Минфин РФ о факсимильной подписи в документах

Информируем о письме Минфина РФ от 13.04.2015 №03-03-06/20808, в котором министерством сделан вывод, что "факсимильная, электронная копия, либо иным образом воспроизведение подписи руководителя при поступлении документов, имеющих финансовые последствия, не являются оправдательными документами для целей учета по налогу на прибыль".

При этом в обоснование своей позиции Минфином РФ приведены положения статьи 252 НК РФ о критериях отнесения затрат к расходам по налогу на прибыль, а также статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", устанавливающей перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Напомним, что пунктом 2 статьи 9 Закона №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" к обязательным реквизитам первичного учетного документа отнесены следующие: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи указанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Отметим, что в рассматриваемом письме Минфином России допущено неточное цитирование, поскольку одним из обязательных реквизитов первичного документа министерством указаны личные подписи лиц, совершивших операцию и (или) ответственных за ее оформление, что соответствует пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", действовавшего ранее, а не положениям Закона №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подлежащего применению с 01.01.2013.

В связи с этим возникает вопрос, насколько позиция Министерства финансов РФ соответствует действующим нормативно-правовым актам.

Нормативное определение подписи в законодательстве РФ отсутствует. В соответствии с Большим толковым словарем русского языка (гл. ред. С. А. Кузнецов) под "подписью" понимается фамилия, собственноручно поставленная под чем-либо (под каким-либо текстом, рисунком, картиной и т.п.). При этом под "факсимиле" понимается печатка, клише, воспроизводящие собственноручную подпись.

В таком документе как "Единая система конструкторской документации. Основные надписи. ГОСТ 2.104-2006" (введен Приказом Ростехрегулирования от 22.06.2006 №118-ст) определено, что подпись - это реквизит документа, представляющий собой собственноручную подпись полномочного должностного лица.

Как нам представляется, статья 160 "Письменная форма сделки" ГК РФ также разделяет случаи собственноручного исполнения подписи и факсимильного воспроизведения подписи, в связи с чем считаем, что под "подписью" в нормативно-правовых актах, в том числе в Законе №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", следует понимать собственноручно исполненную подпись лица.

Статья 160 Гражданского кодекса РФ допускает использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В связи с этим при заключении гражданско-правовых договоров стороны могут предусмотреть использование факсимиле во всех документах, оформляемых при исполнении, изменении, расторжении договора.

Вместе с тем, считаем, что документы, оформленные сторонами с использованием факсимиле, влекут гражданско-правовые последствия для сторон договора, являются действительными для третьих лиц, по таким документам, например, может быть взыскана дебиторская задолженность в суде, однако, по нашему мнению, эти документы не могут являться первичными учетными документами в понимании Закона №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", поскольку Законом прямо предусмотрено наличие такого обязательного реквизита первичного учетного документа как подпись. Напомним, что Закон №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не предусматривает факсимильное воспроизведение подписи ответственных должностных лиц, а допускает только составление первичного учетного документа в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В этой части мы можем согласиться с позицией Министерства финансов РФ.

Однако вывод, сделанный министерством, что документы, оформленные с использованием факсимиле, не являются оправдательными документами для целей учета по налогу на прибыль, по нашему мнению, не соответствует положениям главы 25 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

По нашему мнению, к документам, оформленным в соответствии с законодательством РФ, должны быть отнесены, в том числе документы, оформленные с использованием факсимиле, если возможность такого оформления прямо предусмотрена соглашением сторон. В связи с этим считаем, что при подтверждении затрат документами, оформленными с использованием факсимиле, возможные налоговые риски необходимо оценивать в каждом конкретном случае в том числе с учетом положений статьи 160 ГК РФ.

В заключение отметим, что использование факсимиле является абсолютно недопустимым при оформлении счетов-фактур, поскольку положениями статьи 169 НК РФ не предусмотрено возможности факсимильного воспроизведения подписи при оформлении счета-фактуры, на что было указано также Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 27.09.2011 №4134/11 по делу №А33-20240/2009. На наш взгляд, недопустимость использования факсимиле распространяется также на универсальный передаточный документ, который должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные для счетов-фактур, в том числе подписи руководителя, главного бухгалтера организации, при этом факсимильное воспроизведение этих подписей повлечет однозначный отказ в возмещении НДС по такому документу.

Исп. Кобякова Е.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено