Новый закон о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках

Информируем о принятии Федерального закона от 08.06.2015 № 140-ФЗ “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон №140-ФЗ).

Закон №140-ФЗ был официально опубликован на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 08.06.2015 и вступает в силу со дня его официального опубликования.

Принят Закон №140-ФЗ о добровольном декларировании имущества и счетов (вкладов) в банках, так называемый "Закон об амнистии капитала (зарубежного капитала)".

Первые лица Правительства РФ пояснили, что данный Закон не об амнистии капитала, как предполагалось ранее, а именно об упрощенном порядке декларирования своего имущества. Настоящий Закон, по мнению первых лиц Правительства РФ, "позволит создать правовые основы для вовлечения в экономику имущества, которое находилось в "серой "зоне, и перерегистрировать его на фактических владельцев; наша главная задача - сделать процедуру легализации (легализации имущества) абсолютно прозрачной и безопасной, чтобы те, кто решил открыть соответствующие источники дохода и имущества были застрахованы от возможного преследования; но не без исключений, конечно".

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что положения Закона направлены на создание простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения механизма добровольного декларирования имущества и счетов в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами РФ.

Продекларированная цель законопроекта нашла отражение в принятом Законе №140-ФЗ.

В соответствии со ст.1 Закона №140-ФЗ, настоящий ФЗ направлен на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами РФ, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом РФ к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

1. Законом №140-ФЗ физическим лицам дана возможность добровольно представить в налоговые органы Специальную декларацию.

Декларанты в предоставляемой в добровольном порядке декларации раскрывают сведения:

  • об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого является декларант;
  • о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом;
  • о счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, и о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант признается бенефициарным владельцем (ч.1. ст.3 Закона №140-ФЗ).

Декларанты в добровольном порядке раскрывают информацию об источниках приобретения имущества:

Декларанты вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации (ч.6. ст.3 Закона №140-ФЗ).

Законом №140-ФЗ декларантам предоставлены Гарантии конфиденциальности полученной информации:

Сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, признаются налоговой тайной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч.6.ст.4 Закона №140-ФЗ);

Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам (ч.6.ст.4 Закона №140-ФЗ);

Гарантии конфиденциальности содержащихся в декларации сведений обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, посредством централизованного хранения деклараций и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларациям (ч.13. ст.3 Закона №140-ФЗ).

Также Законом №140-ФЗ утверждена форма Специальной декларации и порядок ее заполнения.

Специальная декларация предоставляется в налоговый орган по месту жительства (по месту пребывания) либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, по выбору декларанта (ч.9 ст.3 Закона №140-ФЗ) в сроки с 1 июля по 31 декабря 2015 (ст.5 Закона №140-ФЗ).

Специальная декларация может быть подана однократно (ч.8. ст.3 Закона №140-ФЗ).

При этом необходимо отметить, что форма Специальной декларации и требования к порядку ее заполнения впервые были утверждены ФЗ, т.к. формы отчетности в налоговый орган, как правило, утверждаются подзаконными актами. Данные обстоятельства предоставляют возможность физическим лицам осуществить добровольное декларирование незамедлительно.

2. Нововведением Закона №140-ФЗ является предоставленная в рамках "программы добровольного декларирования" возможность физическим лицам оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам.

С этой целью Законом №140-ФЗ в законодательство РФ введены понятия фактического и номинального владельца имущества:

  • номинальный владелец имущества - лицо, осуществляющее права собственника имущества в интересах и (или) по поручению физического лица на основании договора номинального владения имуществом;
  • фактический владелец имущества - физическое лицо, в интересах и (или) по поручению которого номинальный владелец имущества осуществляет права собственника этого имущества на основании договора номинального владения имуществом (п.п.3,4 ч.1. ст.2 Закона №140-ФЗ),
  • а также понятие договора номинального владения имуществом - договор, который заключен в соответствии с законодательством иностранного государства и на основании которого права собственника имущества, принадлежащего физическому лицу, передаются иному лицу, осуществляющему эти права в интересах и (или) по поручению данного физического лица (п.п.2 ч.1. ст.2 Закона №140-ФЗ).

В указанных целях Законом №140-ФЗ предоставлена возможность фактическому владельцу заявить о таком имуществе в декларации:

К декларации прилагаются нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае, если декларант указывает в декларации сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является) (п.п.1 ч.5. ст.3 Закона №140-ФЗ);

Декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации (ч.6. ст.3 Закона №140-ФЗ).

Также Законом №140-ФЗ предоставлены Гарантии освобождения от налогообложения дохода, возникающего в связи с передачей имущества от номинального владельца к фактическому владельцу:

Операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч.7. п.4 Закона №140-ФЗ).

При этом необходимо отметить, что задачей законодателя в данной части являлось создание в законодательстве РФ правовых основ для передачи имущества, принадлежащего на праве собственности лицам, которые владеют, пользуются и распоряжаются им в чужом интересе, в пользу фактических владельцев имущества, без возникновения обязанности по уплате налогов.

Однако сам механизм передачи права собственности на имущество от номинального владельца фактическому владельцу в Законе №140-ФЗ не прописан, несмотря на то, что был заявлен при разработке законопроекта.

Также не нашли отражения в Законе №140-ФЗ Гарантии признания и регистрации прав собственности на имущество, передаваемое от номинального владельца к фактическому собственнику.

3. Законом №140-ФЗ участникам добровольного декларирования (декларантам и лицам, информация о которых содержится в декларации) предоставлены Гарантии правовой защиты имущественных интересов физических лиц, участвующих в добровольном декларировании имущества, и счетов (вкладов) в банках, Гарантии конфиденциальности полученной информации, Гарантии освобождения участников добровольного декларирования от уголовной, административной ответственности и ответственности за налоговые правонарушения.

Законом №140-ФЗ предоставляются Гарантии "освобождения":

  • от уголовной ответственности в отношении деяний по ряду статей, в частности: об уклонении от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст.193 УК РФ); об уклонении от уплаты таможенных платежей (ч.ч.1,2 ст.194 УК РФ); об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст.198 УК РФ); об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации, о неисполнении обязанностей налогового агента (ст.ст.199, 199.1. УК РФ); о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст.199.2 УК РФ);
  • от административной ответственности при наличии оснований при осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст.14.1 КоАП РФ);
  • от ответственности за налоговые правонарушения,
  • если правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады) (ч.1. ст.4 Закона №140-ФЗ),
  • и совершены декларантом и (или) номинальным владельцем имущества до 1 января 2015 года (ч.13 ст.4 Закона №140-ФЗ).

Кроме того, Гарантии освобождения от уголовной и административной ответственности распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ч.2. ст.4 Закона №140-ФЗ).

Законом №140-ФЗ предоставляются Гарантии "запрета ("не могут быть использованы") на использование":

  • данных (сведения, прилагаемые документы), содержащихся в декларации, в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества (ч.3 ст.4 Закона №140-ФЗ);
  • данных (сведения, прилагаемые документы), содержащихся в декларации, в качестве доказательства в рамках уголовного дела, дела об административном и (или) налоговом правонарушении (ч.4. ст.4 Закона №140-ФЗ).

Законом №140-ФЗ установлены условия представления Гарантий:

Гарантии предоставляются в части освобождения лица от ответственности за совершение конкретного деяния, содержащего признаки преступления (правонарушения), если на дату представления декларации в отношении лица не было возбуждено уголовное дело, не начато производство по делу об административном правонарушении, не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственности которого предусмотрено ч.1. ст.4 Закона №140-ФЗ (ч.8 ст.4 Закона №140-ФЗ).

При этом предоставление Гарантий, предусмотренных Законом №140-ФЗ, не зависит от того, представлены ли декларантом все сведения, перечисленные в ч.1 ст.3 Закона №140-ФЗ, или только их часть.

Освобождение же от ответственности допускается исключительно в пределах указанного в декларации имущества (ч.10. ст.4 Закона №140-ФЗ).

Также Законом №140-ФЗ предусмотрены Гарантии для владельцев "зарубежных" счетов:

В соответствии со ст.7 Закона №140-ФЗ, в случае, если в декларации содержатся сведения об открытых декларантом по состоянию на 1 января 2015 года счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и уведомление о которых не было представлено декларантом на дату представления декларации, декларант уведомляет налоговый орган, в который он представляет декларацию, в установленной форме об открытии и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада), а налоговый орган проставляет на указанном уведомлении отметку о его принятии. Представленное уведомление не считается представленным с нарушением срока, установленного ч.2 ст.12 ФЗ от 10.12.2003 года №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Денежные средства, зачисленные на указанные в декларации счета (вклады), открытые в банках, расположенных за пределами РФ, по состоянию на 1 января 2015 года признаются зачисленными на эти счета (вклады), открытые в банках, расположенных за пределами РФ, в соответствии с ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”.

Валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до 1 января 2015 года по счетам (вкладам), указанным в декларации и открытым в банках, расположенных за пределами РФ, признаются совершенными без нарушения ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”.

Кроме того, ст.8 Закона №140-ФЗ установлено, что положения ст.1-7 Закона №140-ФЗ не могут рассматриваться как ограничение прав пользования, владения, распоряжения указанными в декларации активами и (или) счетами (вкладами).

4. Законом №140-ФЗ установлены "условия" репатриации капитала.

Продекларированная Правительством РФ задача сделать процедуру легализации имущества абсолютно прозрачной и безопасной, нашла отражение в отсутствии обязанности возврата имущества в РФ.

Так ст.6. Закона №140-ФЗ установлено, что предоставление гарантий, предусмотренных Законом №140-ФЗ, не зависит от факта возврата имущества, сведения о котором содержатся в декларации, на территорию РФ.

Т.е., в соответствии с Законом №140-ФЗ, "репатриация" имущества достаточно условна, т.к. репатриация это всегда возврат капитала, в данном случае это легализация капитала, позволяющая не попасть в "черный список" ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Также Законом №140-ФЗ внесены изменения в статьи УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ об освобождении от ответственности, внесены изменения в ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ФЗ "О лицензировании", ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и Кодекс РФ об административных правонарушениях".

Кроме того, информируем Вас о принятии Федерального закона от 08.06.2015 №150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", содержащего налоговые последствия "амнистии капиталов" физических лиц. По данному ФЗ будет подготовлен отдельный обзор, который будет направлен в июле 2015 года.

В заключение хотелось отметить следующее. Как будет "работать" данный Закон №140-ФЗ предположить трудно, просчитать перспективы также практически невозможно.

Несмотря на то, что положения настоящего Закона №140-ФЗ направлены на обеспечение правовых гарантий сохранности зарубежного капитала и защиту от привлечения к ответственности с оговорками, по нашему мнению, существуют потенциально возможные проблемы, которые будут замедлять реализацию поставленной государством цели - возможный возврат денежных средств в РФ и легализацию имеющегося за рубежом имущества, что позволит налоговым органам контролировать приобретенные от такого имущества доходы, получать налоговые платежи с недвижимого имущества организаций (в рамках соглашений об отсутствии двойного налогообложения).

Так помимо наличия фактора недоверия бизнеса государству, существует вероятность того, что если лицо воспользуется "программой добровольного декларирования", то не исключено, что у "амнистированного" лица (российского бизнеса за рубежом) могут возникнуть серьезные проблемы за рубежом.

Амнистия - частичное или полное освобождение от наказания, уголовной ответственности, от применения санкций за неуплату налогов и пр. Соответственно, тот факт, что лицо воспользовалось "амнистией", может (или будет) трактоваться таким образом, что данное лицо нарушало закон. При этом зарубежные банки уже отчитались (перед регуляторами) о законности поведенных операций.

Ранее продекларированная Правительством РФ в средствах массовой информации позиция, что предпринимаемые государством меры это "амнистия капитала", несмотря на нежелание называть программу добровольного декларирования амнистией, чтобы не получалось "будто граждане даже косвенным образом сознаются в каких-то правонарушениях", повлиять на данные обстоятельства не сможет.

Исп. Штутман Н.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено