № 5-ФЗ не ограничиваются.
Помимо указанного он также внес изменения в порядок представления налогоплательщиками в налоговые органы сведений о среднесписочной численности своих работников.
Обязанность по представлению организациями и индивидуальными предпринимателями сведений о среднесписочной численности своих работников в налоговые органы установлена в пункте 3 статьи 80 НК РФ "Налоговая декларация, расчеты". Там установлено, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) по утверждаемой ФНС РФ форме в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Сведения представляются в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Закон № 5-ФЗ это положение полностью излагает в новой редакции, устанавливая, что "сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в составе расчетов по страховым взносам".

Таким образом:
- с одной стороны, как отдельная форма отчетности организаций и ИП перед налоговыми органами информация о среднесписочной численности работников по итогам календарного года прекращает своё существование;
- с другой стороны, необходимость организациям и ИП представлять в налоговые органы указанную информацию всё равно сохраняется, только не в качестве отдельного отчета, а в составе расчетов по страховым взносам. Этот факт также влечет увеличение периодичности представления таких сведений. По крайней мере, расчеты по страховым взносам представляются в налоговые органы на ежеквартальной основе. И если иное не будет утверждено ФНС РФ в порядке заполнения соответствующей информации, буквальное толкование правок статьи 80 НК РФ позволяет предположить возникновение обязанности представлять информацию о среднесписочной численности работников не на ежегодной, а на ежеквартальной основе (и в новой формулировке статьи 80 НК РФ (в отличие от старой) отсутствует прямое указание на то, что речь идет об обязанности представления сведений о среднесписочной численности работников именно за календарный год). Если ориентироваться на действующую на момент принятия Закона № 5-ФЗ форму расчета по страховым взносам, то в ней уже сегодня присутствуют требования о раскрытии информации о среднесписочной численности работников, но они есть только в приложении, заполняемом для подтверждения обоснованности применения отдельными категориями плательщиков страховых взносов пониженных тарифов. Для основной массы плательщиков требований раскрывать такую информацию на сегодня пока нет (см. форму расчета, утв. приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@);
- по итогам года срок представления сведений о среднесписочной численности в налоговые органы изменится: с 20 января года, следующего за отчетным, он сдвинется на 30 января этого же периода (так как в эту дату истекает крайний срок представления в налоговые органы расчета по страховым взносам по итогам года).

Следует также отметить, что для того, чтобы легализовать право ФНС РФ включать в состав расчетов по страховым взносам информацию о среднесписочной численности работников, Закон № 5-ФЗ внес изменения также в пункт 7 статьи 80 НК РФ. Этот пункт ограничивает ФНС РФ при утверждении форм налоговых деклараций и расчетов включать в них требования о раскрытии информации, напрямую не связанной с исчисляемыми налогоплательщиком налогами и сборами за исключением прямо указанных в этом пункте сведений (например, об адресе местонахождения налогоплательщика, его контактных данных, наименования налогового органа, куда представляется налоговая отчетность и т.п.). Закон № 5-ФЗ расширил перечень таких исключений, добавив в него информацию о среднесписочной численности работников, причем именно с прямым упоминанием о том, что речь может идти исключительно о включении требования о раскрытии таких сведений в составе расчетов по страховым взносам (новый подпункт 7 пункта 7 статьи 80 НК РФ).

В отличие от технических правок, предусматриваемых Законом № 5-ФЗ (к которым мы относим изменения, связанные с наименованием Закона о проведении в РФ эксперимента), вступающих через месяц после официального опубликования, т.е. с 29.02.2020, изменения, касающиеся представления налогоплательщиками в налоговые органы сведений о среднесписочной численности своих работников, вступают в силу только с 01.01.2021 и распространяются на правоотношения, связанные с представлением расчетов по страховым взносам по итогам 2020 года.
Соответственно, именно к этому моменту следует ожидать изменения в утверждаемой ФНС РФ форме расчета по страховым взносам, и в течение 2020 года при представлении в налоговые органы квартальных расчетов по страховым взносам раскрывать информацию о среднесписочной численности своих работников будет не нужно.

Исп. Леонов А.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено