Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
23 ноября 2015 года Президентом РФ было подписано семь федеральных законов, посвященных изменению Налогового кодекса РФ, а также один федеральный закон, вносящий правки в Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС". В этот же день указанные законы были официально опубликованы на портале www.pravo.gov.ru.
С нашей точки зрения, из всех принятых нововведений наибольший интерес у самого широкого круга лиц могут вызвать следующие нормы:
В остальной части, на наш взгляд, изменения затрагивают либо узкую группу налогоплательщиков, занимающихся специальными видами деятельности, либо носят уточняющий и технический характер.
Основной объем правок, предусмотренных Федеральным законом от 23.11.2015 №323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее - Закон №323-ФЗ), посвящен изменениям главы 22 НК РФ "Акцизы", в том числе:
Установление специального порядка обложения акцизами средних дистиллятов потребовало внесения уточнений помимо главы 22 НК РФ также в иные главы второй части Кодекса:
Более востребованными для широкого круга налогоплательщиков могут оказаться предусмотренные Законом №323-ФЗ изменения, внесенные в главу 21 НК РФ "НДС". Эти изменения затронули только одну статью - статью 165 НК РФ "Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов". В статье Закон №323-ФЗ ввел новый пункт 19, касающийся представления в налоговые органы подтверждающих обоснованность применения ставки НДС 0% документов, а именно контрактов (договоров) (например, касающихся облагаемого НДС 0% экспорта за пределы РФ товаров).
В частности, Закон №323-ФЗ установил, что необходимые для подтверждения ставки НДС 0% контракты (договоры) могут быть представлены в виде:
Принятие рассмотренных выше изменений связано с необходимостью приведения положений НК РФ, касающихся формы договоров и контрактов, в соответствие с действующими нормами ГК РФ о форме договора, и в частности с положениями пункта 2 статьи 432 ГК РФ. И хотя, безусловно, внесенное в НК РФ уточнение должно снять вопросы подтверждения ставки НДС 0% в отдельных случаях (например, когда у сторон отсутствует прямо упомянутый в статье 165 НК РФ двусторонний договор в письменной форме), все-таки, на наш взгляд, данное изменение должно рассматриваться, как носящее уточняющий характер.
Кроме изменений главы 25.3 НК РФ о госпошлине (вступающих в силу через месяц после официального опубликования, т.е. с 23.12.2015) все остальные правки, предусмотренные Законом №323-ФЗ, вводятся в действие с 01.01.2016.
По нашему мнению, положения Федерального закона от 23.11.2015 №322-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее - Закон №322-ФЗ) носят сугубо технический характер и направлены на приведение отдельных положений НК РФ в соответствие с нормами ГК РФ, в частности с нормами главы 72 части 3 ГК РФ "Патентное право".
Связано это с тем, что в силу положений статьи 1345 ГК РФ патентными правами являются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Однако в НК РФ, что особо важно - в положениях глав второй части НК РФ, предусматривающих отдельные преференции, освобождения или наоборот - исключения из правил о применении налоговых льгот по налогам, по каким-то причинам до сих пор упоминались не все перечисленные права, а только часть из них.
Безусловно, такое положение вещей (хотя и совершенно очевидно, что оно носило непреднамеренный характер) могло иметь негативные последствия для налогоплательщиков или для бюджета в связи с невозможностью применения тех положений НК РФ, в которых права на промышленные образцы до сих пор не были упомянуты при буквальном прочтении соответствующих норм Кодекса.
Именно эту несправедливость устраняет Закон №322-ФЗ, который дополняет упоминанием о правах и на изобретения, и на полезные модели, и на промышленные образцы следующие нормы НК РФ:
1) в главе 23 НК РФ "НДФЛ":
2) в главе 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций":
3) в главе 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)":
4) в главе 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения":
Все предусмотренные Законом №322-ФЗ изменения вводятся в силу с 01.01.2016 и хотя, как нам кажется, они имеют технический характер и устраняют определенную несправедливость в тексте НК РФ, обратной силы не имеют.
Федеральный закон от 23.11.2015 №321-ФЗ "О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй НК РФ" (далее - Закон №321-ФЗ) вводит налоговые преференции, которые смогут затронуть исключительно участников Особой экономической зоны в Магаданской области, а именно:
Закон №321-ФЗ вступает в силу с 01.01.2016.
Федеральным законом от 23.11.2015 №320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее - Закон №320-ФЗ) наиболее важные правки внесены в ряд статей главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц", которые состоят в следующем.
1) Правки в статью 214.2 НК РФ "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках" и связанные с ними правки в статьи 217, 224 НК РФ.
С 01.01.2016 порядок налогообложения процентов по вкладам в банках, установленный как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9% годовых, распространяется не на любые вклады в банках, как это было ранее, а только на вклады физических лиц в банках, находящихся на территории РФ.
Соответственно, доходы в виде процентов по вкладам физических лиц в банках, находящихся за пределами территории РФ, подлежат налогообложению в РФ в полном объеме.
Необходимо отметить, что статьей 224 НК РФ в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ, установлена налоговая ставка в размере 35%. Однако с 01.01.2016 данная норма будет изложена в новой редакции, согласно которой налоговая ставка в размере 35% будет применяться к процентным доходам по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2 НК РФ.
С учетом изложенного полагаем, что проценты, начисленные с 01.01.2016 по вкладам физических лиц в банках, находящихся за пределами территории РФ, подлежат налогообложению в РФ по ставке 13%.
Кроме того, если физическим лицом получен доход от банка, находящегося на территории иностранного государства, с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик - физическое лицо может воспользоваться нормами конкретного соглашения об избежании двойного налогообложения. Вместе с тем, как правило, указанными соглашениями предусмотрено, что проценты, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, могут облагаться налогом только в этом другом государстве, то есть в рассматриваемой ситуации в Российской Федерации.
Также обращаем внимание на то, что с учетом внесенных правок с 01.01.2016 наименование статьи 214.2 НК РФ будет содержать указание на то, что устанавливаются особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам физических лиц в банках, находящихся на территории РФ.
Помимо изложенных выше правок статья 214.2 НК РФ дополняется новыми пунктами следующего содержания.
Установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде процентов по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на 5 процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на 5 процентных пунктов, прошло не более 3 лет (п. 2 ст. 214.2 НК РФ). Данная норма вступает в силу с 01.01.2016.
Установлено, что в отношении доходов в виде процентов по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории РФ, начисленных за период с 15.12.2014 по 31.12.2015, при определении налоговой базы ставка рефинансирования ЦБ РФ увеличивается на 10 процентных пунктов (п. 3 ст. 214.2 НК РФ). Данная правка вступила в силу с момента официального опубликования Закона №320-ФЗ, то есть с 23.11.2015, однако ее действие распространено на правоотношения при определении налоговой базы по НДФЛ в отношении доходов в виде процентов по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории РФ, начисленных за период с 15.12.2014.
На наш взгляд, дополнение статьи 214.2 НК РФ приведенными выше пунктами носит технический характер, поскольку в настоящее время данные положения содержатся в пункте 27 статьи 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)", который с 01.01.2016 утрачивает силу.
Кроме того, статья 214.2 НК РФ дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 01.01.2016, согласно которому в отношении доходов, налоговая база по которым определяется в соответствии с настоящей статьей, налог исчисляется, удерживается и перечисляется налоговым агентом. По нашему мнению, данная правка носит технический характер, поскольку и до внесения указанной правки, на наш взгляд, из положений статьи 226 НК РФ, следовало, что при выплате процентного дохода по вкладам российские банки должны выступать налоговыми агентами по НДФЛ.
2) Правки в статью 214.2.1 НК РФ, которой установлены особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива, процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов или ассоциированных членов кооператива.
Статья 214.2.1 НК РФ дополнена положениями, аналогичными тем, что были внесены в статью 214.2 НК РФ и описаны выше. При этом, на наш взгляд, дополнение статьи 214.2 НК РФ приведенным выше пунктом 2 носит технический характер, поскольку в настоящее время данная норма содержится в пункте 27.1 статьи 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)", который с 01.01.2016 утрачивает силу.
Дополнение статьи 214.2.1 НК РФ пунктом 3, по нашему мнению, направлено на унификацию порядка налогообложения процентных доходов физических лиц по вкладам в российских банках и личным сбережениям в кредитных кооперативах, начисленных за период с 15.12.2014 по 31.12.2015. Данная правка вступила в силу с 23.11.2015, однако ее действие распространено на правоотношения при определении налоговой базы по НДФЛ в отношении указанного вида дохода, начисленного за период с 15.12.2014.
Также соответствующие правки технического характера, вступающие в силу с 01.01.2016, внесены в статью 224 НК РФ "Налоговые ставки".
3) Правки в статью 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".
Статья 217 НК РФ дополнена пунктом 61, в соответствии с которым не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) "доходы в виде возмещенных налогоплательщику на основании решения суда судебных расходов, предусмотренных гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, понесенных налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде".
Данная правка вступила в силу с 23.11.2015.
Необходимо отметить, что до внесения указанных правок Минфин РФ настаивал, что такие выплаты облагаются НДФЛ, а суды поддерживали позицию налогоплательщиков, что доход в данном случае не возникает.
Кроме того, Законом №320-ФЗ внесены правки в главы 28 "Транспортный налог", 31 "Земельный налог", 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ, а именно в статьи 363, 397, 409 НК РФ соответственно, касающиеся изменения сроков уплаты физическими лицами имущественных налогов. Указанными правками предельный срок уплаты имущественных налогов для физических лиц перенесен с 1 октября на 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные правки вступили в силу с 23.11.2015.
Федеральный закон от 23.11.2015 №319-ФЗ "О внесении изменений в статьи 337 и 342 части второй НК РФ" (далее - Закон №319-ФЗ) затрагивает исключительно главу 26 НК РФ "НДПИ" и касается при этом добычи драгоценных металлов.
В частности, уточняется понятие одного из видов полезных ископаемых, добыча которого облагается НДПИ, а именно - полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов (пп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ), а также вводится норма о том, как определяются нормативные потери при добыче этого вида полезных ископаемых (пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ).
Предусмотренные Законом №319-ФЗ правки вступают в силу с 01.01.2016.
Федеральный закон от 23.11.2015 №318-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй НК РФ" (далее - Закон №318-ФЗ) вносит правки в главу 21 НК РФ "НДС". Этими правками он уточняет порядок освобождения от НДС операций по реализации очков, линз и оправ для очков, как видов медицинских товаров, освобождаемых от НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".
До сих пор в силу прямого указания в тексте Кодекса указанное выше освобождение не распространялось на солнцезащитные очки. Согласно внесенным изменениям никаких исключений для солнцезащитных очков и прав для них не сделано. Единственным условием для применения освобождения от НДС будет являться то, что очки, линзы должны быть корригирующими (т.е. для коррекции зрения). Для освобождения от НДС оправ для очков также необходимо, чтобы сами очки при этом были корригирующими.
Таким образом, в том случае, если солнцезащитные очки смогут быть отнесены к корригирующим, они теперь также смогут подпасть под освобождение от НДС.
Несколько неясным в данном случае становится вопрос применения освобождения от НДС для оправ - насколько мы понимаем, в момент реализации оправы для очков (без линз), продавец не может иметь информации о том, для каких именно целей приобретается та или иная оправа. До сих пор единственным исключением, когда при продаже оправ для очков освобождение от НДС не применялось, была реализация оправ для солнцезащитных очков. Теперь же для применения льготы необходимо, чтобы оправа была для корригирующих очков. Предполагаем, что в связи с этим в большинстве случаев стоимость очков, продаваемых не в качестве медицинского изделия, а в качестве модного аксессуара, с введением в действие Закона №318-ФЗ вырастет для конечных покупателей на сумму НДС, оснований для освобождения по которому у продавцов более не будет оснований. Формально, на наш взгляд, льготу по НДС можно будет применить только в том случае, если конкретная оправа продается сразу же с корригирующими линзами или если её использование возможно только с корригирующими линзами (последнее, по нашему мнению, на сегодня вряд ли возможно, а в первом случае можно говорить либо о специализированных магазинах, продающих только корригирующие очки, либо о том, что продавец узнает о праве продать оправу с применением льготы по НДС только в ситуации, когда покупатель вместе с оправой приобретает у него же для этой оправы корригирующие линзы).
В целом, полагаем, всё вышеуказанное внесет некоторую неопределенность для продавцов очков и особенно оправ для очков в части ценообразования.
Вступают в силу предусмотренные Законом №318-ФЗ изменения с 01.01.2016.
Из всей группы принятых федеральных законов, затрагивающих положения НК РФ, Федеральный закон от 23.11.2015 №317-ФЗ "О внесении изменения в статью 218 части второй НК РФ" (далее - Закон №317-ФЗ), на наш взгляд, будет иметь наибольшее значение для самого широкого круга лиц.
Он вносит правки в главу 23 НК РФ "НДФЛ" и касается вопросов предоставления стандартных налоговых вычетов по данному налогу лицам, на содержании которых находятся дети.
В связи с принятием правок Закон №317-ФЗ полностью изложил в новой редакции подпункт 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ "Стандартные налоговые вычеты". При этом новая редакция данного подпункта по сравнению с действующей до конца 2015 года предполагает следующие 2 основных изменения:
1) увеличение размера вычета по НДФЛ на ребенка - инвалида до достижения им возраста 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Впервые в налоговой практике размер стандартного вычета по НДФЛ будет разным для родителей детей - инвалидов и для опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок - инвалид:
В 2015 году, например, во всех случаях (т.е. на содержание как родных, так и неродных детей-инвалидов) размер стандартного вычета по НДФЛ одинаков и составляет 3'000 рублей в месяц.
Установление дифференцированного размера вычета на содержание детей - инвалидов (причем со столь существенной разницей в абсолютном значении), полагаем, может преследовать цель создания дополнительных условий для предотвращения (снижения) случаев отказа родных родителей от своих детей - инвалидов. Вместе с тем, мы не можем согласиться с тем, что по своей сути установление таких различий при налогообложении в зависимости от того, находится у налогоплательщика на содержании родной или приемный ребенок - инвалид, является верным с точки зрения поддержки приемных семей и конституционного принципа равенства налогоплательщиков.
Также отметим, что вычеты на содержание детей для всех иных случаев (включая вычеты на содержание детей - не инвалидов, повышенный размер вычета на третьего ребенка в семье) оставлены Законом №317-ФЗ на 2016 год без изменений, как и отсутствие разницы в размерах этих вычетов в зависимости от того, находится на содержании родной ребенок или приемный;
2) увеличение предельного размера дохода налогоплательщика, при превышении которого предоставление стандартных налоговых вычетов на содержание детей ему прекращается. Размер указанного предельного размера дохода Законом №317-ФЗ увеличен с 2016 года с 280'000 рублей до 350'000 рублей в год.
Предусмотренные Законом №317-ФЗ изменения вступают в силу с 01.01.2016.
Единственной целью принятия Федерального закона от 23.11.2015 №316-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС" (далее - Закон №316-ФЗ) было закрепление того, что внесение изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС" должно отныне осуществляться исключительно путем принятия отдельных федеральных законов и не может быть включено в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Закон №316-ФЗ не содержит специальных правил введения в действие, что означает, что он вступает в силу через 10 дней после своего официального опубликования, т.е. с 04.12.2015. Однако при этом документ содержит оговорку, что он будет применяться к проектам федеральных законов, внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания РФ после дня своего вступления в силу, т.е. после 04.12.2015.
Напомним, что ранее в 2014 году абсолютно аналогичные правила были установлены для внесения правок в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. И тогда соответствующие законы также содержали аналогичную приведенной выше оговорку о порядке своего применения. На это в своих комментариях мы указывали, что данная "оговорка" формально не позволяет даже примерно предположить, когда на практике изменения НК РФ, БК РФ, а теперь еще и Закона №212-ФЗ начнут приниматься исключительно путем принятия законов по вопросам изменения НК РФ, БК РФ или Закона №212-ФЗ соответственно. Ведь на сегодня согласно официальной информации, размещенной на сайте Государственной Думы РФ, количество внесенных и зарегистрированных законопроектов, в которых включены нормы по изменению Закона №212-ФЗ, довольно велико, и на всех на них новые правила распространяться не будут. Точно также как до сих пор, спустя уже более 1,5 года после принятия аналогичных правил корректировки НК РФ и БК РФ, до сих пор еще принимаются законы, которые, например, затрагивают правки НК РФ, но при этом не являются специальными по отношению к изменению именно Налогового кодекса РФ (кроме НК РФ содержат правки иных отраслей права).
Однако в любом случае рано или поздно соответствующие правила заработают, и они, безусловно, упростят процесс отслеживания изменений законодательства РФ по вопросам налогообложения и (в связи с принятием рассматриваемого Закона №316-ФЗ) уплаты обязательных страховых взносов.
Исп. Леонов А., Кобякова Е.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий