Об изменениях НК РФ, внесенных Федеральным законом от 28.01.2020 № 5-ФЗ

Настоящим информируем о первых изменениях НК РФ, принятых в 2020 году, а именно - о Федеральном законе от 28.01.2020 № 5-ФЗ "О внесении изменений в часть первую НК РФ" (официально опубликован на портале http://parvo.gov.ru в день своего подписания, т.е. 28.01.2020, далее также - Закон № 5-ФЗ).

Закон № 5-ФЗ согласно тексту пояснительной записки к соответствующему законопроекту, в первую очередь, принимался с целью привести в соответствие положения первой части НК РФ после того, как в конце 2019 года был расширен перечень территорий, на которых с 01.01.2020 проводится эксперимент по взиманию налога на профессиональный доход (также упоминаемый в СМИ как "налог на самозанятых").

Напомним, что ранее мы информировали о принятии Федерального закона от 15.12.2019 № 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", и о том, что в связи с его принятием было в том числе изменено наименование Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ о проведении соответствующего эксперимента (в связи с исключением из такого наименования указания на конкретные территории, где проводится эксперимент).
Особенностью взимания налога на профессиональный доход на сегодня является именно тот факт, что он был введен не на всей территории РФ и пока только в качестве эксперимента. По этой причине положения о нем не были напрямую внесены в НК РФ. В НК РФ были добавлены лишь положения, которые делают возможным проведение подобных "налоговых экспериментов".
Собственно поэтому факт расширения территорий, на которых возможен переход на уплату налога на профессиональный доход, не потребовал каких-то существенных правок для НК РФ. И единственное, почему соответствующие правки всё-таки были необходимы, это корректировка наименования Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, которое, как мы уже сказали, было изменено. Рассматриваемый Закон № 5-ФЗ актуализировал наименование указанного закона по тексту первой части НК РФ, внеся корректировки в статьи, где оно упоминается (статьи 32, 129.13, 129.14 НК РФ).

Однако этими (по сути техническими) правками нормы Закона № 5-ФЗ не ограничиваются.
Помимо указанного он также внес изменения в порядок представления налогоплательщиками в налоговые органы сведений о среднесписочной численности своих работников.
Обязанность по представлению организациями и индивидуальными предпринимателями сведений о среднесписочной численности своих работников в налоговые органы установлена в пункте 3 статьи 80 НК РФ "Налоговая декларация, расчеты". Там установлено, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) по утверждаемой ФНС РФ форме в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Сведения представляются в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Закон № 5-ФЗ это положение полностью излагает в новой редакции, устанавливая, что "сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в составе расчетов по страховым взносам".

Таким образом:
- с одной стороны, как отдельная форма отчетности организаций и ИП перед налоговыми органами информация о среднесписочной численности работников по итогам календарного года прекращает своё существование;
- с другой стороны, необходимость организациям и ИП представлять в налоговые органы указанную информацию всё равно сохраняется, только не в качестве отдельного отчета, а в составе расчетов по страховым взносам. Этот факт также влечет увеличение периодичности представления таких сведений. По крайней мере, расчеты по страховым взносам представляются в налоговые органы на ежеквартальной основе. И если иное не будет утверждено ФНС РФ в порядке заполнения соответствующей информации, буквальное толкование правок статьи 80 НК РФ позволяет предположить возникновение обязанности представлять информацию о среднесписочной численности работников не на ежегодной, а на ежеквартальной основе (и в новой формулировке статьи 80 НК РФ (в отличие от старой) отсутствует прямое указание на то, что речь идет об обязанности представления сведений о среднесписочной численности работников именно за календарный год). Если ориентироваться на действующую на момент принятия Закона № 5-ФЗ форму расчета по страховым взносам, то в ней уже сегодня присутствуют требования о раскрытии информации о среднесписочной численности работников, но они есть только в приложении, заполняемом для подтверждения обоснованности применения отдельными категориями плательщиков страховых взносов пониженных тарифов. Для основной массы плательщиков требований раскрывать такую информацию на сегодня пока нет (см. форму расчета, утв. приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@);
- по итогам года срок представления сведений о среднесписочной численности в налоговые органы изменится: с 20 января года, следующего за отчетным, он сдвинется на 30 января этого же периода (так как в эту дату истекает крайний срок представления в налоговые органы расчета по страховым взносам по итогам года).

Следует также отметить, что для того, чтобы легализовать право ФНС РФ включать в состав расчетов по страховым взносам информацию о среднесписочной численности работников, Закон № 5-ФЗ внес изменения также в пункт 7 статьи 80 НК РФ. Этот пункт ограничивает ФНС РФ при утверждении форм налоговых деклараций и расчетов включать в них требования о раскрытии информации, напрямую не связанной с исчисляемыми налогоплательщиком налогами и сборами за исключением прямо указанных в этом пункте сведений (например, об адресе местонахождения налогоплательщика, его контактных данных, наименования налогового органа, куда представляется налоговая отчетность и т.п.). Закон № 5-ФЗ расширил перечень таких исключений, добавив в него информацию о среднесписочной численности работников, причем именно с прямым упоминанием о том, что речь может идти исключительно о включении требования о раскрытии таких сведений в составе расчетов по страховым взносам (новый подпункт 7 пункта 7 статьи 80 НК РФ).

В отличие от технических правок, предусматриваемых Законом № 5-ФЗ (к которым мы относим изменения, связанные с наименованием Закона о проведении в РФ эксперимента), вступающих через месяц после официального опубликования, т.е. с 29.02.2020, изменения, касающиеся представления налогоплательщиками в налоговые органы сведений о среднесписочной численности своих работников, вступают в силу только с 01.01.2021 и распространяются на правоотношения, связанные с представлением расчетов по страховым взносам по итогам 2020 года.
Соответственно, именно к этому моменту следует ожидать изменения в утверждаемой ФНС РФ форме расчета по страховым взносам, и в течение 2020 года при представлении в налоговые органы квартальных расчетов по страховым взносам раскрывать информацию о среднесписочной численности своих работников будет не нужно.

Исп. Леонов А.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6