ФНС о применении контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности

Информируем о письме ФНС РФ от 10.06.2011 №АС-4-2/9303@ "О направлении ответов на вопросы" (по состоянию на 17.06.11 документ опубликован не был, включен в ИПБ "Консультант Плюс").

Данный документ целиком и полностью посвящен ответам на вопросы, связанные с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) и бланков строгой отчетности. При этом в основном вопросы касаются розничной торговли и оказания услуг населению. В случае Вашей заинтересованности в данной тематике рекомендуем ознакомиться с текстом документа полностью (полный текст письма ФНС РФ от 10.06.2011 №АС-4-2/9303@ "О направлении ответов на вопросы" может быть дополнительно направлен в Ваш адрес по Вашему запросу).

Ниже постараемся представить наиболее актуальные, на наш взгляд, вопросы, нашедшие отражение в данном документе.

1. О применении контрольно-кассовой техники при уплате процентов физическим лицам по договорам займа и при возврате займов наличными денежными средствами.

ФНС РФ подтвердила в своем письме, что уплата заемщиком процентов за пользование заемными средствами наличными денежными средствами в кассу организации, оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг. Следовательно, обязательного применения ККТ в данных случаях не требуется.

2. О регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники обособленным подразделением организации в Москве и Санкт-Петербурге.

ФНС РФ проанализировала действующие нормативные акты, касающиеся регистрации ККТ и особенности постановки организаций, имеющих филиалы и иные обособленные подразделения в Москве и Санкт-Петербурге, и пришла к следующему выводу: организация вправе поставить на учет свои обособленные подразделения, находящиеся в г. Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, в одной из территориальных налоговых инспекций города, определяемой организацией самостоятельно, и зарегистрировать ККТ, используемую этими обособленными подразделениями в разных районах города, в данной одной инспекции.

3. Является ли основанием для отказа в регистрации в налоговом органе контрольно-кассовой техники, снятой с учета в другом налоговом органе, в случае отсутствия в паспорте контрольно-кассовой техники печати налогового органа, осуществившего снятие ее с учета.

ФНС РФ указала, что отсутствие в паспорте ККТ печати территориального налогового органа, осуществившего снятие с учета ККТ, основанием для отказа в регистрации ККТ в другом налоговом органе не является.

4. Должна ли организация или предприниматель на ЕНВД, оказывающие услуги, выдавать либо бланки строгой отчетности при принятии наличных денежных средств, либо применять ККТ?

На наш взгляд, это самый спорный вопрос, рассмотренный в письме ФНС РФ. Причем спорность заключается в выводах, которым пришел контролирующий орган.

А выводы заключаются в следующем.

Согласно пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 того же Федерального закона о ККТ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ (т.е. всех, подлежащих переводу на ЕНВД), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Для данного документа нет никаких требований о порядке его изготовления. Бланком строгой отчетности он не обязан являться.

Из этой нормы ФНС РФ сделала вывод, что плательщики ЕНВД могут не применять ККТ только в том случае, если они не подпадают под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона о ККТ.

А при этом в пункте 2 статьи 2 названного закона указаны все лица (и организации, и предприниматели), которые занимаются оказанием услуг населению. Для них установлено, что они могут не применять ККТ при условии выдачи бланка строгой отчетности – документа, который в настоящее время должен разрабатываться самостоятельно лицом, его выдающим, и изготавливаться типографским способом либо с применением специальных автоматизированных систем (не обычным компьютерным способом).

Таким образом, ФНС РФ сделала вывод, что все плательщики ЕНВД, которые занимаются оказанием услуг населению (т.е., например, не реализацией товаров, а оказанием услуг автосервиса и т.п.), не могут применять пункт 2.1 статьи 2 Федерального закона о ККТ, так как они подпадают под действие пункта 2 той же статьи, а значит должны либо применять ККТ, либо выдавать изготовленный обязательно типографским способом бланк строгой отчетности (выдавать в любом случае, независимо от просьбы потребителя).

Как нам представляется, данный вывод весьма спорный. Мы абсолютно уверены, что, выполняя поручение Президента РФ и внося правки в Закон о ККТ в части возможности неприменения ККТ плательщиками ЕНВД приведенная выше интерпретация Закона, осуществленная ФНС РФ, не предполагалась.

Однако также следует признать, что прочтение Закона в том виде, как это сделала ФНС РФ, имеет определенное право на существование. А значит, в данном вопросе требуются разъяснения судебных органов либо даже, возможно, внесение уточнение в законодательные акты.

А до этого времени можно однозначно утверждать только одно – с учетом разъяснений ФНС РФ плательщика ЕНВД, оказывающим услуги населению, принимать наличные денежные средства без применения ККТ либо без выдачи документа, удовлетворяющего требованиям к бланкам строгой отчетности, является небезопасным.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено