Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем о принятии 29.12.2014 постановления Правительства РФ №1595 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" (далее также - Постановление), которое размещено 31.12.2014 на сайте www.pravo.gov.ru и вступило в силу по истечении 7 календарных дней, т.е. с 08.01.2015.
Рассматриваемое Постановление издано в соответствии с "дорожной картой" (планом) "Совершенствование налогового администрирования", автором которой выступает Агентство стратегических инициатив. Постановление призвано обеспечить минимизацию количества учетных первичных документов, оформляемых при направлении работника в командировку.
После вступления в силу Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" организации вправе использовать формы первичных учетных документов (к которым следует отнести и документы по учету труда и его оплаты), разработанные ими самостоятельно (т.к. унифицированные формы с 01.01.2013 более не являются обязательными), о чем неоднократно отмечали в своих письмах уполномоченные органы, в частности, Роструд. Однако при рассмотрении вопроса об оформлении первичных документов при направлении работника в командировку, Минтруд РФ в письме от 14.02.2013 №14-2-291 указал, что соответствующие документы (в частности, командировочное удостоверение) должны быть составлены по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата от 05.01.2014 №1. В письме от 04.03.2013 №164-6-1 Роструд еще раз разъяснил, что при оформлении командировочного удостоверения следует использовать унифицированную форму №Т-10 и руководствоваться указаниями по ее заполнению, утвержденными данным Постановлением.
Принятым 29.12.2014 постановлением Правительства РФ №1595 внесены изменения в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №749), которые кратко могут быть сформулированы следующим образом:
Рассмотрим каждое из нововведений подробнее.
1. Согласно новой редакции п. 3 Положения работодатель вправе направить работника в командировку, в том числе в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы. Из текста Постановления исключено указание на возможность направления работника в командировку "уполномоченным руководителем лицом". Подобная правка носит технический характер, призванный упростить норму подзаконного акта и, по нашему мнению, это не может исключать права подписания приказа лицом, которому делегировано указанное полномочие руководителем организации, поскольку ответственность за действия лиц, которым передана часть полномочий единоличного исполнительного органа (в том числе по вопросам определения целей и задач командирования и подписание приказа о таком командировании), в целом, несет сам руководитель, а передача полномочий не противоречит нормам трудового и гражданского законодательства РФ.
Вместе с тем нельзя не обратить внимание еще на один аспект новой редакции п. 3: при определении лица, которым может быть принято решение о направлении работника в командировку, указано лицо, направляющее работника в командировку по месту нахождения представительства или филиала, определяя их статус как обособленные подразделения организации. Действительно, согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения (в первом случае представляющими интересы юридического лица и осуществляющими их защиту, во втором случае осуществляющими все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства). Однако, как следует из положений Налогового кодекса РФ (ст. 11) и не противоречит нормам трудового законодательства РФ, в структуре организации могут быть созданы иные обособленные подразделения, не являющиеся филиалом или представительством, отличительной особенностью которых является наличие стационарных рабочих мест. Тот факт, что текст постановления не указывает на обособленное подразделение в том его смысле, как это вытекает из НК РФ, по нашему мнению, не означает, что решение о направлении работника в командировку в такое обособленное подразделение, не обладающее статусом филиала или представительства, не может быть принято работодателем или что направление работника для выполнения задания в территориально обособленное подразделение, не являющееся местом его работы, не будет признаваться командировкой.
Иными словами, решение работодателя (приказ о направлении в командировку) принимает (подписывает) единоличный исполнительный орган, при этом работник может быть направлен как к другому лицу (к контрагенту, партнеру, проверяющим и контролирующим органам и др.), так и в территориально обособленное подразделение, филиал или представительство самой организации.
2. Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).
Под служебным поручением понимается конкретная задача, которую работник должен выполнить в командировке. Указанная задача до 08.01.2015, как цель поездки, формулировалась как в приказе о направлении в командировку, так и в служебном задании, которое помимо этого содержало еще и отчет о выполнении задания.
С введением в действие изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки служебное задание, отчет о выполненной работе не оформляются, в то время как цель (служебное задание), по-прежнему, указывается в приказе о направлении в командировку. Данное обстоятельство, полагаем, должно снять вопросы о подтверждении обоснованности произведенных работником расходов в командировке, тем более что, авансовый отчет, как и ранее, подлежит оформлению в течение 3 рабочих дней по возвращению из командировки (п. 26 Положения).
Как указано выше, бланк служебного задания содержал раздел об отчете о выполнении задания, который ранее имел практическое значение в связи с осуществлением контроля за достижением цели и в связи с подтверждением производственного характера произведенных расходов, не влияя при этом на такие аспекты, как выплата суточных или оплата стоимости проезда. Роструд в письме от 30.04.2008 №1024-6 пояснил, что: "поскольку суточные не являются вознаграждением за труд, то есть не относятся к заработной плате, а носят компенсационный характер, а выплата суточных... не ставится в какую-либо зависимость от фактического выполнения работником трудовой функции, работнику следует выплачивать суточные за все дни его нахождения в командировке".
Таким образом, с учетом вступивших в силу изменений Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, мы полагаем, что отсутствие отчета о проведенной в ходе командировки работе (выполнении задания), как одного из документов о командировке, не может быть препятствием для проведением расчетов с работником, как в отношении выплаты заработной платы и суточных за время командировки или компенсации понесенных им в это время затрат, так и в отношении признания произведенных им расходов обоснованными в целях выполнения порученного задания.
3. С 08.01.2015 больше не нужно оформлять командировочное удостоверение, которое, согласно унифицированной форме, содержало:
С учетом внесенных изменений (отмены обязательности оформления командировочного удостоверения) все указанные выше положения, за исключением определения фактического времени пребывания в месте командировки, могут и должны найти свое отражение в приказе о направлении в командировку.
Фактическое время в командировке, согласно новой редакции п. 7 Положения, будет определяться по проездным документам[1].
Как было указано выше, то обстоятельство, что с января 2015 г. не оформляется отчет о выполненной в ходе командировки работе, при наличии проездных документов, по нашему мнению, должно означать лишь то, что все произведенные в ее ходе расходы для целей налогообложения носят производственный характер. Однако такой вывод является достаточно оптимистичным, и мы полагаем, что контролирующие органы по-прежнему будут пристально рассматривать затраченные суммы, тем более, что основание для этого имеется: например, приобретенные билеты еще не означают следование лица, указанного в них, по заданному маршруту. Следовательно, контролирующие органы для проверки самого факта командировки и прибытия работника в адрес принимающей стороны должны будут провести дополнительные проверочные мероприятия. При этом указанные проверочные действия могут быть осложнены следующим. В силу приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 №739н "Об утверждении порядка и форм учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы", у хозяйствующего субъекта должно быть организовано ведение 2 журналов, информация в которых включает в себя, в том числе и данные о дате и номере командировочного удостоверения. Теперь такие сведения в журнал вноситься не будут по причине их отсутствия[2]. Более того, теперь не исключены случаи, когда сведения о прибывших в командировку работниках вообще не будут внесены в журнал: отметок в командировочном удостоверении ставить не нужно, а ответственные за их ведение (канцелярия, секретариат) могут не узнать, что в расположение организации прибыл командированный работник.
В связи с подтверждением фактического времени пребывания работника в командировке проездными документами может возникнуть еще одна сложность учета и выплат: ситуация, когда работник пребывает или убывает из места командировки значительно ранее/позднее даты, указанной в приказе о командировке, что не обусловлено объективными причинами и не учтено сроками командировки (например, задержка на выходные до или после командировки, задержка в месте командировки для посещения родных и многое другое). Трудовым законодательством РФ это не запрещено. Но в данном случае мы рекомендуем предложить работнику написать заявление о том, что он просит разрешить ему находиться в месте командировки до/после выполнения служебного задания по личным обстоятельствам. Соответственно, работодатель вправе согласовать данное заявление, включив в приказ о направлении работника в командировку[3] указание на согласованную дату прибытия/отъезда из места командировки. Это позволит не только надлежащим образом подтвердить исполнение задания в период командировки и фактическое время пребывания в месте командировки, но и решить вопрос с выплатой суточных, компенсацией стоимости проживания и др.
Иными словами, исключение из состава обязательных для составления документов командировочного удостоверения, служебного задания и отчета о его выполнении в отдельных случаях, требует приложения дополнительных усилий для подтверждения фактического осуществления и обоснованности производимых расходов организации, связанных с командировкой ее сотрудников.
Таким образом, вопрос формирования пакета документов о направлении работника в командировку, формы этих документов, разработанных с учетом действующих норм, как трудового законодательства, так и законодательства о бухгалтерском учете и налогах РФ, становится все более актуальным.
По нашему мнению, для минимизации возможных рисков, хозяйствующие субъекты могут принять локальный нормативный акт, содержащий положения о принятии решений о направлении работников организации в командировку и положения о приеме прибывших в командировку, предусмотрев в нем формы используемых документов. Принятие такого документа с учетом мнения представительного органа работников не будет противоречить ни нормам ст. 8 Трудового кодекса РФ, ни нормам ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Рассматриваемый локальный акт в свете принятых изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки может содержать, например, следующие положения:
1) о подготовке и издании приказа (распоряжения) работодателя о направлении работника в командировку в не менее чем 2-х экземплярах (один для организации, другой для работника, направляемого в командировку);
2) форму приказа о направлении работника в командировку (на основе приказов по форме Т-9, Т-9а) с указанием:
3) форму заявления работника с просьбой разрешить ему находиться в месте командировки более того времени, чем это предусмотрено целями командировки;
4) форму служебной записки, оформляемой работником по возвращении при условии следования в служебную командировку на личном транспорте.
Организация может выбрать и иной путь: признать для себя необходимым и целесообразным сохранение и использование всех ранее оформляемых документов (приказ, командировочное удостоверение, служебное задание и отчет и его выполнении, авансовый отчет), подтвердив это изданием приказа о применении унифицированных форм или об утверждении положения о командировках, устраняющего расхождение правил применения этих форм данной организацией и Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, приложением к которому будут указанные унифицированные (или "доработанные" самой организацией) формы документов о командировках.
Исп. Москаленко Л.
[1] В случае проезда работника в командировку на личном транспорте фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).
[2] Вероятно, в ближайшем будущем Минздравсоцразвития РФ внесет изменения в указанный приказ и исключит данные о командировочном удостоверении из соответствующих журналов. Не исключено (однако шансы невелики), данные о командировочном удостоверении будут заменены на данные (реквизиты) приказа о направлении в командировку.
[3] Еще раз напомним, что работодатель, как хозяйствующий субъект, вправе разработать и применять собственные учетные формы документов, дополняя или видоизменяя их с учетом особенностей деятельности организации, но с соблюдением требований к документам, установленным законодательством РФ о бухгалтерском учете.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий